Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПРАВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДХОДОВ 5
1.1. Причины и предпосылки происхождения права 5
1.2. Понятие и социальная сущность права 9
1.3. Регулятивная функция права 12
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОЛОГИИ ПРАВА 18
2.1. Правовая традиция и правовая семья как базовые категории классификации правовых систем 18
2.2. Специфика типологии права 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Фрагмент для ознакомления
2
Характерно, что известный панморализм и связанный с ним нигилизм в российском обществе ослабляют регулятивную функцию права. Никишова обосновывает положение о том, «на современном этапе развития российского общества отсутствует механизм взаимодействия норм морали и права» .
Термин «функция права» употребляется для характеристики того или иного направления в социальной роли государства и права. Право как раз воз-никает на определенном историческом этапе в связи с потребностью регулиро-вать все усложняющиеся общественные отношения. Усложнение в классовом обществе социальных, экономических, нравственных, политических отношений приводит к тому, что изменяется нормативная система общества. От сугубо тра-диционного мифологического и религиозного регулирования с помощью тра-диции общество переходит в определенной технологии нормативного управле-ния и саморегуляции социума. Государство вводит не только политические нормы, но правовые законы законов и следит за их соблюдением. Классические схемы теоретического анализа права во много подчеркивали его отражательную функцию. Право рассматривалось как отражение экономических и политиче-ских общественных отношений. Это часто подчеркивалось формулой «Обще-ственное сознание отражает общественное бытие».
В настоящее время отражательную функцию права не относят к основным функциям. Несмотря на ведущуюся дискуссию по поводу функций права, пра-воведы сходится в том, что основных функций права три: регулятивная, охрани-тельная, воспитательная . Более того, регулятивная функция стоит на первом месте, что само по себе требует своего научного осмысления. Н.А. Плахотина в этом отношении полагает, что «в соотношении с защитной функцией, регуля-тивная функция права является первичной» . Аргументирует она это положение тем, что при достаточно полной реализации регулятивной функция права реали-зация охранительной (защитной) функции становится ненужной. Если макси-мально расширить область реализации данной (регулятивной) функции, то жизнь людей нормализуется, укрепится верховенства права, но отпадет необхо-димость в расширении сферы действия репрессивного аппарата, который вы-полняет охранительную функцию права.
В чем состоит социально-философское объяснение такого положения дел с первичностью регулятивной функции права? На наш взгляд, регулятивная функция выражает творческое начало права. В свою очередь творческое начало право коренится в социокультурной автономности правового сознания и свя-занной с автономностью правового сознания его внутренней активностью и диалогичностью. Относительная самостоятельность и автономность правового сознания в социально-философском аспекте начала изучаться еще в конце XIX века. Политическое сознание влияет на степень адекватности отражения соци-альной реальности в правовом сознании и оказывает влияние на регулятивную функцию права. Ф. Энгельс отмечал, что в интересах господствующих классов политическое сознание выливается в непротиворечивые, логично согласованные структуры права . Попытку развить эту идею относительной самостоятельности и активности правового сознания предпринимал В.А. Чефранов . Однако сделал он эту попытку на основе методологии социального отражения. Это обусловило незначительность полученного им результата.
Классический марксизм рассматривает общечеловеческое узко, как клас-совое в национальном (политизированное «интернациональное»), а в действи-тельности существует и обратная зависимость - классовое есть общечеловече-ское в особенных формах национальных культур, которые не ограничиваются политическим аспектом. Обращение к собственным внутренним основаниям правового сознания дает возможность для понимания его автономности и ак-тивности.
Феномен автономности - это сущностная, идеальная форма выражения правового сознания, это его априорная структура, существующая независимо от гетерономных факторов политики, морали и т. д. Гетерономные факторы про-тиворечиво влияют на правовое сознание. Например, они искажают, деформи-руют его либо охраняют его.
Автономия «предоставляет субъекту знания широкие возможности анали-тики права, логического его применения, интерпретации, выводит субъекта из объективированного состояния в состояние свободы выражения взглядов на право, на правоприменение и нормотворчество. Однако автономия предполагает не просто любое правоприменение, а учет в контексте позитивного и естествен-ного права» .
Релятивность правового сознания тесно связана с его нормативностью. Правовые нормы выступают средством узаконивания моральных норм, их от-бора как наиболее важных. Право основано на морали и поддерживается ею. Тем не менее, правые нормы не совпадают с нравственными нормами. Право отличается от нравственности тем, что имеет достаточно оправленную систему санкционирования . Если нравственные санкции подвижны, динамичны, то со-держание норм права проявляется в жестких формах. Нормативные акты самой высокой силы фиксируются как юридические законы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
Научная литература
2. Адыгезалова Г.Э. Социологическая юриспруденция США в XX в.: формирование доктрины, развитие и совершенствование правопорядка: дис. ... д–ра юрид. наук /. – Краснодар, 2017. – 367 с.
3. Бакулина Л.Т. Правовое регулирование в контексте интегративного правопонимания // Журнал российского права. – 2018. – №1 (253). – С. 103–109.
4. Батейщиков А. И. К вопросу о теологической теории проис-хождения государства в современных реалиях / А. И. Батейщиков, П. А. Антось, Л. Ф. Рассказова // . – 2018. – № 1(1). – С. 4-12.
5. Берман Г. Вера и закон: примирение права и религии. // Harold J. Ber– man. Faith and Order: The Reconciliation of Law and Religion. Scholars Press, Atlanta, 1993. –431 c.
6. Гегель Философия права. // Гегель Философия права. – Перев. Б. Г. Столпнера. – Собр. Соч. в 14 тт. – Т. 7. – М.–Л.: Соцэкгиз, 1934 г. –384 с.
7. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства цер-ковного и гражданского. – М.: Соцэкгиз: «Образцовая» тип., 1936. –503 с.
8. Дурова Е. А. Правовой диалог Диалогическая культура педагога : материалы Всероссийской научно–практической конференции с международ-ным участием (г. Армавир, 18 апреля 2019 года). – Армавир : РИО АГПУ, 2019. – С. 20–23.
9. Ильин И. А. Теория права и государства. – Издание 2–е. – М.: «Зер-цало», 2008. –346 с.
10. Кант И. Критика практического разума. Метафизика нравов. / Кант И. Соч. в 6 тт. – Т. IV. Ч. 2. – М.: «Мысль», 1965. – 478 с.
11. Кельзен Ганс Чистое учение о праве. 2–е изд. – СПб.: ООО Изда-тельский Дом »Алеф–пресс», 2015. –542 с.
12. Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб.: Изд–во РХГИ, 1998. –403 с.
13. Лавицкая М.И. Теоретико-правовые подходы к дефинированию по-нятий «источник права» и «форма права» // Гуманитарный научный вестник. – 2021. – № 4. – С. 180-185.
14. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии. – М., 2002. –251 с.
15. Малинова И. П. Синергетические модели сложных систем в право-вом регулировании и социальном конструировании (информационный капита-лизм против хаоса) // Universum Juris. – 2017. – № 2. – С. 1.
16. Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. – М.: Про-метей, 1999. –419 с.
17. Моисеев С. В. философия права. – Новосибирск: Сибирское универ-ситетское издательство, 2004. –261 с.
18. Нагих С. И. О различных вариантах происхождения государства и права в марксистской (классовой) теории происхождения государства // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управле-ние. – 2017. – № 2 (81). – С. 71– 75.
19. Нерсесянц B. C. Право и закон. – М.: Наука, 1983. –366 с.
20. Платон. Политик. Законы. / Платон. Соч. в 3–х тт. – Т. 3. Часть II. – М.: Мысль, 1972. – 678 с.
21. Плахотина Н. А. Место регуляторной функции в системе функций права и в системе Европейского права // Актуальные проблемы права: теория и практика. – 2015. – № 31. – С. 186–193.
22. Плисцова И.А. Общая характеристика основных концепций право-понимания // Социально–экономические и гуманитарные практики инноваци-онного развития России. Материалы Всероссийской научно–практической кон-ференции студентов, аспирантов, учителей и ученых. – 2017. – С. 226–227.
23. Похилько А. Д. Концептуализация феномена автономности право-вого сознания / А. Д. Похилько, Э. Р. Глечян. // Вестник Армавирского государ-ственного педагогического университета. – 2018. – Т. 1. – № 1. – С. 47–56.
24. Сидоренко Н. И. Социальные нормы и регуляторы человеческой де-ятельности. – М. : Российский экономический университет имени Г.В. Плехано-ва, 1995. – 184 с.
25. Спиноза Б. Богословско–политический трактат. – М.: Академиче-ский проект, 2015. –486 с.
26. Теория государства и права: учебник / под ред. Г.Г. Бернацкого. – СПб., 2020. – 629 с.
27. Теория права: Учеб. для студентов юрид. вузов / Р.З. Лившиц. - Москва: Бек, 1994. – 208 с
28. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М., 2019. – 376 с.
29. Хабермас Ю. Теория коммуникативной деятельности. – М. : Весь мир, 2022. – 878 с.
30. Честнов И. Л. Право как диалог: к формированию культурантропо-ло-гической онтологии права // Диалог культур: ценности, смыслы, коммуника-ции: XIII Международные Лихачевские научные чтения. – СПб., 2013. – С. 505–507.
31. Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права: учеб. пособие: в 2 ч. Ч. 2: Актуальные проблемы права. – СПб., 2020. – 346 с.
32. Чефранов В. А. Правовое сознание как разновидность социального отражения : философско–методологический очерк. – К. : Вища школа, 1976. – 210 с.
33. Чумаков, Р.Х. Позитивистское правопонимание: понятие, источни-ки, преимущества и недостатки // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – № 1(77). – С. 352-357.
34. Энгельс Ф. Письмо К. Шмидту, 27 октября 1890 г. // Маркс К., Эн-гельс Ф. Сочинения : в 30 т. Т. 37. – 2–е изд. – М. : Издательство политической литературы, 1965. – С. 415–422.