Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Дошкольный возраст представляет собой ключевой этап в формировании личности. В этот период человек начинает социализироваться, приобщаясь к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Большинство детей дошкольного возраста посещают детские сады, где они проводят значительное количество времени. Поэтому современное дошкольное образовательное учреждение должно выступать как пространство, в котором под руководством взрослых дети приобретают важный социальный опыт. Это способствует раскрытию их личностного потенциала и подготавливает к успешной взрослой жизни. Для полноценной реализации личностного потенциала важно, чтобы на каждом этапе развития у детей формировались представления о нравственных качествах. Таким образом, в системе дошкольного образования особенно актуальна задача создания условий для развития у детей понимания нравственности и моральных качеств. На формирование нравственных представлений у современных дошкольников влияют различные факторы, включая средства массовой информации, стиль и содержание семейного взаимодействия, примеры поведения окружающих, а также игры, в том числе компьютерные, к которым они приобщаются довольно рано.
Проблеме формирования нравственности у дошкольников посвящено достаточно много работ. Теоретические подходы к решению этой проблемы обозначены в исследованиях Н.Е. Веракса, Н.А. Ветлугиной, В. А Горбачевой, А. А. Люблинской, Л.Ф. Островской, Т. О. Пономаренко, В.И.Петровой, Т.Д Стульник, Е.В.Субботского, К.Д.Ушинского, Е.А Флёриной, С. Г.Якобсона [6, 26, 28]. В работах Л. Ахромеевой, Е.Гаспаровой В.В. Гербовой, О.Л. Кабачек, С.А. Козловой, А.Я. Михайловой показаны средства формирования нравственных представлений и нравственности у детей [14, 24].
Но в то же время существует противоречие между необходимостью развития представлений о нравственных качествах, нравственности у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью организационно-содержательного и методического аспектов успешного решения данной проблемы в дошкольных учреждениях, необходимо найти новые и эффективные пути нравственного воспитания детей.
Также нужно сказать о том, что в стандарте дошкольного образования уделяется особое внимание нравственному воспитанию. Согласно стандарту и тем программам, которые строятся на его базе, основные задачи духовно-нравственного воспитания представлены формированием доброго отношения к миру, пробуждением чувства сопричастности, осознанием собственных национальных особенностей, формированием чувства уважения к нации и другим народностям, формированием чувства коллективизма, дружелюбия, сочувствия, уважения к труду, созданием основ гражданственности и патриотизма [26].
Это обусловило поиск путей решения исследуемой проблемы, сущность которой заключается в выявлении условий, средств и форм организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по развитию у детей дошкольного возраста нравственности.
Цель исследования: выявление педагогических условий, необходимых для развития нравственности младших дошкольников посредством сказки.
Объект исследования: нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством сказки.
2. Охарактеризовать сказку как средство формирования нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить педагогические условия формирования нравственных качеств младших дошкольников с использованием сказки
4. Провести опытную работу по формированию нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством сказки.
5. Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования. На различных этапах работы использовались следующие методы научного исследования:
общетеоретические методы (анализ, сопоставление и обобщение исследований, имеющихся в научной педагогической, психологической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературе, и нормативных документов по проблеме исследования);
эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, беседа, тестирование, диагностика).
Практическая значимость исследования: материалы научно-исследовательской работы могут использоваться в практической деятельности педагогов дошкольной образовательной организации, а также применяться студентами дневной и заочной форм обучения высших и средних специальных педагогических учебных заведений.
Объём и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Прежде всего, важно подчеркнуть, что формирование нравственных качеств происходит через процесс социально-нравственного воспитания. Нравственные представления включают в себя все три категории знаний: они основаны на общечеловеческих ценностях и знаниях о качествах человека с высокой нравственностью; затем идут представления о нравственных чувствах; и завершают картину представления о способах взаимодействия. Эти представления, создавая образы, отражающие идеалы мира и гуманизма, воспринимаются как обобщенные аффективные образы нравственного образа жизни. Они определяют характер деятельности человека в контексте ценностей и смысла, а также регулируют механизмы и функции взаимодействия, поведения и саморазвития. Отражая внутренний субъективный мир, эти представления формируют сложившиеся у личности образы реальности и окружающего мира. В виде когнитивных структур они переходят в нравственное бытие, проявляясь в отношениях, действиях и поступках, основанных на нравственности [25, c. 58].
В период дошкольного детства развитие моральных понятий и черт характера должно быть основано на идеалах, взятых из повседневной жизни, сказок, литературных произведений и образов, предложенных средствами массовой информации. В этом возрасте дети начинают использовать определения таких моральных понятий, как доброта, вежливость, заботливость и другие. Дошкольный возраст считается сенситивным периодом для формирования образцов и моральных представлений, которые служат основой для ориентировочной деятельности, регулирующей поведение. Дошкольники начинают осознавать моральные образцы, которые станут впоследствии важными ценностными ориентирами, поэтому необходимо способствовать развитию этих нравственных понятий и качеств [2].
В нравственном развитии дошкольника важную роль играет оценка аксиологических аспектов поведения. Похвала и позитивные оценки являются ключевыми для становления моральных представлений, которые затем становятся ориентирами в межличностных и мировых взаимодействиях, закрепляясь в сознании ребенка как стандарт нравственного поведения, необходимый для самостоятельного анализа ситуаций, людей и явлений.
Таким образом, на ранних этапах дошкольного возраста, базой для развития нравственных представлений и свойств становятся оценки взрослых. Моральные ориентиры проявляются как собственная потребность ребенка, что не только стимулирует развитие нравственного сознания, но и позволяет ему самим делать нравственный выбор. Это способствует развитию у детей способности различать и оценивать взаимоотношения и поведение других с точки зрения морали, в категориях: «добро и зло», «хорошо и плохо», «можно, нельзя, нужно».
Моральные представления и качества выражаются через чувственное восприятие нравственного знания, которое воплощается в образах и конкретных действиях. Важно особенно отметить такие качества, как эмпатия, доброта, искренность, открытость в общении и инициативность [5].
Эмпатия представляет собой способность испытывать симпатию и сочувствие к окружающим, а также умение понимать чужие чувства и проявлять восприимчивость к ним.
Доброжелательность заключается в стремлении быть открытым и добрым к людям, проявляя заботу о благополучии окружающих и стремление делиться своим внутренним теплом и готовностью помогать.
Искренность характеризуется правдивостью и умением прямо выражать свои мысли.
Открытость в общении означает, что ребёнок активно участвует в общении, выражая желание и способность конструктивно взаимодействовать с воспитателями, родителями и сверстниками.
Инициативность проявляется в стремлении человека к самостоятельным действиям, активности и предприимчивости.
Несомненно, все эти качества можно и нужно развивать в дошкольном возрасте.
Социально-нравственное воспитание представляет собой развивающее влияние детского сада, школы, семьи и общества, целью которого является создание прочных моральных качеств, потребностей, эмоций и навыков поведения через усвоение идеалов, норм и принципов морали, а также практической деятельности.
Основная идея социально-нравственного воспитания состоит в развитии подлинно духовной личности, которая способна анализировать и расставлять приоритеты среди различных альтернатив и принимать осознанные решения, независимо от внешних факторов и обстоятельств. Иными словами, такое воспитание направлено на создание правильной системы ценностей и поведения человека в социуме [25].
Мораль не может существовать без философских основ и представления о мире. Этическое воспитание воплощает в жизнь конкретное мировоззрение, выступая связующим звеном между мыслями и чувствами, словами и делами, убеждениями и поступками, а также деятельностью человека [29].
Воспитание подразумевает развитие мировоззрения личности, включающее процесс усвоения духовных, то есть жизненно важных ценностей, а также наиболее значимых представлений в мировоззрении данного типа. Такой процесс направлен на усвоение соответствующего мировоззрения и формирование нравственных качеств и духовной культуры. Результатом такого воспитания является формирование определенного жизненного уклада человека. В этом контексте духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных учреждениях должно быть разнообразным и добровольным.
Таким образом, нравственное воспитание дошкольников помогает сформировать моральные понятия, оценки, чувства и убеждения, а также навыки и привычки поведения, согласующиеся с общественными нормами. Такое воспитание опирается на универсальные человеческие ценности и вечные моральные нормы, выработанные на протяжении исторического развития общества, а также новые принципы и нормы, появившиеся на современном этапе развития.
В аспекте рассматриваемой темы также следует коснуться вопроса относительно особенностей дошкольного возраста.
В частности, дошкольный возраст обладает особенной ролью в процессе развития ребенка, в частности, этот возраст характеризуется формированием новых психологических механизмов деятельности и поведения.
Формируются социальные представления морали. Непосредственное и импровизированное поведение уступает место действиям, основанным на правилах и нормах. Дети активно применяют эти правила для регулирования своих взаимоотношений со сверстниками. Уже в младшем дошкольном возрасте они способны отличать хорошие поступки от плохих, имеют представления о добре и зле и могут привести примеры из собственного опыта или литературы. Оценивая сверстников, они проявляют строгость и требовательность, но к собственным поступкам относятся более мягко и не всегда объективны [35].
Дошкольное образовательное учреждение – это значимый социальный институт, который играет большую роль в нравственном воспитании подрастающего поколения.
Определим следующие условия:
- использование художественных средств (сказки, художественная литература, изобразительная деятельность, мультипликации)
- взаимодействие с семьей;
- использование театрально-игровой, сюжетно-игровой деятельности.
В пределах детского сада воспитателю вручаются важные полномочия: он не только учит и воспитывает детей, он дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что воспитатель имеет дело с детьми неопытными, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания [25].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамюк, С.Ф. К проблеме жанровой специфики русской сказки// Сказка: научный подход к детскому жанру: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 24–25 апреля 2008 г. / отв. ред. А. Н. Садриева; Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия./С.Ф. Абрамюк. – Нижний Тагил, 2008. – 380 с.
2. Бобурова, А.А. Сказка и миф: различия и единство. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://humanpsy.ru/articles/family-5/05-02-Boburova.pdf Дата доступа: 27.01.2025
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhl – Дата доступа: 27.01.2025
4. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1997. - 496 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0366/1_0366-1.shtml - Дата доступа: 27.01.2025.
5. Газман, О.С. Базовая культура и самоопределение личности.//Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под ред.Газманова О.С. - М.: Изд.АПН СССР, 1989. – 345 с.
6. Гарипова, Г. Г. Народная сказка как средство формирования экологического представления у дошкольников // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 124-128.
7. Губайдуллина, Э.Р. Создание современной развивающей среды в дошкольном учреждении / Э. Р. Губайдуллина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 4. – С. 23-28.
8. Давлетшина, Т.И. Предметно-развивающая среда в средней группе. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/565867/ - дата доступа: 27.01.2025.
9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.
10. Ефимова, А.И. Создание предметно-развивающей среды по ФГОС дошкольного образования. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://ped-kopilka.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/razvivayuschaja-sreda-v-detskom-sadu.html - Дата доступа: 27.01.2025
11. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева - М.: изд. «Педагогика», 1990. – 468 с.
12. Зелинский, К.В. Нравственное воспитание дошкольников и школьников : теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы : учеб.метод. пос. /К.В. Зелинский, Т.В. Черникова ; под ред. В.И. Слободчикова. – М. : Планета, 2010. – 280 с.
13. Ильяш, Е.Н. Развитие речи младших дошкольников через сказку. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/razvitie-rechi-mladshih-doshkolnikov-cherez-skazku-1192710 - Дата доступа 27.01.2025
14. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. - М.: Просвещение, 2005. – 560 с.
15. Конина, М.М. Влияние народной сказки на творчество старшего дошкольника: Дис... канд. пед. наук. - М., 1941. - 310 с.
16. Корчагина, А.П. Роль педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в условиях ДОУ / А. П. Корчагина, Т. Н. Жданова // Воспитание дошкольников. - 2015. - № 2.
17. Малютина, Е.В. Элементы предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Е.В. Малютина// Начальное образование. - 2012. - № 5.
18. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
19. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е.В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 126 с.
20. Мягкова, А.А. Предметно-пространственная среда группы раннего возраста / А. А. Мягкова, Н. В. Дробжева // Современный детский сад. 2015. № 5. С. 45-47.
21. Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Педагогика, 1972. – 450 с.
22. Педагогический терминологический словарь. — СПб.: Российская национальная библиотека, 2006. – 67 с.
23. Пищухина, О.Н. Влияние волшебной сказки на словесное творчество детей седьмого года жизни: дисс. Канд. Педаг. Наук. – М., 2000. – 240 с.
24. Полховская, Н.А. Обобщение опыта работы "Воспитание любви к природе через дидактические игры у детей младшего дошкольного возраста". [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/04/26/obobshchenie-opyta-raboty-vospitanie-lyubvi-k-prirode - Дата доступа: 27.01.2025
25. Померанцева, Э.В. Судьбы народной сказки./Э.В. Померанцева. - М.: Наука, 1965. – 220 с.
26. Потаповская, О.М. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции: дисс…канд…педагогических наук. – М., 2015. – 210 с.
27. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997. – 347 с.
28. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: «МОЗАИКАСИНТЕЗ», 2011. – 268 с.
29. Рошияну, Н. Традиционные формулы сказки./Н. Рошияну. - М.: Наука, 1974. - 216 с.
30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2005. [Электронный ресурс] – URL: http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm – Дата доступа: 27.01.3035
31. Смирнова, Е.О., Гуськова, Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками //Вопросы психологии. - № 2, - 1988.
32. Соловцова, И.А. Духовное воспитание дошкольников и школьников : проблемы, перспективы, технологии : учеб.метод. пос. для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 160 с.
33. Соловьева, О.И. Русские народные сказки в воспитании детей дошкольного возраста //В сб. Труды Всероссийской науч. конф. по дошкольному воспитанию. - М, 1949. - С. 247-256.
34. Тинчурина, М.К. Современные технологии в образовательно-развивающей среде дошкольного учреждения. /М.К. Тинчурина // Аспирант и соискатель. - 2013. - № 3. [Ресурс локального доступа]
35. Удович, Е.В. Роль волшебных сказок для развития речевого творчества детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/91-grades/2548-2013-03-22-17-20-15.html Дата доступа: 27.01.2025.
36. Хрестоматия по педагогике.- Барнаул, 1999. – 450 с.
37. Шабанова, Т.Л., Фоминова, А.Н. Педагогическая психология. – М., 2011. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/ - Дата доступа: 27.01.2025
38. Ширяев, М.А., Джишкариани, Т.Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/82/5288 - Дата доступа: 27.01.2025
39. Шляпникова, Е.А. Образная система народной и литературной сказки./Е.А. Шляпникова // Сказка: научный подход к детскому жанру [Текст]: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (24-25 апр. 2008 г., г. Нижний Тагил): в 2 ч. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2008. - 215 с.
40. Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов / Сост. Л.П. Молодова. – Мн. : Асар, 1998. – 230 с.