Фрагмент для ознакомления
2
2.2. Анализ репутационной экономики Московской области
Систематическая работа по разработке и поддержанию репутации региона приносит множество преимуществ.
Инвестиционная привлекательность характеризует степень заинтересованности инвесторов в каком-либо объекте. Вложенные средства инвесторов с какой-либо вероятностью могут принести доход: эту вероятность как раз характеризует инвестиционная привлекательность (Приложение 2).
Снижение инвестиционной привлекательности региона в целом влияет на научно-технический прогресс, уменьшение производственного потенциала.
3) угроза снижения инновационной деятельности предприятий и наукоёмких стартапов;
Стартапом называют только что запущенный проект или тот, что находится в процессе запуска. Сейчас, в двадцать первом веке, с развитием наукоёмких технологий, с развитием информационных систем стартапы могут способствовать возникновению новых продуктов.
Несмотря на изменение внутренних и внешних условий развития, давление сохраняющихся санкций, а также отмену и приостановку деятельности иностранных предприятий.
Основными направлениями инвестиций крупных и средних корпораций на конец 2023 года стали профессиональная, научная и техническая деятельность (215,6 млрд рублей), промышленная (194,3 млрд рублей), транспорт и хранение (169,2 млрд рублей), поставка электроэнергии, газа и пара, кондиционирование воздуха (148,2 млрд рублей). рублей), операции с недвижимостью (141,5 млрд рублей), оптовая и розничная торговля (109,9 млрд рублей), строительство (73,4 млрд рублей).
По оценкам, в 2024 году принимаемые Правительством Московской области меры, направленные на привлечение новых инвесторов, поддержку крупных инвесторов и малых секторов, а также активную реализацию проектов по импортозамещению, вернутся к положительной динамике (показатель объема инвестиций в недвижимость составит 100,3% по сравнению с уровнем 2023 года), объем инвестиций в недвижимость столицы составил от 1 732,6 млрд.
В таблице сведения о научной и научно-технической деятельности (Приложение 3).
Согласно данным Приложения 3, два показателя не соответствуют пороговым значениям экономической безопасности: удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции – имеет максимальный прогноз 6,5 % про пороговом значении 7,2 %, а также доля организаций, осуществляющих технологические инновации – максимальное значение 3,5% при пороговом 7,3 %.
4) риск роста безработицы.
Соотношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, к количеству вакансий, заявленных работодателями (коэффициент напряженности на рынке труда), показывает высокое значение по сравнению с пороговым значением, можно сделать вывод, что в этом регионе велика угроза увеличения уровня безработицы (таблица 1).
Таблица 1 – Анализ безработицы в Московской области в 2021-2023 гг.
Показатели Ед. изм. 2021 2022 2023
Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике - всего тыс. человек 1 245,4 1 259,5 1 265,1
в том числе:
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости тыс. человек 112,4 80,7 54,0
численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике тыс. человек 937,0 975,4 1 003,7
Уровень безработицы в среднем за год (по методологии МОТ) процент 2,9 2,8 2,7
Коэффициент напряженности на рынке труда, на конец года единица 2,32 1,69 0,04
Социальная сфера в контексте региональной политики представляет собой важное направление, определяющее не только качество жизни населения, но и устойчивость, конкурентоспособность региона в целом. Социальная политика, как неотъемлемая часть региональной политики, включает в себя широкий спектр мер, направленных на улучшение условий жизни граждан, создание рабочих мест, доступ к образованию и здравоохранению, поддержку многодетных семей и социально уязвимых групп.
В современных условиях развитие социальной сферы на региональном уровне требует особого внимания к специфике и особенностям каждого региона, что связано с различиями в демографических, экономических и культурных факторах. Эти аспекты определяют приоритеты социальной политики, а также ее формы и методы реализации. Регионы могут по-разному подходить к решению социальных проблем, опираясь на особенности своего развития и доступные ресурсы. Поэтому важно учитывать локальные условия и потребности населения при формировании социальной политики.
Методы оценки социальной политики на уровне регионов должны быть адаптированы к специфике каждого региона и учитывать не только количественные, но и качественные показатели. Эффективность социальной политики можно оценивать через ряд индикаторов, включая уровень бедности, безработицу, степень доступности социальных услуг, качество образования и здравоохранения, а также удовлетворенность населения результатами государственной активности. На основе этих данных возможно проводить сравнительный анализ эффективности различных социальных программ и выделять наиболее успешные практики.
Привлечение граждан к процессу разработки и реализации социальных инициатив играет важную роль. Участие населения в формировании социальной политики позволяет учитывать его реальные потребности и ожидания, что в свою очередь повышает доверие к местным властям и способствует социальной стабильности. Механизмы обратной связи, такие как опросы, обсуждения и общественные советы, становятся важными инструментами для адаптации социальных программ к условиям региона.
Интеграция социальной политики с экономическими аспектами также считается необходимым направлением. Социальные инициативы могут быть эффективными только в контексте устойчивого экономического роста. Разработка специализированных программ, направленных на создание рабочих мест и повышение квалификации рабочей силы, должна рассматриваться в связке с экономическими стратегиями. Это позволит не только повысить уровень жизни населения, но и создать дополнительные возможности для развития местного бизнеса, что, в свою очередь, положительно скажется на социальном климате региона.
Финансовая поддержка социальной политики на уровне регионов также требует отдельного рассмотрения. Наличие достаточных ресурсов для реализации программ напрямую влияет на их масштаб и качество. Важно оценивать источники финансирования, будь то государственный бюджет, частные инвестиции или иностранные гранты. Система распределения бюджетных средств должна быть прозрачной и справедливой, чтобы не допускать дискриминации определенных групп населения или территорий.
На практике многие регионы сталкиваются с вызовами, связанными с нехваткой ресурсов и растущими потребностями населения. Недостаточное финансирование или неэффективное распределение имеющихся средств может приводить к снижению качества социальных услуг и, как следствие, к недовольству со стороны граждан. Здесь важен анализ причин низкой эффективности, который должен базироваться на глубоких исследованиях и мониторинге социальных процессов.
Еще одним важным аспектом является инновационный подход в социальных программах. Внедрение современных технологий и методов управления может значительно повысить эффективность работы социальных служб. Информационные технологии помогают оптимизировать процессы, обеспечивать доступ к данным и поддерживать обратную связь с населением. Это создает возможности для более гибкого реагирования на потребности и запросы граждан.
Ключевым элементом региональной социальной политики является сотрудничество с различными стейкхолдерами, включая неправительственные организации, бизнес и образовательные учреждения. Совместные усилия могут привести к созданию более эффективных социальных инициатив, которые учитывают интересы всех заинтересованных сторон. Такой подход может способствовать объединению ресурсов и синергии, что значительно повысит качество жизни в регионе.
Устойчивое развитие социальной сферы требует системного подхода, который включает в себя не только реализацию отдельных программ, но и комплексное планирование всех аспектов социального обеспечения. Необходимость в таком подходе обусловлена тем, что многие социальные проблемы имеют глубокие корни и требуют времени для своего разрешения. Поэтому важно не только наращивать затраты на социальные проекты, но и оценивать их долгосрочные последствия для региона.
В таблице 2 дан SWOT-анализ факторов, влияющих на экономическую безопасность Московской области.
Таблица 2 – SWOT-анализ факторов, влияющих на экономическую безопасность Московской области
Сильные стороны:
выгодное экономико-географическое положение: доступ к большому рынку сбыта; близость к ключевым транспортным узлам;
развитый научно-производственный комплекс, высокий уровень научного и интеллектуального потенциала; высокоразвитое обрабатывающее промышленное производство; высокие относительно других субъектов Российской Федерации уровень и качество жизни;
наличие развитой социальной инфраструктуры и доступ к социальной инфраструктуре Москвы; развитый рынок жилья;
наличие богатого культурно-исторического наследия и рекреационных природных ресурсов Слабые стороны (риски):
высокий по отношению к соседним областям уровень инвестиционных издержек на приобретение земли и присоединение к коммуникациям; высокая степень дифференциации муниципальных образований по уровню экономического развития;
дорогостоящая рабочая сила по сравнению с близлежащими регионами Российской Федерации (кроме Москвы);
предельные нагрузки на транспортную и энергетическую инфраструктуру во многих районах области; реализация значительной части местного спроса в столице; преобладание импортных товаров на внутреннем рынке; отсутствие источников сырья и значительных запасов полезных ископаемых (помимо ресурсов для отрасли строительных материалов); значительный отток наиболее ценных и квалифицированных кадров в Москву
Возможности:
возможности развития транспортной доступности Московской области за счет скоростного транспорта и удлинения веток Московского метрополитена;
высокая инвестиционная привлекательность и наличие инновационного потенциала развития;
потенциал дальнейшего роста численности населения за счет субурбанизации;
расширение объема рынка за счет привлечения потребителей из Москвы;
возможности развития инновационной экономики за счет существующего научного потенциала Угрозы:
исчерпание потенциала промышленного роста близлежащих районов области за счет непропорционально высокой доли строительства недвижимости;
снижение мотивации к трудоустройству в Московской области жителей региона и рост трудовых миграций ввиду значительного отставания средней заработной платы в Московской области от Москвы;
ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры
Таким образом, были выделены следующие угрозы субъекта: угроза увеличения уровня инфляции; угроза снижения инвестиционной привлекательности региона; угроза снижения инновационной деятельности предприятий и наукоёмких стартапов; риск роста безработицы.
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Разработка мероприятий по усилению репутационной экономики Московской области
На период 2025-2027 годов основными механизмами развития инвестиционного потенциала региона Московской области могут являться:
– проактивный поиск и привлечение новых инвесторов, проведение мероприятий, направленных на продвижение инвестиционного потенциала
и возможностей, предоставляемых Московской областью;
– сопровождение инвесторов на всех этапах реализации инвестиционных проектов;
Для обеспечения устойчивого роста и стабильности Московской области важно рассмотреть основные направления и меры по укреплению экономической безопасности региона. Ведущую роль в этом процессе играет комплексный подход, который интегрирует элементы государственного регулирования, поддержки бизнеса и развития местного самоуправления.
Начальный этап включает в себя оценку текущей ситуации и выявление узких мест в регулировании и экономике региона. Непосредственно можно рассмотреть механизмы, направленные на улучшение правовой среды и сокращение административных барьеров. Упрощение процедур для бизнеса, реализация принципа "одного окна", а также вовлечение предпринимателей в процесс формирования нормативной базы создаст более привлекательную среду для инвестиций. Важно также проводить регулярные консультации с бизнес-сообществом для определения актуальных проблем и выработки эффективных решений.
На следующем этапе следует обратить внимание на развитие инфраструктуры. Инвестиции в транспорте, коммуникациях, энергетике и социальные объекты не только способствуют росту экономики, но и повышают качество жизни населения, что в свою очередь снижает социальные напряженности. Обновление и расширение транспортных сетей, строительство новых логистических центров и улучшение доступа к современным технологиям создадут условия для развития малого и среднего бизнеса, а также повысят конкурентоспособность региона.
Активная политика привлечения инвестиций должна сочетаться с развитием инновационных технологий. Установление партнерств с научными учреждениями и поддержка стартапов позволит укрепить позиции Московской области как центра инновационного развития. Создание технопарков и бизнес-инкубаторов даст возможность молодым компаниям реализовать свои идеи, а также обеспечит дополнительные рабочие места и налоговые поступления.
Не менее важно развивать социальную сферу. Социальная стабильность напрямую влияет на экономическую безопасность. Поэтому вложения в образование, здравоохранение и культуру необходимы для формирования высококвалифицированной рабочей силы, которая способна адаптироваться к быстро меняющейся экономической среде. Поддержка программ, направленных на обучение и переобучение кадров, очень актуальна в условиях внедрения инновационных технологий.
Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда, показывает,
что наибольшие сложности с трудоустройством возникают у инвалидов, молодежи, женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей-инвалидов, предпенсионеров, а также иных категорий социально незащищенных граждан, поддержка которых является одним из важнейших приоритетов политики занятости населения (Приложение 4).
Одним из важных аспектов является повышение уровня прозрачности и открытости. Это относится как к деятельностям органов власти, так и к бизнесу. Создание открытых реестров, доступных для анализа и мониторинга, позволит интересующим сторонам быть более вовлечёнными в экономические процессы региона. Обеспечение доступности информации о государственных закупках, инвестиционных проектах и субсидиях для бизнеса станет базой для формирования доверия и партнерских отношений.
Также необходимо учитывать внешние риски, связанные с изменениями в экономике и политической ситуации. Разработка стратегий по диверсификации экономики, недопущение значительной зависимости от определённых секторов станут основными приоритетами. Кроме того, создание резервных фондов для поддержки в период кризисов позволит более эффективно противостоять угрозам и рискам.
На уровне государственных программ желательно интегрировать цели устойчивого развития и экологии. Внедрение "зелёной" экономики и использование возобновляемых источников энергии не только минимизирует воздействие на окружающую среду, но и привлечёт внимание иностранных инвесторов, заинтересованных в соответствующих инициативах. Это позволит Московской области занять передовые позиции в области устойчивого развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акулова, Ю. А. Управление регионом: механизмы и способы / Ю. А. Акулова, Л. Н. Исачкова // Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развития России : материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Краснодар, 06 февраля 2024 года. – Краснодар: Краснодарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации", 2024. – С. 18-24.
2. Алексеева, Ю. А. Оценка динамики показателей репутационного капитала региона / Ю. А. Алексеева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2023. – № 11. – С. 261-263.
3. Беловицкий, К. Б. Основы экономической безопасности : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Информационно-аналитические системы безопасности" / К. Б. Беловицкий, Н. Ф. Кузовлева. – 3-е издание. – Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2024. – 218 с. – Текст : непосредственный.
4. Бельтюков, А. А. Специфика формирования образа региона в России / А. А. Бельтюков, А. А. Тихая // Реклама, маркетинг, PR: теоретические и прикладные аспекты интегрированных коммуникаций : Материалы II Международной научно-практической конференции, Краснодар, 01–02 марта 2019 года. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. – С. 84-91.
5. Влияние репутационного капитала на макроэкономические параметры региона: от теории к практике (на примере Республики Татарстан) / А. С. Груничев, М. Р. Сафиуллин, Л. А. Ельшин, А. А. Абдукаева // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2020. – № 3. – С. 14-19.
6. Волконская, А. Г. Репутационные факторы развития региона / А. Г. Волконская // Современная экономика: обеспечение продовольственной безопасности : Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию экономического факультета, Кинель, 27 марта 2024 года. – Самара: ИБЦ Самарского ГАУ, 2024. – С. 99-103.
7. Ельшин, Л. А. Влияние репутационного капитала на активность отраслей экономики региона / Л. А. Ельшин, А. А. Абдукаева // Инновационные технологии современной научной деятельности: стратегия, задачи, внедрение : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Калуга,, 13 сентября 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2021. – С. 38-42.
8. Животовская, А. В. Структуры механизма управления регионом / А. В. Животовская, О. П. Беспалая // Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развития России : материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Краснодар, 06 февраля 2024 года. – Краснодар: Краснодарский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации", 2024. – С. 141-147.
9. Зудин, Е. В. Теоретические положения оценки и прогнозирования региональных показателей в социально-экономических системах / Е. В. Зудин // Современные инновации, тенденции, проблемы в области экономики и управления : Сборник статей по итогам II Международной конференции преподавателей, студентов, аспирантов и докторантов, Волгоград, 30–31 мая 2024 года. – Уфа: ООО "Аэтерна", 2024. – С. 116-120.
10. Капканщиков, С. Г. Соотношение выравнивающих и стимулирующих инструментов в региональной политике российского государства / С. Г. Капканщиков, С. В. Капканщикова // Саяпинские чтения : Материалы VII Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Тамбов, 24 января 2024 года. – Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2024. – С. 16-26.
11. Кохан, А. Н. Исследование индикаторов экономической безопасности региона / А. Н. Кохан // Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании : сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 10 февраля 2024 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2024. – С. 105-111.
12. Крылова, Е. Перспективы правового регулирования регионального бренда / Е. Крылова // Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики : Сборник материалов XII Международного юридического форума (IP Форума). В 2-х томах, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 16–17 февраля 2024 года. – Москва: Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2024. – С. 235-238.
13. Кулибанова, В. В. Влияние репутации региона на формирование региональных инновационных систем / В. В. Кулибанова // Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем : Сборник научных трудов. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2024. – С. 41-46.
14. Павлова, Х. А. Репутация как драйвер развития региона (на примере Российской Федерации) : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Павлова Христина Александровна, 2024. – 264 с. – Библиография с.240-259. – Текст : непосредственный.
15. Радченко, М. А. Роль государственных инструментов в формировании эффективной региональной политики / М. А. Радченко // Устойчивость экосистем в условиях цифровой нестабильности : сборник трудов III Международной научно-практической конференции, Симферополь, 23 мая 2024 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 2024. – С. 524-526.
16. Ризаев, А. Репутационная экономика: новые вызовы и перспективы в эпоху цифровизации / А. Ризаев // Славянский форум. – 2025. – № 1(47). – С. 28-32.
17. Рисин, И. Е. Инструментарий региональной социальноэкономической политики: общее и особенное / И. Е. Рисин, Д. С. Сидоренко // Актуальные проблемы региональной экономики и территориального управления : Сборник статей. – Воронеж : "Волми-Плюс", 2024. – С. 64-70.
18. Родионова, А. А. Возможности использования зарубежного опыта по формированию имиджа территории в регионах Приволжского федерального округа / А. А. Родионова // Интернаука. – 2024. – № 6-3(323). – С. 21-23.
19. Романченко, М. К. Анализ состояния систем управления репутационным капиталом субъектов Российской Федерации / М. К. Романченко // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 6. – С. 421-426.
20. Сафина, А. А. Репутационный маркетинг: стратегия построения доверия и устойчивого роста / А. А. Сафина, И. И. Галямов, Х. А. Павлова // Инновации и инвестиции. – 2024. – № 10. – С. 193-196.
21. Сафина, А. А. Современные тенденции управления репутационным капиталом в отечественной экономике / А. А. Сафина // Научные открытия: междисциплинарные аспекты : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Саратов, 20 января 2024 года. – Москва: Издательство "Доброе слово и Ко", 2024. – С. 355-361.
22. Сафиуллин, М. Р. Оценка репутации : (на примере регионов РФ) / М. Р. Сафиуллин, Х. А. Павлова. – Казань : ИП Кузнецов Н.В., 2022. – 62 с. – Текст : непосредственный.
23. Сафиуллин, М. Р. Репутация, цифровые технологии и институты в системе комплексной оценки ключевых факторов социально-экономического развития региона / М. Р. Сафиуллин, Х. А. Павлова. – Нижний Новгород : ИП Кузнецов Никита Владимирович, 2024. – 130 с. – Текст : непосредственный.
24. Хомутова, А. А. Экономическая безопасность региона / А. А. Хомутова // Актуальные вопросы формирования эффективных систем управления субъектами территориальных воспроизводственных комплексов в условиях необходимости обеспечения экономического суверенитета страны : Материалы Международной научно-практической конференции, Краснодар, 19 января 2024 года. – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2024. – С. 666-672.
25. Червова, Н. В. Составные элементы регионального имиджа Хабаровского края / Н. В. Червова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2024. – № 7. – С. 57-61.
26. Чумиков, А. Н. Ситуативные основания для репутационного менеджмента и брендинга российских регионов / А. Н. Чумиков // Брендинг как коммуникационная технология XXI века : материалы IX Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 февраля – 02 марта 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2023. – С. 61-63.
27. Шаехов, М. Р. Репутационная экономика региона: теоретические вопросы и оценка / М. Р. Шаехов // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2022. – № 2. – С. 36-40.
28. Шаехов, М. Р. Теоретическое обоснование эволюции понятия «репутационная экономика» / М. Р. Шаехов // Управление устойчивым развитием. – 2023. – № 3(46). – С. 5-9.
29. Шерушнев, А. А. Методический подход к оценке экономической безопасности региона / А. А. Шерушнев, А. М. Лаптева // Интернаука. – 2024. – № 1-4(318). – С. 72-75.
30. Экономическая безопасность : Учебник / Т. Ю. Феофилова, Ф. К. Иванов, Д. Г. Родионов, Е. В. Радыгин. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2024. – 246 с. – Текст : непосредственный.