Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследуемой темы определяется тем, что в нынешних условиях волонтерство стало одной из ключевых форм социальной активности людей по всему миру. В 2006 году Правительство Российской Федерации утвердило основные направления государственной молодежной политики на период до 2016 года, где среди приоритетов было обозначено систематическое привлечение молодежи к общественной жизни, а также развитие и поддержка молодежных инициатив, связанных с организацией добровольческой деятельности.
Волонтерство можно рассматривать как форму социального творчества молодежи, поскольку оно позволяет молодым людям проявлять инициативу, креативность и активную гражданскую позицию. Участвуя в волонтерских проектах, молодежь не только помогает другим, но и развивает свои навыки, приобретает новый опыт и расширяет кругозор. Волонтерская деятельность способствует формированию у молодых людей чувства ответственности за общество и окружающий мир, а также стимулирует их к поиску новых решений социальных проблем.
Данная тема вызывает интерес научного сообщества в России, это выражается в многочисленных монографиях и исследованиях: Среди отечественных исследователей выделяются работы Н. Г. Бодренковой, Л. А. Кудринской, И. В. Мерсияновой, М. В. Певной, И. В. Самаркиной, Е. Е. Строковой, А. Е. Шадрина, П. В. Шевченко и других, в которых рассматриваются феноменологические характеристики волонтерства с разных научных позиций .
К. Бидерман, П. Джордан, И. Ф. Албегов, Н. А. Антипов, Е. Н. Глубоков, А. Н. Кошелева и другие ученые изучают управление волонтерством, взаимосвязь добровольчества с социальной сферой, а также проблемы социального добровольчества в России .
Цель: Изучение волонтёрства как формы социального творчества среди молодёжи и его влияния на личностное развитие и социальную активность.
Задачи:
1. Рассмотреть исторические этапы волонтерского движения;
2. Проанализировать понятие «волонтёрство» и выявить его основные характеристики;
3. Исследовать мотивы участия молодёжи в волонтёрской деятельности;
4. Определить роль волонтёрства в социальном творчестве и развитии личности молодых людей;
5. Разработать рекомендации по поддержке и развитию волонтёрского движения среди молодёжи.
Объект: Молодёжь, участвующая в волонтёрской деятельности.
Предмет: Волонтёрская деятельность как форма социального творчества и её влияние на личностное развитие и социальную активность молодёжи.
Методы исследования:
Теоретические методы:
Анализ литературы, исторический метод, сравнительный анализ.
Эмпирические методы:
Наблюдение, экспертные оценки, анкетирование (мы создали специальный опрос для участников ГДК, в качестве обратной связи).
Глава I. Отечественные и зарубежные данные о развитии волонтерства
I.1. Развитие волонтерства в историческом контексте в отечественной и зарубежной литературе
Термин "волонтёр" происходит от латинского слова voluntarius, что означает "доброволец" . Он появился в XVII веке практически одновременно в нескольких европейских языках, включая французский, итальянский, немецкий и английский. Изначально этот термин был связан с военной службой, так как в те времена многие страны не имели постоянных армий, и участие в боевых действиях было делом добровольцев, которых называли волонтёрами. Эта практика существовала и в России.
Со временем значение термина стало изменяться. В Англии слово "волонтёрство" начали использовать для обозначения добровольческой деятельности и помощи нуждающимся. Хотя первоначально оно всё ещё преимущественно относилось к военным, со второй половины XIX века понятие стало ассоциироваться с благотворительными организациями, такими как Армия спасения, Красный Крест и Христианская ассоциация молодых людей. К началу XX века, особенно после Первой мировой войны, слово "волонтёр" стало прочно связываться с филантропией, а не с военной деятельностью .
Исследования социального явления волонтерства в России начали проводиться с начала XXI века. Ученые акцентируют внимание на его функции как источника благотворительности, а также как на общественное движение и активную форму гражданской деятельности, способствующую реализации различных социально-культурных практик. Анализ доступной литературы также свидетельствует о наличии эмпирических исследований, посвященных российскому волонтерству и его разновидностям.
Для понимания термина важно отметить, что слово «волонтерство» стало актуально в научной среде в 1990-е годы, когда в России начали возникать первые социально ориентированные некоммерческие организации, целью которых стали благотворительность и просветительская деятельность, а не стремление к прибыли .
Многие социологи исследуют волонтерство через призму социального творчества. Так Лебедева О. И. рассматривает термин «социальное творчество» следующим образом:
– это любое творческое действие, ориентированное на общество (в широком понимании);
– это творчество в социальной сфере, направленное на изменение социальных отношений, развитие личности, активацию внутреннего потенциала, вовлечение индивидов и социальных групп в активное взаимодействие (в узком понимании) .
Задачи по развитию творческих способностей у обучающихся и формированию устойчивого интереса к творчеству актуальны в области воспитания и обучения детей в различных сферах, таких как изобразительное искусство, музыка, родной язык, литература, технологии и др .
I.2. Основные волонтёрские направления
Волонтерство можно охарактеризовать следующим образом:
– это социально-культурная инициатива, направленная на решение множества общественно значимых задач.
Основные направления волонтерства можно выделить следующим образом:
Одним из самых заметных направлений является социальное волонтерство, которое включает участие в программах помощи людям в трудной жизненной ситуации. Это может быть работа с детьми, пожилыми людьми, инвалидами или бездомными. Волонтеры в этом направлении помогают организовывать различные мероприятия, распределять помощь, а также предоставлять эмоциональную поддержку нуждающимся .
Также стоит выделить медицинское волонтерство, которое связано с оказанием помощи в сфере здравоохранения. Волонтеры могут участвовать в помощи медицинским учреждениям, работать в социальных службах, предоставлять временную поддержку врачам и медсестрам, а также участвовать в информационных кампаниях по вопросам здоровья .
Кроме того, существует гуманитарное волонтерство, связанное с оказанием помощи в кризисных ситуациях, таких как стихийные бедствия или военные конфликты. Это направление требует от волонтеров высокой степени готовности и способности действовать в условиях стресса.
Каждое из этих направлений не только решает актуальные проблемы общества, но и способствует развитию личных качеств волонтеров, таких как ответственность, эмпатия и креативность. Волонтерская деятельность предоставляет возможность молодежи активно участвовать в жизни общества, проявлять свои навыки и реализовывать свои идеи .
Формы волонтерской активности многообразны: они могут включать одноразовые благотворительные мероприятия и акции, долгосрочные проекты и программы, а также постоянную работу. Эти мероприятия направлены на решение актуальных социальных, культурных, экономических и экологических вопросов общества.
Таким образом, волонтерская деятельность способствует созданию социально ответственного общества посредством предоставления необходимых социальных услуг. Ее основу составляют такие ценности, как альтруизм, бескорыстие, благородство, открытость, гуманизм, добровольность, законность, милосердие, отзывчивость, самоотверженность, сострадание и человечность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балакирев А. Н. Тимуровцы: маленькие волонтеры Великой войны //Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2015. – №. 7. – С. 19-23.
2. Бархаев А. Б. Социально-психологические условия вовлечения волонтеров в деятельность общественных организаций //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2009. – Т. 1. – №. 3. – С. 79-87.
3. Биякова Е. А., Демидович Е. А. К вопросу об истории возникновения волонтерства //Вестник науки и образования. – 2019. – №. 15 (69). – С. 73-74.
4. Бодренкова Г. П., Караваешников С. Е. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни //Москва. – 2011. – С. 88.
5. Гайсина С. В., Лебедева М. Б., Кравцов В. М. Цифровое волонтерство и его роль в формировании информационной безопасности школы //Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». – 2022. – №. 1 (13). – С. 11-16.
6. Горлова Н. И. Развитие олимпийского движения волонтеров в России: историография вопроса //Вестник Костромского государственного университета. – 2017. – Т. 23. – №. 2. – С. 52-55.
7. Данилова Е. В. Международный опыт волонтерской деятельности //Вестник РМАт. – 2015. – №. 4. – С. 11-15.
8. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) Добровольцы России [Электронный ресурс]. – URL: https://dobro.ru/project/20045 (дата обращения: 10.01.2025).
9. Казакевич Л. И. К вопросу эволюции термина «волонтерство» //Социальная работа в России: образование и практика: Сб. научных трудов/Под ред. НА Грика.–Томск: ТГУСУР. – 2019. – С. 64-73.
10. Клепикова А. А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжелой инвалидностью: конструкты волонтерства и профессионализма //Журнал исследований социальной политики. – 2011. – Т. 9. – №. 3. – С. 391-416.
11. Кудринская Л. А. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЛОНТЕРСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АНГЛИИ И РОССИИ //ОМСКИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЧТЕНИЯ-2015. – 2015. – С. 74-82.
12. Куликов А. М., Кучма В. Р. Роль волонтерского движения в формировании здорового образа жизни подростков-школьников //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2013. – №. 2. – С. 4-12.
13. Культура РФ. Городской дом культуры р. п. Сухобезводное [Электронный ресурс]: Интернет-сайт - режим доступа https://www.culture.ru/institutes/49786/gorodskoi-dom-kultury-r-p-sukhobezvodnoe (дата обращения 20.01.2025)
14. Кучеренко П. А. и др. Добровольчество и волонтерство как инструмент профилактики девиантного поведения подростков //Психология и право. – 2020. – Т. 10. – №. 2. – С. 51-63.
15. ЛЕБЕДЕВА Е. М., АРБУЗОВА А. А. Разработка логотипа регионального волонтерского центра Ивановского государственного политехнического университета //Молодые ученые-развитию Национальной технологической инициативы (ПОИСК). – 2021. – №. 1. – С. 670-672.
16. Молчанов С. В., Алмазова О. В., Поскребышева Н. Н. особенности психологического благополучия подростков с различным опытом и мотивацией волонтерской деятельности //Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2022. – №. 6 (46). – С. 181-192.
17. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения 13.01.2025)
18. Певная М. В. Волонтерство как социологическая проблема //Социологические исследования. – 2013. – №. 2. – С. 110-119.
19. Привалова Г. Ф. 2.8. Развитие творческого потенциала студентов в процессе волонтерской деятельности //Высшее образование первой четверти XXI века: региональные и глобальные тренды. – 2022. – С. 226-237.
20. Руцкова Е. А. Методики организации деятельности волонтеров //Синергия наук. – 2018. – №. 30. – С. 426-431.
21. Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социальнопедагогических чтений им. Б.И. Лившица, 3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. – в 2-х ч.: Ч. 2. – 307 с. 2.
22. Луков А. Социализация молодежи [Электронный ресурс]: Электронная энциклопедия, 2016. – режим доступа: http://socmol.ru/encyclopaedia/theories/185-socializaciyamolodezhi.html (дата обращения: 10.01.2025)
23. Табакаева И. В. Роль волонтерского движения в формировании жизненной навигации подростков //Добровольчество как ресурс и механизм повышения социальной активности молодежи в современном Российском обществе. – 2018. – С. 8-13.
24. Тимяшева Е. Волонтерство как форма социальной активности молодежи [Электронный ресурс]: Интернет-журнал Национальное Достояние, 2020. – режим доступа: http://nauka21.ru/wp-content/uploads/2020/06/timjashevadernov.pdf (дата обращения 4.01.2025)
25. Томюк О. Н. и др. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся //Перспективы науки и образования. – 2019. – №. 6 (42). – С. 422-434.
26. ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 18.12.2018) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)". Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/ (дата обращения: 12.01.2025)
27. Холина О. И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества //Теория и практика общественного развития. – 2011. – №. 8. – С. 71-73.