Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное государственное управление представляет собой сложную и многогранную систему, в которой традиционные ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — взаимодействуют с множеством других институтов и структур. В последние десятилетия наблюдается значительное изменение в характере и функциях власти, что приводит к возникновению так называемых нетипичных ветвей власти. Эти ветви не вписываются в привычные рамки и категории, что делает их изучение особенно актуальным в условиях глобализации и растущей взаимозависимости стран. В данной работе мы будем исследовать различные аспекты нетипичных ветвей власти, их влияние на государственное управление и общественные процессы.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях современного мира традиционные формы власти сталкиваются с новыми вызовами и угрозами, которые требуют переосмысления их роли и функций. Финансовые органы, независимые регуляторы, некоммерческие организации и международные структуры становятся все более значимыми игроками в политической арене, что ставит под сомнение традиционные представления о власти и ее распределении. Важно понимать, как эти нетипичные ветви власти влияют на принятие решений, формирование общественного мнения и реализацию государственной политики.
Объект исследования – нетипичные ветви власти.
Предмет исследования – общественные отношения, складывающиеся в системе функционирования нетипичных ветвей власти.
В работе использованы теоретические методы исследования, направленные на анализ нормативно-правовых документов, научной и учебной литературы по проблеме исследования.
Цель работы – изучение специфики функционирования нетипичных ветвей власти.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности реализации принципа разделения властей.
2. Изучить понятие нетипичных ветвей власти.
3. Исследовать специфику функционирования прокуратуры Российской Федерации в системе властей на современном этапе.
4. Сформулировать выводы по проведенному исследованию.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1.Система разделения властей и понятие нетипичных ветвей власти
1.1.Особенности и реализация принципа разделения властей
Фундаментальным принципом современного демократического государства является разделение властей. Этот подход предполагает, что различные группы государственных органов, или ветви власти, исполняют свои обязанности самостоятельно, без вмешательства других ветвей. Помимо этого, по этому принципу органы, входящие в одну ветвь власти, должны быть структурно независимыми и формировать свою собственную систему, оставаясь неподотчетными другим ветвям власти. Разделение властей осуществляется на основе различных видов государственного управления, таких как правосудие, законодательство, правоприменение, охрана правопорядка и надзор, а не по экономическим, политическим или социальным сферам, иначе каждое министерство образовывало бы самостоятельную ветвь власти. Во времена формирования ключевых демократических институтов мыслители эпохи Просвещения пришли к выводу о важности отделения исполнительной власти от законодательной и судебной. Исторически первыми были именно эти ветви власти, что закреплено в действующей Конституции РФ: законодательная, судебная и исполнительная, которая включает органы, занимающиеся как правоприменением, так и правоохранительными функциями. Однако в России принцип разделения властей имеет специфические черты: во-первых, исполнительная власть наделена правотворческой функцией через издание подзаконных актов, а во-вторых, президентская власть не включена в эту структуру. Президент координирует и осуществляет общий надзор за всеми ветвями власти, выполняя определенные функции, которые не позволяют отнести его ни к одной из конкретных ветвей .
На сегодняшний день не все страны сохранили три основные ветви власти. В ряде из них появились иные группы государственных органов, которые рассматриваются как самостоятельная ветвь государственного управления. Например:
представители власти, выполняющие функции представления государства на глобальной арене (президент Германии, королева Британии, император Японии);
лоббистская власть, оказывающая влияние на законотворческую ветвь (США);
избирательная власть, занимающаяся организацией и проведением выборов (Франция);
гражданская власть (защитник прав парламента, генеральный контролёр и прокурор в Венесуэле);
учредительная власть с исключительными полномочиями по изменению конституции (Учредительное собрание на Кубе);
экзаменационная власть (назначение кадров в Китайской Народной Республике);
президентская власть, доминирующая над остальными (в президентских республиках, таких как Иран, где избранный президент — глава исполнительной власти, а имам — глава государства);
квазисудебная власть, осуществляющая надзор (Конституционный совет Франции) .
Некоторые ученые, журналисты и общественные активисты часто относят к ветвям власти общественные институты, такие как СМИ, церковь (в странах с клерикальным или теократическим строем), партию (например, в СССР, КНР, КНДР), армию, общество (например, когда народ принимает участие в осуществлении властных функций через референдум). Также упоминаются концептуальная, идеологическая и другие формы и ветви власти.
Исследователи отмечают, что без разделения властей невозможно выстроить правовое государство и гражданское общество, которое выступает неотъемлемым элементом правового государства. То есть, правовое государство – это скорее слуга общества, его доверенный представитель, соответственно, оно должно существовать для общества, но никак не наоборот. В правовом государстве все начинается с личности и общества. Правовое государство является тем государством, которое обслуживает потребности гражданского общества, правовой экономики, его назначение заключается в обеспечении свободы и благосостояния. Гражданское общество непосредственно контролирует такое государство, кроме того, здесь действует принцип эквивалентности обмениваемых благ, фактического соотношения общественного спроса и предложения, ответственности за правопорядок, который является гарантией для всех граждан свободы и безопасности.
Однако базисом вышеописанного механизма выступает именно разделение властей в качестве как правовой концепции, так и принципа организации государственной власти, согласно которому власть осуществляется тремя ветвями власти, которые сохраняют независимость друг от друга: законодательной, исполнительной и судебной .
Разделение властей в правовом государстве направлено на обеспечение подлинно правового характера принимаемых законов, кроме того, реализация принципа разделения властей есть гарантия наличия справедливого, независимого правосудия, наконец, разделение властей дает возможность эффективного контроля государственных органов, должностных лиц. Исходя из этого, мы можем заключить, что основная цель принципа разделения властей – максимально ограничивать государственный произвол, поместить государство в конкретные правовые рамки, в дальнейшей перспективе это должно стать залогом обеспечения стабильности, порядка в обществе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)
3. Анаева Е.А. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2020. – № 3 (16). – С. 76.
4. Арзютова, Д. А. К вопросу о роли прокуратуры в единой системе публичной власти / Д. А. Арзютова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 156-160. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104277/ (дата обращения: 29.01.2025).
5. Артамонов А.Н. Судоустройство, организация прокуратуры, органов предварительного расследования и адвокатуры. – Омск, 2020. – 377 с.
6. Ботанцов, И. В. Нетипичные ветви власти в Российской Федерации в свете конституционно-правовой реформы / И. В. Ботанцов // Новеллы права, экономики и управления 2020 : сборник научных трудов по материалам VI международной научно-практической конференции, Гатчина, 25–26 ноября 2020 года. Том 1. – Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2021. – С. 23-27.
7. Ведяхина К. В. Господство Конституции, закона – принцип российского права//Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». - Вып. 7. - Тольятти, 2019.
8. Громацкий Б.Н. Прокуратура как надзорный орган в Российской Федерации // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — №8 (122). – С. 33-39
9. Ивакина Д. С. Роль принципа разделения властей в современном демократическом государстве // Молодой ученый. - 2019. - № 43 (281). - С. 89-91.
10. Истоки и источники права: генезис и эволюция / под ред. Р. А. Ромашова. - СПб. : Алетейя, 2022. - 482 с.
11. Ишкильдина С. Н. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации // Молодой ученый. - 2022. - № 2 (397). - С. 296-298.
12. Кодинцев А.Я. Прокуратура и органы юстиции России: к истории разделения правоохранительных функций // Вестник Российской правовой академии. – 2020. – № 2. – С. 32–34.
13. Мусаева Г.М. Роль прокуратуры Российской Федерации в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Юридический вестник Дагестанского гос. ун-та. - 2021. - № 3. - С. 74-80.
14. Основы государства и права : учебное пособие для вузов / С. А. Комаров [и др.] ; под общей редакцией С. А. Комарова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 660 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19400-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/556415 (дата обращения: 29.01.2025).
15. Правоведение : учебник для вузов / С. И. Некрасов [и др.] ; ответственный редактор С. И. Некрасов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2025. — 645 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17478-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559800 (дата обращения: 29.01.2025).
16. Чиркин В.Е. Прокуратура РФ в системе единства государственной власти и разделения ее ветвей // Рос. юрид. журнал. - 2019. - N 3. - С.48-55.
17. Шобухин В.Ю. О некоторых принципах организации и деятельности российской прокуратуры // Рос. юрид. журнал. - 2019. - N 5. - С.144-150.