Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Экскурсионная деятельность является значимым элементом туристского обслуживания. Экскурсии применяются в различных видах туризма, в одних случаях представляясь туробразующей услугой, в других – факультативным сервисом. Экскурсии организуются и реализуются и вне туристской сферы – в месте стабильного проживания граждан.
Практическая деятельность в области развития экскурсионной деятельности направлена на формирование разнообразных форм естественного досуга для людей, представляющих все возрастные группы нации. Целенаправленная модернизация экскурсионных программ и оптимизация содержания экскурсий позволяют воссоздать подлинное лицо истории и художественной культуры, расширить знания о Родине, вернуть российскому народу чувство великого наследия и уважения к своим историческим корням. Если рассматривать отдельные туристические направления, то зачастую они дают возможность не только повысить туристическую привлекательность территории, но и улучшить инвестиционный климат города или региона.
Так, динамичное развитие такого рода туристических объектов, к примеру, рекреационных и гостиничных комплексом способно в существенной степени привлечь туристов и инвесторов, усовершенствовать имидж города и региона в целом. Экскурсионная деятельность и специфика ее разработки в данной связи является одним из направлений по совершенствованию коммуникации с туристом, деловыми партнерами, народонаселением города.
Объект исследования: процесс разработки экскурсионных услуг.
Предмет исследования: особенности этапов разработки экскурсионных услуг.
Цель исследования – описать этапы разработки экскурсионных услуг.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие экскурсионной услуги;
-рассмотреть классификацию экскурсионных услуг;
-описать этапы разработки экскурсионной услуги;
-рассмотреть особенности составления маршрута экскурсии.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования.
Изученность вопроса. В последние годы по проблеме экскурсионной деятельности создано большое число работ, разработано более десятка пособий. Это и обстоятельные теоретические труды родоначальника экскурсионистики Б. В. Емельянова, и учебное пособие А. С. Скобельницыной и А. П. Шарухина, и подразумевающие вектор изучения в сторону экологических экскурсий пособие Г. П. Долженко, и направленное в большей степени на практическую составляющую исследование Н. М Хуусконен и Т. М. Глушанок.
Все эти пособия раскрывают сложный и многообразный мир экскурсионной деятельности и знакомят читателя с историей экскурсионной деятельности в России, с тем, как создаются и проводятся экскурсии, какие требования предъявляются к стилю речи и личности экскурсовода. В то же время эти пособия лишь косвенно затрагивают вопрос правового регулирования экскурсионной деятельности и не раскрывают технику сопровождения групп в автобусных экскурсионных турах.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Экскурсионные услуги: теоретический аспект
1.1. Понятие экскурсионной услуги
Экскурсионная услуга (сервис, обслуживание) – вид социокультурной деятельности, который направлен на оказание услуг удовлетворения когнитивных и духовных потребностей людей в ходе их передвижения по маршруту профессионально подготовленными специалистами (экскурсоводами).
Экскурсионная деятельность реализуется как в рамках туризма, так и за его пределами (музейные экскурсии, образовательные экскурсии, тематические или вечерние экскурсии по городским поселениям). В туристическом сервисе экскурсионные услуги являются значительной услугой, в познавательном туризме - основной турообразующей услугой.
К экскурсионным услугам причисляются MICE-туризм (знакомство с деловыми мероприятиями и местами их проведения, тимбилдинг, совершенствование климата в коллективе), лечебно-оздоровительный туризм (как дополнительная услуга, предлагаемая на курортах), сельский туризм (быт, культура сельского населения, сельскохозяйственное производство ознакомление) и даже спортивно-оздоровительный туризм (когда инструкторы комментируют объекты, которые наблюдают туристы) .
Экскурсионная деятельность имеет важное экономическое значение для туроператоров, музеев и других социокультурных объектов. Неоспорима и ее социальная значимость (формирование патриотизма, повышение образовательного уровня граждан, охрана историко-культурного наследия и пропаганда экологических акций и т. д.).
Рассмотрим важные понятия.
Экскурсант – лицо, которое посещает страну (место) временного нахождения в познавательных целях на время менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и применяющее услуги экскурсовода (гида), гида переводчика.
Экскурсовод – профессионально подготовленное лицо, реализовывающее деятельность по знакомству экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного нахождения
Термин «экскурсия» «excursio» возник в Древнем Риме и переводился с латыни как выбегание, вылазка, поездка. В русский язык это слово пришло в XIX в. и сначала означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошла модификация этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Экскурсия — методически продуманная демонстрация примечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит рассмотрение находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также стройный и яркий рассказ о событиях, связанных с ними .
Семантика термина в России изменялась вместе с развитием экскурсионной деятельности и прошло пять главных этапов:
1) конец XVIII–середина XIX в. – экскурсия в качестве педагогического приема, как форма познания. Осуществятся только образовательная и воспитательная функции экскурсии;
2) вторая половина XIX–начало ХХ в. –возникновение рекреационной функции в экскурсионном обслуживании. Появление общественных организаций, которые занимаются организацией экскурсий. Начало ХХ в. ознаменовано первыми коммерческими экскурсионными бюро;
3) 1918–1950-е гг. – экскурсии воспринимаются как значительное средство идеологической пропаганды, воспитания нового человека. Вновь на первый план вышли воспитательная (Московская школа экскурсионистики) и познавательная (Ленинградская школа) функции. Появление научной основы экскурсионной деятельности: Н. П. Анциферов, Б. Е. Райков. Расцвет производственных экскурсий и экскурсий по революционным местам.
Экскурсионная работа разделяется между школой и профсоюзными организациями. Экскурсии наравне со спортивными походами провозглашены единственно правильными формами туристского отдыха советских граждан. После завершения Великой Отечественной войны – появление военно-патриотических экскурсий;
4) 1960–1980-е гг. – развитие экскурсионистики в статусе науки. Важна деятельность Б. В. Емельянова, который возглавил с 1969 по 1989 гг. Главное экскурсионное управление при Центральном Совете по туризму и экскурсиям.
Развитие экскурсионной теории и методики. 1969 г. коллективное постановление ЦК КПСС, СовМина СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» –формирование материально-технической базы экскурсионной деятельности в СССР. Формирование централизованной системы профессиональной подготовки экскурсоводов на основе городских экскурсионных бюро и крупнейших музеев. Создание «Положения об экскурсоводе туристскоэкскурсионных учреждений системы Центрального совета по туризму и экскурсиям» и «Должностной инструкции экскурсовода туристско-экскурсионного учреждения»;
5) 1990-е гг. – настоящее время. 1990-е гг. – понижение востребованности экскурсоводов в РФ, развал системы их подготовки. Коммерциализация экскурсионной деятельности. Важно обратить внимание на приумножение развлекательной и коммуникативной функций экскурсий. Также отмечается отсутствие нормативно-правовой базы экскурсионной деятельности. Отмечается появление экскурсоводов-самоучек. 1998 г. – ознаменовано распоряжением Правительства Москвы «О формировании единой системы аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов в г. Москве». Также была создана «Ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков» в Москве. В 2009–2015 гг. – был введен ряд субъектов РФ региональных положений об аттестации экскурсоводов.
В 2012 году был введен ГОСТа Р-54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования». 2016 г. – начало подготовки введения аттестации экскурсоводов и гидов-переводчиков на федеральном уровне.
Рассмотрим актуальную дефиницию экскурсии в ГОСТе Р-54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования»: услуга по организации посещения объектов экскурсионного показа (объекты природного, историко-культурного наследия, промышленные предприятия и др.) индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 часов без ночевки.
Это определение опирается на формально-статистический подход к определению понятий «экскурсия» (до 24 часов) и «туризм» (более 24 часов) и не учитывает тот факт, что экскурсии могут проходить вне рамок туристической деятельности. Кроме того, термин «исследование» совершенно не подходит для определения экскурсионного процесса, так как подразумевает более глубокую работу по сбору информации о предмете, чем осмотр или прослушивание рассказов.
Экскурсовод – это профессионально подготовленное лицо, в обязанности которого входит ознакомление участников экскурсии (туристов) с экспонатами страны (места), в которой они временно пребывают.
1.2. Классификация экскурсионных услуг
Экскурсии предполагает посещение интересных мест и способ получения знаний. Экскурсии часто проводятся коллективно под руководством специалиста, чаще всего экскурсовода.
Под экскурсией понимается совокупность знаний, передаваемых группе людей в определенной форме, а экскурсия — это постоянная система действий по передаче знаний о достопримечательности .
Функции экскурсий являются их ключевыми характеристиками. Во-первых, это познавательная, воспитательная, информационная и обучающая функции. К другим функциям относятся научная пропаганда, организация культурного досуга, формирование хобби и расширение культурного кругозора.
Главными признаками экскурсий являются:
- длительность во времени проведения: от одного академического часа до суток;
- присутствие экскурсантов: группы или индивидуалов;
- присутствие экскурсовода, проводящего экскурсию;
- наглядность, зрительное восприятие, демонстрация экскурсионных объектов на их расположения;
- передвижение участников экскурсии по заблаговременно разработанному маршруту;
- целенаправленность характера реализации показа объектов при наличии определенной темы;
- активная деятельность участников, в частности наблюдение, изучение, а также исследование объектов.
Широкий спектр демонстрируемых предметов, многогранность тематики, разработанные методики проведения экскурсий и специальное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсиям выполнять определенные функции, каждая из которых играет важную роль в развитии и воспитании человека. Любая форма культурно-просветительской деятельности имеет свои особенности.
Таким образом, значение признаков экскурсии заключается в том, что их верное понимание не позволяет неверно интерпретировать сущность экскурсии.
В основе любой экскурсии лежат следующие принципы:
- наглядность;
- научность;
- правдивость;
- связь теории с практикой;
- доходчивость;
- убедительность.
Кроме признаков и принципов, которые свойственны экскурсии как виду деятельности важно обозначить основные функции экскурсии.
Функции экскурсии анализируются как её ключевые свойства. К функциям экскурсии причисляются:
- информационная;
- организация культурного досуга;
- расширение культурного и специального кругозора;
-формирование интересов человека;
- специализированная (подготовка и переподготовка кадров).
Главной особенностью экскурсий является их высокая наглядность. Экскурсионные услуги являются как самостоятельным видом деятельности, так и частью комплексной туристической услуги.
Таблица 1
Классификация экскурсий
№ Характер классификации Разновидности экскурсий
1 По содержанию Обзорные
Тематические
Литературные
2 По составу и количеству
участников Индивидуальные
Для местного населения
Приезжих туристов
Взрослых и школьников
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ Р 53522-2009. Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения. – Введ. 2010-07-01 – М.: Стандартинформ, 2010
2. ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования. – Введ. 2001- 30-06 – М.: Госстандарт России, 2004
3. ГОСТ Р 50681-94. Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг. – Введ. 1995-01-01 – М.: Издательсво стандартов, 1995
4. ГОСТ Р 50644-94. Туристско - экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. – Введ. 1994-07-01 – М.: Издательство стандартов, 1994
5. Балюк Н. А. Экскурсоведение : учебное пособие [Электронный ресурс] / Н. А. Балюк ; Тюменский государственный университет. – 2-е изд., перераб. и доп. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2018. – 236 с.
6. Бочкарь Е. В. Прикладные аспекты разработки экскурсии [Текст] / Е. В. Бочкарь // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. – 2016. – № 1. – С. 528-532.
7. Грачева, О. Ю. Организация туристического бизнеса: технология 61 создания турпродукта [Текст]: Методические рекомендации /Грачева, О. Ю.. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014.
8. Данилов, Андрей Юрьевич. Теория и практика экскурсионной деятельности : учебно-методическое пособие / А. Ю. Данилов ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2016. — 48 с.
9. Добрина, Н. А. Экскурсоведение: учебное пособие / Н. А. Добрина. - Москва: Флинта: МПСИ, 2012.
10. Долженко, И.И. Экскурсионное дело [Текст] :автореф. диссертации канд. геогр. наук: 25.00.24: Санкт-Петербург, 2012. – 120 с.
11. Егорова И. А. Технология создания экскурсионного продукта [Текст] / И. А. Егорова // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации / 2015. – С. 125-127.
12. Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. – М.: Турист, 1989. – 118 с.
13. Ермакова, Ж.А. Основы экскурсионной деятельности в туристской индустрии: учебное пособие / Ж.А. Ермакова, И.Л. Полякова, Ю.Е. Холодилина; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2020. – 109 с
14. Золотова О. М., Шиковец Т. А., Свотнева А. М. Экскурсии как форма организации учебно-воспитательного процесса //Наука и Образование. – 2019. – Т. 2. – №. 4.
15. Зорин, И.В. Туризм как вид деятельности [Текст] : Учеб.пособие / И. В. Зорин, Т. П. Каверина, В. А. Квартального. – М. : Финансы и статистика, 2011. – 288 с.
16. Карабанова И. В. Методика разработки тематической экскурсии [Текст] / И. В. Карабанова // Физическая культура и спорт. Сервис и туризм. / Донской гос. тех. ун-т. – Р н/Д, 2014. – С. 399-401.
17. Костина Н. П., Севрюкова А. А. Алгоритм проектирования экскурсионно-познавательных маршрутов //ИНТЕГРАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ) РАБОТЫ И СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ. – 2017. – С. 93-101.
18. Леонов Е. Е., Тараканов А. В. Особенности методики проведения экскурсий //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – №. 21. – С. 64-74.
19. Плотникова В. С. Формы проведения экскурсий //Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом. Материалы V Международной научно-практической интернет-конференции. – 2018. – С. 271.
20. Прохорова М. В. Разработка экскурсионного продукта //Актуальные проблемы социальной коммуникации. – 2013. – С. 531-534.
21. Сазонов А. Е. Туризм как мировая составляющая и его перспективы развития [Текст] / А. Е. Сазонов // Экология и человек, 2014. – 34 с
22. Седова, Н. А. Культурно-просветительный туризм: учеб. пособие / Н. А. Седова. – М.: Советский спорт, 2003.
23. Терентьева О. В. Опыт разработки экскурсии [Текст] / О. В. Терентьева // География в Саратовском университете. Современные исследования. / Саратов, 2014. – С. 188-192.
24. Федина И. М. Исторические подходы к разработке экскурсий [Текст] / И. М. Федина // Курорты. Сервис. Туризм. – 2015. – № 3-4 (28-29). – С. 140-146.
25. Шевченко И. А. Методические особенности разработки экскурсий [Текст] / И. А. Шевченко // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 868