Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. На сегодняшний день возрастает число детей с речевыми и психическими патологиями. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу, которая чрезвычайно неоднородна по этиологии, патогенезу и степени выраженности патологии.
Общее недоразвитие речи (далее – ОНР представляет собой обобщенную группу речевых патологий, при которой речь ребенка значительно искажена во всех ее компонентах – дети неправильно произносят слова, имеют слабый словарный запас, не могут самостоятельно и правильно формулировать свои мысли, допускают ошибки в словоизменении и словообразовании. Подобные данные представлены в работах В.К. Воробьевой, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой и др.
Ведущие ученые в области логопедии, изучавшие общее недоразвитие речи (Н. С. Жуков, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева и др.) показали, что развитие речи тесно связано с развитием интеллектуальных способностей детей. У детей с общим речевым развитием нарушается формирование всех компонентов речевой системы и психических процессов. Речь детей с ОНР характеризуется наличием низкого словарного запаса, несовершенством фонетико-фонематических процессов, дети не понимают значение бытовых слов. Все это отрицательно сказывается не только на развитии речи ребенка, но и на общем состоянии организма ребенка.
Поскольку основой речевой организации человека является лексика, различные недостатки в ее функционировании значительно усложняют процесс общения и социальной адаптации. Особенности речевого развития учащихся с ОНР ограничивают способность этих детей понимать речь других, адекватно выражать свои собственные мысли и приводят к отсутствию социальной и повседневной ориентации (В.В. Воронкова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, О.Н. Усанова и др.).
Существующие методические рекомендации по формированию лексической стороны детской речи указывают на необходимость специальных исследований, направленных на накопление словарного запаса, уточнение значения слов, расстановку лексических единиц в структуре индивидуального словаря параллельно с развитием познавательной сферы у детей с общим недоразвитием речи.
Учитывая, что исследования, проводимые в рассматриваемой проблемной области, как правило, затрагивают ее отдельные аспекты, до сих пор не существует достаточно четко разработанной методологической системы для формирования лексической стороны речи у детей с речевыми патологиями.
Цель исследования: исследование лексической системности у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и разработка формирующей программы.
Объект исследования: процесс формирования словарного состава языка у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровень.
Предмет исследования: формирование лексической системности у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровень в процессе логопедической работы.
Задачи исследования:
Изучение и анализ данные литературы по исследуемой проблеме;
Подбор методик изучения лексической системности у детей младшего школьного возраста с ОНР;
Проведение исследования с целью выявления уровня сформированности лексической системности младших у школьников данной группы.
Для решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:
– наблюдение за логопедическим процессом;
– изучение состояния проблемы в опыте работы логопедов;
– беседы с учителями, логопедами, учениками по данному вопросу;
– анализ, обобщение данных по проблеме исследования и выработка гипотезы;
– планирование и проведение эксперимента;
– изучение результатов деятельности детей;
– сравнительно-сопоставительный анализ полученных экспериментальных данных;
– количественная и качественная оценка итогов эксперимента и её соотнесение с гипотезой исследования;
– интерпретация полученных данных в методологические рекомендации.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут использоваться логопедами в работе с детьми с общим недоразвитием речи в процессе коррекционной работы.
База исследования: МАОУ СОШ № 47 г. Калининграда.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ IV УРОВЕНЬ
Понятие лексической системности и ее развитие у детей
Язык содержит в себе не просто отдельно взятые слова, а их тесную взаимосвязанную систему. Система представляет собой комплекс элементов, связанных друг с другом, которые сформировали определенную целостность и единство.
Т.В. Жеребило под «лексической системностью» понимает словарные единицы языка, взаимосвязанные между собой. Лексическая системность имеет свои особенности. Первая особенности связана с многомерностью лексической системы – слово может быть связано разными отношениями с другими словами. Вторая особенность – динамичность и подвижность системы – система может как принять слово, так и извлечь его из системы. Третья особенность – сложность имеющихся связей между словами. Четвертая особенность – слово имеет разное значения исходя из контекста [8].
Систематическая природа словарного запаса может показать себя в одном слове, например, явления полисемии (многозначность одного слова) и омонимии, паронимия (явление связи звучания одного и того же слова) и в пределах словаря, определяющего различные семантические связи между словами [19].
Лексическая система основана на парадигматических связях между словами. Их самым простым является противоположное значение (антонимы) с парой слов, а сгруппированные микросистемы являются самыми сложными. Они образуют серию синонимов различных тематических групп. При прикреплении друг к другу слова образуют системные связи или по-другому синтагматические. Особенности комбинации синтагматических связей зависят от контекста, поэтому такие соединения наиболее подвижны [18].
Качественные и количественные изменения словаря происходят на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста. Исследователь Д.В. Эльконин отмечает, что именно развитие словаря отражает возможности и наличие у ребенка патологий развития [11].
Словарь понимается как общее количество слов, который ребенок способен использовать в своей речи. При этом исследователи выделяют два типа словаря: активный, в который включены слова, используемые ребенком постоянно; пассивный словарь – слова, которые ребенок способен понять [20].
Формирование и развитие словаря в детстве рассматривалось в рамках нескольких подходов.
Первый подход заключается в том, чтобы ребенок усвоил предметные связи слова и их содержания. Это связано с когнитивной функцией ребенка. Этот подход рассматривался в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной.
Второй подход заключается в том, чтобы подчеркнуть слово в качестве лексической конструкции, его отношения с другими лексическими единицами. Здесь, знакомство ребенка с полисемией, четкое значение использования ее семантики, использование антонимов, синонимов и многозначных слов. Таким образом, на данном этапе происходит формирование семантической стороны речи. Это направление описано в работах Ф.А. Сохина и его последователей (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина)n[1].
Перечисленные нами подходы взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отдельности, так как первоначально ребенок должен освоить понятийную лексику и далее осуществляется переход к синтагматическим конструкциям.
В литературе выделяются четыре этапа формирования систематической лексике в детском возрасте. На первом этапе словарь ребенка демонстрируется нерегулярными выражениями. На втором этапе происходит организации системы речевых лексических единиц, связанных с ситуацией в языковом сознании ребенка. Объединение слов в тематические группы происходит на третьем этапе формирования словарного запаса. И, наконец, на четвертом этапе синонимия по своему происхождению и структуре представляет собой лексическую систему, близкую к циклической и смысловой системе носителей языка [7].
В.В. Гербова выделяла несколько уровней освоенности слов из основных словарных групп:
1) ребенок понимает слово, но не использует его в речи;
2) ребенок узнает и называет предмет (действие, качество) лишь в привычных ситуациях;
3) ребенок понимает слово и правильно его использует [7].
Важнейшей задачей словарной работы со детьми является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Дети с нормальным речевым развитием способны самостоятельно усваивать слова и осваивать системные связи между ними, но для детей с речевыми патологиями это очень сложная задача.
Таким образом, лексическая системность представляет собой словарный состав языка, рассматривающийся как взаимосвязанные конструкции между словами.
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи представляет собой стойкие нарушения всех компонентов речевой деятельности. А это значит, что при ОНР у детей страдает произносительная система, грамматический и лексический строй языка [1].
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многомерных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста, проведенных Левиной Р.Е. и коллективом исследователей Научно-исследовательского института дефектологии, ныне Научно-исследовательский институт коррекционной педагогики (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.М. Жаренкова, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.) [3].
Исследования показали, что дети ОНР являются достаточно полиморфной группой, но, несмотря на значительные различия в уровни формирования различных сторон речи, у детей имеются общие черты:
- трудности в восприятии и воспроизводстве звуков;
- нарушение слоговой структуры речи;
- низкий качественный и количественный рост словаря;
- большое число грамматических ошибок;
- низкий уровень развития психических процессов (память, внимание, восприятие);
Фрагмент для ознакомления
3
Антипова Ж.В., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно -методическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований В. Секачев, 2002. — 256 с.
Афанасьева К.М. Диагностические методики и критерии оценивания словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/05/44978 (дата обращения: 16.01.2025).
Богатырева, А. В. Формирование словаря антонимов и синонимов у детей с ОНР [Электрон. ресурс] / А. В. Богатырева, М. А. Косткина // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/3942/ (дата обращения: 19.01.2025).
Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова //Вопросы дифференциальной диагностики – СПб.: Детство – пресс, 2004. – 144 с.
Вологдина С.С. Результаты исследования состояния синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР // Специальное образование. – 2016. – Вып. 7. – С. 27-30.
Гаранина, Л.А. Анализ антонимичных и синонимичных отношений в номинативной системе языка обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих уровень начального общего образования [Электрон. ресурс] / Л.А. Гаранина, Л.С. Комарицкая // Auditorium. 2020. №4 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-antonimichnyh-i-sinonimichnyh-otnosheniy-v-nominativnoy-sisteme-yazyka-obuchayuschihsya-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 19.01.2025).
Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи: Книга для логопеда. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.
Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. - 486 с.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей : Учеб- метод. пособие. М., 2011. 96 с.
Запрудина, М.В., Якушева Вероника Владимировна Становление лексической системности у дошкольников с нормой речевого развития и особенности формирования лексического компонента у детей с общим недоразвитием речи / М.В. Запрудина, В.В. Якушева // Символ науки. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-leksicheskoy-sistemnosti-u-doshkolnikov-s-normoy-rechevogo-razvitiya-i-osobennosti-formirovaniya-leksicheskogo-komponenta (дата обращения: 26.01.2025).
Ковалева Ю.В. Развитие речевой инициативы у детей с речевыми нарушениями //Логопед. 2020. № 4. С. 12 - 14.
Корицкая, Е.Г. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи / Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович / Сост. Р.А. Белова-Давид. – М.: 2020. – 86 с.
Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей. Избранные труды. М.: АРКТИ, 2005. 224 с.
Лепская, Н. И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. - М.: МГГУ, 2017. - 311 с.
Логинова, В. И. О критериях оценки знаний у детей дошкольного возраста. / Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста / В. И. Логинова. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984. – С.3-11.
Основы теории и практики логопедии : учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной. М.: Альянс, 2013. - 367 с.
Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 80 с.
Попова З.Д. Стернин И.А. Лексическая система языка (внутренняя организация, категориальный аппарат и приёмы описания): учеб. пособие.-Изд. 3, стереотипное, - М.: URSS, Книжный дом «Либроком», 2021. - 172 с.
Пустошило Е.П Лексикология. Фразеология. Лексикография. Учебно-методический комплекс по русскому языку для студентов педагогических специальностей. - Гродно: Изд -во ГрГУ, 2021. - 141 с.
Серебрякова Н. В. Обследование ребенка с общим недоразвитием речи / Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения /Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломахина. – СПб.: Детство-пресс, 2002. – 240 с.
Смирнова, И. А. Диагностика нарушений развития речи /И. А. Смирнова. – СПб.: Детство-пресс, 2007.– 192 с.
Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей. – М. : Классикс-стиль, 2012. – 160 с.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова, Е.Л. Струнина. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2019. - 256 с.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М.: 2020. 314 с.
Яшина К. И. Формирование семантики слова как основа работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-semantiki-slova-kak-osnova-raboty-po-razvitiyu-leksicheskoy-storony-rechi-u-detey-s-onr (дата обращения: 26.01.2025).
Яцышина К.А., Пащенко Е.В., Отева Н.И. Исследование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2. С. 198-202.