Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время проектная деятельность становится все более распространенной в муниципальном управлении. Это связано с тем, что методологии проектного управления нацелены на достижение ощутимых результатов и доказали свою надежность в достижении поставленных целей в оптимальные сроки и в рамках выделенного бюджета. На пленарном заседании 20-го Петербургского международного экономического форума главы государств уделили особое внимание применению методов проектного управления на муниципальном уровне.
Таким образом, проектное управление легло в основу приоритетной программы «Комплексное развитие городов». Многие муниципалитеты внедрили один или несколько инструментов проектного управления. Некоторые из них внесли вклад в развитие методов организации проектной деятельности в органах местного самоуправления. Однако в большинстве муниципалитетов организации проектной деятельности пока не уделяется достаточного внимания. Эта тема требует более глубокого понимания термина «раскрытие информации». В то же время в научной литературе трактовка этого термина не является общепринятой.
Так, Словарь политических терминов определяет раскрытие информации как форму организационно-правовой деятельности, обеспечивающую всем участникам социального взаимодействия возможность получения необходимого и достаточного объема информации (данных) о его структуре, целях, задачах, финансировании и других основных условиях деятельности.
Цель исследования - оценить эффективность проекта по обеспечению информационной открытости муниципальной деятельности.
В соответствии с выбранной темой перед исследованием поставлены следующие задачи:
- оценить эффективность проекта по обеспечению информационной открытости в деятельности муниципальной администрации;
- разработать рекомендации по повышению эффективности реализации проекта по обеспечению информационной открытости в муниципальной администрации.
Объект исследования – муниципальные органы. Предметом исследования является проект реализации информационной деятельности. Исследование состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников информации.
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на положениях и концепциях, разработанных отечественными и зарубежными учеными, в частности, на материалах различных учебников, учебных пособий, справочников, журнальных статей и электронных сайтов. При обработке информации использовались различные методы исследования, в том числе описательный, сравнительный, статистико-экономический и эконометрический методы. Для представления информации использовались графические, текстовые и табличные методы.
1 Теоретические аспекты проектной деятельности в сфере государственного и муниципального управления
1.1 Понятие «проектного управления» и его основных характеристик в сфере ГМУ
В современной управленческой и научной литературе управление проектами признается как особый вид менеджмента, применимый к управлению различными объектами: экономическими, социальными, техническими и т.д. Проектное управление используется не только в органах государственной и муниципальной власти, но и в различных зарубежных и российских управленческих дисциплинах. Проектный подход в органах государственной власти и местного самоуправления сегодня является актуальным и универсальным. Еще не так давно недостатки и проблемы программно-целевого подхода определяли его значимость.
Программно-целевой подход был основным при разработке и реализации целевых программ и национальных проектов, которые требовали иных подходов и методов. Проектное управление стало стремительно развиваться, придя на смену проектному менеджменту, и сегодня можно говорить о некоторых результатах, которые следует обобщить. Проекты могут быть федеральными или региональными. Более мелкие проекты реализуются по инициативе органов власти, граждан, групп лиц вне программы, национальные проекты и т. д.
Таким образом, реализуемые проекты различаются по срокам, размерам, источникам финансирования, механизмам реализации, степени инновационности, отчетности и т.д. Н.В. Макарова: «Методы управления проектами эффективны при реализации национальных программ, поскольку обеспечивают рациональное распределение временных, материальных и человеческих ресурсов. Информационные системы управления проектами могут служить основой для разработки и внедрения автоматизированных информационных систем управления государственными программами, проектами и контрактами» [4, с. 95].
Сравнивая понятия «управление проектами» и «менеджмент проектов», А.Т. Зуб определяет управление проектами следующим образом. «Методология планирования и координации человеческих, материальных и других ресурсов на протяжении всего жизненного цикла проекта для эффективного достижения целей проекта путем применения системы современных методов и приемов управления» [2, с. 219]. Рассматривая уровни управления проектами, можно выделить три основных: уровень целеполагания, уровень проектирования и уровень реализации. Данная схема может быть применена к любому объекту, включая социально-экономическое и технологическое развитие.
Одним из ключевых аспектов управления проектами является установление баланса между количеством работ, ресурсов, времени и качеством исполнения. Особое значение при реализации проекта имеет внешняя среда, то есть уровень имеющихся технологий, наличие и доступ к ресурсам, экономические факторы (инфляция, налоги, обменные курсы и т. д.), политические факторы, возможности, другие факторы, благоприятные факторы, сдерживающие факторы и факторы, связанные с риском. Для наиболее эффективного управления проектами системе необходима своя структура.
Для этого проекты делятся на подсистемы или компоненты. Проектами легче управлять в структурированном виде. Рассмотрим теперь понятие управления проектами С.А. Баркарова: «Управление проектом - это деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проекта. В данном случае «управление проектом» = «проектная деятельность». Это определенное и закрепленное определение и подход в нормативно-правовой терминологии проектной деятельности в Российской Федерации» [1, с. 16].
Мы считаем, что управление проектами можно рассматривать и как самостоятельную науку, и как вид управленческого искусства. Об управлении проектами можно говорить с практической точки зрения, и многие выделяют его как метод управления инновационной деятельностью. В силу своей неоднозначности и уникальности управление проектами направлено на решение серьезных и нестандартных задач, а в некоторых случаях и на стратегическое развитие региона или другого субъекта.
По мнению Котляра: «Проектное управление для исполнительных органов государственной и муниципальной власти Российской Федерации находится на стадии становления и организации. Проводится обучение сотрудников этому управлению, ведется общий реестр реализованных проектов, создается нормативно-правовая база управления проектами в органах исполнительной власти, разработаны системы мотивации, методические рекомендации по разработке, реализации и оценке эффективности проектов на территории государственных и муниципальных органов власти, во многих регионах и муниципалитетах имеется опыт успешной реализации проектов и позитивного развития проектного управления.
В то же время во многих субъектах Российской Федерации проектная деятельность получает всестороннее развитие» [3, с. 58]. Другими словами, проекты - это динамичные, открытые системы, состоящие из множества элементов, систем и подсистем, тесно связанных с внешней средой. Проект получает необходимые ресурсы из среды и взамен передает результаты в среду. Проекты, естественно, находятся под влиянием различных факторов риска. Управление проектами в органах государственной власти и местного самоуправления - это деятельность по планированию, организации, мониторингу и управлению проектами с использованием современных информационно-коммуникационных технологий для эффективного достижения целей проекта и эффективной координации участников проекта.
Основное различие между понятиями «управление проектами» и «администрирование проектов» заключается в том, что в первом случае методы управления проектами используются для реализации конкретного проекта с помощью менеджера и команды. Управление проектами - более широкое понятие и не ограничивается управлением одним проектом, а подразумевает систематическую организацию проектной деятельности и не исключает управление отдельными проектами.
Преимуществами проектного подхода считаются повышенная детализация и прозрачность деятельности, качество достигаемых результатов, сокращение сроков их достижения и качество взаимодействия между подразделениями Ю.И. Попов: «Методы проектного управления в органах государственной власти и местного самоуправления призваны повысить эффективность достижения запланированных показателей и целей. Модель проектного управления обеспечивает максимальную концентрацию финансовых, административных и управленческих ресурсов на реализации наиболее важных направлений развития [5, с. 78]. Поэтому методы проектного управления в органах государственной и муниципальной власти призваны повысить эффективность достижения запланированных показателей и целей. Модель проектного управления обеспечивает максимальную концентрацию финансовых, административных и управленческих ресурсов на реализации наиболее важных направлений развития.
1.2 Нормативно – правовое регулирование в сфере проектной деятельности в ГМУ
Как на национальном, так и на муниципальном уровне будущее государственного управления принадлежит проектному подходу в противовес процессному, который хорошо зарекомендовал себя на практике. В то же время проектная деятельность является относительно новым и еще не до конца освоенным подходом для муниципалитетов страны. Исследователи, специализирующиеся на проектном управлении в муниципалитетах, в рамках международных научных конференций по государственному и муниципальному управлению обращаются к проблеме отсутствия или низкого уровня нормативно-правовой базы по регулированию проектной деятельности в муниципалитетах.
Первой задачей является разработка нормативно-правовой базы, регулирующей проектную деятельность в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации. Сегодня муниципалитеты, приступая к реализации проектной деятельности, опираются на документы федерального уровня. В целях повышения эффективности управления, продвижения и развития проектного управления в государственных учреждениях, оптимизации использования ресурсов, обеспечения непрерывности управления и прозрачности процесса принятия решений 5 июня 2013 года состоялось совещание с участием представителей органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, научных и образовательных учреждений, федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений субъектов Российской Федерации.
Для инициации проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и общественных организациях субъектов Российской Федерации создан Совет представителей федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций субъектов Российской Федерации. Основным нормативным документом, регулирующим проектную деятельность в Российской Федерации, является постановление Правительства Российской Федерации № 1050, подписанное 15 октября 2016 года. Этим постановлением утверждены «Положение о регулировании проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» и «Система управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации».
В 2018 году данное постановление было отменено в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Данное постановление уточняет подход к организации проектной деятельности, объекты и активы, подлежащие управлению, и устанавливает набор действий, функций, полномочий и ответственности участников проектной деятельности в процессе инициирования, подготовки, реализации, мониторинга и завершения проекта. Таким образом, в соответствии с существующей нормативно-правовой базой, в системе административных органов создана модель системы управления проектами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баркалов, С. А. Формирование моделей управления проектами на основе стейкхолдер — менеджмента / С. А. Баркалов, Т. А. Аверина, З. О. Брежнева // Теория и практика экономики и предпринимательства: XVII Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция, Симферополь-Гурзуф, 23–25 апреля 2020 года / Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. — Симферополь: ИП Зуева Т. В., 2020. — С. 15–17.
2. Башарова, А. Ш. Проектный подход в системе государственного и муниципального управления / А. Ш. Башарова, А. К. Алимжанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97925/ (дата обращения: 26.01.2025).
3. Ворошилов Н.В. Эффективность муниципального управления: сущность и подходы к оценке // Проблемы развития территории. Вып. 3 (77). 2020. С. 144.
4. Выдрин И. В. Местное самоуправление в России: от идеи к практике // Конституционное и муниципальное право. 2020. №11. С. 75-80.
5. Жаворонков, Е. П. Менеджмент в строительстве. Поточное строительство. Логистический подход. Маркетинговые стратегии: учебн. пособие. –М.: ООО «Издательство Элит», 2015. — 416 с.
6. Зуб, А. Т. Управление проектами: учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 422 с.
7. Еростенко, В. О. Пути повышения эффективности деятельности проектной организации / В. О. Еростенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98745/ (дата обращения: 26.01.2025).
8. Илюшина, О. С. Анализ методических подходов к оценке экономической эффективности деятельности предприятия / О. С. Илюшина, Ю. К. Стуколова // Молодой ученый. — 2017. — № 19. — 129 c.
9. Котляр, Е. В. Система управления проектами Канбан / Е. В. Котляр, Е. М. Пушкарева // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2020. — № 1(15). — С. 57–59.
10. Конышева Е. Г. Двухуровневая модель местного самоуправления: проблемы и перспективы // Административное и муниципальное право. 2020. 9 (93). С. 946-951.
11. Лексин В. Н. Результативность и эффективность действий региональной и муниципальной власти: назначение и возможности корректной оценки // Регион: экономика и социология. 2012. № 1 (73). С. 7.
12. Лошкарев А.В., Гостева О.Н. Реализация проектов цифровой трансформации в государственном управлении на территории Самарской области // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №10-2.
13. Макарова, Н. В. Отличительные особенности стандартов по управлению проектами / Н. В. Макарова, В. В. Балясников // Актуальные проблемы экономики и управления. — 2020. — № 1(25). — С. 94–99.
14. Мартьянова, О. В. Анализ эффективности деятельности организации / О. В. Мартьянова // Бухгалтерский учет. — 2017. — № 5. — 123 c.
15. Наумова, Л. Г. Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации / Л. Г. Наумова [Электронный ресурс] Электрон. дан. — Москва, 2018. — Режим доступа: http://eprints.tstu.tver.ru/406/1/1.pdf, свободный. — Загл. с экрана. — (дата обращения: 12.05.2022).
16. Пикулькин А. В. Система государственного управления: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2012. – 639 с. С. 43.
17. Попов, Ю. И. Управление проектами: учебное пособие / Ю. И. Попов, О. В. Яковенко. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 208 с.
18. Ширяева В. А., Ленская И. Ю. Доверие населения к органам муниципальной власти как основа активного участия граждан в общественной жизни муниципального образования: современное состояние // Вестник экономики, права и социологии. 2022. № 1. С. 183.
19. Ющенко, А. А. Применение комплексной методики оценки финансового состояния в целях повышения эффективности управления организациями / А. А. Ющенко, Д. Н. Ющенко // Научно–методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — Т. 11. — 3093 c.