Фрагмент для ознакомления
2
Согласно ст.7 Конституции, Российская Федерация - социальное государство, и ее политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вооруженные силы испытали все потрясения общественно-политического и социально-экономического характера, через которые прошла Россия за последние десятилетия. В связи с этим ряд социальных проблем значительно обострился и требует безотлагательного решения.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, важность пенсионного обеспечения для национальной безопасности и обороны страны, от того, какие пенсионные выплаты и иные льготы будет получать военнослужащий после завершения службы, во многом зависит её престиж и уровень готовности силовых структур выполнять поставленные задачи; во-вторых, низкий уровень благосостояния военных пенсионеров. Размеры получаемого денежного довольствия не всегда адекватны потребностям современного общества, и за период прохождения службы сотрудники не имеют возможности накопить достаточное количество денежных средств для сохранения достигнутого уровня благосостояния после выхода на пенсию; в-третьих, необходимость совершенствования законодательства, современное законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение военнослужащих, несовершенно и требует изменений с учётом новых реалий. Таким образом, актуальность темы исследования связана с разработкой механизмов расчёта пенсий, учитывающих не только военный и приравненный к нему стаж службы, но и вопросы, связанные с тем, чтобы сотрудники могли сохранить достигнутый уровень благосостояния после выхода на пенсию.
На военнослужащих Вооруженных Сил РФ лежит значительная ответственность за безопасность и оборону государства. Состояние вооруженных сил определяется не только уровнем технического оснащения, но и морально-психологическим состоянием личного состава. В связи с тем, что в настоящее время упор делается на техническое оснащение вооруженных сил, формирование здорового, морально-психологического климата служащих и уволенных военнослужащих, решение их социальных и семейных проблем, внимание к кадрам (в целом) не являются приоритетными в вопросах развития, укрепления и совершенствования вооруженных сил РФ. Достойное социальное положение военнослужащих не менее важно для эффективной обороны и безопасности, чем программы боевой подготовки и перевооружения сухопутных и военно-морских сил. Деятельность по социальной защите служит одним из средств обеспечения реализации военнослужащими своего правового статуса как необходимого условия эффективности социального обеспечения, установленного государством для своих защитников.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие правовые основы пенсионного обеспечения за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и сотрудникам правоохранительных органов.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и сотрудникам правоохранительных органов.
Целью исследования является анализ пенсионного обеспечения за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и сотрудникам правоохранительных органов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть теоретические основы пенсионного обеспечения за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и сотрудникам правоохранительных органов;
2.выявить проблемы правоприменительной практики по спорным вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и сотрудникам правоохранительных органов.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное и региональное законодательство; и иные материалы судебной практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Воронин Ю.В., Григорьев И.В., Демидова И., Жабровский Р.А., Кириченко Н.С., Александрова Н.Г., Кудашкин А.В., Потапова Н.Д., Потапов А.В., Мачульская Е.Е. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных правового регулирования пенсионного обеспечения за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и сотрудникам правоохранительных органов.
Практические выводы и рекомендации, содержащиеся в данной курсовой работе, могут стать основой для дальнейшего детального исследования, обсуждения и решения вопросов, связанных с пенсионным обеспечением за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и сотрудникам правоохранительных органов.
Практическая значимость исследования в том, что на основе теоретических положений сформулированы конкретные рекомендации по совершенствованию пенсионного обеспечения за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и сотрудникам правоохранительных органов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложений.
Основная часть
1 глава. Теоретические основы пенсионного обеспечения за выслугу лет военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и сотрудникам правоохранительных органов.
Социально-экономические и общественно-политические потрясения, переживаемые Россией, не могли не оказать существенного влияния на один из социальных институтов страны - армию. Численность военного и гражданского персонала Министерства обороны РФ определяется Указом Президента РФ. Последний такой указ о численности военнослужащих был издан в 2022 году. Согласно Указу Президента РФ от 25.08.2022 № 575 "Об установлении штатной численности Вооруженных Сил РФ", штатная численность военнослужащих в России на 1 января 2023 года составит 1 150 628 человек. В том числе гражданских лиц - 2 039 758. «22» декабря 2022 года министр обороны Сергей Шойгу поручил до конца 2023 года довести численность военнослужащих до 1,5 млн. человек, в том числе 695 000 контрактников, доведя количество военнослужащих по контракту до 521 000 человек.
Одной из серьезных проблем Вооруженных Сил России В.А. Никитин выделил наличие множественных статусных систем в рядах Вооруженных Сил: официальной (формальной) "уставной" системы отношений, определяемой общим законодательством и ведомственными документами (уставами, наставлениями и т.д.).
Особую группу составили проблемы участников войны и вооруженных конфликтов и их реадаптации к гражданской жизни.
Правовую основу статуса военнослужащих составляют Конституция РФ, ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ и иные нормативные правовые акты РФ, а также нормы международного права и международные договоры РФ. Важнейшим условием реализации правового статуса военнослужащих является обеспечение их правовой и социальной защиты. Содержание понятия правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей раскрывается в ст.3 ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ.
Согласно ст.3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ):
1. Устанавливается единая система правовой и социальной защиты военнослужащих, а также материального и иных видов обеспечения с учетом общей продолжительности военной службы, в том числе должности, звания и льготного исчисления военнослужащих, выполняемых обязанностей, условий и последовательности прохождения военной службы;
2. Утверждается, что правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, при этом статья устанавливает в законе и иных нормативных правовых актах права указанных лиц, социальные гарантии и компенсации, а также иные меры социальной защиты и создание правовых механизмов их реализации;
3. Предусматривается, что социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является государственной функцией.
Социальная защита - это система принципов, методов, социальных гарантий, мер и институтов, законодательно установленных государством для обеспечения оптимальных условий жизни, удовлетворения потребностей, средств к существованию и активному существованию отдельных граждан, различных социальных категорий и групп населения.
Правовую основу статуса военнослужащих, проходившим военную службу по контракту составляют Конституция РФ, Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ) и иные нормативные правовые акты РФ, а также нормы международного права и международные договоры РФ. Важнейшим условием реализации правового статуса военнослужащих является обеспечение их правовой и социальной защиты. Содержание понятия правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей раскрывается в ст.3 ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ.
Согласно ст.3 ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ:
-устанавливается единая система правовой и социальной защиты военнослужащих, а также материального и иных видов обеспечения с учетом общей продолжительности военной службы, в том числе должности, звания и льготного исчисления военнослужащих, выполняемых обязанностей, условий и последовательности прохождения военной службы;
-государство является гарантом защиты прав и интересов военных, граждан, которые были уволены с военной службы, а также их семей. Статья закрепляет в законах и иных нормативных правовых актах права и обязанности этих лиц, устанавливает гарантии и компенсации, а также иные меры социальной защиты и создание правовых механизмов для их реализации.
-в качестве государственной функции, предусматривается обеспечение социальной защиты военнослужащих, граждан, которые были уволены с военной службы и членов их семей.
Для военнослужащих была поставлена задача, заключающаяся в том, чтобы они были готовы к вооруженной защите и защите Российской Федерации, что требует от них четкого выполнения поставленных задач в любых условиях, включая угрозу жизни. Военные имеют право на получение социальных гарантий и компенсации в связи с особыми задачами, которые им приходится решать. Социально-правовая защита в широком смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих деятельность государственных органов, которые направлены на обеспечение материального, правового и морального благополучия военнослужащих и их семей. Данная система выплат, которая называется государственным пенсионным обеспечением военных, является частью социальной защиты граждан, которые закончили военную службу и получили статус военнослужащего.
Субъекты пенсионного обеспечения - военнослужащие, уволенные из различных воинских формирований, а также члены их семей.
Военнослужащие как субъекты государственного пенсионного обеспечения - это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооружённых Силах РФ и Объединённых Вооружённых Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, в том числе военнослужащим, предусмотрено Федеральным законом №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года.
Органы и организации, осуществляющие государственное пенсионное обеспечение военнослужащих, в зависимости от последнего места службы:
Министерство обороны РФ. Обеспечивает военнослужащих, уволенных из Объединённых Вооружённых Сил Содружества Независимых Государств, Вооружённых Сил РФ, железнодорожных войск и других воинских формирований.
Министерство внутренних дел РФ. Обеспечивает военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии РФ и военизированной пожарной охраны, а также членов их семей.
Федеральная служба безопасности РФ. Обеспечивает военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны и других, а также членов их семей.
Федеральная служба исполнения наказаний. Обеспечивает сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // «Гарант» справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 26.01.2025)
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552.
3 Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О статусе военнослужащих" // «Гарант» справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 26.01.2025)
4 Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 13.07.2024) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // «Гарант» справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: https://www.garant.ru/ (дата обращения: 26.01.2025)
5 Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, № 13, ст. 1475
6 Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" // Собрание законодательства РФ, 07.11.2011, № 45, ст. 6336
7 Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы") // Собрание законодательства РФ, 20.09.1999, № 38, ст. 4534
8 Указ Президента РФ от 17.10.2022 № 752 (ред. от 09.03.2023) "Об особенностях командирования отдельных категорий лиц на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" // "Собрание законодательства РФ", 24.10.2022, № 43, ст. 7379.
9 Постановление Правительства РФ от 03.09.2024 № 1213 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. № 354" // Собрание законодательства РФ", 16.09.2024, № 38, ст. 5637
10 Приказ Министра обороны РФ от 01.02.2024 № 56 "О внесении изменения в Порядок и условия командирования военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, определенные приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2021 г. № 655" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2024 № 77430) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.03.2024
11 Постановление Правительства РФ от 18.04.2020 № 553 "О порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, внесении изменения в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. № 354 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 27.04.2020, № 17, ст. 2794
12 Приказ Министра обороны РФ от 10.11.2021 № 655 (ред. от 01.02.2024) "Об определении Порядка и условий командирования военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2021 № 66260) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 10.12.2021.
13 Антонова Н.В. Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования // Социальное и пенсионное право. 2024. N 3. С. 26 - 35.
14 Воронин Ю.В. Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения. Москва: НОРМА, 2024. 84 с.
15 Григорьев И.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 431 с.
16 Демидова И. Пенсии военнослужащим. Анализ споров // Трудовое право. 2020. № 4. С. 17 - 26.
17 Жабровский Р.А. О реализации права военнослужащих на профессиональную переподготовку по гражданской специальности // Право в Вооруженных Силах. 2021. № 10. С. 76 - 81.
18 Как назначается пенсия ветеранам боевых действий? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
19 Кириченко Н.С., Александрова Н.Г. Новации законодательного регулирования жилищного обеспечения военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2022. № 10. С. 89 - 95.;
Кирюхин, С. В. Актуальные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих в современной России / С. В. Кирюхин // Проблемы экономики и юридической практики. – 2020. – Т. 16, № 6. – С. 31-37.
20 Кудашкин А.В., Потапова Н.Д., Потапов А.В. К вопросу пенсионного обеспечения военнослужащих с учетом практики Конституционного Суда РФ // Право в Вооруженных Силах. 2020. № 10. С. 42 - 51.
21 Мачульская Е.Е. Пенсионные правоотношения: преемственность и развитие научных взглядов А.Д. Зайкина // Социальное и пенсионное право. 2024. № 2. С. 22 - 30.
22 Пенсия по инвалидности / О. А. Губанова, М. Ю. Бруевич, Г. Р. Игбаева [и др.] // Юридическая наука. – 2024. – № 6. – С. 105-107.
23 Потапова Н.Д., Потапов А.В. Отдельные проблемы реализации права на пенсионное обеспечение военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2021. № 11. С. 56 - 62.
24 Шеншин В.М., Шеншина Л.А. Некоторые особенности социальной защиты военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии РФ // Право в Вооруженных Силах. 2021. № 3. С. 13 - 20.
25 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2021 по делу №50-КГ21-5-К8 // СПС Гарант. Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://www.garant.ru. Дата обращения: 16.12.2024.
26 Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 19 января 2017 г. № 208-КГ16-42 // СПС Гарант. Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https:// https://www.garant.ru. Дата обращения: 16.12.2024.
27 Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ от 09.10.2018 №203-КГ18-1 // СПС Гарант. Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https:// https://www.garant.ru. Дата обращения: 16.12.2024.
28 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2021 по делу №50-КГ21-5-К8 // СПС Гарант. Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://www.garant.ru. Дата обращения: 16.12.2024.