Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы заключается в том, что поддержка нуждающихся граждан является неотъемлемой функцией и задачей государства.
Международные правовые нормы провозглашают право каждого человека на социальное обеспечение. Вместе с тем, в них не содержится четко сформулированного содержания данной категории, без чего является невозможным дальнейшее построение эффективной системы государственного социального обеспечения граждан, а значит, реализация их прав на получение поддержки государства в случае наступления трудных жизненных обстоятельств. В любом обществе есть люди, которые в силу определённых независящих от них причин не могут обеспечить свое существование.
Россия как социальное государство одной из важнейших задач своей политики провозглашает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Для такого государства жизненно необходимо уменьшение социального неравенства посредством предоставления или субсидирования социальных льгот и услуг.
Право на социальное обеспечение - одно из ключевых социальных прав граждан. Распределение материальных благ нуждающимся людям за счет государственных или иных фондов является проявление заботы государства о населении. Государство имеет цель обеспечить минимальный уровень жизни, тем самым гарантирует каждого гражданина от социальных рисков. Но, к сожалению, встречаются сложности, которые затрудняют работу механизма социального обеспечения.
Социальное обеспечение занимает одно из важных мест в государстве и в обществе. Оно является выражением социальной политики и показателем уровня экономики государства на данном этапе его развития.
Согласно части 1 статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека . Именно для этого и предназначена система социального обеспечения. К системе социального обеспечения современной России следует относить пенсии, пособии, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинскую помощь, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. Данная система способна не только поддерживать категории граждан, которым необходимо социальное обеспечение, но и обеспечивать новый уровень жизни в условиях социального неравенства.
В нашей стране имеется большое число незащищенных слоев населения: малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, граждане пожилого возраста, семьи с детьми-инвалидами, одинокие пожилые лица, инвалиды, лица без определенного ме¬ста жительства и занятий и многие другие, которым необходима дифференцированная помощь в зависимости от индивидуальной нуждаемости и характера обстоятельств, ухудшающих условия жизнедеятельности.
Среди действенных механизмов разрешения их проблем может рассматриваться институт социального обслуживания. Социальное обслуживание населения в Российской Федерации представляет собой важнейшее направление социальной полити¬ки государства, ориентированное на предоставление социальных услуг, осуществление социальной поддержки и адаптации граж¬дан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Правовое регулирование отношений, связанных с институтом пособий, субсидий, компенсаторных выплат и иных видов социальной помощи, в Российской Федерации в силу своей многоуровневости и сложности требует упорядочивания и консолидации. Отсутствие системы в нормативной правовой основе социального обеспечения в Российской Федерации является одним из факторов, снижающих успешность противодействия мошенничеству при получении выплат.
Целью исследования является анализ проблем и путей решения срочной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Указанное направление исследований предопределило необходимость решения целого ряда конкретных задач, а именно:
- рассмотреть правовое регулирование социальных выплат;
- привести храктеристику государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта;
- раскрыть сущность и содержание социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- рассмотреть правовые проблемы оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
- рассмотреть нормативно-правовые основы организации срочной социальной помощи населению;
- выявить перспективы улучшения оказания срочной социальной помощи в Российской Федерации.
Объектом работы является процесс предоставления срочной социальной помощи гражданам.
Предметом работы являются законодательные акты, регламентирующие предоставление социальной помощи гражданам.
Базой исследования являются труды авторов и нормативно-правовые акты в сфере права социального обеспечения.
Методологическую основу исследования составляют методы: формально-логический, анализа и синтеза, системно-структурный, формально-юридический.
Практическая значимость. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных результатов для преподавания курсов: «Право социального обеспечения».
1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
1.1 Правовое регулирование социальных выплат
Отношения в сфере социальных выплат напрямую регламентируют более 25 федеральных законов. По оценкам исследователей, в целом сферу социального обеспечения регламентируют от 150 до 200 федеральных законов . Сложно подсчитать число законодательных актов на уровне субъектов Федерации и подзаконных актов, составляющих наиболее многочисленную группу актов, обеспечивающих реализацию федеральных законов, регламентирующих социальное обеспечение. На современном этапе разрастающееся многоуровневое законодательство в сфере социальных выплат обусловливает противоправные посягательства на бюджетные средства, выделяемые на социальную поддержку, в том числе со стороны представителей государственных органов, уполномоченных принимать решение о выплатах. Сложность и бессистемность законодательства, регулирующего данную сферу, позволяет хорошо замаскировать подготовку и совершение преступлений и впоследствии успешно скрывать их. Небольшое число зарегистрированных мошенничеств с выплатами, выявленных сотрудниками подразделении экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел свидетельствует о недостатках в организации работы по выявлению данного вида преступлений. Причиняющие существенный вред экономике страны и по своей сущности посягающие на конституционные права человека и гражданина преступления остаются вне поля зрения субъектов оперативно-розыскной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10. 12. 1948. // Российская газета. 1998. № 68. Ст. 9.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 23.11.2024) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ »О государственной социальной помощи» (ред. от 29.10.2024) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12 2013 № 442-ФЗ (ред. от 26.12.2024) «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. № 52 (ч.1). Ст. 7007.
Литература
6. Бабнищев А. Н. «Мобильная бригада» — эффективная техноло¬гия повышения доступности и качества социальных услуг жителям отдаленных населенных пунктов в сельской местности // Работник социальной службы. 2017. № 7. С.72.
7. Байматов П. Н. Реализация конституционного права граждан на социальное обеспечение в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2016. 33 с.
8. Бондаренко Н. А., Демьянова И. О. Социальная защита населения и ее норматив¬но-правовое регулирование в РФ // Электронное научное изда¬ние «Ученые заметки ТОГУ». 2019. Том 8. № 1. С. 429 - 433.
9. В Москве предложили создать «Социальный кодекс», который поможет разобраться в законах // Информационное агентство ТАСС. 2017. 29 июня. URL: https://tass.ru/ moskva/4376175 (дата обращения: 26.01.2022).
10. Васильева Ю. В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010. 54 с.
11. Дунаева А.И., Удачин Н.О. Пути совершенствования социальной защиты населе¬ния в городе Москве [Электронный ресурс] // Проблемы экономики и менеджмента. - Социологические науки. - 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti- sovershenstvovaniya-sotsialnoy-zaschity-naseleniya-v-gorode-moskve (дата обращения: 27.01.2025).
12. Кирилюк О.М. Социальная помощь гражданам в трудной жизненной ситуации // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 7. С. 108-115.
13. Колпаков И.И. Проблемы предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта // В книге: Белые цветы. Сборник тезисов XI Международного молодёжного научного медицинского форума, посвящённого 150-летию Н. А. Семашко. Казань, 2024. С. 1307-1308.
14. Кубанов Р.Б., Истомин Р.М. Гарантии реализации права граждан на государственную социальную помощь // В сборнике: Молодёжная наука и образование: новые вызовы и векторы развития. Материалы международной студенческой научно-практической конференции. Краснодар, 2024. С. 111-117.
15. Куршиева Н.М., Шабанова М.М., Гаджиева Н.М. Эффективность государственной социальной помощи населению на основе социального контракта: опыт регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2024. № 2 (160). С. 44-58.
16. Перова А.Р., Вайдова Е.А. Совершенствование системы мер социальной защиты населения в условиях пандемии COVID-19 // В сборнике: Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 7-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 5-ти томах. Под редакцией В.М. Кузьминой. Курск, 2022. С. 75-80.
17. Полевая Н.М., Ситникова В.В. Социальный контракт как вид государственной социальной помощи малоимущим гражданам // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. № 106. С. 42-47.
18. Попов С. В., Кручек И. В., Агашева И. Р. Кодификация законодательства о социальном обеспечении: pro et contra // Ученые записки крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2022. Т. 8 (74). № 2. С. 192-202.
19. Смирнова Н.Н. Социальная помощь как форма обслуживания населения // В сборнике: Технологии социальной работы с разными группами населения. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор М.С. Жиляева. Чита, 2020. С. 138-147.
20. Смыр Е.И., Миллер М.А. Оказание государственной социальной помощи в РФ: понятие, цели и практика оказания помощи // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2024. № 2. С. 30-42.
21. Толстых Г.В. Совершенствование системы социальной защиты населения Северо-Востока Российской Федерации: опыт, проблемы и пути решения [Электронный ре¬сурс] // Уровень жизни населения регионов России. - Социологические науки. - 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-sistemy-sotsialnoy-zaschity- naseleniya-severo-vostoka-rossiyskoy-federatsii-opyt-problemy-i-puti-resheniya (дата обра¬щения: 27.01.2025).
22. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми : учеб¬ник для бакалавров. М., 2017. С.98.
23. Яныканова К.В. Мобильный бригадный метод социального обслуживания как инновационная технология оказания срочной социальной помощи населению // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2019. № 11. С. 384-387.