Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения психологических особенностей общения психолога с людьми, пережившими психологическую травму, в современном обществе становится все более очевидной. Психологическая травма может возникать в результате различных негативных событий, таких как насилие, катастрофы, потеря близких, военные конфликты и другие стрессовые ситуации. Эти переживания могут оказывать глубокое влияние на психическое здоровье и общее состояние человека, приводя к различным расстройствам, таким как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), депрессия, тревожные расстройства и другие. В связи с этим, психологи, работающие с клиентами, пережившими травму, должны обладать специфическими знаниями и навыками, чтобы эффективно поддерживать и помогать им в процессе восстановления.
Исследования в этой области проводили такие авторы, как В.Ф. Базарный, который акцентировал внимание на важности эмпатии и доверия в терапевтическом процессе. Он подчеркивает, что создание безопасной и поддерживающей атмосферы является ключевым фактором для успешного общения с клиентами, пережившими травму. Эмпатия позволяет психологу лучше понять внутренний мир клиента, его переживания и страхи, что способствует более глубокому взаимодействию и эффективной помощи [4]. А.Е. Личко также внес значительный вклад в изучение последствий травмы для личности и психического здоровья. Он акцентировал внимание на том, что травматический опыт может существенно изменить личностные характеристики и восприятие мира, что требует от психолога особого подхода к каждому клиенту [11].
Кроме того, работы Н. И. Олифировича и Т. А. Зинкевич-Куземкиной исследуют методы психологической поддержки в условиях кризиса. Они подчеркивают необходимость комплексного подхода к работе с клиентами, учитывающего их индивидуальные особенности, культурные и социальные факторы [17]. Важно, чтобы психолог не только оказывал поддержку, но и помогал клиенту осознать и переработать его травматический опыт, что может быть достигнуто через различные терапевтические техники, такие как когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия и другие.
Кроме этого, актуальность данной темы также связана с необходимостью разработки эффективных методов и подходов к психологической помощи. В условиях постоянных изменений в обществе, включая экономические и социальные кризисы, количество людей, испытывающих психологические травмы, продолжает расти. Это создает потребность в квалифицированных специалистах, способных оказывать поддержку и помощь в сложных ситуациях. Психологи должны быть готовы к тому, что их клиенты могут приходить с различными уровнями готовности к терапии, и важно уметь адаптировать свои методы работы в зависимости от состояния клиента.
Таким образом, понимание психологических особенностей общения с людьми, пережившими травму, является ключевым для эффективной работы психолога и способствует более глубокому пониманию процессов восстановления и адаптации клиентов. Психологи, обладая необходимыми навыками и знаниями, могут значительно облегчить процесс восстановления своих клиентов, что делает эту область исследования особенно важной в современном мире. Важно отметить, что успешное взаимодействие с клиентами, пережившими травму, требует от психолога не только профессиональных знаний, но и личных качеств, таких как терпимость, чуткость и способность к самоанализу. Психологи, обладая необходимыми навыками и знаниями, могут значительно облегчить процесс восстановления своих клиентов, что делает эту область исследования особенно важной в современном мире. В условиях растущего числа травматических переживаний в обществе, необходимость в квалифицированной психологической помощи становится все более актуальной, что подчеркивает важность дальнейших исследований в этой области.
Объект исследования: особенности людей переживших психологическую травму.
Предмет исследования: психологические особенности общения психолога с травмированными клиентами.
Цель исследования: изучить психологические особенности общения психолога с людьми, пережившими психологическую травму.
Гипотеза исследования: наличие высокоразвитой эмпатии и доверия в общении психолога с клиентами, пережившими психологическую травму, положительно влияет на эффективность терапевтического процесса и способствует более быстрому и успешному восстановлению эмоционального состояния клиентов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и виды психологической травмы.
2. Изучить психологические особенности людей, переживших травму.
3. Определить роль психолога, в процессе восстановления людей переживших психологическую травму.
4. Провести исследование психологических особенностей общения психолога с людьми, пережившими психологическую травму.
5. Предложить упражнения и рекомендации по психологическим особенностям общения психолога с людьми, пережившими психологическую травму.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, сравнение, обобщение, классификация, анкетирование, наблюдение.
База исследования: исследование проводилось в центре… города….
Структура работы: курсовая состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы общения психолога с людьми, пережившими психологическую травму
1.1. Психологическая травма: понятие и виды
Психологическая травма была предметом изучения на протяжении многих веков, и среди первых исследователей многие сосредоточились на влиянии войн и природных катастроф на солдат и их выживших. Однако лишь в конце XIX – начале XX века травма была признана как самостоятельное состояние, способное оказывать долговременное воздействие на психическое здоровье. Одним из пионеров в этой области стал французский психолог Пьер Жане, который в конце 1800-х годов исследовал симптомы, связанные с травматическим опытом. Жане обнаружил, что у людей, переживших травматические события, часто возникают такие симптомы, как навязчивые воспоминания, кошмары и диссоциативные состояния. Он также отметил, что некоторые люди смогли восстановиться после травмы, в то время как другие продолжали страдать от симптомов на протяжении многих лет после события [27, с. 67].
В начале XX века Зигмунд Фрейд и его последователи создали теорию психоанализа, в которой акцентировалась важность детского опыта для формирования поведения взрослых. Фрейд утверждал, что травматические события в детстве могут способствовать возникновению различных психологических расстройств, включая тревожные состояния, депрессию и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) [28, с. 78].
Во время Первой мировой войны исследователи, такие как У.Х. Риверс и Ч.С. Майерс, начали анализировать влияние боевых действий на солдат. Британский психиатр У.Х. Риверс заметил, что у многих военнослужащих проявляются симптомы, которые он охарактеризовал как «военный невроз», включая навязчивые воспоминания, кошмары и тревожные состояния. Он также указал на то, что некоторые солдаты демонстрируют большую устойчивость, чем другие, и что такие факторы, как социальная поддержка и индивидуальные особенности личности, играют важную роль в процессе восстановления после травмы [30, с. 90].
В послевоенные годы после Второй мировой войны исследователи начали анализировать влияние травмы, как на гражданских лиц, так и на военнослужащих. В 1960-1970-х годах такие ученые, как Ленор Терр и Джудит Херман, сосредоточились на долгосрочных последствиях жестокого обращения и сексуального насилия в детстве для психического здоровья. Они выяснили, что люди, пережившие травму, часто сталкиваются с такими симптомами, как навязчивые воспоминания, тревожные расстройства и депрессия, которые могут сохраняться на протяжении многих лет.
В 1980-х и 1990-х годах исследователи, такие как Бессел ван дер Колк и Роберт Анда, начали изучать влияние травмы не только на психику, но и на физическое состояние. Они отметили, что травма может оказывать воздействие на тело, включая изменения в функционировании мозга, иммунной системы и гормональной регуляции [34, с. 8].
В России (СССР) одним из первых исследователей понятия психологической травмы стал Александр Романович Лурия. Его работа в этой области основывалась на широкомасштабных исследованиях солдат, получивших травмы мозга во время Великой Отечественной войны. Лурия полагал, что психологические последствия травмы тесно связаны с физическими повреждениями мозга. Его наиболее известной работой является книга «Потерянный и возвращенный мир. Короткий путь в чертоги разума», в которой подробно рассматривается случай солдата Льва Засецкого, получившего черепно-мозговую травму во время войны. Лурия наблюдал за поведением, речью и мыслительными процессами Засецкого в течение нескольких лет и задокументировал, как травма мозга повлияла на его восприятие окружающего мира. Исследования Лурии подчеркивали важность понимания индивидуального опыта людей, переживших травму, и уникальных способов, которыми травма может воздействовать на их психическое и эмоциональное состояние. Он утверждал, что психологическая травма может иметь долгосрочные последствия для способности человека функционировать в повседневной жизни, и что для эффективного лечения необходимо глубокое понимание опыта и потребностей каждого человека.
Работа А.Р. Лурии в области изучения психологической травмы оказала значительное влияние на психологию и способствовала формированию нашего понимания сложной взаимосвязи между функционированием мозга и психологическим благополучием. Его вклад в эту сферу продолжает быть предметом изучения и применения в современных психологических исследованиях и методах лечения [12, с. 71].
Для обсуждения влияния психологической травмы важно иметь ясное представление о ее концепции. Следует отметить, что с лингвистической точки зрения более корректно использовать термин «психическая травма». Тем не менее, в психологической литературе и повседневной речи часто встречаются оба термина — «психическая травма» и «психотравма». В данной работе мы будем использовать оба этих термина как синонимы.
Необходимо уточнить, что такое травма. «Советский энциклопедический словарь» предлагает следующее определение: «травма (от греческого trauma – рана) — это повреждение тканей человека или животного, сопровождающееся нарушением их целостности и функционирования, вызванное внешними воздействиями (в основном механическими или термическими)». Аналогично, психическую травму можно определить как «нарушение целостности и функций психики человека, вызванное внешними воздействиями» [19, с. 56].
Как и в травматологии, изучение психических травм в психологии должно включать анализ причин, типов, течения, методов профилактики и лечения, а также психологической коррекции.
Однако простого упоминания о психических расстройствах, вызванных внешними воздействиями, недостаточно, так как понятие психической травмы остается неясным. Требуется более точное определение психической травмы, которое подчеркивало бы ее уникальные характеристики и отличия от других форм психических расстройств.
Обычно для определения травмы применяются два подхода: один основан на событиях, вызывающих травму, а другой — на переживаниях, связанных с этими событиями, или на последствиях, которые могут проявиться впоследствии. Ч. Фигли выделил «три основных критерия для определения травмы, связанные с событием: оно должно быть неожиданным, опасным и подавляющим». Согласно DSM-IV, травма может быть подтверждена, если произошло какое-либо событие, которое:
– неожиданно и явно выходит за рамки обычного человеческого опыта;
– повторно переживается одним из четырех способов;
– может привести к устойчивому избеганию раздражителей, связанных с травмой, или к снижению общей чувствительности;
– вызывает стойкие симптомы повышенной возбудимости, отсутствовавшие до травмы [21, с. 52].
Определение травмы в большей степени связано с последствиями пережитого события. Немецкие исследователи Петер Ридессер и Годфрид Фишер формулируют травму следующим образом: «Травма представляет собой значительный дисбаланс между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными способами их преодоления, что сопровождается ощущением беспомощности и уязвимости, а также приводит к глубокому шоку в восприятии себя и окружающего мира» [25, с. 67].
Таким образом, психологическая травма, изучаемая с древних времен, была признана самостоятельным состоянием, способным оказывать долговременное воздействие на психическое здоровье лишь в конце XIX – начале XX века. Исследования таких пионеров, как Пьер Жане, Зигмунд Фрейд и Александр Лурия, показали, что травматические события могут вызывать разнообразные симптомы и долгосрочные последствия для психики. Для более точного понимания травмы важно учитывать как события, вызывающие ее, так и индивидуальные переживания, что позволяет выделить уникальные характеристики психической травмы и отличить ее от других психических расстройств.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агуреева Т.А., Хрусталёва С.О. Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности // В сборнике: Сборник материалов научных конференций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантов (2021-2022 учебный год). Московская областная олимпийская академия. 2022. С. 8-13.
2. Атаманов А.А., Ефименко Т.С., Чернецова М.О., Коршунова М.Е. Психопрофилактика тревожных расстройств // В сборнике: Актуальные проблемы возрастной наркологии и профилактика аддиктивных состояний. Материалы Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции. 2023. С. 29-32.
3. Бажов С.И. К философии человека // В сборнике: Вопросы культурологии. Сборник научных трудов кафедры славяноведения и культурологии Института славянской культуры. Москва, 2019. С. 55-77.
4. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса.- Сергиев Посад, 1996. – 789 с.
5. Близнюк А. И. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у комбатантов: клиника, диагностика, коррекция // Военная медицина. 2016. №1. С. 31–40.
6. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2024. 200 c.
7. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. Санкт-Петербург: Питер, 2021. С. 256–269.
8. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб: Питер, 2015. 540 с.
9. Козлов Н. Психологос. Энциклопедия практической психологии. М.: ЭКСМО. 2014. 752 с.
10. Короленко Ц. П., Загоруйко Е. Н. Посттравматическое стрессовое расстройство у лиц с психической травмой в детстве // Съезд психиат. Рос., 13- й: матер. М. : Просвещение, 2020. С. 103–104.
11. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. МГУ.,1982. С.288–318.
12. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. – Москва : Академический проект, 2000. – 512 с.
13. Махов В.А. Влияние психотравмы развода на изменение жизненной перспективы личности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2020. № 5. С. 49-52.
14. Менделевич В. Д. Психотравма, личность и неврозогенез (антиципационный подход) // Социальная и клиническая психиатрия. 2020. С. 12–17.
15. Морозова И.С., Медовикова Е.А., Каргина А.Е., Гриненко Д.Н. Содержательные характеристики психологической безопасности личности // В сборнике: Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал. материалы VII-й Международной научно-практической конференции. Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого. 2021. С. 151-159.
16. Одинцова М А. Преодолевающее поведение лиц, объединенных схожим травматическим опытом // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т.15. № 1. С. 104- 110.
17. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
18. Погодин И. А. Переживание в этиологии психической травмы // Психическая травма и переживание: гештальт-терапия кризиса (Специальный авторский выпуск «Вестника гештальт-терапии»): сб. статей. Вып. 7. 2018. C. 6–16.
19. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика, 1983. 806 с.
20. Родионова Е.А., Доминяк В.И. Социально-психологические особенности профессионального здоровья специалистов // В сборнике: Ананьевские чтения -2013. Психология в здравоохранении. Правительство Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный университет. 2023. С. 362-364.
21. Семке В. Я. Исторические и современные парадигмы пограничной психиатрии. В кн: Социальная и судебная психиатрия: история и современность. М.: Просвещение, 2020. С. 153-156.
22. Сироткина И. Е. Российские психиатры на Первой мировой войне. СПб. : Питер, 2017. С. 326-344.
23. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2021. 272 с.
24. Томб Д. А. Феноменология посттравматического стрессового расстройства // Методическое пособие по работе с.посттравматическими стрессовыми расстройствами. Спб., 2021. С. 6–30.
25. Трубицына Л. В. Переживание травмирующего события как проблема психологии личности: автореферат дис... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М.: Просвещение, 2005. 23 с
26. Фахрутдинова Л. Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта: автореферат дис.. .. доктора психологических наук: 19.00.01. Казань, 2012. 41 с.
27. Федунина Н. Ю. Эволюция психологических взглядов Пьера Жане: автореферат дис... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: Просвещение, 2003. 22 с.
28. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 2010. 368 с.
29. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: АСТ, 2022. 544 с.
30. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. М.: Изд. центр «Academia», 1997. 95 с.
31. Шашмурина Ю.Ф. Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности // Молодой ученый. 2020. № 10 (300). С. 217-220.
32. Шашмурина Ю.Ф. Исследование влияние психотравмы на жизненную перспективу личности // Молодой ученый. 2020. № 48 (338). С. 137- 140.
33. Lawrence G. Calhoun, Richard G. Tedeschi. The Foundations of Posttraumatic Growth: New Considerations. University of North Carolina-Charlot p.93–102 [e-resource]: Psychological Inquiry 2004. Vol. 15. No.1.
34. Trauma-Informed Care in Behavioral Health Services. Rockville (MD): Substance Abuse and Mental Health Services Administration (US), 2014. 342 p.