Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные тенденции в образовательной системе России ориентированы на развитие у учащихся не только теоретических знаний, но и практических навыков, которые необходимы для успешной адаптации в обществе и профессиональной деятельности. Технология проектного обучения, активно используемая в различных предметных областях, в том числе в экономике, является одним из ключевых инструментов для достижения этих целей. Она способствует развитию критического мышления, самостоятельности, навыков исследования и анализа, что особенно важно для старшеклассников, готовящихся к осознанному выбору будущей профессии.
Значимость изучения темы обусловлена также тем, что экономика, как учебная дисциплина, тесно связана с реальной жизнью и процессами, происходящими в обществе. Проектная деятельность позволяет сделать обучение более прикладным, практикоориентированным, что отвечает запросам современного общества, которому необходимы универсальные выпускники.
Технология проектного обучения рассматривается как средство интеграции знаний, полученных учащимися по разным предметам. В условиях реформирования образовательных стандартов (ФГОС) она способствует формированию метапредметных результатов, что делает её внедрение особенно актуальным. Применение проектной деятельности на уроках экономики позволяет формировать у школьников понимание экономических процессов, развивать финансовую грамотность и стимулировать интерес к изучению данной дисциплины.
Вопросами проектного обучения и его применения в школьной практике занимаются такие российские исследователи, как Е. С. Полат, М. В. Кларин, И. Г. Савельева, В. В. Гузеев. Их работы посвящены разработке теоретических основ проектного обучения, методическим аспектам его внедрения, а также изучению влияния проектной деятельности на образовательные результаты учащихся.
Данная тема находит своё отражение в авторских программах школьного курса экономики, таких как программы под редакцией А. Я. Лившиц, Т. Ф. Юрковой и Л. А. Поляковой. Эти программы направлены на изучение экономических процессов, основ предпринимательской деятельности и развитие у учащихся навыков анализа и прогнозирования экономической ситуации. Включение элементов проектной деятельности в данные программы позволяет более эффективно реализовывать их задачи.
Цель исследования
Целью данного исследования является обоснование и разработка методических подходов к использованию технологии проектного обучения на уроках экономики в старших классах.
Объект исследования
Объектом исследования выступает процесс обучения экономики в старших классах общеобразовательных школ.
Предмет исследования
Предметом исследования являются методические особенности применения технологии проектного обучения в обучении экономике.
Задачи исследования
В рамках данного исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы технологии проектного обучения и её применимость в школьной практике.
2. Проанализировать существующие авторские программы по экономике с точки зрения включения в них элементов проектной деятельности.
3. Разработать методические рекомендации по внедрению проектного обучения на уроках экономики в старших классах.
4. Оценить эффективность использования проектной технологии на примере практической реализации в образовательном процессе.
Методы исследования
Для достижения поставленных целей в работе использовались следующие методы исследования:
• Теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
• Сравнительный анализ существующих методик преподавания экономики.
• Обработка и интерпретация полученных данных с использованием методов статистического анализа.
Таким образом, актуальность и значимость использования технологии проектного обучения на уроках экономики в старших классах обусловлены её потенциалом в формировании ключевых компетенций и обеспечении прикладной направленности обучения. Настоящее исследование направлено на разработку эффективных методических подходов, способствующих повышению качества экономического образования в школе.
Глава 1. Теоретические основы использования технологии проектной деятельности в обучении экономике
1.1. Сущность технологии проектного обучения
Метод проектного обучения представляет собой инновативный подход, при котором ученики занимаются созданием проектов, решением практических задач и трансформацией теоретических знаний в практические умения. Существует множество трактовок проектного метода.
По словам профессора Е. С. Полат, данный метод можно расценивать как способ достижения образовательных целей путём тщательной проработки проблемы, результатом которой станет осязаемый и надлежащим образом оформленный продукт[1].
Н. Ю. Пахомова видит в проектном обучении набор познавательных стратегий, позволяющих ученикам решать различные учебные задачи через последовательные самостоятельные шаги, снабжённые обязательной презентацией результатов[2].
И. С. Сергеев описывает проектный метод как разнообразную совокупность исследовательских, поисковых и расчётных работ, которые ученики выполняют сами, без прямого вмешательства учителя, с целью практического или теоретического решения обозначенной проблемы3.
Американский философ и педагог Джон Дьюи утверждал, что основой проектного метода должно служить личный опыт ученика, поэтому он призывал формировать интерес к учению и позволять учащимся самостоятельно исследовать выбранные темы[4].
Швейцарский психолог Жан Пиаже подчёркивал, что проектное обучение должно основываться на теоретических концепциях познания, предлагая учащимся разрабатывать проекты и решать задачи, соответствующие их уровню когнитивного развития.
Лев Выготский, видный советский психолог и педагог, считал, что проектный метод необходимо строить на социальном взаимодействии, предлагая ученикам работать в группах, обсуждая идеи и совместно решая проблемы.
С. Н. Белова и А. Н. Худин определяют метод проектов как систему учебных приёмов, которые позволяют обучаемым самостоятельно преодолевать конкретные затруднения с обязательной демонстрацией достигнутых результатов. Данный метод обладает гибкостью и может быть успешно применён на различных предметах, поощряя активность и самостоятельность учащихся.
Джон Хэтч, американский педагог, также подчёркивал важность практического опыта при использовании проектного метода, призывая создать проекты, связанные с реальной жизнью и ежедневными задачами.
В общем, взгляды учёных на проектное обучение объединяет одна основная идея: разработка эффективного подхода, который стимулирует активность учащихся, приводит к практическому применению знаний и развитию критического мышления.[9
На основании анализа обозначенных понятий в рамках нашей выпускной квалификационной работы мы будем толковать проектный метод так, как это представляет профессор Е. С. Полат. То есть, это система обучения, при которой ученики получают знания и навыки в процессе планирования и выполнения различных практических заданий (проектов) через детальное и последовательное решение задач. Полат акцентирует внимание на том, что метод проектов объединяет разнообразные когнитивные действия студентов, способствующие разрешению проблемных ситуаций через самостоятельный познавательный процесс, и акцентирует значимость практической составляющей, то есть обязательной демонстрации результатов.
Данный метод не только интегрирует знания, но и нацелен на актуализацию полученных знаний и усвоение новых, что позволяет учащимся активно вовлекаться в образовательный процесс и осваивать новые формы деятельности в социокультурной среду.
Проектное обучение также способствует совершенствованию когнитивных навыков, активизируя умения студентов самостоятельно генерировать знания и ориентироваться в информационной среде, а также содействует формированию критического и творческого мышления.
Рассматривая метод проектов как педагогическую технологию, следует отметить его многоаспектный характер, объединяющий исследовательские, поисковые и проблематизирующие методы обучения. Педагог в рамках проектного обучения становится куратором и наставником, направляя учащихся на самостоятельный поиск решений.
Метод проектов вдохновляет учащихся на активное решение актуальных задач и помогает развить навыки практического применения полученных знаний, а также формирует рефлексию (по терминологии Джона Дьюи) и критическое мышление.[12]
Чтобы ученики осознали знания как действительно значимые, они должны чётко понимать установленные цели и трудиться над решением важной проблемы. Результаты проектной деятельности идут далеко за рамки просто видимого и применимого — они охватывают опыт студентов, развитие их компетенций и ценностных установок.
Сегодня метод проектов широко применяется в образовании, представляя собой совокупность различных учебных подходов, содействующих решению конкретных задач через активную деятельность студентов и представление результатов. Основная цель проектного обучения заключается в развитии познавательных навыков, способности самостоятельно искать и обрабатывать информацию и формировании критического мышления.
Согласно В.Н. Стернбергу, внедрение метода проектов в образовательный процесс позволяет добиться ряда целей: предоставить учащимся максимальную свободу выбора содержания, формы работы и степени сложности заданий; организовать обучение, которое опирается на естественное развитие ребёнка и позволяет ему впитать жизненный опыт; ответить на настоящие вопросы, волнующие детей. Также, чтобы создать равные возможности для развития всех учащихся — как сильных, так и слабых, разрабатываются дифференцированные задания и гибкая система оценивания, что позволяет учителям адаптировать задания под индивидуальные потребности каждого ученика с учётом их уровня знаний и умений9. Таким образом, каждый ребёнок имеет возможность развиваться в соответствии с собственными возможностями, независимо от того, обладает он сильными или слабыми способностями. Гибкая система оценок также гарантирует справедливую оценку достижений каждого студента, учитывая их усилия и прогресс.[7]
В основе метода проектов лежит активная самостоятельная деятельность учащихся, которая может осуществляться как индивидуально, так и в группах, в рамках определённого временного периода.
Следует также подчеркнуть комплексный характер проектного метода как педагогической технологии, который включает в себя исследовательские, поисковые и проблемные подходы к обучению и через это предоставляет учащимся возможность проявить свою творческую инициативу.
Метод проектов в педагогическом контексте предполагает активное и практическое обучение, включающее следующие аспекты:
Самостоятельное и активное обучение: Метод проектов побуждает учащихся к самостоятельному изучению, исследованию и анализу информации, что помогает им активно участвовать в процессе обучения.
Интеграция знаний: Этот подход способствует интеграции различных учебных дисциплин, позволяя ученикам применять свои знания из разных предметов для решения конкретных задач и проблем.[8
Развитие практических навыков: Проектный метод способствует развитию навыков исследования, анализа, синтеза, критического мышления, эффективного общения и коллегиальной работы.
Социальное взаимодействие: Этот метод поддерживает развитие коммуникативных навыков и сотрудничества среди студентов, что укрепляет их способности к командной работе.
Творческий потенциал: Метод проектов предоставляет учащимся пространство для проявления их креативности, позволяя им самостоятельно формулировать и решать задачи, находить нестандартные решения и проявлять оригинальность в своей работе.
В заключение, метод проектов как педагогическая технология активно вовлекает учащихся в образовательный процесс, развивает их когнитивные, коммуникативные и практические навыки, стимулирует творческое мышление и содействует практическому применению полученных знаний в реальных ситуациях.
1.2 Особенности технологии проектного обучения в школьном экономическом образовании
Современная российская образовательная система активно стремится к модернизации, основываясь на Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), который был закреплён новым законом «Об образовании РФ». ФГОС задает требования к конечным результатам учебных программ основного общего образования, включая адаптированные варианты, в нескольких ключевых направлениях:
1) Личностные результаты включают в себя:
Осознание собственной российской гражданской идентичности;
Готовность к саморазвитию, самостоятельности и определению своей личности;
Ценность самостоятельности и инициативы;
Мотивацию к социально значимой деятельности;
Формирование внутренней позиции как ценностного отношения к себе, окружающим и жизни в целом.
2) Метапредметные результаты подразумевают:
Освоение межпредметных концепций, которые связывают знания из разных областей и позволяют интегрировать их в целостную научную картину мира;
Умение применять универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные и регулятивные) в учебной и социальной практике;
Готовность к планированию своей учебной деятельности и к сотрудничеству с учителями и сверстниками;
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. № 287)
2) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2022 г. № 732)
Литература
3) Альтшуллер Г. С. Найти идею: введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер; под редакцией Н. Величенко. – 4-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 408 c.
4) Голубев С. С. Теория решения изобретательских задач и бизнес. Технологии ТРИЗ. Инновации в бизнесе. Системное мышление. Законы развития систем / С. С. Голубев. – Саарбрюккен: LAP LAMBERT, 2019. – 225 с.
5) Дьюи Д. Психология и педагогика мышления; пер. с англ. Н. М. Никольского; под ред. (и с предисл.) Н. Д. Виноградова. - М.: Мир, 1919.-202 с.
6) Земсков Ю. П. Основы проектной деятельности: учебное пособие
7) / Ю. П. Земсков, Е. В. Асмолова. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2020. – 184 с.
8) Лукина И. Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся / И. Г. Лукина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. №43–2.
9) Наумов В. П. Творческо-конструкторская деятельность: учебное пособие / В. П. Наумов. – 2-е изд., испр. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 183 с.
10) Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
11) Петров В. М. Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ: учебник по дисциплине «Алгоритмы решения нестандартных задач» / В. М. Петров. – 2-е изд. – М.: СОЛОН-Пресс, 2020. – 520 c.
12) Полат Е. С. Метод проектов / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.
13) Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2010.
14) Сакулина Ю. В. Проектное обучение с элементами ТРИЗ как стимулятор учебной активности студентов / Ю. В. Сакулина, Т. В. Никулина // Инновации в образовании. – 2019.– № 6.
15) Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. – Москва: АРКТИ, 2008.
16) Стеканова, Ю.О. Развитие интеллектуальных способностей школьников на уроках математики средствами технологии группового и коллективного взаимообучения / Ю. О. Стеканова // Одаренный ребенок. – 2014. – № 2 (март-апрель).
17) Управление проектами с использованием Microsoft Project: учебное пособие / Т. С. Васючкова, М. А. Держо, Н. А. Иванчева, Т. П. Пухначева. – 3-е изд. – М., Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. – 147 c.
18) Уразаева Л. Ю. Проектная деятельность в образовательном процесс: учебное пособие / Л. Ю. Уразаева. – М.: ФЛИНТА, 2018. – 77 с.
19) Худин, А.Н. Организация профильного обучения в школе: лекция
20) 4. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении / А.Н. Худин, С. Н. Белова // Завуч. – 2016. – № 4.
21) Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. – 2013. - № 3.
22) Шишов, С.Е. Структура и содержание проектной деятельности: проектная деятельность на уроках / С. Е. Шишов, В.А. Кальней, Е. А. Мищенко, Т. М. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. –
23) №2.
Электронные ресурсы
24) Бердиева Т.Ч., Сидоров С.В. Технология проектного обучения в современной школе // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. Режим доступа: URL: http://si-sv.com/publ/tekhnologija_proektnogo/6-1-0-655
25) Богданов Э.С., Коркин Е.А. Технологизация взаимодействия между учителем и учеником в школе // Сидоров С.В. Сайт педагога- исследователя. Режим доступа: URL: http://si-sv.com/publ/tekhnologizacija/10- 1-0-680
26) Казун А. П., Пастухова Л. С. практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран / Образование и наука. 2018;20(2):32-59. Режим доступа: URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-32-59
27) Котова С. С. Значение проектного обучения в модернизации современного образования: сборник трудов конференции. // Университет как фактор модернизации России: история и перспективы (к 55-летию ЧГУ им. И.Н. Ульянова): материалы Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 18 окт. 2022 г.) – Чебоксары: ИД «Среда», 2022. – С. 155–157. Режим доступа: URL: https://phsreda.com/ru/article/103308/discussion_platform
28) Фешина Е.В. Информационные технологии как средство экономического воспитания обучающихся: сборник трудов конференции. / Е.В. Фешина, Е.А. Черкалин // Развитие современного образования в контексте педагогической компетенциологии: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участ. – С. 191–195. Режим доступа: URL: https://phsreda.com/ru/article/98081/discussion_platform