Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Потеря кормильца семьи в принципе означает не только боль утраты, но и потерю единственного источника средств к существованию. Для того чтобы эти граждане могли сохранить прежний уровень благосостояния, государство должно обеспечить эффективную пенсионную систему в стране. Одним из показателей эффективности этой системы является назначение пенсий по смерти тем, кто в них действительно нуждается. Государственная кампания по модернизации пенсионной системы в последнее десятилетие была направлена на создание новых институциональных и правовых основ пенсионной системы России, структурные изменения в пенсионном обеспечении и организации страхования, повышение уровня и качества жизни социальных пенсионеров. Важной задачей модернизации пенсионной системы является поддержание нынешнего высокого уровня потребления социальных пенсионеров.
В развитых странах это достигается за счет средств, накопленных в течение трудовой жизни, и дополнительных мер социальной поддержки пенсионеров, а в России - в основном за счет распределительных страховых механизмов и принципов солидарности поколений, всеобщности и добровольности. Исходя из вышесказанного, была определена актуальность данного курсового проекта.
Цель исследования - определить содержание, условия выплаты и проблемы пенсии по случаю смерти.
Задачи исследования
- уточнить понятие пенсии вдовы и сироты, ее правовое регулирование и условия назначения;
определить порядок назначения пенсии вдовы и сироты;
выявить функциональные проблемы существующей пенсионной системы Российской Федерации в области назначения и выплаты пенсии вдовы и сироты;
Предмет исследования - общественные отношения, возникающие в связи с назначением и выплатой пенсии вдовы и сироты. Объект исследования - нормативные правовые акты, судебная практика, практика Пенсионного фонда Российской Федерации, учебно-методическая литература и научные статьи по вопросам пенсионного обеспечения вдов и детей-сирот. Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Федеральный закон от 24 июля 2009 года N212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и другие нормативные акты. В исследовании применялись анализ нормативно-правовых документов, сравнительно-правовой, частноправовой и сравнительно-правовой методы исследования. Исходя из целей и задач исследования, работа построена следующим образом: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы регулирования пенсий по случаю потери кормильца
1.1 Понятие и правовое регулирование пенсии по случаю потери кормильца
Основное содержание социального обеспечения заключается в предоставлении средств к существованию нуждающимся. На наш взгляд, приемлемым является следующее определение А.В. Стремоухова. «Социальное обеспечение - это система общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и между государственными органами, органами местного самоуправления и организациями - с другой, и предоставляемая за счет средств внебюджетных социальных фондов и всех уровней бюджетной системы Российской Федерации лицам в связи с возникновением жизненных условий, сопровождающихся потерей или снижением доходов. Она заключается в предоставлении различных видов обеспечения.
Система социального обеспечения в современной России должна включать в себя различные виды пенсий, пособий и компенсаций, получаемых гражданами, социальную помощь нуждающимся, социальное обслуживание детей-сирот и больных, медицинскую помощь гражданам, оздоровительное лечение в санаториях и пансионатах, меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. Среди многочисленных мер социального обеспечения важное место занимают пенсии. Понятие «пенсия» происходит от латинского слова pensio, что означает «выплата». Не все выплаты являются пенсиями, только те, которые выплачиваются гражданам (физическим лицам), являются пенсиями.
Они могут быть связаны с достижением соответствующего возраста, наступлением инвалидности, смертью живого человека или многолетней профессиональной деятельностью в какой-либо профессиональной области.2 Необходимо найти такие пенсии или квалификации, которые помогают отличить пенсию от других денежных выплат, и такие квалификации закреплены в различных правовых нормах. Такие ученые, как Захаров М.Л.3 и Тучкова Е.Г., определяют пенсию как «регулярную ежемесячную выплату, предназначенную для удовлетворения материальных потребностей пенсионеров, граждан, ставших инвалидами, граждан, длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, и инвалидов, потерявших кормильца».
При этом определение включает в себя «назначение пенсионных выплат (материальное обеспечение отдельных категорий граждан) и показатель ежемесячной регулярности пенсионных выплат». В качестве оснований для возникновения законного права на такое обеспечение авторы выделяют такие личные обстоятельства, как достижение определенного пенсионного возраста, инвалидность при длительной занятости определенной профессиональной деятельностью и нетрудоспособность граждан, потерявших кормильца. Эти признаки, как представляется, сводят понятие пенсии к понятию трудовой пенсии.
Важно проанализировать законодательство о социальном обеспечении и понять его толкование. «Государственная пенсия - это установленное в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, законное право на компенсацию утраты заработка (дохода) гражданина Российской Федерации в связи с увольнением федерального государственного служащего, достигшего установленного законом возраста пребывания на пенсии по старости (инвалидности), либо на компенсацию утраты заработка гражданина Российской Федерации. Таким образом, пенсия - это ежемесячная денежная сумма, выплачиваемая нуждающемуся гражданину на его содержание на основаниях, условиях, в размере и в порядке, установленных законодательством. Помимо пенсий по старости (о которых знают все) и пенсий, выплачиваемых по инвалидности, в российскую систему пенсионных выплат входят также пенсии, выплачиваемые в связи с трагическими ситуациями, например, потерей кормильца.
В настоящее время существуют страховые пенсии и государственные пенсии вдовам и сиротам. Принят и вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях по случаю смерти», регулирующий получение страховой пенсии по случаю смерти, взамен Федерального закона от 17 декабря 2013 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» («Закон о трудовых пенсиях 2001 года»)9 . Вступает в силу с 1 января 2015 года.10 Пенсия по случаю смерти в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ (в редакции Закона от 21 июля 2014 года) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» выплачивается в случае смерти гражданина военнослужащим, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и космонавтам.
Она предоставляется (статья 5, пункт 5). В прошлом пенсия по случаю смерти выплачивалась, если у умершего был хотя бы один день страхового стажа. В настоящее время пенсия вдовы не предусмотрена. Ранее пенсия по случаю смерти рассчитывалась по формуле ПК ÷ (Т × К) ÷ КН с добавлением В. Где PC - предполагаемая сумма капитала, которым владел умерший на дату смерти, T - ожидаемое количество месяцев выплаты пенсии по старости, K - отношение количества месяцев страхового стажа умершего к 180 месяцам, а KN - количество иждивенцев, то есть количество лиц, которые должны получать пенсию по смерти. Текущий расчет пенсии рассматривается в главе 2. Основанием для выплаты пенсии в настоящее время и в прошлом является, во-первых, смерть живого человека и, во-вторых, решение суда о признании человека (живого человека) безвестно отсутствующим. Во-первых, на такую пенсию может претендовать человек, полностью зависящий от материального обеспечения умершего, то есть иждивенец.
Иждивенчество означает, что семья человека находится на полном содержании кормильца и получает от него определенную сумму материальной помощи, которая является основным и постоянным источником финансового (материального) обеспечения семьи кормильца. Такая зависимость должна быть подтверждена документально. В случае смерти до 2015 года иждивенцам выплачивается пенсия по старой формуле. Пенсии по случаю смерти также индексируются на 5,5 %. Баллы увеличиваются ежегодно и обмениваются на рубли в виде ежемесячных выплат. Учитывая, что в год человек может заработать около 9-10 баллов, эта сумма увеличивается по мере действия новой системы начисления: В 2015 году один балл составлял 71 рубль 41 копейку, что периодически корректируется с учетом изменения индекса цен и влияет на увеличение пенсии по случаю потери кормильца.
ВЫВОДЫ: Пенсия - это ежемесячная сумма, выплачиваемая нуждающемуся гражданину на его пропитание на основаниях, условиях, в размерах и в порядке, установленных законом; с введением балльной системы в 2015 году расчет пенсионного капитала теперь производится на основе невыплаченных баллов; умершим до 2015 года выплачивается на иждивение по старой формуле. Пенсии вдов и сирот также индексируются на 5,5 %.
1.2 Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца
Семья умершего кормильца-инвалида, зависящая от него (за исключением тех, кто стал причиной смерти кормильца и понес определенные уголовные наказания в суде), имеет право на получение страховой пенсии в случае потери кормильца. Одному из родителей, супругу или другому члену семьи назначается определенная пенсия, независимо от того, зависит ли она от умершего кормильца или нет. Семья пропавшего кормильца имеет право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случае доказательства неизвестного отсутствия кормильца иметь тот же статус, что и семья умершего кормильца.
Семья умершего кормильца считается зависимой от него, если он получил от нее полную поддержку или помощь.
Зависимость детей умерших родителей не требует доказательств, за исключением детей, которые были признаны полностью дееспособными в соответствии с законодательством Российской Федерации или достигли 18-летнего возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) (в редакции актуальной на 10.04.2018 г.)//Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в редакции от 01.09.2018 г.//Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ(в редакции от 01.09.2018 г.)//Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410
4. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в редакции актуальной на 03.08.2018 г.)//Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции от 12.11.2018 г.)//Собрание законодательства РФ", 13.01.2014, N 2
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (в редакции от 12.11.2018 г.) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831
7. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"(в ред. От 03.08.2018г.)//Собрание законодательства РФ", 24.11.1997, N 47, ст. 5340
8. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с 29.07.2018)//Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563
9. Юридическая литература
10. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. -М.: Норма, 2013. С. 87
11. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография. -М., 2014 С. 67
12. Зрелов А.П. Современные проблемы межотраслевого применения понятия "член семьи" // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 6. С.18
13. Право социального обеспечения России / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. Учебник. М.: МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2016. – 628 с.
14. Акатнова М.И. К содержанию понятия «достойный уровень жизни» // Пути реализации в России программы достойного труда и достойного социального обеспечения. Андреевские чтения, посвященные 90-летию со дня рождения крупнейшего ученного, заслуженного деятеля науки РСФСР Виталия Семеновича Андреева: Материалы IX международной научно-практической конференции / под общ. ред. д- ра юрид. наук, проф. К.Н. Гусова; сост. канд. юрид. наук, доц. О.А. Шевченко, канд. юрид. наук, ст. преп. М.И. Акатнова. М.: Проспект, 2013. С. 556.
15. Комментарий к Конституции Российской Федерации //Под общ. ред. Л.В. Лазарева.- М.: ООО «Новая правовая культура», [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://constitution.garant.ru
16. Методы определения порога бедности: опыт четырех стран // Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М.: МОТ, 2014. С. 51-54.
17. Сивакова И.В. Оформление документов для получения пенсии//Пошаговая инструкция / Москва, 2017. –152с.
18. Пушкина Я.М., Карибова Е.Д. Понятие пенсии по случаю потери кормильца//Научный альманах. 2017. № 3-1 (29). С. 331-333.
19. Назипов А.Р. Социальная пенсия по потери кормильца//В книге: Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 174-175.
20. Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявщих кормильца: особенности правового регулирования//Журнал российского права. 2017. № 8 (248). С. 112-127.
21. Курявая А.В. Конституционные гарантии в сфере пенсионного обеспчения//В сборнике: Конституционная и административная реформы в России: проблемы и перспективы материалы межвузовской научно-практической конференции. 2016. С. 305-310.