Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях ускоряющейся информатизации общества и наличия различных вычислительных устройств важность устных расчетов сохраняется, так как они способствуют развитию логического мышления и когнитивных способностей ребенка. Начальная школа является важнейшим периодом формирования учебных навыков, в том числе и табличного умножения, которое облегчает ребенку дальнейшее изучение математики и прилежных дисциплин
В Федеральных государственнОМ образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяется прочному освоению табличных навыков, в том числе табличным навыкам умножения. что составляет базис для успешного математического развития на последующих ступенях образования.
Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и Д. Б. Эльконин исследовали процессы обучения и когнитивного развития детей. Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу умножения, но и поняли принцип ее построения, дающие возможность находить любое произведение. Ученик должен не только выучить и запомнить результаты табличного умножения, но и уметь при необходимости вычислить результат самым кратчайшим путем. Эти вопросы были достаточно освещены Г.Г. Микулиной, А.Д. Никулиной и др. в статьях, опубликованных в журнале «Начальная школа».
Изучение табличного умножения на уроках математики крайне важно по нескольким причинам. Во-первых, она служит базой для быстрого и точного выполнения умножения и деления, что значительно экономит время на решение задач и примеров. Во-вторых, знание таблицы умножения способствует развитию математического мышления, памяти и внимания. Ученики, владеющие таблицей умножения, чувствуют себя увереннее при работе с числовыми выражениями, что, в свою очередь, повышает их мотивацию к изучению математики. В-третьих, табличное умножение является необходимым компонентом для понимания более сложных математических концепций, таких как дроби, проценты, уравнения и функции.
Вопросами методики преподавания табличного умножения занимались и продолжают заниматься многие выдающиеся методисты. Среди них можно выделить таких педагогов-новаторов, как Л.Г. Петерсон, М.И. Моро, А.М. Пышкало, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова, занимаются процессом формирования у младших школьников табличных навыков умножения. Системное усвоение этого материала способствует становлению целостного мировоззрения учащегося и его дальнейшему успешному обучению в школе.
Цель исследования: изучить процесс формирования у младших школьников табличных навыков умножения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности формирования вычислительных навыков и умений в начальном курсе математики
2. Выявить особенности формирования навыков табличного умножения у младших школьников
3. Рассмотреть педагогические средства формирования у младших школьников навыков табличного умножения
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы.
Структура работы. Курсовая состоит из введения, одной главы заключения, списка использованных источников.
1 Теоретические основы процесса формирования у младших школьников табличных навыков умножения
1.1 Формирование вычислительных навыков и умений в начальном курсе математики
Формирование вычислительных навыков и умений у младших школьников в начальном курсе математики - важная задача современного образования, являющаяся основой для успешного усвоения других предметов и развития логического мышления. В этой связи особую актуальность приобретает изучение приемов, методов и подходов к развитию этих навыков.[14]
Одной из ключевых целей начального образования является формирование у детей важнейших вычислительных навыков, что позволяет им уверенно ориентироваться в окружении, эффективно решать повседневные задачи и подготавливает их к более сложным математическим концепциям. Как отмечает В. Н. Мартынова, важность начального обучения математике обусловлена тем, что в этот период закладываются фундаментальные основы, от которых зависит успех дальнейшего математического образования.
Психологи и педагоги утверждают, что детская психика в младшем школьном возрасте чрезвычайно пластична и податлива для усвоения новой информации. В связи с этим обеспечивается значительная эффективность обучения при условии правильной организации учебного процесса.
А. Н. Лепешинский подчеркивал, что именно в этом возрасте необходимо уделять особое внимание развитию начальных навыков и умений, так как это способствует дальнейшему успешному усвоению программы не только по математике, но и по другим предметам [ ].
Особое внимание нужно обратить на деятельность учителя и методики, используемые в образовательном процессе. А. Я. Слободчиков отмечает, что важнейшим элементом методики обучения является создание интереса к предмету. Дети гораздо легче и эффективнее усваивают информацию в игровой форме, поэтому использование игровых технологий и задач на сообразительность может значительно повысить мотивацию учеников и ускорить процесс формирования у них необходимых умений.
Исследования показывают, что в формировании вычислительной культуры у младших школьников важную роль играют визуализация и применение наглядных пособий. Счетные палочки, таблицы, карточки, математические игры и даже современные цифровые инструменты, такие как образовательные приложения и интерактивные доски, активно используются для повышения интереса к изучаемому материалу и углубления понимания у учащихся. По мнению С. А. Бессонова, применение разнообразных пособий развивает у детей пространственное мышление и позволяет легче интерпретировать абстрактные математические понятия.
Необходимо подчеркнуть, что обучение вычислительным навыкам должно быть неотрывно связано с развитием логического мышления. М. А. Звавич убежден, что именно решение задач, требующих размышления, а не механического выполнения действий, способствует укреплению этого важного компонента интеллектуального развития детей. С этой целью в учебный процесс интегрируются задачи повышенной сложности и элементы логических игр.
Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
С. Л. Рубинштейн отмечал, что все дети разные и обладают своими уникальными способностями и темпами усвоения материала. Использование дифференцированного подхода, при котором задания с усложнением или облегчением предлагаются в зависимости от уровня подготовки конкретного учащегося, способствует более эффективному формированию рассматриваемых навыков.
Одной из современных инноваций в сфере образования является включение в процесс обучения робототехники и программирования на ранних этапах. На первый взгляд, эти дисциплины далеки от арифметики, однако они развивают те же навыки: логическое мышление, планирование, анализ и синтез информации. Такие занятия также стимулируют интерес учеников к точным наукам, помогая интегрировать математику в более широкий контекст современного мира.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аргинская И.И. Особенности обучения младших школьников математике [Электрон. ресурс].
2. Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа - 2023 - №11 - с. 38 - 43 .
3. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие / М.А. Бантова. - М.: Просвещение, 2018. - 335 с. .
4. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2015. - 455 с. .
5. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий и понятий / П.Я. Гальперин. - М.: Просвещение, 2020. - 316 с.
6. Истомина, Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах / Н.Б. Истомина. - М.: Просвещение, 2024. - 321 с. .
7. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение / Н.Б. Истомина. - Смоленск.: Ассоциация XXI век, 2019. - 288с.
8. Калинченко, А.В. Методика изучения умножения и деления в начальных классах. Учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Калинченко, Р.Н. Шикова. - М.: МПГИ, 2020. - 54 с. .
9. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, А.М. Фридман. - М.: Педагогика, 2023. - 104 с. .
10. Михайлова С.С. Формирование вычислительных навыков умножения и деления [Электрон. ресурс].
11. Моро, М.И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М.: Просвещение, 2022. - 356 с. .
12. Моро, М.И. Методика обучения математике в 1-3 кл. Пособие для учителя. Изд. 2-е. / М.И. Моро, А.М. Пышкало. - М.: Просвещение, 2018. - 298 с. .
13. Невзорова, Г.А. Формирование вычислительных навыков при изучении таблицы умножения.
14. Фаустова, Н.П. Формирование вычислительных навыков и умения решать арифмитические задачи у младших школьников. Учебное пособие / Н.П. Фаустова. - М.: Прометей, 2022. .