Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Введение в исследование рынка образовательных услуг является важным шагом для понимания текущих тенденций и динамики данного сектора. Образование выступает ключевым фактором социального и экономического развития, на который оказывают влияние как глобальные, так и локальные изменения. С увеличением потребностей общества в качественном образовании и профессиональном развитии, а также стремлением к повышению конкурентоспособности на рынке труда, исследование образовательных услуг становится особенно актуальным.
На сегодняшний день рынок образовательных услуг переживает трансформацию, вызванную цифровизацией, изменениями в технологиях обучения и изменением требований со стороны работодателей. Это создает необходимость в постоянном обновлении учебных планов, внедрении инновационных методов и форматов образовательного процесса. Важно не только углубить теоретическую подготовку студентов, но и развивать их практические навыки, что требует комплексного подхода к организации образовательного процесса.
Рынок образовательных услуг включает в себя как традиционные, так и новые формы обучения. К ним относятся вузовское образование, курсы повышения квалификации, онлайн-обучение и разнообразные дополнительные программы, адаптированные к интересам и нуждам аудитории. В условиях растущей конкуренции учреждения сталкиваются с необходимостью предлагать качественные и доступные образовательные программы, соответствующие запросам целевой аудитории.
Актуальность исследования. Актуальность исследования регионального рынка маркетинговых услуг, особенно в контексте маркетинговых исследований рынка образовательных услуг в России, обусловлена изменениями в экономике, социальной структуре и потребительских предпочтениях. Современное общество стремительно меняется, и эти изменения требуют от образовательных учреждений новой стратегии для привлечения и удержания студентов. Высокий уровень конкуренции среди вузов и колледжей обуславливает необходимость глубокого понимания потребностей целевой аудитории и рыночной среды.
Во-первых, развитие интернет-технологий и доступность информации трансформировали подходы к обучению и выбору образовательных программ. Студенты и их родители стали более осведомленными потребителями образовательных услуг, что приводит к поиску специализированной информации и рекомендаций. Это создаёт значительный потенциал для применения маркетинговых исследований, которые могут помочь образовательным учреждениям лучше понять поведение и мотивацию своих кандидатов.
Во-вторых, сфера образования в России нуждается в постоянном мониторинге рыночных тенденций, поскольку ведомственные изменения, новые федеральные стандарты и влиятельные эксперты формируют липкую динамику спроса. Исследования, проводимые в данном сегменте, позволяют выявить ключевые тренды, такие как увеличение интереса к дистанционному обучению, повышающийся акцент на соответствии образования требованиям работодателей и региональных особенностях.
В-третьих, растущий интерес к индивидуализации образовательных услуг требует более детального анализа специфических сегментов рынка. Учет региональных особенностей позволяет образовательным учреждениям не только адаптировать свои программы к запросам местного населения, но и предлагать уникальные предложения, способствующие созданию конкурентных преимуществ.
Эти факторы подчеркивают необходимость регулярного и глубинного анализа рынка маркетинговых услуг в образовательной сфере России. Это позволит не только повысить качество предоставляемых образовательных услуг, но и удовлетворить запросы студентов, что будет способствовать развитию отечественной системы образования в целом. Исследование должно охватывать различные аспекты, включая целевые аудитории, инструменты продвижения и оценку эффективности маркетинговых стратегий, что, в свою очередь, обогатит знания о динамике и структурных изменениях на рынке.
Цель курсовой работы – заключается в анализе исследования регионального рынка маркетинга образовательных услуг.
Данная цель предопределили задачи курсовой работы:
изучить маркетинговые исследования рынка образовательных услуг России;
рассмотреть образовательные услуги в маркетинге;
проанализировать рынок высшего и среднего профессионального образования в России;
составить, провести и проанализировать анкетирование на тему «Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг России».
Объектом курсовой работы – образовательные услуги.
Предметом курсовой работы – теоретический анализ исследования регионального рынка образовательных услуг.
Информационная база. В процессе проведения исследования в рамках выполнения курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия, теоретические и научно-практические статьи, статистические материалы и электронные ресурсы.
Методологическая база. При написании курсовой работы были использованы такие общенаучные методы исследования, как логический и функциональный подходы, анализ и синтез.
Структурно работа состоит из: введения, где изложена актуальность, цели, задачи, основы исследования; основной части, которая включает в себя два раздела с подразделами; заключения, в котором подводятся итоги анализа предмета исследования; списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА
1.1. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг России
На сегодняшний день в научной литературе активно используются термины, такие как «региональный маркетинг», «маркетинг мест», «маркетинг города», «территориальный маркетинг», «муниципальный маркетинг» и «маркетинг территории». Все эти концепции тесно связаны с применением маркетинговых методов управления территориями и различными структурными единицами. Наиболее устоявшимся из этих определений является «маркетинг мест» .
Согласно мнению Ф. Котлера, маркетинг мест включает в себя те действия, которые предпринимаются для создания, поддержания или изменения отношений и (или) поведения, касающегося конкретных мест .
Региональный маркетинг представляет собой деятельность, направленную на улучшение имиджа региона, его привлекательности для других территорий, их хозяйствующих субъектов и социальных институтов, а также для широкой аудитории, стремящейся подтвердить свою значимость в международных и национальных организациях с целью формирования, поддержки или изменения мнений, намерений и поведения целевых аудиторий .
Термин «рынок образовательных услуг» вошёл в литературный русский язык в первой половине 90-х годов ХХ века. С тех пор он широко используется в научных исследованиях и в неформальных речевых коммуникациях. Рынок образовательных услуг представляет собой комплексное, неоднозначное явление и выделяется на фоне прочих рынков в рыночной инфраструктуре страны. Образовательная услуга ВПО – это вид государственной услуги, обеспечивающей реализацию конституционных гарантий и сложившихся государственных обязательств в области образования, предоставляемой по условиям ВПО (бакалавриат, специалитет, магистратура) в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и предполагающей затраты определённых экономических ресурсов в процессе удовлетворения образовательных потребностей обучающихся .
Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара.
Структурно российский рынок образовательных услуг представлен:
– производителями образовательных услуг (образовательные, информационные, научные учреждения и индивидуальные производители);
– потребителями образовательных услуг (отдельными лицами, предприятиями и организациями всех форм собственности);
– инфраструктурой (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации);
– контролирующими органами (лицензирование и аккредитация образовательных учреждений);
– поставщиками, обеспечивающими процесс производства образовательных услуг необходимыми для этого ресурсами;
– общественными институтами, причастными к продвижению образовательных услуг на рынке, так называемыми контактными аудиториями рынка образовательных услуг.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Статья «Региональный маркетинг, Сущность и особенности регионального маркетинга - региональная экономика и управление». URL: https://studme.org/147518/ekonomika/regionalnyy_marketing (дата доступа: 30.01.2025).
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. М. : Вильямс, 2007. С. 656. URL: http://polbu.ru/kotlcr_В marketing/ch83_i html (дата доступа: 30.01.2025).
3. Гапоненко А.Л. Общий и специальный менеджмент / под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М. :В Изд-во РАГС, 2001. С. 481.
4. Гарифуллина Н.Ю., Гуртов В.А. Образовательная услуга в бюджетных расходах системы высшего образования // Финансы. – 2010. – № 11. – С. 11.
5. Еременко С.П. Фундаментальные свойства образовательной услуги // Управление социальными и экономическими процессами. – 2009. – № 4. – С. 49.
6. Пьянкова К., Чечихина С., Илюшин А. Высококвалифицированные кадры –основа успеха в агробизнесе // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2010. – № 2. – С. 6-8.
7. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 17.12.99 № 212-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=72075. 5 Хаксевер К. Управление и организации в сфере услуг. СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
8. Хаксевер К. Управление и организации в сфере услуг. СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
9. Донина, И.А. Образовательный маркетинг – современный этап маркетинга взаимоотношений / И.А. Донина // Фундаментальные исследования. - 2013. - №4 (часть 1). – С. 158-161.
10. Статья «Маркетинг и его применение в сфере образовательных услуг». URL: https://na-journal.ru/11-2023-ekonomika-menedzhment/7040-marketing-i-ego-primenenie-v-sfere-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 12.02.2025).
11. Статья «Маркетинг и его применение в сфере образовательных услуг». URL: https://na-journal.ru/11-2023-ekonomika-menedzhment/7040-marketing-i-ego-primenenie-v-sfere-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 12.02.2025).
12. Григораш, В.В. Образовательный маркетинг – новая функция управления учебным заведением / В.В. Григораш // Менеджмент. - 2014. - №4(28). C. – 7-30.
13. Статья «Маркетинг и его применение в сфере образовательных услуг». URL: https://na-journal.ru/11-2023-ekonomika-menedzhment/7040-marketing-i-ego-primenenie-v-sfere-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 12.02.2025).
14. Прохорова, М.П. Маркетинг инноваций в профессиональном образовании / М.П. Прохорова // Сборник: Инновационные технологии управления. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. - 2015. – С. 109-111 .
15. Статья «Маркетинг и его применение в сфере образовательных услуг». URL: https://na-journal.ru/11-2023-ekonomika-menedzhment/7040-marketing-i-ego-primenenie-v-sfere-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 12.02.2025).
16. Анализ рынка высшего образования в России - демоверсия отчета BusinesStat. URL: https://businesstat.ru/images/demo/higher_education_russia_demo_businesstat.pdf (дата доступа: 12.02.2025).
17. Анализ рынка среднего профессионального образования в России в 2020-2024 гг, прогноз на 2025-2029 гг. URL: https://businesstat.ru/catalog/id9397/ (дата доступа: 12.02.2025).