Фрагмент для ознакомления
2
Между тем, в первой половине 1950-х годов китайско-советские отношения были дружественными и являлись главным приоритетом дипломатии Китая. Контакты между правительствами двух стран были частыми, а двусторонние переговоры периодически проводились между высшими руководителями. Однако во второй половине 1950-х годов КПК начала расходиться во мнениях с СССР о том, как оценивать И.О. Сталина и в каком направлении новый советский лидер Н. Хрущев вел международное коммунистическое движение. Интересно, что еще в 1954 г. во время своего визита в Пекин Н.С. Хрущев осознал, что Мао Цзэдун будет его главным соперником. Он также не исключил, «что лидеры Китая будут стремиться к гегемонии в международном коммунистическом движении, выдвинут территориальные претензии к СССР, а в перспективе пойдут на сближение с США».
В том же году, когда советский лидер отправился в Китай премьер КНР Чжоу Эньлай сформулировал пять принципов мирного сосуществования страны. Речь идет о взаимном уважении суверенитета и территориальной целостности, взаимном ненападении, невмешательстве во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, а также мирное сосуществование. Эти принципы призваны были продемонстрировать, что Китай не будет вмешиваться в их внутренние дела.
Холодная война сформировала особый подход Китая к третьему миру. Китай позиционировал себя как лидера третьего мира, выступающего за антиимпериализм и национальное освобождение. Это был стратегический шаг, направленный на то, чтобы заручиться поддержкой развивающихся стран и противостоять влиянию сверхдержав. Поддержка Китаем революционных движений в Африке, Азии и Латинской Америке в тот период является свидетельством такой политики.
В 1955-57 годах, Китай проводил заметно иную и гораздо более гибкую внешнюю политику. Например, в 1955 г. Китай принял участие в Бандунгской конференции. Китай присоединился к Бандунгской декларации 1955 года по нескольким ключевым причинам. Во-первых, это было время, когда многие развивающиеся страны искали пути укрепления своего суверенитета и независимости после колониального господства. Декларация представляла собой платформу для объединения стран и поддержания мира, что вполне соответствовало интересам Китая как нового участника международной политики.
Во-вторых, участие в конференции в Бандунге отражало стремление Китая занять более активную роль на международной арене и установить дипломатические отношения с другими азиатскими и африканскими государствами. Это также позволило ему продемонстрировать свою идеологическую позицию против империализма и колониализма.
Наконец, присоединение к декларации помогло Китаю укрепить связи с нейтральными государствами и развивающимися странами, что способствовало созданию нового порядка в международных отношениях, ориентированного на равенство и взаимное уважение. Ее члены, почти все недавно обрели независимость. Бывшие колонии, которые хотели сосредоточиться на экономическом развитии, ясно дали понять, что они не хотят быть частью ни капиталистического, ни социалистического лагеря. Китай начал осознавать, что продолжение политики «уклона в одну сторону» может породить враждебность по отношению к ней.
В 1974 году Мао Цзэдун изложил свое видение глобального неравенства в «Теории трех миров». В его категорию «Первого мира» входили исключительно США и СССР, которые, по его определению, были хищническими имперскими государствами. Мао относил Австралию к странам Второго мира, наряду с Канадой, Японией и большей частью Европы. Он утверждал, что страны Второго мира не были бедными, но их средства к существованию и безопасность зависели от того или иного «голиафа» Первого мира.
Концептуальная основа внешней политики Дэн Сяопина основывается на принципе «мирного сосуществования» и стратегии «открытых дверей». Дэн акцентировал внимание на важности экономического роста и модернизации Китая, стремясь интегрировать страну в мировую экономику. Он понимал, что для достижения этой цели необходимо поддержание стабильных и дружественных отношений с другими государствами.
Обобщить принципы внешней политики Дэн Сяопина можно по следующим направлениям: во-первых, соблюдение суверенитета. Китай должен защищать свои национальные интересы и безопасность, не вмешиваясь в дела других стран. Во-вторых, практичность. Дэн Сяопин подчеркивал необходимость адаптации внешнеэкономической деятельности в зависимости от ситуации, стараясь «извлекать выгоду» от международного сотрудничества.
В-третьих, экономическая дипломатия. Уклон на создание экономических связей, привлечение иностранных инвестиций и технологических знаний. Концепция Дэн Сяопина акцентировала внимание на прагматичных подходах и проведении сбалансированной внешней политики, что способствовало успешной интеграции Китая в глобальную экономику.
В 2002 г. Китай выдвинул новую внешнеполитическую стратегию «Выход во вне», что подразумевает активное вовлечение страны в международные отношения и расширение ее влияния за пределами китайских границ. Также это включает в себя экономическое, политическое и культурное сотрудничество с другими государствами. Ключевым аспектом этой стратегии является инициатива «Один пояс – один путь», которая направлена на создание инфраструктурных проектов, развитие торговых маршрутов и укрепление экономических связей с партнёрскими странами. Будучи представленным как способ содействия развитию, этот подход акцентирует внимание на «win-win» – выгоде для всех участников.
Кроме того, концепция «выхода во вне» может подразумевать усилия Китая по укреплению своего присутствия в международных организациях и мультинациональных форумах, а также расширение культурной дипломатии и международной кооперации в области безопасности.
Таким образом, холодная война оказала значительное влияние на внешнюю политику Китая. Она подтолкнула Китай к неприсоединению и самостоятельности, и сформировала его подход к третьему миру. Несмотря на вызовы и сложности холодной войны, Китаю удалось проложить уникальный путь на международной арене, опираясь на свои концептуальные принципы внешней политики, такие как равноправие и взаимная выгода.
Для Мао Цзэдуна успешная внешняя политика была связана с необходимостью эффективной внутренней политики, что позволяло Китаю уверенно заявлять о себе на международной арене. Внешняя политика Китая при Мао Цзэдуне строилась на метафорах, передающих смысл основных внешнеполитических принципов, которых Китай придерживался на международной арене.
Понимание истоков и концептуальных основ, формирующих внешнюю политику Китая, дает возможность рассмотреть как изменения, так и преемственность во внешней политике Китая с момента образования КНР и вплоть до 90-х годов. Однако истоки внешней политики Китая во многом связаны с историческим наследием и мировоззрением Мао Цзэдуна.
ГЛАВА 2. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСАХ РОССИИ И КИТАЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Сотрудничество России и Китая в новых геополитических условиях
К общему геополитическому интересу России и Китая относится недопущение однополярного мирового порядка во главе с США. Это подтверждает анализ концепций внешних политик этих государств, который был проведен в предыдущей главе. Кроме того, это прослеживается в заявлениях политических лидеров двух стран. Например, в 2023 г. президент России В.В. Путин охарактеризовал формирование нового миропорядка доминирующей тенденцией современного мира. Далее президент подчеркнул, что частью этого процесса является создание в Евразии единого пространства мира, стабильности и процветания.
Перед приездом с государственным визитом в Москву в 2023 г. Си Цзиньпин написал статью для «Российской газеты» в которой подчеркнул, что «международное сообщество отдает себе ясный отчет в том, что ни одна страна в мире не превосходит все остальные. Не бывает универсальной модели государственного управления и не существует миропорядка, где решающее слово принадлежит отдельной стране. Солидарность и мир на планете без раскола и потрясений отвечают общим интересам всего человечества».
Первые лица России и Китая в своих выступлениях подчеркивают, что их страны выступают за формирование более справедливого мира, в основе которого лежат принципы международного права. Обе державы вносят свой вклад в создание нового мирового порядка, используя, например такие механизмы как БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
Россия и Китай играют ключевую роль в БРИКС и ШОС. Из состава БРИКС только Россия и Китай одновременно входят в обе организации, идейно вдохновляя структуры на дальнейшее сотрудничество, имеющие цели укрепления безопасности, торгово-экономического сотрудничества и формирования независимой от стран Запада позиции на мировой арене.
Между тем, и Россия, и Китай славятся своей культурой, а это означает, что укрепление связей и сотрудничества в таких областях, как социальная и культурная сферы, способствует взаимопониманию и доверию внутри организации, а также повышает взаимопонимание и уверенность этих членов, укрепляя прочную основу для будущей кооперации. Функционирование социальных и гуманитарных обменов требует значительных людских и финансовых ресурсов. Россия и Китай могли бы воспользоваться преимуществами своей нынешней культурной международной сети, активизировав гуманитарные обмены и контакты с другими государствами-членами. Они могли бы способствовать созданию большего числа аналитических центров БРИКС, Университета БРИКС и других подобных платформ, прилагая совместные усилия для развития гуманитарных обменов между странами.
Стоит отметить, что в стратегическом мышлении Китая инициатива «Один пояс - один путь», которую активно продвигает Пекин на международной арене, и БРИКС тесно взаимосвязаны. БРИКС, объединяющий наиболее успешные развивающиеся экономики мира, является менее противоречивой платформой и более привлекательной для развивающихся стран. Его часто рассматривают как ключевой международный механизм, который может выступать в качестве второго фронта, помогая Китаю в достижении его внешнеполитических целей. По мере усиления соперничества между Китаем и США, а также по мере того, как китайский проект ОПОП сталкивается с множеством проблем, БРИКС приобретает все большее значение для Китая.
В рамках БРИКС Китай рассматривает себя как "ядро", в то время как Индия - как его самое слабое звено. Бразилию и Южную Африку часто называют “беспризорниками”, в то время как Россия считается главным инструментом продвижения китайских интересов в рамках БРИКС. Китай стремится подорвать роль и влияние Индии, Бразилии и Южной Африки — по возможности, одержав победу над последними двумя, используя свое финансовое влияние, — одновременно используя китайско-российские связи в качестве основы для дальнейшего развития БРИКС в направлении, отвечающем их интересам.
Для Китая БРИКС не является экономическим приоритетом. Например, Россия занимает 12-ое место среди торговых партнеров Китая, в то время как США, ЕС, Тайвань, Вьетнам, страны АСЕАН входят в пятерку китайских внешнеэкономических партнеров. По мнению китайских экспертов, Китай не стремится создавать БРИКС для противодействия США, что и доказывает успешная торговля с США и их союзниками.
Также обе страны имеют схожие геополитические интересы в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Механизм ШОС используется для поддержания стабильности в Евразии. Однако в этом случае можно подчеркнуть и то, что обе державы по-разному видят эту стабильность. Например, Россия акцентирует внимание на постсоветском пространстве, в то время как Китай смотрит шире и фокусируется на всей Азии.