Фрагмент для ознакомления
2
Нефтепроводы служат для транспортирования нефти. По своему назначению нефтепроводы делятся на три группы: внутренние, местные, магистральные. Магистральные нефтепроводы характеризуются высокой пропускной способностью, диаметром трубопроводов от 219 до 1200 мм и избыточным давлением от 1,2 до 10МПа.
Основной составляющей магистрального трубопровода является линейная часть-непрерывная нить, сваренная из отдельных труб или секций и уложенная по трассе подземным, полуподземным, надземным или наземным способами.
Подземная схема укладки является самой распространенной и предусматривает укладку трубопровода в грунт на глубину, превышающую диаметр труб. При подземной укладке достигается максимальная механизация работ всех видов, не загромождается территория и после окончания строительства используются пахотные земли, отсутствует воздействие солнечной радиации и атмосферных осадков, трубопровод находится в стабильных температурных условиях.
При необходимости допускается организация нефтепроводов над поверхностью земли с помощью технологических опор. Как правило, наземные нефтепроводы используются в исключительных случаях, таких как крутосклонные ложбины, изолированное резкое возвышение или избыточное увлажнение ландшафта.
Расстояния от оси подземных трубопроводов до городов и других населенных пунктов, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от диаметра трубопровода, степени ответственности объекта и его протяженности, рельефа местности
На переходах трубопроводов через проселочные и лесные дороги должны предусматриваться решения по защите трубопроводов от повреждения (прокладка в защитных металлических футлярах, покрытие железобетонными плитами и др.). Подводные переходы трубопроводов через судоходные и сплавные водные преграды должны быть, как правило, конструкции «труба в трубе».
Места пересечения трубопроводов с судоходными и сплавными реками, а также каналами обозначаются на берегах сигнальными знаками. В местах пересечения трубопроводов с автомобильными дорогами всех категорий устанавливается дорожный знак, запрещающий остановку транспорта.
Проектом должна быть предусмотрена установка на местности опознавательных знаков нефтепровода, сигнальных знаков и постоянных реперов в местах пересечения магистрального нефтепровода с водными преградами, знаков «Остановка запрещена" в местах пересечения с автодорогами и предупредительных знаков в соответствии с "Правилами охраны магистральных трубопроводов" и "Правилами технической эксплуатации магистральных нефтепроводов". Предупредительными знаками должны быть также обозначены линейные задвижки, краны, вантузы и другие элементы трубопровода, выступающие над поверхностью земли. На щите-указателе должны быть приведены: наименование трубопровода; местоположение оси трубопровода от основания знака; привязка знака к трассе; размеры охранной зоны; телефоны и адреса диспетчерской и аварийной службы, эксплуатирующего данный участок трубопровода.
Для исключения возможности повреждения трубопроводов устанавливаются охранные зоны: - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны; в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 100 м от оси трубопровода с каждой стороны; в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими на указанных выше расстояниях от осей крайних трубопроводов.
Магистральный нефтепровод (МНП) состоит из следующих сооружений:
подводящие трубопроводы, связывающие источники нефти с головными сооружениями МНП;
головная перекачивающая станция (ГПС), на которой производится приемка нефти, смешение или разделение их по сортам, учет и перекачка на следующую станцию;
промежуточные перекачивающие станции (ППС), с помощью которых
нефть, поступающая с предыдущей станции, перекачивается далее;
конечный пункт (КП), где нефть принимается из трубопровода, распределяется потребителям или отправляется потребителям другими видами транспорта;
линейные сооружения трубопровода, линейные технологические колодцы на трассе, станции катодной и протекторной защиты, дренажные установки, а также переходы через естественные и искусственные препятствия (реки, дороги и т.п.).
линии связи, дома обходчиков, вертолетные площадки, грунтовые дороги, прокладываемые вдоль трассы трубопровода, устройства приема и пуска скребков, разделителей, диагностических снарядов.
Запорная арматура устанавливается на трубопроводе через 15 – 20 км безколодезным способом с учетом рельефа местности таким образом, чтобы, разлив нефти в случае возможной аварии был минимальным. Камеры приема и пуска скребка размещаются на расстоянии друг от друга до 300 км и, как правило, совмещаются с нефтеперекачивающими станциями. Промежуточные НПС размещают по трассе трубопровода согласно гидравлическому расчету, обычно через 100 – 200 км.
На основе требований к проектированию трубопроводов, изложенных в нормативных документах (СП 86.13330.2014, СП 36.13330.2012, СП 317.1325800.2017) основными техническими условиями, определяющими положение трассы нефтепровода в продольном профиле, являются:
1. Заглубление трубопроводов до верха трубы надлежит принимать не менее - 0,8м от уровня земли;
2. Нормированные вертикальные расстояния между верхом труб и пересекающими трассу сооружениями;
3. Трасса трубопровода проходит примерно на одной и той же расчетной глубине и может повторять профиль естественной поверхности рельефа;
4. При пересечении водных преград трубопровод должен проходить под дном на глубине не менее 0.5 м;
5. Уклоны трубопровода малого диаметра проектируют параллельно рельефу местности;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авакян, В. В. Прикладная геодезия. Технологии инженерно-геодезических работ: учебник / В. В. Авакян. – 3-е изд. – Москва, Вологда: ИнфраИнженерия, 2019. - 616 c.
2. Кашкинбаев, И. З. Бестраншейные технологии прокладки и реновации трубопроводов: монография / И. З. Кашкинбаев, Т. И. Кашкинбаев. - Алматы: Нур-Принт, 2016. – 198 c.
3. Самигуллин, Г. Х. Магистральные трубопроводы. Проектирование. Сооружение. Эксплуатация: учебник / Г. Х. Самигуллин. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский горный университет, 2016. – 207 c.
4. СНиП 2.05.06–85* Магистральные трубопроводы. – М.: ФГУП ЦПП, 2005 г. – 60 с
5. СНиП III-42–80* Магистральные трубопроводы. – М.: ФГУП ЦПП, 2005 г. – 74 с
6. СП36.13330.2012 Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* – М: Госстрой, 2013 г. – 93 с.
7. СП86.13330.2014. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП III-42-80* – М: Госстрой, 2014 г. – 176 с.
8. СП11-104-97. Инженерно - геодезические изыскания для строительства – М: ЦНИИГАиК, 2005 г. – 76 с
9. Справочник по проектированию магистральных трубопроводов. Под ред. А.К. Дерцакяна, – Л.: Недра, 1977. – 519с.