Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность гендерного воспитания дошкольников чрезвычайно важна. Современное общество не приветствует позицию, согласно которой, мужчины и женщины должны располагать лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, чтобы, к примеру, мальчики демонстрировали бы не только несгибаемую волю и мускулы. Они также должны уметь проявлять внимание, понимание, доброту и др. Часто кажется, что гендерное воспитание в семье должно быть определено с рождения ребёнка. Но в жизни получается так, что гендерное воспитание не имеет ничего общего со сложившимися стереотипами. Исследователи обращаются к гендерному аспекту по многим причинам, в частности:
- снижение уровня здоровья мальчиков и девочек;
-потеря у субъекта чувства гендерной принадлежности;
- неадекватные формы поведения ребёнком в дальнейшем и др.
Разнополое воспитание в ДОУ опирается на индивидуальные особенности конкретного ребенка. Прежде всего – это зависит от конкретных примеров поведения женщин и мужчин, с которыми ребёнок сталкивается в семье. Дети действительно копируют свою гендерную роль, но при этом важно понимать, что ситуации в семье могут возникать самые различные. Может быть так, что мальчика воспитывают лишь мама и бабушка, или девочку воспитывает один отец и др. [13].
Выходом из таких ситуаций будет являться целенаправленное гендерное воспитание в ДОУ. Многие современные дети ассоциируют свой пол с искажённым поведением. Девочки становятся прямолинейными и грубыми, мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают дома, в детском саду, поликлинике и др. Многие девочки бывают лишены чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты и др. Мальчики не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы, эмоционально неустойчивы.
В ДОУ педагог использует отдельные виды деятельность детей с целью формирования соответствующего гендера у ребёнка. Это может быть игровая деятельность на примере профессий родителей, личная заинтересованность детей к продуктивной деятельности изготовления подарка для дедушки, или бабушки), общение и коммуникации детей с взрослыми и др.
Сегодня мало осталось таких чисто мужских, или чисто женских профессий, где бы человек понимал, что представителю противоположного пола с такой работой справиться невозможно. Сегодня повсеместно наблюдаются многомерные процессы изменения распределения профессиональных обязанностей и социального статуса мужчин и женщин, но при этом, появляются всё новые возможности личностной реализации, которые становятся все более обособленными от половой принадлежности. На основе этого сегодня важно подчеркнуть проблему несоответствия типичных представлений детей о моделях поведения того или иного пола [17].
У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. В игре ребёнок удовлетворяет все свои потребности - движение, общение, познание, самореализация и др. Игра является эффективным средством формирования личности старшего дошкольника. В игре реализуется потребность ребёнка воздействия на мир. В ходе игры ребёнок учится и социализируется.
Д. Б. Эльконин считал, что в игре у ребёнка присутствует сознательное желание учиться жизни. Особенно это заметно при сюжетно – ролевой игре, где дети ощущают себя космонавтами, врачами, мамами и др.
Сюжетно-ролевые игры, при руководстве взрослого, представляют собой основу формирования гармонично развитой активной личности, способной находить выход из конкретной ситуации, принимать решения и проявлять инициативу. Своеобразие сюжетной игры детей заключается в том, что в ней они отражают окружающую действительность.
Гендерная социализация дошкольников – это процесс формирования у детей представлений о социальных ролях мужчин и женщин в обществе. В рамках социализации дети учатся осознавать и принимать свою гендерную принадлежность. В ходе сюжетно-ролевой игры дети узнают о различиях и сходствах между мужчинами и женщинами.
В условиях реализации ФГОС ДО, много внимания уделяется проблеме развития самостоятельности и творческой инициативы личности ребёнка. С этой целью актуализируется необходимость поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала и субъектной позиции человека. Всё это требует создания соответствующих психолого-педагогических условий для развития способностей каждого ребенка, в том числе при развитии гендерного аспекта в воспитании дошкольников.
Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Сюжетно – ролевая игра является самоценной формой активности старшего дошкольника. О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова и др., писали, что своевременное развитие игровой деятельности и достижение каждым ребёнком личных творческих результатов является особенно важным.
Б.Г. Ананьев, В.В. Горшкова, М.С. Каган и др., писали о возможности творческого освоения деятельности в игре и достижения в ней высоких результатов. Сегодня в ДОУ творческим играм с элементами гендера уделяется немного времени, но их содержание не всегда соответствует особенностям субкультуры современного дошкольника. Освоение ребёнком позиции субъекта признаётся сегодня важнейшим условием его развития и воспитания в разных видах игровой деятельности.
1.2. Методы, средства и способы при изучении гендерного аспекта воспитания дошкольников в ДОУ
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста всегда являлось актуальной задачей системы дошкольного образования. По мнению Л.О. Ковальчук, гендерная социализация дошкольников направлена на формирование их личностных качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям противоположного пола [4].
Гендерное воспитание и социализация дошкольника рассматриваются как комплексная психофизическая проблема, которая включает в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Роль биологических различий не отрицается, но уходит на второй план.
Одно из важных условий реализации гендерной социализации – это преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы. Очень важно уже в этом возрасте формировать у них культуру общения, дружеские отношения и взаимное уважение друг к другу. Очень важно в этом возрасте сформировать у детей устойчивое понятие своего пола: Я - девочка; Я -мальчик. Такой род воспитания сегодня называют гендерным.
Воспитание мальчиков и девочек не должно заключаться лишь в закреплении стандартов маскулинности и фемининности. Речь должна идти об изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками. Это, прежде всего, воспитание человеческого в женщине и мужчине, искренности и взаимопонимании.
Чтобы девочки и мальчики полностью реализовали себя в будущей жизни, у тех и других важно формировать общие личностные качества, которые характерны для обоих полов. К таким нравственным качествам личности относят трудолюбие, порядочность, честность, доброту, справедливость и др. У субъекта важно воспитывать культуру поведения, любовь к Родине и родному краю. Такого рода качества должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам, но степень выраженности, интенсивность, проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными [20].
ФГОС ДО формулируют социальный заказ к системе дошкольного образования. Это выражено в том, что результатом деятельности дошкольной образовательной организации являются не столько знания, умения, навыки, сколько то, насколько у выпускников ДОУ сформированы гражданские, социальные, коммуникативные, интеллектуальные компетенции. Это, прежде всего, заказ на психологически здоровую личность, формирующуюся в процессе гендерной социализации. Для этого важно осуществить поиск новых подходов к воспитанию человека, способствующих наиболее полному его развитию, в том числе и как представителя определенного пола. В связи с этим, работа с детьми в ДОО должна быть направлена на решение конкретных задач:
- воспитывать у дошкольника стойкий интерес и позитивное отношение к окружающим людям, родным, близким, желание быть приятным партнером в общении с ними;
- развивать чуткость как качество личности, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, вести себя в соответствии с ними, управлять своими эмоциями и поведением;
- закладывать основы будущих социальных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным ролям и др.
Важно воспитывать детей как представителей определенных полов. При этом педагоги должны стремиться к достижению всех поставленных целей полоролевого воспитания и социализации для каждого ребёнка. Для этого педагогу важно владеть высокой духовной направленностью и постоянством воспитательных воздействий [26].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.К. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка / В.К. Абраменкова. – М.: Яуза, Эксмо. - Лепта Книга, 2018. – 640 с.
2. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте / Л.Р. Адидова. - Дошкольное воспитание. – 2018. – N 11. – С. 54-57.
3. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников / Е.И. Акулова. - Дошкольное воспитание. – 2019. – N 9. – С. 65-69.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А.Д. Андреева. - Журнал практического психолога. – 2015. – N 5. – С. 101-114.
5. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г.А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 212-225.
6. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. – 288 с.
7. Бендас, Т.В. Гендерная психология / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер,2007. – 431 с.
8. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста / А.В. Белошистая. - Педагогические технологии. – 2010. – N 2. – С. 3-9.
9. Давыдова, В.М. Через игру к социализации личности / В.М. Давыдова. - Воспитание школьников. – 2017. – N 9. – С. 30-32.
10. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 128 с.
11. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру / Г.А. Карпюк. - Старший воспитатель. – 2007. – N 6. – С. 5-9.
12. Клецина, И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 128 с.
13. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с.
14. Лазуко, О.А. Социализация младших школьников в игровой деятельности: теоретический аспект / О.А. Лазуко. - Социализация детей и молодежи: опыт, теория, практика, перспективы. – Витебск, 2016. – С. 149 -150.
15. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования / Н.В. Литвинова. - Образование и педагогическая наука. – Мн., 2017. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
16. Михайленко, Т М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. - Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146.
17. Пастюк, О.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка / О. В. Пастюк, И.А. Бережнова, Ю.В. Скоромнова. - Дошкольное воспитание. – 2013. – N 11. – С. 35-42.
18. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П.И. Пидкастистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: МПУ, Рос. пед. агентство, 2006. – 269 с.
19. Репина, О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников / О.К. Репина. - Психологическая наука и образование. –2016. – N 2. – С. 55-69.
20. Савченко, М.В. К проблеме определения критериев и показателей самостоятельности в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Савченко // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – No 1. - Режим доступа http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8172 (дата обращения: 25.01.2025).
21. Смирнова, Е.О. Особенности игры и психического развития / Е.О. Смирнова. - Дошкольное воспитание. – 2004. – N 3. – С. 69-71.
22. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – 8-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 336 с.
23. Файнберг, С.У. каждого ребенка свой темперамент и характер / С.У. Файнберг. - Дошкольное воспитание. – 2011. – N 2. – С. 52-62.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ No 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 25.01.2024).
25. Флегонтова, Н.П. Проблема педагогического руководства игрой детей / Н.П. Флегонтова. - Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений: Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. – М., 2010. – С. 85-93.
26. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т.В. Хабарова. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.
27. Эльконин, Д.Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста / Д.Б. Эльконин. - В кн.: Д.Б. Эльконин. Детская психология. – М., 2007. – С. 105-115.