Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Переход российской экономики от административно-командной системы управления к рыночной системе экономики выявил большое количество проблем, необходимых разрешить в рамках формирования новой государственности. Одной из наиболее значительных проблем для РФ признается проблема формирования цивилизованного рынка, основанного на плюрализме всех форм собственности, добросовестной конкуренции, а также свободе предпринимательской деятельности.
Стабильное развитие рыночных отношений, конкуренции невозможно без соответствующей рекламы как важнейшего способа продвижения на рынке товаров, работ и услуг. Воздействие рекламы весьма многогранно и разносторонне. В роли ее непосредственной утилитарной задачи выступает выполнение функции сбыта, а ее цель – активация спроса и расширение рынка.
Рекламной признается деятельность, связанная с ознакомлением потребителей с товарами, производимыми и продаваемыми, по созданию особой атмосферы благожелательности со стороны потенциальных покупателей товаров, по выделению определенных вещей и услуг из всего товарного рынка.
Активно влияя на сознание потребителей, пропагандируя преимущества того или иного товара, реклама оказывает значительное влияние на формирование потребителей в целом: уровня и стиля потребления, образа жизни, моды и т.д. В это же время при развитом ассортименте реклама является переводной нитью, предоставляющей возможность потребителю правильно сориентироваться в массе товаров.
В новых экономических условиях государство, предоставляя субъектам хозяйственных отношений свободу предпринимательской деятельности, не может дистанцироваться от правового регулирования рынка рекламных услуг, т.к. это может привести к большим негативным последствиям, как рыночных правоотношений, так и всего общества, в целом.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с рекламной деятельностью в РФ.
Предмет исследования – нормы права, регламентирующие рекламную деятельность в РФ.
Цель данной работы – комплексное исследование правового регулирования рекламной деятельность в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить правовое регулирование рекламной деятельности в России;
2) рассмотреть понятие и виды рекламы;
3) исследовать требования, предъявляемые к рекламе;
4) рассмотреть государственные органы РФ по регулированию рекламной деятельности;
5) изучить механизмы государственного регулирования рекламной деятельности;
6) исследовать ответственность за нарушения рекламного законодательства в РФ.
При подготовке работы применялись философские (всеобщие), общенаучные (социологический, сравнительный, системного анализа) и частнонаучные (сравнительно-правовой, историко-правовой, теоретико-прогностический) методы познания.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Юридическая природа рекламной деятельности в России
1.1. История правового регулирования рекламной деятельности в России
Первый рекламный бум на территории России случился в период перестройки. Единственным законом, регламентировавшим рекламную деятельность в то время, был Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении деятельности в области монополии на рынках товаров» , который ввел запрет на недобросовестную рекламу.
Характерным признаком рекламной деятельности уже в начале 90-х гг. очевидно была излишняя обобщенность и явная недостаточность норм о добросовестной конкуренции.
Специальное правовое регулирование рекламной деятельности началось с Указа Президента Российской Федерации от 10.06.94 № 1183 «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» , а для осуществления защиты от недобросовестной конкуренции в рекламной сфере, предотвращения и последующего пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести им вред, в 1995 г. приняли Федеральный закон «О рекламе» .
Данный закон специально регулировал особые правовые отношения субъектов деятельности в рекламной сфере для того, чтобы обеспечить баланс их интересов с государственными и общественными интересами, а также интересами определенных потребителей.
С одной стороны, принято законодательство в области рекламы должно было восполнить существующие проблемы в имеющихся в законодательстве о конкуренции механизмах противодействия конкуренции недобросовестного характера. С иной стороны, упорядочить те области рекламной деятельности, которые специально не могут быть урегулированы непосредственным образом в законе о конкуренции и требует отдельного регулирования в пределах рекламного законодательства.
По итогам более чем десятилетнего действия специального закона «О рекламе» от 1995 года достаточно прочно сложилась практика его применения. Однако нерешенными оставалось большое количество проблем законодательства в рекламной сфере, что не раз уже обсуждалось в литературе. Их количество, а также характер определили необходимость значительного преобразования рекламного законодательства, так как оно позволяет рекламным правоотношениям развиваться лишь до конкретного возраста.
С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе». Его принятия ожидали не только участники рекламной деятельности, правоприменители, и научная общественность.
На данный момент ФЗ «О рекламе» занимает одно из главных мест в механизме нормативного регулирования конкуренции и монополии и в общем рыночных правоотношений. Целями этого Закона выступают развитие товарного рынка, рынка работ и услуг на основании соблюдении общепризнанных принципов добросовестной конкуренции, обеспечение на территории РФ единства пространства в экономической сфере, реализация права потребителей по получении достоверной и добросовестной рекламы, предупреждение нарушения рекламного законодательства в Российской Федерации, а также пресечение любых фактов ненадлежащей рекламы.
В механизме нормативного регулирования монополии и конкуренции ФЗ «О рекламе», с одной стороны, систематизирует осуществление деятельности в рекламной сфере на территории РФ, определяет понятийную систему регулирования правоотношений в области рекламы, в т. ч. устанавливает статус субъектов регулирования законодательства в рекламной сфере, в частности профессиональных участников рынка рекламы, устанавливает механизм контроля за соблюдением действующего рекламного законодательства, в т. ч. компетенцию антимонопольного органа по контролю за деятельностью в рекламной сфере.
С другой стороны, признается специальным, уточняющим законом в сфере противодействия недобросовестной конкуренции и защиты потребительских прав. Он призван детализировать требования к рекламе с целью предупреждения, пресечения и применения мер ответственности за применение конкурентами средств рекламы для недобросовестной конкурентной борьбы на рынке рекламируемых товаров, услуг либо работ.
Кроме ФЗ «О рекламе» наиболее важными нормативными актами, регламентирующими отношения в области рекламы в настоящее время, являются: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях , Гражданский кодекс Российской Федерации , Закон РФ «О защите прав потребителей» , Федеральный закон «О защите конкуренции».
1.2. Понятие и виды рекламы
Реклама является одним из наиболее значительных социально-экономических явлений российского общества и в это же время итогом взаимообусловленных действий всех участников гражданских правоотношений. Деятельность, связанная с производством или распространением рекламы производится в соответствии с принятыми на себя субъектами конкретным обязательствам, представляющими собой определенный вид экономической деятельности, называемый рекламными услугами.
Реклама используется во всех сферах общества, а более всего взаимодействует с предпринимательством. Значение рекламы состоит в том, что, неся в себе информацию о физических и юридических лицах – субъектах хозяйственных отношений, о предлагаемых ими работах, услугах, товарах, она является одним из наиболее эффективных средств для конкурентной борьбы.
Для граждан, государства и общества, а также нормального функционирования рынка крайне важно, чтобы рекламная информация не вводила в заблуждение, была правдивой, предоставляли правильное понимание о предпринимателях и результатах их деятельности. Постепенно и сама реклама превратилась в самостоятельный сектор рынка и поле весьма острой борьбы конкурентов.
Реклама признается одним из видов информации, в связи с этим не случайно действующий сегодня Федеральный закон «О рекламе» определения понятия «реклама» и «рекламная информация» считает синонимами. Между тем, рекламу от других разновидностей информации отличают определенные особенности, которые, обычно, должны присутствовать в совокупности.
Исходя из данного законного определения, реклама распространяется устно или письменно, с помощью графиков, рисунков и т.д. Средствами распространения рекламной информации являются способы распространения в массы, стационарные средства размещения по территориальности (стенды, световые табло) и т.д. Главной целью распространения рекламы является создание и поддержание интереса к товарам, идеям, начинаниям и способствует их последующей реализации.
Классификация видов рекламы может осуществляться по различным основаниям:
- учитывая вид рекламируемого товара, выделяют рекламу напитков, содержащих табак, алкоголь, лекарства, медицинские предметы и иные товары;
- учитывая вид рекламируемых услуг, выделяют страховые и инвестиционные услуги, банковские услуги, услуги участников рынка ценных бумаг, организаций и других субъектов, оказывающих услуги в финансовой сфере экономики;
- учитывая метод распространения рекламы, стоит вести речь о рекламе радио- и телевизионных программ, изданий периодических печати (газет, журналов), в кино- и видеообслуживании, на транспорте, почтовых отправлениях. К данной группе относится и наружная реклама, распространяемая в городских и сельских поселениях, на других территориях с помощью плакатов, стендов, табло и иных технических средств;
- учитывая цели, на которые напрямую направлена реклама, выделяют:
а) политическая реклама – это информация, распространяемая участниками избирательного процесса обо всех кандидатах на должность депутата, Президента РФ и т.д. для создания общественного мнения и достижения необходимого результата голосования;
б) социальная реклама – это реклама государственных и общественных интересов в благотворительных целях;
в) коммерческая реклама, главная цель распространения которой предусмотрена в извлечении прибыли.
- учитывая субъектов, которым предназначается рекламная информация, особо можно говорить о рекламе, адресованной лицам, не достигшим совершеннолетия .
Вышеизложенная классификация обладает большим значением, как в научной теории, так и правоприменительной практике. В рекламном законодательстве существуют специальные требования, предъявляемые к рекламе различных видов, и нормы, направленные на охрану интересов субъектов (например, несовершеннолетних).
Вопрос, связанный с основаниями формирования правоотношений в области рекламной деятельности выступает в качестве одного из самых важных вопросов теории этого правоотношения.
Для формирования любого правоотношения в гражданской сфере, требуются конкретные правовые факты, а иногда и правовые составы, с которыми действующее законодательство связывает наступление тех либо других правовых последствий.
В соответствие с п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса РФ обязательства образуются из договоров, из-за причинения вреда и других оснований, установленных в Гражданском кодексе РФ. В отличие от иных видов обязательств, образующихся из действий противоправного характера (глава 59 Гражданского кодекса РФ), отношения, связанные с оказанием услуг по рекламе порождаются лишь законными действиями субъектов гражданско-правовых отношений. Таким образом, к основаниям возникновения обязательств по оказанию рекламных услуг относятся юридические факты и юридические составы.
Наиболее распространенными юридическими фактами, с которыми закон связывает возникновение обязательства по оказанию рекламных услуг,
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.
3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 08.08.2024) О защите конкуренции (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Российская газета, N 162, 27.07.2006
4. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 23.11.2024) О рекламе (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Российская газета, N 51, 15.03.2006
5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 08.08.2024) О защите прав потребителей // Российская газета, N 8, 16.01.1996
Научная и учебная литература:
6. Баринов Г.С. Подходы к понятию и сущности рекламы // Теория и практика коммерческой деятельности. Сборник научных статей. - 2021. - С. 274-278.
7. Булатов А.Д. История развития правового регулирования рекламной деятельности // Журнал «Образование и право». - 2024. - № 9. - С. 424-426.
8. Григорьев Н.П. Некоторые вопросы государственного регулирования рекламной деятельности в России // Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования. Сборник научных статей. - 2021. - С. 69-74.
9. Ермаков Д.Н., Сергеева О.Ю. Государственное регулирование рекламной деятельности в условиях цифровизации // Евразийский юридический журнал. - 2021. - № 3 (154). - С. 438-440.
10. Жильцова О. Н. Рекламная деятельность: учебник для вузов / О. Н. Жильцова, И. М. Синяева, Д. А. Жильцов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 200 с.
11. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках // Бюллетень нормативных актов, N 2-3, 1992 (утратил силу)
12. Залялиева Г.Р. Ответственность за нарушения рекламного законодательства: понятие, виды, особенности // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник научных статей по материалам LXXXII международной научно-практической конференции. Москва. - 2024. - С. 40-43
13. Захарова А.А., Гудкова О.В. Антимонополия «контроль рекламы» // Антимонопольная политика. Региональная практика. Сборник научных статей. - 2021. - С. 94-100.
14. Кудеева О.А. Государственное регулирование рекламной деятельности // Лучшая студенческая статья года 2023. Сборник научных статей. - Петрозаводск. - 2023. - С. 77-81.
15. Лещёв В.А. Реклама: функции, виды и значение в обществе // Парадигмы социальных и экономических процессов России и тенденции их трансформации. Сборник научных статей. - 2024. - С. 532-536.
16. Мотыгуллина А.Р. Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе // Политехнический молодежный журнал. - -2023. - № 10 (87). – С. 183-185.
17. Муравьев А.С. История правового регулирования рекламной деятельности // Журнал «Вестник науки». -2024. - Т. 3. - № 5 (74). - С. 470-476.
18. Новикова Е.В. Особенности государственного контроля рынка рекламы в РФ // Журнал «Теория права и межгосударственных отношений». - 2022. - Т. 2. - № 5 (25). - С. 252-256.
19. Позднякова О.В. Проблемы правового регулирования рекламы и рекламной деятельности // Журнал «Инновационная наука». - 2021. - № 3. - С. 96-99.
20. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1183 О защите потребителей от недобросовестной рекламы // Российская газета от 16 июня 1994 года № 112 (утратил силу)
21. Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ (ред. от 21.07.2005) О рекламе // Российская газета, N 142, 25.07.1995 (утратил силу)
22. Фомина А.А. Требования, предъявляемые к рекламе в рамках российского законодательства // Журнал «Правовой альманах». - 2023. - № 4 (26). - С. 50-56.
Материалы правоприменительной практики:
23. Постановление Верховного Суда РФ от 05.05.2022 N 305-АД21-3588 по делу N А40-119982/2021 // Документ официально опубликован не был, СПС Консультант Плюс
24. Определение Верховного Суда РФ от 28.09.2023 N 305-КГ22-11684 по делу N А40-123053/2022 // Документ официально опубликован не был, СПС Консультант Плюс