Фрагмент для ознакомления
2
На основании Федерального базисного учебного плана в школьное обучение входит учебный предмет ОБЗР, который школьники начинают изучать с 8 класса и по дальнейшее окончание старшей школы [22].
Содержание предмета «ОБЗР» в примерной программе по учебному предмету представлено модульной системой обучения. Обучение правилам оказания первой помощи рассматривается в модуле «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи» [17].
Модуль имеет цель познакомить обучающихся с базовыми медицинскими терминами. В данном модуле раскрываются принципы и правила оказания первой помощи при различных травмах, повреждениях, отравлениях. На модуль отводится 25 учебных часов. При этом в модуль включены следующие темы:
- первая помощь и правила её оказания (10 ч);
- первая помощь в природных условиях (5 ч);
- оказание первой помощи (11 ч) [17].
Стоит отметить, что на изучение данного модуля в общей программе курса обучения «ОБЗР» отводится наибольшее количество часов, наряду с модулем «Безопасность в природной среде». Данный факт подтверждает, что составители учебной программы учитывали не только сложность учебного материала для школьников, но и его значимость.
Обучение правилам оказания первой помощи предусмотрено в учебном плане учебной программы ОБЗР.
Как отмечается, в современных условиях нет единого процесса обучения правилам оказания первой помощи людей, не имеющих медицинского образования [6]. Поэтому массовое обучение оказанию первой помощи является насущной проблемой и довольно сложно решаемой. Причин такому состоянию достаточно.
В исследованиях В.Г. Бубнова обозначены причинно-следственные связи низкого качества обучения оказанию первой помощи в школе.
Первой причиной, по мнению исследователя, является отсутствие специалистов со специальным образованием. В.Г. Бубнов решением данной проблемы видит возможность привлечения в образовательный процесс сотрудников медицинских учреждений [5].
Следующей сложностью является то, что в программе подготовки медицинских работников входит углубленное изучение анатомии, физиологии, что дает им возможность эффективного оказания первой помощи. Но, по мнению В.Г. Бубнова, такая углубленная информация не нужна школьникам. Такая проблема возникает не только в условиях школы, но при подготовке немедицинских работников в обучении оказанию первой помощи. География и сложность медицинских терминов не позволяют эффективно подготовить человека, не имеющего медицинского образования, к оказанию первой помощи пострадавшим [4].
Также снижает эффективность обучения оказанию первой помощи превалирование теоретических занятий. Отсутствие практического действия зачастую сводит к нулю весь процесс обучения. Сложно объяснить человеку процесс наложения шины без наглядного примера.
Еще одним «тормозом» процесса обучения оказанию первой помощи является отсутствие необходимой работы по преодолению психологического барьера. Многие люди довольно часто озвучивают, что знают, как оказать первую помощь, но при виде окровавленного человека многие впадают в ступор. Такая ситуация вызвана отсутствием психологических аспектов в процессе обучения [5].
Последней, выделенной автором, проблемой является низкая оснащенность учебных классов ОБЖ специальным оборудованием. К примеру, в действующем стандарте подчеркивается наличие тренажера «Гоши» в каждой школе [4].
Поэтому, можно сделать умозаключение, что на современном этапе процесс обучения оказанию первой помощи ограничен с одной стороны отсутствием специального образования у педагогов, с другой стороны низкого материально-технического оснащения и отсутствие методов психологической подготовки обучающихся. Все выявленные нами проблемы требуют детального решения.
Также необходимо понимать, что обучение правилам оказания первой помощи подразумевает не только сложность терминологических единиц, но и определенные практические действия. Все это может оказать значительное влияние на психику школьника. Поэтому процесс обучения правилам оказания первой помощи подчинен возрасту обучающихся. Далее рассмотрим, каким образом осуществляется процесс обучения правилам оказания первой помощи на разных ступенях обучения в общеобразовательной школе.
Процесс обучения любому предмету должен основываться на учете особенностей развития обучающихся на каждой ступени развития. Именно поэтому в процессе обучения оказанию первой помощи необходимо подбирать материал таким образом, чтобы обучающиеся смогли его понять и усвоить. Данный факт подчеркивается словами В.Г. Бубнова о том, что ребенок не должен бояться оказывать первую помощь, поэтому материал должен быть посильным его физическим и умственным способностям [5].
Рассмотрим особенности методического обеспечения процесса обучения оказанию первой помощи на разных ступенях обучения.
В средней школе, с 5 по 9 классы, меняется мышление, восприятие школьников, появляется физическая мощь [8]. В этом возрасте подросткам свойственны процессы анализа, синтеза, сравнения. Они способны решать интеллектуальные задачи, контролировать свое поведение, а главное – способны помочь окружающим.
Так как подростковый период считается кризисным, многие подростки начинают проявлять свой характер, силу, амбиции. Данный факт можно использовать в процессе организации занятия в виде игровых соревновательных элементов.
В средней школе с началом обучения курса ОБЗР школьников знакомят с основными понятиями предмета. Помимо теоретических знаний, школьников уже уместно обучать понимаю оказания первой помощи. Для этого используют манекен, различные средства оказания первой помощи. Подростки уже способны понять и показать правила проведения искусственной вентиляции лёгких или неприятного массажа сердца [6].
Также на данной ступени обучения целесообразно применять различные практические занятия. Например, школьникам 8-9 классов можно предложить оказать первую помощь при переломе. Так, обучающиеся смогут наглядно ознакомиться с правилами наложения шины.
Старший школьный возраст (10-11 класс) можно охарактеризовать как полноценно сформированную личность, которая отвечает за свои поступки и поведение, в том числе в экстренных случаях. Поэтому в данном возрасте школьники уже способны самостоятельно оказать первую помощь пострадавшему. Например, остановить кровотечение, установить шину и др. [7].
Итак, мы можем сделать вывод, что по мере взросления школьников меняется характер обучения оказанию первой помощи. Именно поэтому меняется и характер подачи материала, его содержание. Такая закономерность позволяет максимально полно использовать возможности школьников.
Оптимальным временем обучения оказанию первой помощи считается средняя ступень обучения, с 7 по 11 классы.
1.2 Анализ методик обучения школьников оказанию первой помощи пострадавшим при изучении модуля «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»
В виду актуальности и важности обучения оказанию первой помощи пострадавшим в период школьного обучения, методике преподавания модуля «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи» уделено достаточное внимание специалистов. Определены показатели обучения, критерии и методы их достижения.
Среди основных направлений процесса обучения оказанию первой помощи в школьном курсе ОБЗР можно выделить:
1.Включение в курс ОБЗР раздела, посвящённого оказанию первой помощи в случае несчастных или чрезвычайных ситуаций;
2. Включение вопросов оказания первой помощи в содержание экзаменационных вопросов по учебным предметам химия, биология и др. [1];
3. Привлечение в процесс обучения специалистов МЧС;
4. Создание на базе общеобразовательного учреждения кружковых и тематических объединений. Участие детей в различных мероприятиях, посвящённых оказанию первой помощи;
5. Создание методической «копилки» материала по оказанию первой помощи, в том числе в электронном виде. Использование аудио- и видеоматериалов в процессе обучения;
6. Размещение в общеобразовательном учреждении информационных стендов, описывающих правила безопасного нахождения в учреждении, признаки плохого самочувствия и правила оказания помощи;
7. Привлекать в процесс обучения родителей обучающихся [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеева, Е.Л. Методические аспекты освоения обучающимися основной школы умений оказывать первую помощь / Е.Л. Агеева, Х.В. Жидкова // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 1. - № 8. - С. 7-9.
2. Байбородов, Л. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности / Л.В. Байбородов, Ю.В. Индюков. – М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Блохин, А.А. О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ / А. А. Блохи, С. М. Ляшенко // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3-3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12881 (дата обращения: 12.01.2025).
4. Бубнов, В. Обучение навыкам оказания первой медицинской помощи / В. Бубнов, С. Петров // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2006. - № 12. – С. 61-64.
5. Бубнов, В.Г. Научные и практические основы повышения эффективности системы оказания очевидцами (лицами первого контакта) первой медицинской помощи на месте происшествия : матер. дисс. ... докт. мед. Наук / В.Г. Бунов. - М.: МИМСР, 2001. - 29 с.
6. Гафнер, В.В. О профессиональной компетентности учителя ОБЖ / В. В. Гафнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2005. - №11. - С. 33-35.
7. Девисилов, В. Концепция образования в области БЖД: структура, содержание, дидактика / В. Девисилов // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2005. - № 5. – С. 39-49.
8. Диамант, И.И. Инновационные подходы к обучению старших школьников оказанию первой помощи / И.И. Диамант, Д.С. Романов // Вестн. Томск. гос. пед. унта. - 2013. - № 4(132). - С. 136-137.
9. Жидкова, Х.В. Развитие у учащихся умений оказания первой помощи в курсе ОБЖ / Х.В. Жидкова // Мой профессиональный стартап: сб. ст. по материалам II межвуз. студ. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2015. С. 98-100.
10. Каргин, А. Эффективные методы обучения ПМП / А. Каргин // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2006. - № 5. – С. 60-62.
11. Корчагина, Т.А. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПО ОСНОВАМ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЖ / Т.А. Корчагина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-po-osnovam-pervoy-pomoschi-u-obuchayuschihsya-s-ispolzovaniem-tehnicheskih-sredstv-obucheniya-na (дата обращения 18.01.2025).
12. Костецкая, Г. А. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов / Г. А. Костецкая, Э. М. Киселева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. — Серия «Гуманитарные и общественные науки». — № 2 (148) / 2012. — СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. — С.54–60.
13. Мальков, О.А. Образовательный потенциал различных методик обучения практическим навыкам первой помощи на уроках ОБЖ / О.А. Мальков // Известия ВГПУ. - 2019. - №7 (140). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-potentsial-razlichnyh-metodik-obucheniya-prakticheskim-navykam-pervoy-pomoschi-na-urokah-obzh (дата обращения: 18.01.2025).
14. Метлев, Н.С, Инновационные подходы к обучению школьников методам оказания первой помощи / Н.С. Метлев, В.О. Лопаткин, Б.В. Буданов // Научный формат. 2019. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-podhody-k-obucheniyu-shkolnikov-metodam-okazaniya-pervoy-pomoschi (дата обращения: 23.01.2025).
15. Мишин, Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности / Б.И. Мишин. – М.: АСТ. 2003.
16. Морозов, М.А. Основы первой медицинской помощи [Текст]: учебное пособие / М. А. Морозов. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2015. 310 с.
17. Примерная рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы». – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-uchebnogo-kursa-osnovy-bezopasnosti-zhiznedeiatelnosti-5-9-klassy (дата обращения 19.01.2025).
18. Просандеев, А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ / А. Просандеев, А. Попков // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2005. - № 2. – С. 34-38.
19. Николаева, Т. Н. Разработка игры для усвоения навыков оказания первой помощи / Т. Н. Николаева, Е. С. Булычева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 7 (70). — С. 72-76. — URL: https://moluch.ru/young/archive/70/3863/ (дата обращения: 23.01.2025).
20. Смагин, В. Средства оказания медицинской помощи / В. Смагин // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 1999. - № 12. – С. 25-30.
21. Тронева, Л. Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ / Л.Ф. Тронева // ОБЖ: Основы Безопасности Жизни. – 2009. - № 10. – С. 26-27.
22. Федеральный компонент образовательного стандарта по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». – URL: https://multiurok.ru/blog/fiedieral-nyi-komponient-obrazovatiel-nogho-standartapo-uchiebnomu-priedmietu-osnovy-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti.html (дата обращения: 17.01.2025).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
24. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под редакцией А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2015. – 117 с.
25. Хромов, Н. И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях / Н.И. Хромов. - М.: Айрис-пресс, 2008.