Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения представляет собой совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.
Магазин представляет собой самостоятельное звено розничной торговли и сферы услуг. Продажи в магазине, являясь основным бизнес-процессом и способом получения прибыли, являются заключительным этапом процесса обслуживания покупателей и требуют грамотной организации. Правильная организация коммерческой работы по продаже товаров и торгового обслуживания покупателей в магазине способствует росту товарооборота, достаточно полному удовлетворению совокупного спроса населения и получению коммерческого успеха.
Цель исследования - изучение правовой базы информационного обеспечения о товаре (на примере торговой организации).
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть виды и формы товарной информации
раскрыть основы информационного обеспечения о товаре;
привести характеристику торговой организации
произвести анализ организации информационного обеспечения о товаре;
Объект исследования - ООО «ТВК-Р».
Предметом исследования является организация информационного обеспечения о товаре.
Теоретической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность в сфере услуг розничной торговли, а также фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области коммерческой деятельности, организации продажи товаров в магазине и качества торгового обслуживания покупателей в нем.
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты РФ, аналитическая информация научно-исследовательских институтов, публикации в области изучаемой проблемы, информация, размещенная на официальных сайтах розничных торговых сетей, результаты авторского исследования коммерческой деятельности предприятий розничной торговли.
В процессе исследования применялись диалектический, системный и комплексный подходы к изучению коммерческих процессов, общенаучные (анализ и синтез) и экономико-статистические методы, методы системного и сравнительного анализа, научного моделирования, экспертных оценок и др.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ О ТОВАРЕ
1.1 Понятие и виды информации в коммерческой деятельности
Основной целью информации является информирование потребителей о потребительской ценности товаров. Информация способствует выбору товара, тем самым влияя на формирование потребительского спроса, выступая посредником между производителями и покупателями и способствуя расширению товарного рынка. Помимо основной информации, информация также выполняет экономические, социальные, нравственные и образовательные функции. Информация о продукте – это информация о продукте для пользователей, занимающихся коммерческой деятельностью 11, с. 73.
Основная часть коммерческой деятельности включает в себя производителей товаров, продавцов и потребителей. Производители являются основным источником информации о товарах и исполнителями услуг, которые информируют продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах. От высокого качества этих информационных услуг зависят скорость продвижения товара по каналам сбыта, интенсивность продаж, стимулирование сбыта и формирование потребительских предпочтений. В конечном счете, это жизненный цикл продукта. В то же время производители - не единственный источник информации. Производственная информация может быть дополнена продавцами, которые сравнивают конкурирующие товары аналогичного назначения или одноименные товары, но от разных конкурирующих организаций, и предоставляют потребителям дополнительную информацию для формирования потребительских предпочтений. В зависимости от назначения информация о продукте делится на три типа 7, с. 54:
основополагающая;
коммерческая;
потребительская.
Базовая товарная информация - это базовая информация о товарах, которая необходима для идентификации и применима ко всем субъектам рыночных отношений: базовая товарная информация включает в себя вид и наименование товара, его сорт, вес нетто, название производителя и коммерческую информацию о товаре. Это информация о товарах, которая дополняет базовую информацию и используется производителями, поставщиками и продавцами, но потребителям нелегко получить к нему доступ. Эти материалы включают данные промежуточных предприятий, документы контроля качества товаров, классификационные номера продукции в соответствии с ОКП (Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции), ТН ВЭД (наименования товаров для внешнеэкономической деятельности) и номера предприятий в соответствии с ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций), а также другие обозначения, которые трудно объяснить потребителям. Типичным примером бизнес-информации являются штрих-коды.
Информация о потребительских товарах - это информация о продуктах, предназначенная для формирования потребительских предпочтений, демонстрации преимуществ использования конкретного продукта и, в конечном счете, для привлечения внимания потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах продукта, пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и т.д. 12, с. 63.
Если устная информация предоставляется на языке, на котором говорит большая часть населения, то устную информацию получить проще всего. Многие иностранные компании-производители, поставляющие товары в разные страны, предоставляют пояснительные тексты на нескольких наиболее распространенных языках (английском, немецком, французском, испанском и др.). Это позволяет потребителям, использующим указанный язык, получать доступную информацию. Недостатком устной информации является ее громоздкость. Для этого требуется значительная площадь на упаковке и/или продукте. Чтобы прочитать и понять его, требуется время, а из-за перенасыщения устной информацией потребители либо не могут, либо не хотят тратить много времени на ее понимание.
Цифровая информация обычно используется в дополнение к вербальной информации и в тех случаях, когда требуются количественные характеристики продукта. Например, серийный номер, предприятие, вес нетто, объем, длина, дата изготовления и дата использования продукта. Цифровая информация используется в сочетании с другими информационными знаками (словами, символами, штрих-кодами) или независимо, например, в качестве традиционной цифровой метки на дне банки. Цифровая информация характеризуется простотой, ясностью и единством, но в некоторых случаях только профессионалы могут разобраться в цифровой информации, а потребители могут понять цифровую информацию (например, необходимо расшифровать классификационные номера продуктов и серийные номера предприятий) 9, с. 44.
Визуальная информация обеспечивает визуальное и эмоциональное восприятие информации о товаре посредством художественных и графических изображений самого товара или изделий с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов (цветы, животные, насекомые и т.д.) или другие изображения. Основной целью этой формы информации является формирование потребительских предпочтений путем удовлетворения эстетических потребностей покупателей.
Увеличение спроса на многие импортные продукты питания обычно связано с тем, что эти продукты имеют хорошо продуманную графическую информацию по сравнению с отечественными продуктами. К преимуществам визуальной информации относится ее наглядность. Простота, восприимчивость, эстетичность и эмоциональная доступность. Однако возможности этой формы получения информации очень ограничены, поэтому она не заменит, а лишь дополнит вербальную или цифровую информацию. Символьная информация - это информация о продуктах, передаваемая с помощью информационных знаков. Символы (от греческого «svmbolon» - логотип, опознавательный знак) - это характеристики определенных атрибутов продукта, кратко отражающие его суть. Эта форма информации характеризуется краткостью и ясностью, однако для ее восприятия требуется определенная профессиональная подготовка для расшифровки или оповещения потребителей через средства массовой информации, консультации и т.д. Штрих-код информации о товаре - это сложная форма информации, сочетающая в себе элементы символов и цифровых форм. Это штрих-код, который характеризуется кодированием определенной информации в виде темных штрихов, светлых промежутков и цифр. Эта информация носит чисто коммерческий характер и не может быть получена потребителями.
1.2 Содержание правовой базы информационного обеспечения в торговле
Ст. 8 Конституции Российской Федерации провозглашает свободное передвижение грузов. Очевидно, что без надлежащей информационной безопасности ни одна единица продукции не может быть включена в общий товарно-денежный оборот страны на законных основаниях, не говоря уже о реализации ее потребительской стоимости 1. Таким образом, информационная поддержка является необходимой мерой для предоставления продукту законного статуса. Современный товарооборот включает сотни тысяч товаров, которые находятся в правовом поле Всероссийского классификатора товаров (ОКП). Экспортно-импортные операции учитываются номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ВЭД). Однако потребности людей постоянно развиваются и трансформируются в современные потребности, на которые отвечают разработка и производство новых товаров, подпадающих под действие закона увеличения спроса и учитываемых системой каталогизации. Для этого контингента товаров внешний вид и содержание товарных данных будут играть решающую роль. Модернизация достаточно традиционных товаров в различные современные модификации также требует адекватной информационной поддержки для успешной продажи, поскольку тогда потребитель не сможет правильно понять разницу между традиционной моделью и ее современным аналогом. Кроме того, принцип информационной прозрачности также должен соблюдаться на всех этапах жизненного цикла продукта, от проектирования до утилизации. Вполне естественно, что для сырья и полуфабрикатов предусмотрена своего рода информационная подача, направленная на оптимизацию производственного процесса. Немного другой должна быть информация о товарах, предназначенных для использования или потребления конечными потребителями. Как правило, информация об основных характеристиках сырья, полуфабриката и готовой продукции указывается в соответствующих нормативных документах. Требования к маркировке могут быть как частью стандарта, так и целым стандартом, посвященным этой теме. Правовые основы информационной безопасности регулирует ряд законов. Конституция Российской Федерации является основным законом, закрепляющим право на информацию. Вторая глава Конституции Российской Федерации (пункт 4 статьи 29), посвященная основным правам и свободам человека, говорит дословно: «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным путем» 1.
Федеральный закон «Об информации» регулирует отношения, возникающие при 2:
формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
создании и использовании информационных технологий и средств их предоставления;
защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
Закон определил ответственность за нарушение права доступа к информации. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо ложной информации может быть обжалован в судебном порядке. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, договору купли-продажи или другим формам обмена информацией между организациями рассматривается арбитражным судом. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие ложную информацию, имеют право на компенсацию за ущерб, который они понесли.
Реклама-это специальная информационная продукция, на которую распространяется действие Федерального закона «О рекламе». Этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в результате производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее товаров) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и других услуг, связанные с использованием денежных средств граждан (физических лиц) и юридических лиц. Реклама не должна побуждать к противоправным действиям, призывать к насилию и насилию, напоминать дорожные знаки или иным образом нарушать безопасность дорожного движения любого рода или представлять негативное отношение к людям, которые не используют рекламируемую продукцию. В рекламе не допускаются: использование иностранных слов и выражений, которые могут исказить смысл информации; демонстрация процессов курения и употребления алкогольной продукции 3.
Использование в рекламе информации, противоречащей общепринятым нормам гуманности и морали, не допускается. Запрещается реклама, в которой отсутствует существенная информация о рекламируемом продукте, условия его покупки или использования, если это искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.
Основные требования, касающиеся предоставления потребителям информации о товарах, их производителях и продавцах, изложены в законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» 5.
право потребителя на получение информации о производителе (исполнителе, продавце) и товарах (работы, услуги);
потребитель вправе требовать предоставления необходимой и достоверной информации о производителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и продаваемых им товарах (работах, услугах).
информация доводится до сведения потребителей в наглядной и доступной форме на русском языке и дополнительно, по усмотрению производителя (подрядчика, продавца), на национальных языках субъектов Российской Федерации и на родных языках народов Российской Федерации;
производитель (подрядчик, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место жительства (адрес фирмы) и способ работы. А также предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании органа, который ее зарегистрировал.
Продавец, который не предоставил покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, также несет ответственность за дефекты товара, возникшие после его передачи покупателю, если покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием такой информации.
Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» регулирует отношения в области организации питания, обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека и будущих поколений 4.
Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей в процессе товародвижения от изготовителей к потребителям. В розничной торговой сети материальные ресурсы становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи 10, с. 51.
Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий – изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов и т.д. [7, с. 59].
Продажа товара как заключительный этап всех бизнес-процессов – это сделка, обмен, заключение договора купли-продажи, в результате которой покупатель получает интересующий его товар, а продавец (бизнесмен) получает в обмен на проданный товар деньги. Продажей признается переход права собственности на товар в соответствии с договором купли-продажи.
Организация процесса продажи товаров можно рассматривать как набор действий и мероприятий по настройке правильной и максимально прибыльной продажи товаров на каждом этапе торгового бизнеса. Этот набор действий состоит из отдельных процессов, которые коммерсантам необходимо знать, понимать и подготовить. К их числу можно отнести:
организацию учета и документальной отчетности;
закупку товаров (предварительно необходимо проанализировать рынок, найти лучших поставщиков, сравнить их услуги и цены, др.);
транспортировку и поступление товаров (организация доставки товаров к потребителям, его приемка на склады или торговые точки, др.);
хранение товаров (создание необходимых условий: температура, влажность, др.) и его подготовку к продажам (комплектация, фасовка, др.).
обучение торгового персонала;
продажу товаров (непосредственно процесс передачи товара покупателю в обмен на его денежные средства) и дальнейшую работу с покупателями (поддержание контакта, информирование о новинках, др.);
оказание дополнительных услуг, гарантий, послепродажной поддержки и другие процессы.
Понятие продажи товаров характеризуют ее самые разнообразные формы. Форма продажи товаров – это совокупность средств продажи товаров, с помощью которых осуществляется непосредственный отпуск товаров покупателям, а также торговое обслуживание населения. Розничная продажа товаров может осуществляться с помощью магазинной, внемагазинной и особых форм продажи товаров 13, с. 65.
Таким образом, информационное обеспечение о товаре — это совокупность мер по своевременному доведению до потребителя полной и достоверной информации о продукции с целью создания условий для принятия им правильного решения. Оно включает получение, передачу, обработку, накопление и реализацию информации. Доведение информации о товаре до потребителей может осуществляться в разных формах, например, с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или иным способом.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31.
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 22.12.2024)// Собрание законодательства РФ, 2006, № 31.
3. Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 31.12.2024)// Собрание законодательства РФ, 2003, № 12
4. Федеральный закон от 02 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (ред. от 31.10.2024)// Собрание законодательства РФ, 2000, № 2
5. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (ред. от 13.01.2025)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Текст] // «Собрание законодательства Российской Федерации». – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
Научная и учебная литература:
7. Аникин Б. А. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики [Текст]: учебник / Б. А. Аникин, Т. А. Родкина. – М.: Проспект, 2020. – 344 с.
8. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации) [Текст]: учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Дашков и К., 2021. – 372 с.
9. Бузукова Е. А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице [Текст] / Е. А. Бузукова. – СПб.: Питер, 2021. – 432 с.
10. Воробьева И. П. Экономика и управление производством [Текст] : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. П. Воробьева, О. С. Селевич ; Нац. исслед. Томский политех. ун-т. – М.: Юрайт, 2021. – 191 с.
11. Грибов В. Д. Экономика организации (предприятия). Практикум (для СПО) [Текст] / В.Д. Грибов. – М.: КноРус, 2020. – 196 с.
12. Дунаев О. Н. Логистика – технология управления для нового этапа экономического роста [Текст] / О. Н. Дунаев // Логистика и управление цепями поставок. - 2020. - № 6. - С. 84-90.
13. Котерова Н. П. Экономика организации [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. П. Котерова. - 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2019. - 288 с.
14. Павлович А. Эффективное управление закупками и запасами [Текст] / А. Павлович // Наука и инновации. – 2020. − № 9 (139). – С. 35-40.
15. Сергеев В. И. Управление цепями поставок [Текст]: учебник для бакалавров и магистров / В. И. Сергеев. – М.: Юрайт, 2019. – 379 с.
16. Стерлигова А.Н. Операционный (производственный) менеджмент [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. Н. Стерлигова, А. В. Фель. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 180 с.
17. Управление закупками в коммерческой деятельности [Текст]: учеб. пособие / Т. Е. Евтодиева, Н. В. Иванова, Д. В. Ралык. – Самара, 2022. – 252 с.
18. Управление запасами в цепях поставок. в 2 ч. [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. В. С. Лукинского. – М.: Юрайт, 2021. – 358 с.
19. Фатхутдинов Р. А. Производственный менеджмент [Текст]: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2020. – 491 с.
20. Федорова Н. В. Анализ методик эффективности оптовых закупок коммерческого предприятия [Текст] / Н. В. Федорова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – Выпуск 2. – № 33. – C. 397-400.
21. Федюкин В. К. Управление качеством производственных процессов [Текст]: учеб. пособие / В. К. Федюкин. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2019. – 232 с.
22. Фридман А. М. Экономика организации [Текст]: учеб. / А. М. Фридман. – М.: Риор : ИНФРА-М, 2021. – 239 с.
23. Шохин Е. И. Корпоративные финансы (для бакалавров) [Текст] / Е. И. Шохин. – М.: КноРус, 2021. – 318 с.
24. Экономика фирмы [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. В. Я. Горфинкеля. – М.: ЮРАЙТ, 2019. – 685 с.
25. Эскиндаров М. А. Корпоративные финансы (бакалавриат и магистратура) [Текст] / М. А. Эскиндаров, М. А. Федотова. – М.: КноРус, 2019. – 480 с.