Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальная защита - это государственная система помощи и поддержки населения, позволяющая обеспечивать гражданам такие условия существования, которые соответствуют общепризнанным социальным нормам; инструмент социальной политики, направленный на преодоление последствий наступления социальных рисков (потери работы, болезни, инвалидности, старости и т. д.).
Анализ Конституции Российской Федерации позволяет заключить, что социальная защита выражена в комплексе конституционных прав и свобод граждан в области труда; семейной жизни; материнства, отцовства и детства; здоровья; окружающей среды; социального обеспечения, страхования и поддержки. В России важнейшим субъектом социальной защиты является государство, т. к. основная часть социальных услуг финансируется за счет бюджета или внебюджетных социальных фондов и предоставляется бесплатно.
Институционализация сообщества инвалидов основывается преиму-щественно на нозологическом принципе, подразумевая формирование со-ответствующих общественных организаций инвалидов, взаимодействую-щих с различными социальными институтами и властными структурами в целях защиты прав и интересов той или иной категории инвалидов. И, тем самым, именно организованное общественное движение инвалидов вопло-щает наивысшее социальное проявление их активной субъектной ролевой позиции в сфере просвещения, образования, реабилитации. В полной мере это касается и инвалидов по зрению.
В условиях диверсификации образования и социокультурной реаби-литации слепых и слабовидящих, порождающих многообразие соответ-ствующих институциональных и организационных форм, принципиальное значение приобретает осмысление исторической динамики развития форм помощи инвалидам. Интернационализация подходов в политике в отноше-нии лиц с инвалидностью актуализирует вопросы просвещения, образова-ния, реабилитации инвалидов как неотъемлемой функции и обязанности государства. При этом инвалиды выступают не только в качестве объекта, но и в качестве субъекта деятельности.
Вместе с тем, инвалиды представляют собой специфическое сообще-ство, которое и выступает в качестве институционализированного субъекта реабилитации. Это касается и инвалидов по зрению, чье сообщество при-менительно к российским условиям представляет собой Всероссийское общество слепых (ВОС).
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфе-ре функционирования Всероссийского общества слепых.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие деятельность Всероссийского общества слепых.
Целью исследования работы является изучение деятельности Все-российского общества слепых.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть особенности построения организационной струк-туры управления Всероссийского общества слепых;
- проанализировать основные направления деятельности Всерос-сийского общества слепых;
- рассмотреть особенности реабилитации инвалидов по зрению;
- охарактеризовать опыт Всероссийского общества слепых по организации реабилитационного сопровождения инвалидов по зрению.
Методологическую основу (методы исследования) составили методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод, формально-юридический метод, метод системного анализа и некоторые другие.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ
1.1 Особенности построения организационной структуры управления Всероссийского общества слепых
Всероссийское общество слепых (далее ВОС) - одна из старейших общественных организаций инвалидов в России, основанная еще в 1925 г. с целью защиты прав и интересов инвалидов по зрению, их социальной поддержки, реабилитации, социальной интеграции и содействия обеспече-нию равных возможностей. В основе организации лежит добровольное членство граждан РФ - инвалидов по зрению, их законных представителей и других лиц, принимающих активное участие в ее жизни. ВОС осуществ-ляет деятельность на всей территории страны и включает в свои ряды бо-лее 214 тыс. членов.
За почти 100 лет существования ВОС сформировало собственную структуру управления, производственно-хозяйственную базу, а также соб-ственную систему учреждений, позволяющих более эффективно реализо-вывать уставные цели организации. Согласно Уставу основными целями ВОС являются: участие в определении и реализации государственной по-литики в отношении инвалидов; содействие и участие в профессиональной, социальной, педагогической реабилитации и интеграции; участие в трудо-вой реабилитации, повышении образования, развитии культуры и спорта среди инвалидов по зрению.
Упомянутая систему учреждений включает: 2 реабилитационных центра; 8 культурно-спортивных реабилитационных центра; спортивно-реабилитационный гостиничный комплекс; 3 санатория, рассчитанных на 866 мест; Институт профессиональной реабилитации и подготовки персо-нала ВОС «РЕАКОМП»; 2 издательско-полиграфических предприятия (ИПТК «Логос» и «ИПО ВОС «Чтение»).
В структуру управления ВОС входят центральный аппарат и 75 ре-гиональных организаций (далее РО), включающих 779 местных организа-ций (далее МО). Структура управления ВОС характеризуется жесткой вертикальной иерархией, строгой подчиненностью нижестоящих органов управления вышестоящим, выборностью постоянно действующих органов управления всех уровней, единообразием механизмов, процедур и правил осуществления организационно-управленческой деятельности, базирую-щейся на законодательных актах РФ и нормативных актах самого ВОС.
Высшим руководящим органом управления ВОС является съезд, со-бирающийся один раз в 5 лет. Руководство организацией между съездами осуществляет постоянно действующий орган управления, избираемый на съезде делегатами из регионов, - Центральное правление (далее ЦП). Само ЦП собирается не реже, чем каждые 2 месяца и осуществляет управление ВОС в соответствии с уставными целями и положениями Постановления съезда, на котором оно было выбрано. Оперативное руководство и испол-нительно-распорядительную деятельность ВОС между заседаниями ЦП ВОС осуществляет президент и вице-президенты ВОС, также избираемые на съезде. Президент ВОС организует выполнение постановлений съезда и Центрального правления ВОС, определяет полномочия и направления де-ятельности вице-президентов, а также осуществляет другие функции, опре-деленные Уставом организации .
Срок полномочий аппарата управления и выборных должностных лиц на всех уровнях управления организации - федеральном, региональ-ном и местном, составляет 5 лет.
Решением ЦП ВОС в субъектах РФ созданы региональные организа-ции ВОС, занимающиеся реализацией уставных целей ВОС в конкретных регионах. РО действуют на основании единого Устава ВОС и других нор-мативных документов ВОС и являются юридическими лицами. В РО по решению правления, согласованному с ЦП, создаются местные организа-ции ВОС, если на соответствующей территории проживает не менее 15 членов Общества - инвалидов по зрению. При этом МО ВОС не являются юридическими лицами.
Высшим руководящим органом РО ВОС является конференция, ко-торая созывается решением правления РО ВОС один раз в пять лет. При этом норму представительства на конференцию определяет правление РО в соответствие с рекомендациями ЦП ВОС. Конференция РО ВОС решает все вопросы деятельности РО, определяет направления развития органи-зации, представляет предложения в адрес вышестоящих органов ВОС, из-бирает или досрочно прекращает полномочия председателя РО, избирает (по предложению председателя РО) правление РО, избирает или досрочно прекращает полномочия председателя и членов контрольно-ревизионной комиссии (КРК) РО, избирает делегатов на съезд ВОС.
Постоянно действующим руководящим органом РО является прав-ление РО ВОС. Правление подотчетно конференции РО и осуществляет руководство и организацию работы РО ВОС между конференциями, со-бираясь не реже одного раза каждые два месяца. Председатель РО одно-временно является председателем правления РО ВОС. Выборные долж-ностные лица правления и КРК РО ВОС избираются конференцией на 5 лет. Председатель РО обеспечивает соблюдение законодательства РФ, Устава ВОС и других нормативных документов ВОС, организует выпол-нение постановлений съездов ВОС, ЦП, конференций РО и правления РО ВОС.
На местном уровне реализацию уставных целей ВОС осуществляют местные организации. Высшим руководящим органом МО ВОС является собрание (конференция), которое проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Отчетно-выборные собрания (конференции) МО, на которых выбирается председатель МО, по его предложению - чле-ны бюро МО, председатель и члены КРК МО - проводятся один раз в 5 лет. Избрание председателя МО может осуществляться как по представле-нию председателя РО ВОС, так и из числа кандидатур, выдвинутых участ-никами собрания (делегатами конференции). Норму представительства на конференции (если членов в МО слишком много, то проводится именно конференция) определяет правление РО ВОС. Избранный председатель МО одновременно является председателем постоянно действующего орга-на управления МО ВОС - Бюро МО.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные документы
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2) О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Фе-деральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
3) Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2021 г. № 3711-р. URL: http://publication.pravo.gov.ru/File/Ge tFile/0001202112280026?type=pdf (дата обращения: 24.01.2024).
Научная и учебная литература
4) Астанин А.А. Организация реабилитационного сопровождения инвалидов по зрению и слепоглухих специалистами Всероссийского обще-ства слепых в условиях пандемии // Состояние и перспективы системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации - 2020. II Межрегиональная конференция (Москва, 18 ноября 2020 г.): Сборник материалов и докладов ; под общей редакци-ей д. м. н. М.А. Дымочка Москва: ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, 2020. С. 260 - 264.
5) Астанин А.А., Миронова И.А. Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов по зрению в системе Всероссийского общества слепых // сборнике: Состояние и перспективы развития системы комплекс-ной реабилитации и абилитации инвалидов - 2021. III Межрегиональная конференция: сборник материалов и докладов. Под общей редакцией М.А. Дымочка. Москва, 2022. С. 154-160.
6) Астанин, А. А. Система социальной и профессиональной реа-билитации взрослых слепых в Центре реабилитации слепых Всероссийско-го общества слепых // Преемственная система инклюзивного образования : теоретические и практические аспекты : материалы IX Международной научно-практической конференции. 13 марта 2020 г. Казань : Издатель-ство «Познание» Казанского инновационного университета, 2020. С. 167 - 170.
7) Афанасьев М. А. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. М. : Инфра-М. 2022. С.56. 184 с.
8) Бакаева М.А. Реабилитация и социализация лиц с ограни-ченными возможностями здоровья - основная задача // Проблемы совре-менной науки и образования. 2020. № 1. С. 40-43.
9) Встреча с представителями общественных организаций инва-лидов / Официальный сайт Президента России. - Москва. - URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/64542/videos/ (дата обраще-ния: 20.01.2025).
10) Гюлджян А.Г. Роль общественных организаций в реализации социальных прав граждан // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 228-229.
11) Егорова Т.С. Роль Всероссийского общества слепых (ВОС) в реабилитации инвалидов по зрению // Российский общенациональный оф-тальмологический форум. 2021. № 2. С.537-540.
12) Исмаков Т.М. Особенности реабилитационной работы с инва-лидами по зрению на базе всероссийского общества слепых// В сборнике: Специальное образование и социокультурная интеграция - 2018. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Ю.В. Селивано-вой, М.Д. Коноваловой. 2018. С. 111-116.
13) Кантор В. З. Психолого-педагогическая реабилитация как практика институционализированного сообщества инвалидов по зрению / Кантор, Н. B. Немирова, В. В. Казанкин // Вестник Ленинградского госу-дарственного университета имени А.С. Пушкина. 2020. № 2. С. 33 - 56.
14) Комплексная реабилитация больных и инвалидов: Учебное по-собие / С.Б. Нарзулаев, Г.Н. Попов, Г.Н. Лапина, О.Ю. Похоруков. Томск. Изд-во ТГПУ, 2006. 422 с.
15) Лапшин К. А. Особенности трудовой и профессиональной реа-билитации инвалидов по зрению в современных условиях // Состояние и перспективы системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации - 2020 : сборник материалов и докладов II Межрегиональной конференции (Москва, 18 ноября 2020 г.) / под общей редакцией д.м.н. М. А. Дымочка. - Москва : ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, 2020. С. 271-277.
16) Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для среднего профессионального образования. 4–е изд., перераб. и доп. / Е.Е. Мачульская. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 472 с.
17) Никулина И.Н. Современные подходы к содержанию и органи-зации реабилитационно-педагогической деятельности в общественной ор-ганизации инвалидов. // Реализация современных подходов к реабилита-ции инвалидов в процессе общего и профессионального образования: ма-териалы международной научно-практической конференции / науч. Рук. С.С. Лебедева. СПб ГИПСР, СПб ГБУ ПРЦ, СПб. 2013. 267 с.
18) Севастьянов М.А., Коробов М.В., Владимирова О.Н., Сарана А.М. Методы управления процессом реабилитации пострадавших на про-изводстве. // Вестник восстановительной медицины. 2016. № 3. 2016.- С.95 - 102.
19) Струкова О. Г. Анализ мониторинга субъектов Российской Фе-дерации по стимулированию работодателей к созданию и оснащению ра-бочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом принципа «разумно-го приспособления» / О. Г. Струкова, Е. В. Морозова, Е. В. Жукова // Со-стояние и перспективы системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации - 2020 : сборник материалов и докладов II Межрегиональной конференции (Москва, 18 но-ября 2020 г.) / под общей редакцией д.м.н. М.А. Дымочка. - Москва : ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России ; ООО «Канцлер» (Ярославль), 2020. С. 54-66
20) Струкова О.Г. Морозова Е.В. Жукова Е.В. Анализ мониторин-га субъектов Российской Федерации по стимулированию работодателей к созданию и оснащению рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом принципа «разумного приспособления» / О.Г. Струкова, Е.В. Мо-розова, Е.В. Жукова // Состояние и перспективы системы комплексной ре-абилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Фе-дерации - 2020. II Межрегиональная конференция (Москва, 18 ноября 2020 г.): Сборник материалов и докладов; под общей редакцией д. м. н. М.А. Дымочка - Москва: ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России; ООО «Канцлр» (Ярославль), 2020. С. 54 - 66
21) Тринадцатко А.А. Об особенностях структуры управления НКО (на примере общероссийской общественной организации инвалидов «всероссийское общество слепых») // В сборнике: Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, террито-рий. материалы международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2017. С. 357-360.
22) Шабунова А.А. Актуальные проблемы трудоустройства инва-лидов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, про-гноз. 2022. № 6 (48). С. 126-142