Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования связана с тем, что в настоящее время пожилые люди являются наиболее социально незащищенной категорией общества. Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми от государственных структур.
Степень научной разработанности проблемы: проблемы организации жизни пожилого человека, интерпретация им общественных норм, ценностей, мотивации поведения рассматриваются в работах В.Д. Альперовича, Айзенштадта, П. Бергера, Э. Гидденса, Т. Лукмана, Дж.Т. Мида, Б. Пейгартана, Т. Парсонса и др. Важную роль в формировании концептуальной базы исследования сыграли труды М.Д. Александровой, А. Лидере, П.С. Пряжникова и др., в которых обосновано изложена идея о ведущей деятельности людей пожилого возраста. Особенности теории и практики социальной работы с пожилыми людьми отражены в работах Е.П. Агапова, В.Э. Гордина, В.Д. Альперович, А.А. Дыскина, П.В. Андреенковой, И.П. Боидарепко, В.П. Иванова, В. И.
Объект исследования - народное художественное творчество как средство творческой и социальной активности личности.
Предмет исследования – процесс подготовки и проведения занятий по народному художественному творчеству с людьми предпенсионного и пенсионного возраста.
Цель исследования – систематизировать материал по процессу подготовки и проведения занятий по народному художественному творчеству с людьми предпенсионного и пенсионного возраста и разработать методику занятий по народному художественному творчеству
Задачи:
1. Изучить теоретические основы подготовки и проведения занятий по народному художественному творчеству с людьми предпенсионного и пенсионного возраста.
2. Проанализировать практику проведения занятий по народному художественному творчеству с людьми предпенсионного и пенсионного возраста.
3. Разработать методику подготовки и проведения мероприятий по народному художественному творчеству с людьми предпенсионного и пенсионного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что народное художественное творчество является средством развития творческой и социальной активности личности пожилых людей.
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, изучение отчетной документации.
Практическая значимость исследования: материалы и результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистами культурно - досуговых учреждений, а также специалистами социальных служб и центров при проведении обучающих семинаров.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Объем работы 33 страницы.
Глава I. Теоретические основы подготовки и проведения занятий по народному художественному творчеству с людьми предпенсионного и пенсионного возраста
1.1 Народное художественное творчество как средство творческой и социальной активности личности
Этнокультурное образование – это образование, содержащее исконные традиции конкретного народа, способствующее сохранению духовного и материального наследия народа. Человек, выросший как основной орган национальной культуры, является не только потребителем национальной культуры, но и носителем культурных ценностей.
Процесс приобщения человека к народной художественной культуре, в ходе которого он изучает знания об особенностях национальной культуры региона, формирует нравственные и эстетические представления, общается, дает общепринятые и признанные в традиционной культуре образцы и навыки поведения, совершенствование эмоциональной сферы, творческую реализацию в национально-культурной деятельности. Ориентацию можно понимать как национально-культурное образование [1].
Народное художественное образование включает творчество, театр, музыку, поэзию, драму, танец, архитектуру, различные виды искусств, которые создаются народом и распространяются в массах. В изобразительном искусстве люди отражают свою любовь к труду и творческой деятельности, обществу и быту, знания, склонности и веру в жизнь и природу. Народное искусство воплощает идеалы и стремления людей, их мир мечты, мысли, взгляды, эмоции, переживания, справедливость и счастье. Народное творчество представляет собой вековой опыт народа, обладая глубиной развития современного искусства, достоверностью проявления и мощным творческим распространением.
Народное культурное образование является средством приобщения личности к художественно-творческому труду. Познание, творческое преобразование себя и мира в целом относится к творческой деятельности [2].
Художественно-творческая деятельность связана с познавательными, эмоциональными процессами и сторонами жизни человека и характеризует ее на разных этапах развития. Именно поэтому деятельность влияет на развитие образного мышления, фантазии и эстетического восприятия окружающего мира. Это разрушает личностное саморазвитие и творчество в жизни.
А.С. Каргин предложил несколько компонентов художественно-творческой деятельности, которые оказывают непосредственное влияние на процесс формирования личности:
1. Эстетические компоненты. Художественно-творческая деятельность создает благоприятные условия для развития эстетического чувства, которое постепенно перерастает в чувство прекрасного, включающее чувство цвета, пропорций, формы, ритма.
2. Образовательный компонент. В ходе занятий в художественно-творческой среде у учащихся формируются морально-волевые качества.
3. Познавательный компонент. Для осуществления художественно-творческой деятельности необходимо овладение мыслительным процессом анализа, синтеза, сравнения и обобщения. [3].
В современных условиях возрождения национальной культуры и сохранения этнокультурного образования чаще всего речь идет о проявлении коллективов народного творчества, организации народных праздников на основе традиций, включении детей в систему художественного образа народной культуры. Народное творчество является частью всей художественной культуры.
Призыв к возрождению и развитию традиционного народного искусства во многом зависит от задачи возрождения значимости России как страны и популяризации национального самосознания. Значимость народного искусства заключается также в его влиянии на духовный мир человека. Поэтому интерес к прошлому, в том числе и к народной художественной культуре, можно объяснить стремлением к повышению культурного уровня в обществе, тенденцией к переменам, сохранением историко-культурной преемственности. Поэтому воспитание национальной культуры в целях бережного отношения к национальным культурным традициям является одним из условий продолжения исторического опыта народа, восстановления основ национальной морали и нравственности. Нельзя не дополнить это высказыванием Л. И. Михайловой, которая в одном из своих высказываний выразилась: «Народная культура уходит глубоко в прошлое и сейчас представляется смутной и может проникать в самые различные области современной, очень многослойной культуры, традиционного воззрения». Хотя сегодня много говорят об упадке народных традиций, вытеснении первобытных искусств и культуры из повседневной жизни, социальная основа их существования сужается, появляется большое разнообразие, появляется множество жанров. Традиционное искусство становится частью коммерциализации, и все, что происходит сегодня в нашем обществе, дает надежду. Свидетельством этого является растущий интерес молодежи к давним этнографическим образцам народного искусства [4].
Также определить уровень национальной культуры воспитания можно через народное творчество Томской области, проанализировав участие большого фольклорного коллектива. Например, фольклорный театр «Разноцветье» [5].
Русско-казахский фольклорный ансамбль «Ивушка» возник на базе аналогичного ансамбля гармонистов, организованного в селе Кривошено. В его составе более 20 гармонистов, балалаечников и любителей народной музыки. Клуб принимал участие в районных праздниках, неоднократно участвовал в телепередачах «Играй, гармонь» А.Г. Заволоткина.
Важным аспектом деятельности фольклорно-этнографического ансамбля «Пересек» является творчество молодежи, в первую очередь студентов. В рамках образовательного культурологического курса стало традицией проводить коллективные просветительские лекции, студенты становятся активными участниками развития сибирской культуры. В инициативном оркестре прошли традиционные празднования покрова и славления Рождества Христова в аутентичной традиции, утратившей свое культурное наследие. Анализ творческой деятельности этих коллективов позволяет сделать вывод о том, что самодеятельное народное творчество, основанное на познавательной деятельности, способствует повышению интереса к занятиям и тем самым максимальной этнокультурной образованности его участников. Поэтому реализация творческих проектов национально-культурной направленности дает участникам возможность использовать свои силы и способности, находить опыт, участвуя в различных видах творческой деятельности, и тем самым изменять познавательные способности, творческое мышление, эстетический вкус, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве. Приобщая личность к народному искусству как к стержневому элементу общей художественной культуры, трудно переоценить ту роль, которую личность играет в воспитании национальной культуры. Такие ученые, как Б. М., Н. П. Сакулина, А. П. Усова, К. Д. Усинский, Е. А. Фриринг, выделяя влияние народной культуры на национальное самосознание, чувство патриотизма, любовь к Родине, малой стране, культуру народа. Изучение этнотерриториальной природы способствует формированию чувства ответственности за сохранение и укрепление культурных традиций. Здесь задача педагога заключается в поиске различных способов приобщения личности к национальной культуре [6].
Таким образом, плодотворным является подход к изучению этнической одежды, которая представляет собой единый художественный ансамбль. Создавая и декорируя предмет народного костюма, учащиеся одновременно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антология педагогической мысли народов СССР. ТА., ИП. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства ХТУ- ХУШ вв. / АПН СССР; Предисл. Д.С.Лихачева, Г.М.Прохорова. — М.: Педагогика, 1985, 1987. 366 с.
2. Булатова, Н.Д. Этнопедагогика: Метод.пос.- М.:МГУКИ, - 2009.
3. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика [Текст] : учебник / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. - 3-е изд., перераб. и дон. - М. : Академия, 2013. - 232, [1] с. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). - Библиогр.: с. 226-231.
4. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : Учебник / Г. Н. Волков. - М. : Академия, 1999. -167, [1] с. - (Высшее образование). - ISBN- 7695-0413-7 : 26.
5. Культурное наследие народов мира в содержании современного образования : сб.ст. Ч. | / Моск. гос. ун-т культуры и искусств [науч. ред.: Т, И. Бакланова, Н. Д. Булатова]. - М. : МГУКИ, 20009. - 183 с. : ил. - 167-.
6. Межкультурный диалог и этнокультурное образование в условиях мегаполиса [Текст] : материалы регион. науч.-практ. конф. 15 дек. 2011 г. Ч. 2 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств ; [науч. ред. Р. Г. Абдулатипов ; редкол.: Н. Н. Рощупкина и др.]. - М. : МГУКИ, 2012. - 189 с. - 180-.
7. Народная художественная культура как стратегический ресурс развития России: этнокультурное образование [Текст] : юбил. сб. материалов науч.-практ. конф. (Москва, 10 нояб. 2010 г.) / Моск. гос. ун-т культуры и искусств ; [науч. ред. Н. Д. Булатова]. - М. : МГУКИ, 2011. - 138 с. - 62-.
8. Нестеренко, А. В. Этнохудожественное образование детей и подростков : учеб. пособие / А. В. Нестеренко ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М. : МГУКИ, 2008. - 209с. - Прил.: с.198-209 , - Библиогр.: с.191-197. – ISBN 978-94778-181-6 : 65,40-.
9. Садохин, А. П. Этнология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. - М. : АСАРЕМГА ; Высшая школа, 2000. - 302, [1] с. - (Высшее образование). - [ISBN 5-7695-0577-Х (АСАDЕМIА). - [ISBN 5-06-003682-0 (Высшая школа) : 34-.
10. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика. Учебник и практикум [Текст] : учеб. для бакалавров / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова ; Моск. гор. психолого-пед. ун-т. - М. :Юрайт, 2015. – 332 c.
11. Этнокультурная толерантность в теории и практике музыкально-педагогического образования : метод. разраб. по спецкурсу / Моск. гос. ун-т культуры и искусств ; [сост. Л. С. Майковская]. - М. : МГУКИ, 2010. - 51 с. - Прил.: с. 46-51. - Библиогр.: с. 36-45. - 16-.
12. Социология. Учебник. / Отв. ред. Павленок П.Д. - М., 2002. - 170с.
13. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие в вопросах и ответах. / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М., 2006. - 560 с.
14. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. Учебное пособие. - М.: Академический проект, 2003. - 423 с.
15. Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, практика. - М., 2006.
16. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М., 2002. - 120 с.
17. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М., 2006. . Энциклопедия социальной работы. / Пер. с англ. В 3-х томах. - М., 2003-2004.
18. Якушев Л.П. Досуг: Учебное пособие. - М., 2005. - 103 с.
19.Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. - СПб.: КАРО, 2006. - 128 с.
20 .Фёдорова С.В. Этнокультурная компетентность педагога. - Йошкар-Ола: Факел, 2002. - 342 с.
21.Хорев В.А. Польша и поляки глазами русских литераторов: Имагологические очерки. - М.: Знание, 1999. - 341 с. 61
22.Худеков С.Н. Иллюстрированная история танца. - М.: Эксмо , 2009. - 288 с.