Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы менеджмента в малом бизнесе 5
1.1. Понятие и характеристика малого бизнеса 5
1.2. Особенности и методы управления в малом бизнесе 8
Глава 2. Анализ существующих организационных структур в малом бизнесе 12
2.1. Существующие формы организации малого предприятия 12
2.2. Определение перспектив развития менеджмента в малом бизнесе 15
Заключение 19
Список использованных источников 20
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В условиях динамично развивающейся экономики и глобализации малый бизнес несомненно играет большую роль. Он становится важной составляющей уже не просто в рамках национальной экономики, но и на международном уровне.
Успешное функционирование малого бизнеса, малых предприятий, требует эффективного управления и менеджмента. В процессе управления малым бизнесом менеджерам необходимо учитывать уникальные особенности различного бизнеса. Достаточно часто малый бизнес сталкивается с рядом различных вызовов, в частности, ограниченность ресурсов, недостаток навыков в управлении, высокая конкуренция и др. В такого рода условиях предпринимателям необходимо адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям.
В настоящее время малое предпринимательство в экономике страны имеет большое значение. Малый бизнес обеспечивает стабильность рыночных отношений. Он позволяет многим гражданам в стране иметь собственное дело, обеспечивая при этом высокую эффективность производства путем специализации и кооперации. Малое предпринимательство динамично осваивает новые виды продукции и способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю.
Особенностями малого предпринимательства являются использование местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных средств и активная инновационная деятельность предпринимателей. В связи с этим можно говорить, что тема управления в малом бизнесе является актуальной.
Цель работы: дать теоретический анализ функционирования и специфики малого бизнеса.
Объект исследования: малый бизнес.
Предмет исследования: особенности организации и функционирования малого бизнеса.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы менеджмента в малом бизнесе.
2. Провести анализ существующих организационных структур в малом бизнесе.
3. Дать определение перспектив развития менеджмента в малом бизнесе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и специальной литературы, классификация, сравнение, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы менеджмента в малом бизнесе
1.1. Понятие и характеристика малого бизнеса
Малые предприятия формируют конкурентную среду. Малый бизнес создает альтернативу на рынке труда и это позволяет обеспечить новые рабочие места для населения. Малый бизнес характеризуется небольшими размерами. Это относится к небольшому числу работников, к объёму оборота и др.
Малый бизнес имеет высокую гибкость и это позволяет ему быстро адаптироваться к изменениям на рынке. Малое предприятие способно гибко изменять свою стратегию развития в зависимости от потребностей и запросов клиентов. У малого бизнеса есть возможность стать стартовой площадкой для начинающих предпринимателей, которые готовы протестировать свои идеи без значительных вложений [11].
Малый бизнес - это локальная фирма с ограниченным количеством видов деятельности. Управление малым бизнесом осуществляет собственник. К малому бизнесу могут относиться парикмахерские, швейные мастерские, предприятия общепита, магазины у дома, локальные туроператоры, самозанятые, небольшие фермерские хозяйства, ООО, ИП. Все они в реестре налоговой обозначены как «Малое предприятие» или «Микропредприятие». Это зависит от количества работающих и от объёмов оборота предприятия.
Штат сотрудников может составлять до 100 человек. Доход предприятия может составлять до 800 млн рублей за год. Такая категория как микропредприятие может иметь годовой доход до 120 млн рублей и не более 15 сотрудников в штате предприятия. Малый бизнес занят деятельностью, направленной на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг. К некоторым направлениям деятельности малого бизнеса можно отнести:
-производственное предпринимательство;
-коммерческое предпринимательство;
-торгово-посредническое предпринимательство.
Малое предпринимательство в стране и его различные направления имеют государственную поддержку (рисунок 1).
Рисунок 1. Направления государственной поддержки малого предпринимательства
Исследователь М.А. Есенин понимает под институтом малого и среднего бизнеса определенный класс организаций, требования к которым предъявлены действующим в РФ законодательством [24].
Исследователь А.К. Иванов под институтом малого и среднего бизнеса понимает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, которые регулируют различные сферы человеческой деятельности. Такого рода деятельность организует их в систему ролей и статусов, которые можно рассматривать как социальную систему.
К производственному предпринимательству относятся инновационная и научно-техническая деятельность, в том числе, непосредственное производство товаров и услуг. К коммерческому предпринимательству относят товарно-денежные отношения субъектов, торгово-обменные операции (купля-продажа), или перепродажа товаров и услуг.
При торгово-посредническом предпринимательстве предприниматель сам не производит и не продаёт товары. Он лишь выступает посредником и является связующим звеном в процессе товарного обмена [10].
В малый бизнес входят индивидуальные предприниматели, потребительские кооперативы, акционерные общества, компании с ограниченной ответственностью, фермерские хозяйства и др. Все они функционируют без создания отдельного юридического лица.
Малый бизнес имеет следующие критерии и показатели:
-доход за предыдущий год до 800 млн рублей;
-наличие среднесписочной численности персонала предприятия до 100 сотрудников.
В малом бизнесе возможно также рассматривать направления:
-консультирование;
-изготовление изделий ручной работы;
-создание агентства по организации мероприятий;
- создание и продажа онлайн-курсов;
- контент-маркетинг.
Если у специалиста есть экспертные знания в какой-либо области, он может оказывать консалтинговые услуги или работать коучем. Сегодня востребованы консультации в области бухгалтерии, юриспруденции, маркетинга, дизайна и др. [2].
Некоторые изделия ручной работы пользуются популярностью у населения. Это, к примеру, вязаная одежда или украшения, аксессуары,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин, А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации / А.Н. Аверин. -М.: РАГС, 2017. - 224 с.
2. Артеменко, В.А. Развитие социально-производственных программ - показатель стабильности региона / В.А. Артеменко, Н.М. Ряполов. - Горный журнал. - 2007. - № 7. - С. 74-78.
3. Агафонов, А.Ю. Тенденции развития финансовой поддержки малого бизнеса / А.Ю. Агафонов. - ЭПОС. – 2016. - №4. – С. 59-63.
4. Аршакян, Д. Особенности управления социотехническими системами / Д. Аршакян. - Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №5. - С. 10-19.
5. Бабич, А.М. Социальные программы и социальное партнёрство предприятий и их финансовое обеспечение / А. М. Бабич, И. Е. Митник, А. А. Попков. - Социология власти. - Издательство Российская академия государственной службы при Президенте РФ. - 2008. - № 3. - С. 124-130.
6. Василенко, Е.К. Бизнес-ориентированный подход к управлению социальными программами: российский опыт / Е.К. Василенко. - Власть. - 2007. - № 8. - С. 5-11.
7. Витковская, Л.К. Социально ответственное предприятие: бренд, стратегия, организационная структура / Л.К. Витковская. - Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2009. - № 1. - С. 35-39.
8. Гриднева, М.А. Социальная диагностика отношений работодателя и наемного работника в деятельности малого бизнеса / М.А. Гриднева. -Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - Издательство Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - 2008. - № 74-1. - С. 128-131.
9. Девяткин, Е.А. Управление социальным развитием организации: Учебное пособие, учебная программа / Е.А. Девяткин. - Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2008. - 104 с.
10. Завельский, М.Г. Экономика и социология труда / М. Г. Завельский. - М.: Логос, 2001 - 208 с.
11. Зантарая, Т.М. Социальные программы социальной ответственности бизнеса / Т.М. Зантарая. - Управление персоналом. - 2017. - № 11. - С. 63-64.
12. Землянухина, Н.С. Роль льгот в формировании, воспроизводстве и развитии человеческих ресурсов / Н.С. Землянухина. - Человеческие ресурсы: формирование, развитие, использование: сб. науч. тр. - Саратов: СГТУ, 2007. - С. 28-32.
13. Егорова, Л.С. Управление социально-психологическим климатом на предприятии /Л.С. Егорова, Н.Ю. Челнокова. - Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2018. - № 2. - С 161-168.
14. Комозин, А.Н. Показатели психологического климата и содержания труда в социальном планировании / А.Н. Комозин. - Социальное развитие: теория и практика. - 2008. - № 6 - С.15-17.
15. Кутырев, Б.П. Стратегия социального развития трудового коллектива: теория и практика социального управления на предприятии за рубежом/ Б.П. Кутырев. - Новосибирск: Наука, 2017. - 166 с.
16. Левченко, А.П. Социальный и компенсационный пакет: соотношение инструментов социальной политики / А. П. Левченко. - Вестник Саратовского государственного технического университета. - Издательство «Саратовский государственный технический университет». - 2009. - Т. 3. - № 1. - С. 194-200.
17. Майкова, С.Э. Терминологические аспекты постановки проблем управления развитием современной организации / С.Э. Майкова, Д.В. Окунев. - Регионология. -2019. - №1. - С. 4-11.
18. Сверкунова, Н.В. Социальные показатели стабилизации производственного коллектива / Н.В, Сверкунова. - Социальное развитие: теория и практика. - М., 2009. - С.141-147.
19. Способы управления развитием региона [Электронный ресурс] - Режим доступа. -https://www.evkova.org/kursovye-raboty/sposobyi-upravleniya-sotsialnyim-razvitiem-organizatsii-ooo-gazprom-transgaz-yugorsk (дата обращения: 26.01.2025).
20. Строганова, М.Д. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России / М.Д. Строганова. - Молодой ученый, 2016. - № 8 - С. 1-3.
21. Самоукина, Н.В. Управление персоналом: российский опыт / Н.В. Самоукина. - СПб.: Питер. 2016. – 236 с.
22.Скляревская, В.А. Экономика труда: учеб. для бакалавров / В.А. Скляревская. - М.: Дашков и К, 2015. - 304 c.
23.Управление персоналом организаций: учеб. пособие / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2018. – 638 с.
24.Федорова, Н.В. Экономика труда: учеб. / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2019. - 232 c.
25. Чуянова, Е.А. Сущность и значение малого бизнеса в современной экономике и повышение его конкурентоспособности / Е.А. Чуянова. - Экономические науки, 2016 - № 11. – С. 77 – 92.
26. Черкасов, Д.О. Роль малого предпринимательства в экономике России / Д.О. Черкасов. - Молодой ученый, 2016. - № 2. - С. 626–629.
27. Шумаков, Ю.Н. Экономика труда в организациях: учеб. пособие / Ю.Н. Шумаков, Л.Б. Винничек, С.Н. Алексеева. - М.: Инфра-М, 2017. - 104 c.
28. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. - М.: Изд-во МГУ, 2017. – 246 с.