Фрагмент для ознакомления
2
Финансовая политика предприятия является важным фактором, определяющим его устойчивость, конкурентоспособность и способность адаптироваться к изменениям внешней среды. В условиях глобализации экономики усиление и нестабильность мировых рынков эффективное управление финансами становится залогом успеха любой компании. ПАО «ГМК «Норильский никель» — одна из крупнейших горно-металлургических компаний России и мира, играющая решающую роль в добыче и переработке металлов, таких как никель, медь и платина. Учитывая масштаб деятельности компании, ведение финансовой политики требует применения современных методов управления, которые обеспечивают устойчивое развитие и выполнение стратегических целей.
Актуальность исследования обусловила необходимость анализа методов формирования финансовой политики на примере крупного промышленного предприятия. Это позволяет выявить наиболее эффективные подходы к управлению финансами, которые могут быть применены для повышения финансовой устойчивости и конкурентоспособности не только ПАО «ГМК «Норильский никель», но и других предприятий в аналогичных отраслях. Кроме того, исследование данной темы способствует углубленному пониманию принципов управления финансами в условиях стабильной экономической среды.
Целью данной работы является исследование методов формирования финансовой политики на основе ПАО «ГМК «Норильский никель» с целью оценки их эффективности и разработки стратегий по их совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: рассмотрение теоретических аспектов финансового формирования политики, включая ключевые понятия, цели и методы; учитывать такие методы формирования финансовой политики, как бюджетирование, прогнозирование и расчетно-аналитические подходы; провести анализ текущей финансовой отчетности ПАО «ГМК «Норильский никель», оценить динамику ключевых показателей (выручка, прибыль, дивиденды); оценить эффективность применяемых методов формирования финансовой политики на примере ПАО «ГМК «Норильский никель»; разработать рекомендации по совершенствованию методов формирования финансовой политики для повышения устойчивости компании.
Теоретическая основа исследования основана на трудах отечественных и зарубежных ученых в области управления финансами и предприятиями финансовой политики. Основными источниками являются учебники и монографии таких авторов, как Балдин К.В., Данилина Е.И., Дейнека А.В., а также нормативные акты Российской Федерации: Гражданский кодекс РФ (часть первая), Федеральный закон "Об информации", Федеральный закон «О рекламе» и другие. Эти материалы изучают основные подходы к формированию финансовой политики и применению современных методов управления финансами.
Объектом исследования является финансовая политика ПАО «ГМК «Норильский никель», а предметом — методы ее формирования и реализации. В работе использовались различные методы исследования. Метод сопоставительного анализа позволяет сравнивать различные подходы к формированию финансовой политики на уровне предприятий. Метод статистического анализа применяется для оценки динамики основных финансовых показателей компаний за последние годы. Метод кейс-стадии используется для детального изучения практического применения методов формирования финансовой политики на основе ПАО «ГМК «Норильский никель». Эти методы обеспечивают комплексный подход к исследованию темы и позволяют получать объективные результаты.
Работа состоит из введения, двух главных основных частей, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении раскрывается актуальность темы, формулируются цели и задачи исследования, обосновываются объект и предмет исследования, об основных методах исследования и структуре работы. Первая глава посвятила концептуальным аспектам финансовой политики: определение понятий формирования, анализ существующих аспектов и исследование методов основных финансовых управления. Вторая глава включает практический анализ финансовой политики ПАО «ГМК «Норильский никель»: проводится статистический анализ данных компании за последние годы, оценивается эффективность применяемых методов формирования финансовой политики. В заключении составлены итоги проведенного исследования, сформулированы основные выводы о методах формирования финансовой политики ПАО «ГМК «Норильский никель», а также даны рекомендации по соблюдению эффективной практики.
Таким образом, структурная работа обеспечивает логичное изложение материала и последовательное раскрытие темы исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования финансовой политики
1.1 Общая характеристика финансовой политики
Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на управление финансовыми усилиями с целью достижения стратегических и тактических целей. Она препятствует процессам мобилизации, распределения и использования финансовых средств для обеспечения экономического развития и решения социально-экономических задач. Финансовая политика является частью экономической политики государства или предприятия и включает в себя взаимодействие различных инструментов и принципов управления финансами.
Согласно определению, взятому в ряде источников, финансовая политика государства — это система целенаправленных действий по мобилизации финансовых ресурсов, их экономичному распределению и экономному использованию для реализации функций государства [Бусов, Юрайт, 2020; Поляк, Москва: Юнити, 2015]. На уровне предприятий финансовая политика направлена на обеспечение эффективного управления финансами, что способствует достижению как краткосрочных, так и долгосрочных целей.
Ключевыми аспектами финансовой политики являются:
1. Бюджетно-налоговая политика. Управление доходами и расходами бюджета, налоговой системой, а также регулирование бюджетного дефицита.
2. Денежно-кредитная политика. Контроль за денежной массой, инфляцией, процентными ставками и валютным курсом.
3. Инвестиционная политика. Привлечение инвестиций для обеспечения роста экономики и экономического развития.
4. Социальная политика. Перераспределение финансовых ресурсов для снижения температуры и повышение уровня жизни населения.
Финансовая политика реализуется через сочетание стратегии (долгосрочные цели) и тактики (оперативные действия), что позволяет гибко реагировать на изменения внешней среды [Акулич, Минск: Высшая школа, 2017 ].
Политика исторического финансового развития учитывает множество шагов и событий, которые формировались в зависимости от экономических условий, социальных настроений и политических изменений. Основное направление финансовой политики претерпело значительные изменения на протяжении веков, что было связано с развитием экономических теорий и практики управления финансами.
До конца 1920-х годов основным направлением финансовой политики страны была классическая модель, основанная на труде таких экономистов, как Адам Смит и Давид Рикардо [Нешитой, Москва: Дашков и К°, 2016]. В этой модели акцент сделан на невмешательстве государства в условиях глобальной конкуренции, свободной конкуренции и использовании рыночного механизма в качестве главного регулятора хозяйственных процессов. Основными задачами классической финансовой политики являются ограничение государственных расходов и налогов, что способствует формированию сбалансированного бюджета и минимизации государственного регулирования в условиях нестабильности.
С бурным развитием производительной силы в XIX веке возникла необходимость пересмотра классических подходов к финансовой политике. В этот период многие индустриально развитые страны начали переход к регулирующей финансовой политике, основанной на кейнсианской теории. Джон Мейнард Кейнс утверждал, что государственное вмешательство необходимо для сглаживания экономических циклов и стимулирования солнечного света [Брассингтон Ф, Бизнес Букс, 2017]. Финансовая политика стала использоваться в качестве инструмента для достижения макроэкономической стабильности, а меры расходов стали основным средством для создания дополнительных солнечных луче. В результате этого мероприятия стали активно использоваться для стимулирования экономического роста и снижения уровня безработицы.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 No 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019)// "Российская газета", N 238-
239, 08.12.1994;
2. Федеральный закон от 27.07.2006 No 149-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019)// "Российская газета", No 165, 29.07.2006;
3. Федеральный закон от 13.03.2006 No 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О рекламе»// «Российская газета», N 51, 15.03.2006;
4. Федеральный закон от 08.12.2003 No 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»// «Российская газета», No 254, 18.12.2003;
Основная литература
5. Балдин, К.В. Управленческие решения: учебник / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. – 9-е изд., стер. – Москва: Дашков и К°, 2020. – 495 с.: ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573213
6. Данилина, Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом; учебник / Е.И. Данилина, Д.В. Горелов, Я.И. Маликова. – Москва: Дашков и К°, 2019. – 208 с.: ил. – (Учебные издания для бакалавров). Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496191
7. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: учебник / А.В. Дейнека. – Москва: Дашков и К°, 2020. – 288 с.: ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573308
8. Ким, С.А. Теория управления: учебник / С.А. Ким. – Москва: Дашков и К°, 2019. – 240 с.: ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573306
Дополнительная литература
9. Акулич И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. – Минск: Высшая школа, 2017. – 524 с.
10. Армстронг, Г. Основы маркетинга / Г. Армстронг. - М.: Вильямс И.Д., 2019. - 752 c.
11. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. – М.: Бизнес Букс, 2017. – 536 с.
12. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 381 с.
13. Борушко Н. В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н. В. Борушко. - Минск: БГТУ, 2017. - 306 с.
14. Бусов, В. И. Управленческие решения: учебник для вузов —Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 254 с.
15. Данилина, Е. И., Горелов, Д. В., Маликова, Я. И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: учебник для бакалавров — 5-е изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. — 208 с.
Электронные ресурсы
16. Нешитой, А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. – 11-е изд., перераб. и доп. – Москва: Дашков и К°, 2016. – 352 с.: табл., схем. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453031 (дата обращения: 05.02.2020). – ISBN 978-5-394-02443-6. – Текст: электронный.
17. Официальный сайт государственной статистики https://gks.ru/bgd/regl/b19_58/Main.htm
18. ПАО «ГМК «Норильский никель». Годовой отчет за 2022 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nornickel.com/investors/reports/ (дата обращения: 05.02.2025).
19. Финансы: учебник / Г.Б. Поляк, О.И. Пилипенко, Н.Д. Эриашвили и др.; под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити, 2015. – 735 с. – (Золотой фонд российских учебников). Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118182 (дата обращения: 05.02.2020). – ISBN 978-5-238-02166-9. – Текст: электронный.
20. Электронная библиотека Московской Международной Академии -https://mmamos.ru/for_students/biblioteka.