Фрагмент для ознакомления
2
Переход от трех к четырем годам часто характеризуется усилением связей между артикуляционными движениями и речевым мышлением. А.Н. Леонтьев, известный отечественный психолог и специалист в области психолингвистики, утверждает, что этот период является "критическим" для становления речевых функций. В это время происходит консолидация ранее выработанных умений и навыков, а также развитие способности к самостоятельному звукопроизношению.
К четырем годам у детей значительно улучшаются как артикуляционные, так и фонетико-фонематические навыки. Формируется речевая моторика, совершенствуется артикуляционная гладкость и развивается дикция, что значительно улучшает разборчивость и выразительность речи. Появляется способность к произвольному управлению голосовыми и артикуляционными компонентами, что позволяет ребенку экспериментировать со звуками и интонациями. Ю.А. Бондаренко подчеркивает, что "правильная постановка и воспитание звуковой культуры речи в этом возрасте определяет развитие дальнейших речевых и когнитивных способностей ребенка".
Развитие артикуляционного праксиса в онтогенезе представляет собой важный этап в формировании речевых способностей ребёнка и охватывает различные аспекты, начиная от фонетических до более сложных лексико-грамматических структур. Важно понимать, что данный процесс имеет специфику и уникальные особенности на каждом этапе возрастного развития. В возрасте от 4 до 5 лет и далее до пяти-шести лет в развитии артикуляционного праксиса прослеживаются определенные закономерности, которые описывались отечественными учеными такими как Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев.
В возрасте от 4 до 5 лет дети начинают активно совершенствовать свою речь, что выражается в увеличении словарного запаса и более грамматически правильных построениях фраз. Развитие артикуляции в этом возрасте связано с активной игрой, в ходе которой дети подражают взрослым и друг другу, что стимулирует их речевую деятельность. В это время ключевую роль играет социализация — дети учатся распознавать и воспроизводить интонации, темпы и ритмы речи.
Л.С. Выготский подчеркивал, что развитие речи и мышления у детей происходит через взаимодействие со взрослыми. В возрасте от 4 до 5 лет ребенок уже овладевает рядом сложных конструкций и начинает использовать их в диалоге. Исследования показали, что к этому времени дети способны осознавать смысл произносимых фраз и адекватно реагировать на изменения в разговоре.
Переходя к возрасту от 5 до 6 лет, артикуляционный праксис продолжает углубляться. А.Н. Леонтьев отмечал, что к пяти-шести годам дети начинают осознанно строить свою речь, что возможно благодаря формированию фонематического слуха, когда ребенок способен различать тонкие нюансы звуков и ритмической организации речи. К этому возрасту у детей формируются начальные навыки анализа и синтеза, что важно для овладения письменной речью в дальнейшем.
Ключевым здесь становится осознание производимых звуков и их сочетаний, что позволяет ребенку рефлектировать над тем, как звучит его речь. В данном возрасте артикулирование звуков и всего речевого потока в целом становится более четким и правильным. Процесс развития предусматривает многоуровневую работу, где на первый план выступает не только механическая отработка звуков, но и смысловая организация речи.
В исследованиях отечественных лингвистов и педагогов подчеркивается значимость включения детей в активную речевую практику, будь то чтение, рассказывание историй или участие в театрализованных представлениях. Это позволяет детям экспериментировать с различными языковыми структурами и интонациями, тем самым укрепляя их артикуляционные навыки и способствуя общему речевому развитию.
Таким образом, развитие артикуляционного праксиса включает в себя интеграцию ряда факторов — лингвистических, психологических и социальных, которые взаимосвязаны и определяют успешность формирования речевых умений ребенка. Работы таких крупных теоретиков, как Выготский и Леонтьев, продолжают оказывать значительное влияние на современные методики обучения детей, способствуя более глубокому пониманию процессов, лежащих в основе речевого развития.
Таким образом, развитие артикуляционного праксиса является важным элементом в общей системе онтогенеза ребенка. Процесс с двух до четырех лет включает не только совершенствование физической моторики, но и развитие когнитивных компонентов, необходимых для успешной социализации и обучения. Важной задачей взрослых является создание благоприятных условий для полноценного усвоения языковых возможностей, что обеспечит ребенку гармоничное развитие и подготовит к следующему этапу — школьному обучению. Поддержка и понимание особенностей развития артикуляционного праксиса помогут своевременно выявить и скорректировать возможные отклонения, что окажет положительное влияние на дальнейшие успехи в обучении и общении.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика и особенности артикуляционного праксиса у дошкольников с дизартрией
Характеристику воспитанников с дизартрией представили такие известные авторы, как Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и О. Е. Грибова. Они отмечают, что у детей с дизартрией наблюдаются отклонения в речевом и психомоторном развитии, а также недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью. Отклонения в функционировании премоторных зон коры головного мозга, ответственных за кинестетическую организацию движений, проявляются у детей с дизартрией в виде изменений мышечного тонуса, нарушений координации движений и недостаточно развитой моторики. Такие отклонения характерны для всей моторной сферы, включая общую моторику, мимическую, мелкую и артикуляционную.[13]
Воспитанников с дизартрией можно условно разделить на несколько групп в зависимости от их общего психофизического состояния:
1. Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием.
2. Дизартрия у детей с церебральным параличом.
3. Дизартрия у детей с олигофренией.
4. Дизартрия у детей с гидроцефалией.
5. Дизартрия у детей с задержкой психического развития.
6. Дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией.[1]
В период дошкольного развития происходит формирование высших психических функций, познавательной активности и двигательной сферы. Факторы, влияющие на развитие психофизиологических функций, включают в себя общение с взрослыми и сверстниками, различные формы познания через активное взаимодействие с окружающей средой, а также участие в различных видах деятельности, которые способствуют адаптации ребенка к социальным условиям. В возрасте старшего дошкольного периода движения и действия воспитанника подвержены контролю и регулированию самим ребенком, основываясь на представлении о предстоящем действии и условиях его выполнения.[11]
Согласно Л. С. Выготскому, речь также оказывает большое влияние на формирование высших психических функций, делая их осознанными и произвольными. У обучающихся с дизартрией наблюдается нарушение высших психических функций, таких как низкая ментальная работоспособность, эмоциональная лабильность, нарушение памяти и внимания. Воспитанники старшего дошкольного возраста с дизартрией испытывают трудности в речевой коммуникации в процессе общения, что приводит к снижению мотивационных потребностей в сфере общения и нарушению познавательной деятельности.
Часто наблюдаются эмоционально-волевые расстройства, которые проявляются в быстрой истощаемости нервной системы, общем беспокойстве и двигательных нарушениях. Некоторые люди становятся тревожными, раздражительными, застенчивыми и пассивными, часто проявляют обидчивость и избегают общения с окружающими. В случае дизартрии у детей старшего дошкольного возраста, проявляются быстрая утомляемость, невозможность контролировать свою деятельность и трудности в переключении между различными видами занятий.[4]
Анализаторные системы, состоящие из центральных и периферических частей, обеспечивают связь организма с внешним миром и формируют систему восприятия. Поражение периферического или центрального двигательного нейрона при дизартрии может привести к параличу (отсутствие движения) или парезу (сокращение объема и силы движений). Поражение периферической нервной системы может вызывать нарушение произвольных и непроизвольных движений, снижение рефлексов, мышечного тонуса и атрофию мышц. Поражение центральной нервной системы, в свою очередь, может привести к нарушению произвольных движений, гипертонии мышц, наличию патологических рефлексов и синкинезий.[9]
В дошкольном возрасте различные виды деятельности, такие как игры в ролевом стиле, рисование, конструирование и другие, формируют разнообразные двигательные навыки. Однако у детей с дизартрией наблюдается недостаточная развитость общей моторики, как отмечают исследования Р. Е. Левина, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и других авторов. Воспитанники с дизартрией испытывают значительные трудности при выполнении сложных двигательных актов, которые требуют точной координации различных мышечных групп и правильной организации движений в пространстве и времени. Они также сталкиваются с трудностями в повседневных действиях, общей моторной неуклюжестью и неспособностью выполнять задачи с ловкостью.
В своих исследованиях Е. Ф. Архипова отмечает, что у детей дошкольного возраста с дизартрией формирование моторных функций происходит на более поздних этапах. Их трудности проявляются при работе с карандашом, кисточкой и ножницами, также на занятиях по аппликации и лепке. Дети испытывают затруднения в регулировании силы нажима и выполняют мелкие движения медленно и напряженно.[15]
У детей с дизартрией наблюдаются следующие особенности артикуляционного аппарата: дисметрия (неточность произвольных движений), дистония (смена мышечного тонуса), гипотония (сниженный тонус мышц), гиперкинезы (неконтролируемые движения мышц языка и лица), спастичность (увеличенный тонус мышц языка, губ, лица и шеи), синкинезии (непроизвольные сопутствующие движения) и тремор (дрожание кончика языка).[25]
Так как моторные и речевые зоны в коре головного мозга находятся близко друг к другу, можно говорить о параллельном формировании речи и моторики. Нормальное моторное развитие является показателем нормального речевого развития у детей дошкольного возраста. Кроме того, исследования М. М. Безруких и Н. А. Бернштейн свидетельствуют о том, что дети с нарушением мелкой моторики рук испытывают трудности при овладении навыками письма.[5]
Артикуляционный праксис у дошкольников с дизартрией представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий в себя различные аспекты речевой деятельности. Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточности иннервации мышц речевого аппарата. Это состояние часто возникает в результате поражений центральной нервной системы и может быть вызвано различными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными. Для понимания особенностей артикуляционного праксиса при дизартрии необходимо обратиться к исследованиям отечественных специалистов, которые долгое время изучали эту проблему и предложили эффективные способы ее коррекции.
Важнейшие характеристики дизартрии у дошкольников описаны в трудах таких выдающихся отечественных учёных, как Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина и Л. С. Волкова. По их мнению, основная проблема у детей с дизартрией заключается в недостаточной согласованности движений органов артикуляции. Это проявляется в трудностях при выполнении как простых, так и сложных моторных актов, что приводит к искажению звуков, нарушениям темпа и ритма речи.
Р. Е. Левина отмечала, что у дошкольников с дизартрией наблюдается расстройство вестибулярной и кинестетической чувствительности, что препятствует их способности контролировать и регулировать движения речевых органов. Эти трудности усугубляются недостаточной координацией движений и общего моторного развития. В своей работе Левина акцентировала внимание на необходимости индивидуального подхода в коррекции дизартрии, учитывая специфику проявлений у каждого ребенка.
Важное внимание вопросам дизартрии уделял и Г. В. Чиркин, который разработал специальные методики логопедического воздействия, направленные на активизацию артикуляционного праксиса. Он подчеркивал значимость комплексной работы, в которой логопедическая помощь должна сочетаться с медицинскими и психолого-педагогическими мерами. В своих работах он отмечал, что успешная коррекция дизартрии должна включать разнообразные упражнения для развития мелкой моторики и координации движений.
Особую роль в изучении дизартрии сыграла научная деятельность Л. С. Волковой. Она акцентировала внимание на необходимости включения в лечебно-образовательный процесс методов игровой терапии, с помощью которых можно значительно улучшить состояния детей и их способность к речевому самовыражению. В логопедической практике Волковой большое значение придавалось упражнениям на дыхание, которые способствуют нормализации фонационного дыхания и улучшению звуковой эффективности речи.
Коррекция дизартрии требует системного подхода, в рамках которого проводится работа над всем спектром речевых и неречевых функций. Важным элементом является создание условий, способствующих улучшению общего психомоторного статуса ребенка. Это может быть достигнуто путем включения разнообразной двигательной активности, которая улучшает координацию, точность и плавность движений.
Особенности артикуляционного праксиса у детей с дизартрией заключаются также в их неспособности быстро переключаться с одних артикуляционных движений на другие. Это наблюдение нашло отражение в исследованиях Н. А. Никашиной, которая указывала на необходимость особого внимания к развитию способности детей к регуляции и контролю движений. Она предложила использовать специальные приёмы, направленные на формирование у детей навыков программирования и выполнения циклически организованных движений, что является ключевым для улучшения качества речи.
Фрагмент для ознакомления
3
Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей [Текст] / В. М. Акименко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 110 с.
Александрова, Т. В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников [Текст] / Т. В. Александрова. – СПб. Детство-Пресс, 2005. – 48 с.
Артеменко, О. Н. Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : Международный журнал экспериментального образования / О. Н. Артеменко, И. А. Хлюстова. – М., 2011. – № 8. – 327 с.
Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М. : Астрель, 2007. – 345 с. 5
Белякова, Л. И. Логопедия [Текст] : Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. — М. : ВЛАДОС, 2009. — 287 с. 9. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2007. — №3. — С.53-107.
Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. — М. : ACT: Астрель, 2006. — 141с.
Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е. Н. Винарская. — М. : Просвещение, 1987. —165 с.
Власова, Т. М. Фонетическая ритмика [Текст] : Пособие для учителя / Т. М. Власова. — М. : ВЛАДОС, 1996. — 240 с.
Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 361 с.
Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И. Р. Гальперин. – М. : Издательство «Наука», 1981. – 140 с.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 472 с. 67 22. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. — М. : Детство-Пресс, 2007. — 36 с.
Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : Кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург : Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с.
Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Красанд, 2010. – 216с. 36. Логопедия [Текст] : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Лопатина, Л. В. К вопросу о стертых формах дизартрии [Текст] : Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи / Л. В. Лопатина. — Л. : ВЛАДЮС, 1989. — С.93-97.
Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — С-Петербург : «Образование», 1994. — 215 с.
. Позднякова, Л. А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стёртой дизартрией [Текст] / Л. А. Позднякова // Логопед в детском саду. — 2005. — № 5. — С.57-62. 70 52. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред. Ф.А.Сохина. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с.
Российская, Е. Н. Произносительная сторона речи [Текст]: Практический курс / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. — М. : АРКТИ, 2003. — 92 с.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Издательство «Питер», 2000. — 712 с.
Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка [Текст] / Н. Д. Светозарова. — ЛГУ. : ВЛАДЮС, 1982. — 231 с.
Семенова, К. А. Дизартрия [Текст]/ А.К.Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. — М. : ВЛАДОС, 1997. — С. 173-189.
Сербина, Л. Ф. Дизартрия: клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы [Текст] : Учебно-методическое пособие / Л. Ф. Сербина, Н. Н. Волоскова. — Ставрополь : Просвещение, 1996. — 168 с.
Сингаевская, О. В. Развитие связной речи дошкольников [Текст] : Логопедия сегодня / О. В. Сингаевская, А. В. Соболева. — 2011. — №2. — С. 26-30.
Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека [Текст] / Р. Д. Синельников. — М. : ВЛАДЮС, 1987. — 195 с. 60. Словарь практического психолога. — М. : АСТ, 1998. — 675 с.
Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е. И. Тихеева. — М. : Просвещение, 1981. — 213 с.
Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. — М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 256 с.
Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. — М. : ИНТОР, 1998. — 112 с.