Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социально-психологическая адаптация представляет собой сложный многоуровневый процесс, который играет ключевую роль в формировании гармоничного взаимодействия индивида с окружающей социальной средой. Этот процесс приобретает особое значение в период младшего подростничества, когда происходят значительные изменения в психическом и социальном развитии ребенка. Для подростков с нарушениями интеллектуального развития процесс адаптации становится еще более сложным и требует особого внимания со стороны исследователей и специалистов.
Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью вопросов социально-психологической адаптации у младших подростков с различными уровнями нарушений интеллектуального развития. Несмотря на наличие большого количества работ, посвященных проблемам социальной и педагогической адаптации таких детей, социально-психологические аспекты адаптации остаются малоисследованными. Недостаток знаний в этой области затрудняет разработку эффективных программ помощи и поддержки, направленных на улучшение качества жизни подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема адаптации людей с особенностями развития всегда оставалась актуальной для специальной педагогики и психологии. Она исследуется с различных точек зрения: социальной, психологической, педагогической и других. Независимо от подхода, основная цель адаптации заключается в том, чтобы помочь человеку приспособиться к новым условиям жизни. Однако методы реализации этого процесса и критерии оценки его успешности могут различаться в зависимости от типа адаптации.
В научных работах чаще всего рассматриваются вопросы социальной и педагогической адаптации подростков с умственной отсталостью (например, исследования А.Н. Гамаюновой, А.Н. Граборова, Г.М. Дульнева, В.Ю. Карвялиса, В.В. Коркунова, В.Ф. Мачихиной, Т.И. Пороцкой, А.И. Раку). Тем не менее аспекты социально-психологической адаптации этой категории подростков остаются недостаточно изученными, что делает данную тему особенно значимой.
Социально-психологическая адаптация подразумевает установление таких взаимоотношений между личностью и группой, при которых человек может эффективно выполнять свою основную деятельность, удовлетворять важные социальные потребности, соответствовать ожиданиям своей референтной группы, ощущать уверенность в себе и свободно проявлять творческие способности [25].
Целью настоящей работы является изучение особенностей социально-психологической адаптации у младших подростков с разным уровнем нарушений интеллектуального развития. В рамках исследования планируется рассмотреть теоретические подходы к пониманию процессов адаптации, проанализировать существующие методики диагностики уровня адаптации, а также провести эмпирическое исследование, направленное на выявление специфических характеристик адаптации у подростков с различной степенью интеллектуальных нарушений.
Объектом исследования выступает социально-психологическая адаптация у младших подростков с различным уровнем нарушений интеллектуального развития
Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации у младших подростков с различным уровнем нарушений интеллектуального развития
Задачи исследования:
Изучить теоретические аспекты особенности социально-психологической адаптации у младших подростков с различным уровнем нарушений интеллектуального развития
Рассмотреть личностные особенности у младших подростков с различным уровнем нарушений интеллектуального развития
Определить проблемы социально-психологической адаптации у младших подростков с различным уровнем нарушений интеллектуального развития
Методы исследования:
Теоретические методы: Анализ психолого-педагогической и специальной литературы, посвящённой изучению развития восприятия у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Эмпирические методы: Проведение констатирующего эксперимента, в рамках которого была использована диагностическая программа, включающая следующие методики:
Достижение поставленной цели предполагает использование междисциплинарного подхода, сочетающего теоретический анализ литературы с применением современных методов диагностики и статистического анализа данных. Полученные результаты могут внести значительный вклад в понимание механизмов адаптации у подростков с особыми образовательными потребностями и способствовать разработке новых стратегий поддержки и реабилитации, ориентированных на индивидуальные особенности каждого ребенка.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей социально-психологической адаптации у младших подростков с различным уровнем нарушений интеллектуального развития
1.1. Социально-психологический портрет младших подростков с различным уровнем нарушений интеллектуального развития
Создание оптимальных условий для социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями является важной задачей образования. У таких обучающихся снижена познавательная активность, что приводит к недоразвитию высших психических функций и средств общения, и усложняет их способность понимать социальные нормы, требования общества, а также приспосабливаться к ним и адекватно ориентироваться в изменяющейся социальной среде. Актуальность проблемы обусловлена увеличением числа детей, требующих специализированных образовательных программ. Эффективная социальная адаптация в начальной школе представляет собой важное условие для последующей успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями. Недостаточное количество исследований в области социальной адаптации указывает на актуальность разработки и внедрения практических рекомендаций и программ для педагогов, и специалистов в области образования, направленных на улучшение социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями [18]. В настоящее время дети с интеллектуальными нарушениями получают образование в специальных и общеобразовательных школах, согласно ФГОС, которые поддерживают принцип инклюзивного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В этих стандартах выдвигается задача развития личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями с учетом современных требований общества, чтобы обеспечить успешную их социальную адаптацию и развить соответствующие социальные компетенции [22]. Социальная адаптация — это процесс, в ходе которого индивид осваивает основные нормы, ценности и обычаи социума, в котором он проживает, чтобы успешно функционировать в обществе. Включает в себя умение взаимодействовать с окружающими, участвовать в социальных структурах и следовать установленным правилам и общепринятым нормам поведения. Этот процесс включает как адаптацию индивидуального человека к социальным условиям, так и приспособление самого общества к его потребностям [25].
Изучение научной литературы демонстрирует, что вопрос социально-психологической адаптации является многогранным и охватывает психологические, философские, педагогические, медицинские, биологические и социальные исследования. Работы таких авторов, как Ф.Б. Березин, Л.И. Вассерман и Л.С. Выготский, посвящены философско-методологическим аспектам теории адаптации и биосоциальной природе человека. Медико-психологические аспекты рассматриваются в трудах Т.А. Аристановой и других.
В России прикладные исследования адаптации личности охватывают различные направления. О.П. Баклицкая и Т.Н. Вершинина анализируют адаптацию в профессиональной среде, в то время как другие исследователи изучают личностную адаптацию в условиях продолжительной изоляции и экстремальных ситуаций.
Современная педагогическая психология обращает внимание на адаптацию школьников через разработку психокоррекционных программ. Однако недостаточно исследованы аспекты адаптации учеников с физическими и психическими нарушениями, а также их предпочтительные стратегии преодоления проблем. Обостряется дефицит методик, адаптированных к их специфике.
В работах ряда авторов, таких как Б.И. Лебедев (1980) и Л.А. Пергаменщик (1995, 1998, 1999), уделяется внимание исследованию и адаптации индивидуумов в разных малых группах как в образовательных, так и в производственных контекстах (И.И. Кряжева, 1983; Г.В. Ложкин, Ю.Л. Бородин, 1975; В.В. Стрельцов, 1999 и другие). Аспекты социальной и социально-психологической адаптации учащихся рассматриваются в работах И.А. Алливердиевой, Д.А. Андреевой, Р.Р. Блажис, И.Б. Дермановой, Т.В. Середы, С.М. Шингаева и других.
Вопросам социально-психологической адаптации школьников также посвящены исследования В.А. Аверина, В.В. Бойко, А.Л. Венгера, Ю.М. Десятниковой, Н.В. Вострокнутова, А.И. Дубогай и других авторов. В современной педагогической психологии наблюдается тенденция к активизации исследований, связанных с адаптацией школьников и созданием психокоррекционных программ для их успешного развития. Однако скорее всего недостаточно изучены проблемы адаптации учащихся с соматическими и психическими нарушениями, а также их предпочитаемые копинг-стратегии в сложных ситуациях. Школьная психологическая служба нуждается в большем количестве адаптированных психокоррекционных методик для поддержки таких студентов.
Вопрос социальной адаптации детей в специализированных образовательных учреждениях является междисциплинарной проблемой, объединяющей интересы медиков, психологов, социологов и педагогов. Значительный вклад в развитие российской системы образования и воспитания детей с ограниченными возможностями внесли такие ученые, как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.Н. Граборов и другие. Исследования показывают, что благодаря коррекционному лечению и психолого-педагогической поддержке у детей формируются необходимые знания и улучшается их интеллектуальное развитие, что содействует более успешной социальной адаптации. Работы Т.А. Власовой, Г.Ф. Кумариной и Ф.А. Рау рассматривают аспекты индивидуального и личностного роста данными детьми. В исследованиях И.М. Бгажноковой и других подчеркивается, что подготовка детей с умственной отсталостью к нормальной жизни будет эффективной лишь при совместной работе ключевых воспитательных институтов — семьи и школы [18].
Фрагмент для ознакомления
3
Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2009.– 368 с.
Аксенова, Л.И. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипова, Л.И. Белякова, Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 214 с.
Андреева, О.С. Принципы формирования и реализации индивидуальной программы адаптации инвалидов [Текст] / О.С. Андреева // Профессиональная адаптация и занятость инвалидов. Доклады 75 межведомственной конференции. – М.: Комитет труда и занятости Правительства Москвы: ЦИЭТИН: Социальный партнер, 2009. – С. 15-16.
Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ. Правовое регулирование [Текст]: учеб. пособие / Н.В.Антипьева. – М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2002. – 224 с.
Бабиева, Л.Г. Социокультурные проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.Г. Бабиева // Теория и практика обучения и воспитания. – Вып.VII. – Владикавказ: СОГУ, 2011. – С.3-8.
Баранов, А.А., Камзов, И.А., Позднякова, М.А. "Детская инвалидность: проблемы и пути решения". Социальные и организационные проблемы педиатрии [Текст] / А.А. Баранов и др. – М., 2013. – 132 с.
Басов, И.Ф. "Основы социальной работы" [Текст]: учеб. пособие / И.Ф. Басов. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
Бгажнокова, И.М., Гамаюнова, А.Н. "Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта" [Текст] / И.М. Бгажнокова, А.Н. Гамаюнова // Дефектология. – 2007. – №1. – С.36-42.
Бобылева, И.А. "Социальная реабилитация несовершеннолетнего и сохранение его социального окружения" [Текст]: методич. рекомендации / И.А. Бобылева, О.И. Заводилкина, Н.П. Иванова. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2011. – 118 с.
Большаков, В. Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры [Текст] / В. Ю. Большаков. – Спб. : Социально-психологический центр, 1996. – 384 с.
Григорьева А. С. Коррекция дезадаптивного поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости, воспитывающихся в условиях детского дома: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.10. Санкт-Петербург, 2014. 192 с.
Данилова Л.Ю. Структура социальной дезадаптации у беспризорных детей и основные тенденции ее обратной динамики. В кн.: Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М.: 1996. С. 75
Дементьева, Е.Г. "Модель работы с семьей умственно отсталого школьника по совершенствованию внутрисемейного взаимодействия" / Е.Г. Дементьева // Практическая психология и логопедия. – 2006. – №3. – С. 71-74
Добровольская Т. А., Забрамная С. Д., Левченко И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб //Заведений. М. – 2003.
Екжанова, Е.А. "Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта" / Е.А. Екжанова // Дефектология. – 2003. – №6 – С.25-31.
Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. 136 с. С.106
Колосова Т.А. Совладающее поведение как фактор успешной адаптации умственно отсталых подростков /Вестник ОГУ №2 (138) / февраль 2012. С.86-89.
Конвенция ООН о правах ребенка [Текст]: офиц. текст [принят резолюцией 24/ 25 Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.]. – М.: Издательский дом ИНФРА. – М, 2002. – 87 с.
Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: Академия, 2002. 191 с.
Королева Ю.А. Проблемы жизнеспособности детей и подростков в условиях современного общества / Ю.А. Королева //Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2015. – Т.8. - С.291-295 URL:http:// - е- кoncept.ru/2015/65059. htm.
Корчагина О.В. Социально-личностный инфантилизм подростков с умственной отсталостью как фактор социальной адаптации //Научно-методический электронный журнал «Концепт» - 2016. – Т.20. С.39-42. URL:http:// - е- кoncept.ru/2016/56323. htm.
Красильников И.А. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов / И.А. Красильников, В.В. Константинов. – Саратов: Издво СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2009. – 6 с.
Кузьмина Т. И. Оценка личностного адаптационного потенциала лиц с легкой степенью умственной отсталости [Электронный ресурс] // Специальное 325 образование. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-lichnostnogoadaptatsionnogo-potentsiala-lits-s-legkoy-stepenyu-umstvennoy-otstalosti (дата обращения: 20.01.2025).
Мещерякова И.Ю. Особенности школьной адаптации детей с умственной отсталостью //Современные научные исследования и инновации. 2017. [Электронный ресурс]. URL https://apni.ru/uploads/ai_24-3_2024.pdf#page=64 (дата обращения 25.01.2025)
Налчаджан А.А. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии / А.А. Налчаджан. – Ереван, 1988. – 264 с.
Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ: принят Гос. Думой 20 июля 1995 года] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». – http: // www. consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения 24.01.2025)
Об образовании в Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 29 декабря 2012г.] / Законодательство Российской Федерации. М.: Проспект, 2013. 26 с.
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 3 июля 1998г. № 124-ФЗ: по состоянию на 25 янв. 2015 г.]. М.: Омега-Л, 2015. 15 с.
Орехова О. А. Процессы дифференциации, амбивалентности и инверсии эмоций как особенности развития эмоциональной сферы детей разного возраста и пола //Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. – 2007. – №. 2-2. – С. 43-47.
Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология /Л. Пожар. – М.: 1996. 128 с. – С. 101
Пушкова, А. С. Особенности социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде / А. С. Пушкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109100/ (дата обращения: 24.01.2025).
Разнадежина, Н. А. Комплект диагностических методик для психодиагностики детей, имеющих особенности развития : учебно-метод. пособие / сост. Н. А. Разнадежина, Н. Н. Семенова. – Сургут : Методический центр развития социального обслуживания, 2017. – 44 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст]: утвержден приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 / Министерство образования и науки РФ // Вестник образования России: сб. приказов и инструкций Минобрнауки. – 2015. – № 15. – С. 57-63.
Фоминых Е.С. Психологические ресурсы лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор инклюзии в общество // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 86–92. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56332.htm. (дата обращения 20.01.2025)
Хвастунова Е.П. Медико-социальная адаптация подростков с умственной отсталостью. /автореф. дис. на соискание ученой степени канд. социол. наук. Волгоград, Волг. гос. мед. унив. 2015. – 22 с.