Фрагмент для ознакомления
2
А.Лурия, развивая идеи Л. Выготского, предложил концепцию динамической локализации высших психических функций, в числе которых и мышление. Он подчеркивал, что нервные механизмы мышления распределены по различным зонам мозга и их организация может изменяться под влиянием обучения и культурных факторов. Это открытие стало основой для новых подходов к диагностике и развитию мышления в образовательном процессе.[14]
А. Леонтьев, ученик и соратник Выготского, развил теорию деятельности, в которой подчеркивалась взаимосвязь деятельности и мышления. Леонтьев утверждал, что мышление формируется в ходе активности человека и его взаимодействия с окружающей средой. Он рассматривал мышление как процесс, который обеспечивается системой психологических функций, развивающихся в ходе деятельности. Это понимание мышления как процесса было важным шагом в изучении когнитивного развития в обучении, позволяя педагогам создавать условия для активизации мышления учащихся через организацию соответствующих видов деятельности.
В отечественной психологии также значительное внимание уделяется исследованию развития мышления в детском возрасте. Одна из важных работ в этой области принадлежит Д. Эльконину, который развивал идеи о стадийном характере когнитивного развития. Согласно Д. Эльконину, развитие мышления проходит несколько этапов, каждый из которых характеризуется определенным типом логических операций. Это понимание дало возможность создавать более эффективные образовательные программы, адаптированные к возрастным и индивидуальным особенностям детей.[14]
Влияние культуры на развитие мышления продолжает оставаться важной темой исследований. Например, работы Н. Незнамова и его последователей доказывают, что образовательный контекст, в который погружен ребенок, играет ключевую роль в развитии его когнитивных функций. Эти исследования способствуют глубокому пониманию того, как культурные и исторические практики влияют на процесс мышления и как они могут быть использованы для улучшения образовательных методик.
Современные подходы к изучению мышления в учебно-методической литературе включают в себя множественные когнитивные теории и методы развивающего обучения. Сегодня мышление рассматривается как комплексный процесс, включающий в себя логическое, креативное, критическое и рефлексивное мышление. Программы обучения стремятся развивать у школьников не только способность к решению стандартных задач, но и навыки критического анализа, проектного подхода и инновационного мышления.[5]
Подводя итоги, можно сказать, что понятие мышления в учебно-методической литературе прошли долгий путь развития, обогащаясь открытиями психологов и педагогов, и продолжает развиваться в зависимости от изменения социокультурного контекста и задач образовательной практики. Отечественная наука, внесшая значительный вклад в теоретическое и практическое изучение мышления, сегодня продолжает привлекать внимание исследователей к необходимости учета культурных, социально-исторических и нейропсихологических аспектов в образовании. беру них годов.
Таким образом, эффективная образовательная практика требует постоянного анализа и адаптации методик в соответствии с новыми научными достижениям и социальными запросами, обеспечивая интеграцию теоретических знаний и практических умений, что в конечном итоге способствует качественному улучшению образовательных результатов
1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Границы возраста начальной школы, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, в настоящее время устанавливаются от 6-7 до 9 10 лет. В этот период происходит новое физическое и психофизиологическое развитие ребенка, что дает возможность систематического обучения в школе. Начало школьного образования приводит к радикальным изменениям в социальном развитии ребенка. Он становится «публичным» субъектом и в настоящее время несет социально значимые обязанности, реализация которых подлежит общественной оценке. В младшем школьном возрасте начинает складываться новый тип отношений с окружающими вас людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно теряется, и в конце младшего школьного возраста сверстники становятся все более и более важными для ребенка, и роль детского сообщества развивается.[9]
По словам Л.С. Выготский с началом образования мысли перемещается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие логико-словесных рассуждений, которое происходит во время усвоения научного знания, перестраивает все другие когнитивные процессы: «память в этом возрасте становится мыслью, а восприятие - мыслью».
По словам О.Ю. Ермолаева, в младшем школьном возрасте произошли значительные изменения в развитии внимания, интенсивное развитие всех его свойств идет полным ходом: объем внимания увеличивается особенно резко (в 2,1 раза), повышается его стабильность, развиваются коммутационные и распределительные мощности. В возрасте 9-10 лет дети могут достаточно долго сохранять свое внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает значительные изменения. Их суть в том, что память ребенка постепенно приобретает признаки произвола, становится сознательно регулируемой и опосредованной.[4]
В этом возрасте появляется еще один важный рак добровольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, выбирает, что делать в конкретных ситуациях. Основой для такого типа поведения являются нравственные мотивы, которые формируются в этом возрасте. Ребенок впитывает моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с корыстными мотивами и желанием быть одобренным взрослым или укрепить личную позицию в группе сверстников. Это означает, что их поведение так или иначе связано с основным мотивом, доминирующим мотивом успеха в этом возрасте.[8]
С формированием произвольного поведения у младших школьников тесно связаны такие виды рака, как планирование успеваемости и рефлексия.
Ребенок начинает активно думать о своих действиях, чтобы скрыть свой опыт. Внешне ребенок не такой как внутри. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к всплеску эмоций у взрослых, желанию делать то, что они хотят, к прихотям. «Отрицательное содержание в этом возрасте проявляется прежде всего в нарушении психического равновесия, нестабильности воли, настроения и т. Д.»
Развитие личности младшего школьника зависит от результатов обучения в школе, оценки ребенка взрослыми. Как я уже сказал, ребенок этого возраста очень восприимчив к внешним воздействиям. По этой причине он поглощает как интеллектуальные, так и моральные знания. «Учитель играет важную роль в установлении моральных стандартов и развитии интересов детей, хотя их уровень успеха будет зависеть от типа отношений, которые они имеют со своими учениками». Другие взрослые также занимают важное место в жизни ребенка.
В начальной школе возрастает желание детей достичь. Поэтому основной причиной активности ребенка в этом возрасте является причина достижения успеха. Иногда есть другой тип этой причины, причина избежать банкротства.[13]
В сознании ребенка были некоторые нравственные идеалы, модели поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и потребности. Но для того, чтобы формирование личности ребенка прошло более продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к действиям ребенка определяет развитие его моральных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он узнает в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось. Ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками в соответствии с правилами четко сформулированных правил».[17]
Именно в этом возрасте ребенок испытывает свою уникальность, он осознает себя как личность, стремится к совершенству. Это отражается во всех сферах жизни ребенка, в том числе в отношениях со сверстниками. Дети стремятся улучшить навыки этих видов деятельности, которые принимаются и ценятся в привлекательном для него бизнесе, чтобы выделиться в его среде, добиться успеха.
Способность к эмпатии развивается в контексте школьного обучения, потому что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми с их успехами, достижениями, поведением, а ребенок просто вынуждены учиться развивать свои способности и качества.
Таким образом, возраст начальной школы является наиболее критической стадией школьного детства.[1]
Основные достижения этого возраста обусловлены доминирующим характером образовательной деятельности и в значительной степени имеют решающее значение для следующих лет обучения: в конце начальной школы ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в него.
Сама по себе жизнь в этом возрасте, ее позитивные приобретения являются необходимой основой, на которой строится дальнейшее развитие ребенка как активного предмета знаний и деятельности. Основной задачей взрослых при работе с детьми младшего школьного возраста является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации способностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
1.3 Роль мышления в школьной успеваемости младших школьников
Роль мышления в школьной успеваемости младших школьников является одной из ключевых тем в педагогической науке и психологии. На протяжении десятилетий ученые и практики стремились понять, каким образом когнитивные процессы детей влияют на их учебные достижения, и как можно оптимизировать образовательные методы для повышения успеваемости. Важность развития мышления подчеркивалась такими известными отечественными учеными, как Л. Выготский и А. Леонтьев, каждый из которых внес значительный вклад в понимание этой сложной взаимосвязи.[16]
Л. Выготский был убежден, что обучение предшествует развитию, и полагал, что познавательная деятельность ребенка напрямую влияет на его способность воспринимать и усваивать новые знания. Согласно теории Выготского, центральную роль в развитии мышления играет социальное взаимодействие. Он рассматривал мышление не как изолированный процесс, а как результат взаимодействия ребенка с окружающей средой и культурой. Понятие «зона ближайшего развития» играет здесь ключевую роль. Выготский полагал, что вовлечение учеников в задачи, которые они не могут выполнить самостоятельно, но могут выполнить с небольшой помощью взрослых, способствует развитию их мыслительных способностей.
А. Леонтьев, в свою очередь, также придавал огромное значение роли мышления в обучении. Он считал, что познавательная деятельность и мышление формируются в процессе активного взаимодействия с окружением через практическую деятельность. Леонтьев выделял деятельность как основной фактор, определяющий развитие психики и мышления. Он утверждал, что посредством деятельности ребенок не только воспринимает внешний мир, но и преобразует его, тем самым обогащая собственные познавательные структуры.
Мышление младших школьников, таким образом, неразрывно связано с активностью и взаимодействием с окружающими. В этом контексте учебная деятельность является важнейшим видом деятельности, в рамках которой формируются основные элементы мышления. По мнению многих педагогов и психологов, важно акцентировать внимание на том, чтобы учебные задания стимулировали развитие высших психических функций: логического мышления, самостоятельного решения проблемных задач и критического осмысления информации.[18]
Современные исследования в области когнитивной психологии также подтверждают важность развития мышления в школьной деятельности. Ученые отмечают, что дети, которые активно развивают свои мыслительные способности, более успешны в учебе. Это связано с тем, что развитые когнитивные навыки позволяют детям лучше концентрироваться, быстрее обрабатывать информацию и более эффективно решать проблемы.
Таким образом, для достижения высоких учебных успехов младших школьников необходимо создавать условия, которые способствуют всестороннему развитию их мышления. Важным является применение педагогических технологий, которые интегрируют в учебный процесс элементы, стимулирующие рефлексию, критическое мышление и самостоятельные поисковые действия.
Фрагмент для ознакомления
3
Алушина, Л. Т. Подходы к развитию мышления младших школьников[Текст] / Л.Т. Алушина; под ред. С.М. Платоновой. – СанктПетербург : Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга: СПбАППО, 2018. – 96 с.
Ахмадуллин, Ш. Т. Как развить у ребёнка критическое мышление : книга-тренажёр [Текст] / Шамиль Ахмадуллин. – Москва : Нева, 2022. – 191 с.
Батова, А. А. Обзор методик и приемов диагностики пространственного мышления младших школьников [Текст] / Анна Батова // Молодой ученый. – 2021. – № 42 (384). – С. 173-175.
Богус, М. Б. Психолого-педагогические основы развития умственных способностей младших школьников [Текст]: монография / Мира Богус. – Москва: Директ-Медиа, 2015. – 184 с.
Васильев, И. А. Психология мышления. Классические школы [Текст]: учеб. пособие / Игорь Васильев. – Москва: Акрополь, 2011. – 91 с.
Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие / Борис Волков. – Москва : КноРус, 2016. – 347 с
Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – Москва: Айрис-Пресс, 2023. – 400 с.
Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука / П. Я. Гальперин. – Москва: Издательство МГУ, 2021. – 352 с.
Ермолаева, Ю. Введение в социальную психологию / Ю. Ермолаева. – Санкт-Петербург: Питер, 2022. – 280 с.
Леонтьев, А. Н. Основы психологии / А. Н. Леонтьев. – Москва: Высшая школа, 2020. – 511 с.
Лурия, А. Р. Краткий курс общей психологии / А. Р. Лурия. – Москва: Наука, 2019. – 368 с.
Незнамова, Н. В. Психология личности: теория и практика / Н. В. Незнамова. – Екатеринбург: Уральский университет, 2023. – 299 с.
Нигматулин, Т. А. Виды мыслительных процессов и их использование в процессе эффективного обучения [Текст] / Т. А. Нигматулин, М. В. Процуто, Е. И. Чиркова // Перспективы науки. – 2018. – № 5 (104). – С. 84-88.
Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / Сергей Ожегов. – Москва : Аст, Оникс, 20181. – 1201 с.
Павлова, Т. Л. Диагностика мышления младшего школьника / Татьяна Павлова. – Москва : Сфера, 2016. – 63 с.
Панкова, С. В. Развитие творческого мышления младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Светлана Панкова // Студенческий вестник. – 2021. – № 43-1 (188). – С. 44-46.
Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. – Санкт-Петербург: Эксмо, 2020. – 480 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – Москва : Просвещения, 2022. – 65 с.
Филлипс, Ч. 50 лучших головоломок для развития мышления [Текст]: гарантия провести время с умом / Чарльз Филлипс; пер. с англ. В. Соколовой. – Москва : Эксмо, 2017. – 185 с.
Харченко, Т. А. Развиваем логическое мышление [Текст] / Татьяна Харченко. – Волгоград: Учитель, 2016. – 15 с.
Хрестоматия по общей психологии: психология мышления [Текст] / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – Москва : Изд-во МГУ, 1981. – 400 с.
Эльконин, Д. Б. Детская психология: теория, эксперименты / Д. Б. Эльконин. – Москва: Педагогика, 2023. – 411 с.