Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема развития самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры является актуальной в современном образовании, поскольку в процессе социального взаимодействия в игре друг с другом, у детей самооценка развивается как неизбежный продукт психического развития.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, она определяет направления и уровень активности человека, его отношение к самому себе, миру, к людям. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Именно в детстве закладывается различные комплексы, которые потом могут оказаться причиной различных стрессов во взрослой жизни.
Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Периодом возникновения сознательного «Я» выступает дошкольный возраст. По мнению исследователей, данный период является значимым для развития самооценки и рассматривается как психический процесс в переходном возрасте. Изучению самооценки в дошкольном возрасте посвящены исследования Л.И. Божович, О.А. Белобрыкиной, М.И. Лисиной, Г.А. Урунтаевой и других. Данные работы описывают динамику развития самооценки, механизмы ее развития на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в этом процессе. [5]
Вопросами самооценки детей старшего дошкольного возраста изучали такие авторв как Л. Е. Божович, С. Л. Рубинштейн,А.И. Липкина, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Эльконин
Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить формирование позитивной самооценки у старших дошкольников посредством игровой деятельности.
Предмет исследования – процесс формирования позитивной самооценки у старших дошкольников посредством игровой деятельности
Объект исследования формирование позитивной самооценки у старших дошкольников посредством игровой деятельности.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования позитивной самооценки у старших дошкольников посредством игровой деятельности.
2) Разработать программу по формированию позитивной самооценки у старших дошкольников посредством игровой деятельности.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: – теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение; – эмпирические методы: педагогический эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений
Глава 1. Теоретические основы формирование самооценки детей дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада
1.1 Анализ понятия «самооценка» в психолого-педагогической литературе
Термин «самооценка» широко исследуется в работах таких ученых, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Р. Бернс и других.
В зарубежной психологической литературе самооценка рассматривается в контексте «Я-концепции», которая включает в себя совокупность представлений индивида о самом себе и их оценку. Структура «Я-концепции» состоит из следующих элементов:
1) Образ «Я» — это совокупность мыслей и мнений индивида о самом себе.
2) Самооценка — эмоциональная оценка данного представления, которая может варьироваться по интенсивности, вызывая разные эмоции, в зависимости от одобрения или неприятия черт образа «Я».
3) Потенциальная поведенческая реакция, представляющая собой конкретные действия, обусловленные образом «Я» и самооценкой [цит. по 5, с. 217].
С.Л. Рубинштейн, представляя альтернативную точку зрения советских психологов, утверждает, что самосознание развивается параллельно с развитием личности, по мере обретения ею самостоятельности, и формируется через практическую и теоретическую деятельность. Исторически развитие самосознания связано с жизнью и личными событиями [52, с. 318].
Зигмунд Фрейд описывал человека как движимого сексуальными и агрессивными инстинктами, которые вытесняются в подсознание. Он уделял мало внимания самооценке, связывая её с ролью «супер эго».
Л.В. Бороздина видит самооценку как критическую позицию человека относительно имеемых им ресурсов, оцениваемую через призму ценностей [11, с. 60].
Советские психологи, говоря о самооценке, акцентируют её роль в деятельности. А.Н. Леонтьев выделял самооценку как важный аспект, позволяющий человеку становиться личностью, удовлетворяя внешние и внутренние ожидания [13, с. 145].
А.И. Липкина определяет самооценку как оценку своих возможностей и качеств в иерархии социальных взаимоотношений. Она влияет на межличностные отношения и критичность, управляя реакцией на успехи и неудачи и определяя личностное развитие [4, с. 88].
По Т.В. Барласу, самооценка формируется из когнитивного и эмоционального компонентов, отражая осознание своих действий и мотивов. Это оценка своих качеств и места среди других [2, с. 102].
В.Н. Куницына считает, что самооценка варьируется по многим измерениям: она может быть высокой или низкой, правильной или ложной. Зрелая самооценка отличается умением выделять собственные сильные стороны и пределы возможностей [31, с. 126].
Структура самооценки состоит из когнитивного и эмоционального компонентов, которые функционируют в единстве. Знания о себе приобретаются через общение, обогащаясь эмоциями, чья интенсивность определяется значимостью для личности. Эта дифференциация формирует их уникальное развитие.
Психологи имеют различные подходы к изучению самооценки. Общая самооценка отражает восприятие себя как положительного или отрицательного в целом, в то время как оценка в конкретных сферах называется парциальной самооценкой. Частные оценки обычно развиваются различными темпами.
Также выделяют актуальную самооценку, основанную на достигнутом, и потенциальную, представляющую то, на что человек способен. Последнюю часто называют уровнем притязаний, термином, введенным К. Левином, который описывает стремление индивида к достижению сложных целей, соответствующих его восприятию собственных способностей. Уровень притязаний соотносится с достижениями в определённых областях и откликом на свои способности и возможности.
Уровень притязаний характеризуют:
1) идеальная цель, к которой стремится субъект в текущих и будущих действиях;
2) выбор целей, обусловленный пережитым успехом или неудачей;
3) желаемая самооценка, формируемая под влиянием личных испытаний.
Исследователи самооценки идентифицировали несколько её видов: адекватную и неадекватную (завышенную и заниженную).
Адекватная самооценка проявляется, когда восприятие себя у человека совпадает с реальностью: он объективно оценивает свои способности, критично подходит к успехам и поражениям, ставит реалистичные цели и ориентируется как на своё, так и на общественное мнение.[25]
Неадекватная самооценка возникает, когда восприятие себя не соответствует реальности, и она может быть завышенной или заниженной.
При завышенной самооценке человек идеализирует себя и свои возможности, пренебрегает неудачами, чтобы сохранять высокую оценку себя. Это приводит к неверной самооценке и негативным социальным последствиям. Пластичная высокая самооценка, напротив, способствует личностному росту, так как адаптируется к обстоятельствам.
Заниженная самооценка заставляет человека недооценивать свои возможности, что ведет к неуверенности и неспособности реализовать потенциал. Это может сигнализировать о комплексе неполноценности, пассивности и критичности к себе, снижая мотивацию к постановке амбициозных целей и ограничивая их повседневными задачами.[29]
Искаженное восприятие собственной значимости, проявляющееся как в виде чрезмерной уверенности, так и в виде неуверенности, серьёзно усложняет существование индивида. Человеку трудно справляться с жизненными задачами, если он привык сомневаться в своих силах, но и самоуверенность не делает жизнь легче. Неверные представления о себе создают трудности не только их обладателю, но и окружающим его людям, взаимодействующим с ним в различных ситуациях. [27]
Конфликты и сложности в общении нередко возникают именно из-за этих заблуждений. Когда человек переоценивает себя, он часто сталкивается с проблемами из-за неуважительного отношения к другим, высокомерных суждений и нетерпимости. Отсутствие самокритичности мешает им заметить, как их поведение задевает окружающих.
С другой стороны, при низкой самооценке сложные ситуации могут возникать из-за повышенной критичности и требований к окружающим. Эти индивиды редко прощают ошибки, акцентируя внимание на недостатках других. Хоть это и делается с благими намерениями, приводит к конфликтам, так как людям неприятно сталкиваться с постоянной негативной оценкой своих действий.[1]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьёв, С. И. Особенности психологии детей: учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2020. – 210 с.
2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 2016. – 420 с.
3. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2018. – 465 с.
4. Бурков, В. А. Психологические аспекты самооценки у детей. – Нижний Новгород: Изд-во ННГПУ, 2021. – 140 с.
5. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2019. – 352 с.
6. Власова, Е. А. Социальная адаптация детей: проблемы и решения. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. – 180 с.
7. Гаврилушкин, Н. С. Социальная адаптация детей./ Н. С. Гаврилушкин. – Екатеринбург: УМО, 2022. – 278 с.
8. Григорьева, Н. И. Специфика самооценки у детей: исследования и выводы. – Москва: Педагогика, 2022. – 160 с.
9. Данилова, О. В. Психология детей: опыт и практика. – Красноярск: Сибирское университетское издательство, 2021. – 200 с.
10. Зотова, О. Ю. Самооценка детей с особыми образовательными потребностями / О. Ю. Зотова, И. В. Козлова. – М.: Вопросы психологии, 2019. – 145 с.
11. Колесникова, И. Г. Психокоррекция самооценки у детей. – Казань: Изд-во КГУ, 2022. – 175 с.
12. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание / И. С. Кон. – М.: Детская литература, 2018. – 270 с.
13. Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для студентов педагогических институтов / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2016. – 448 с.
14. Лебедева, Ю. П. Теория и практика работы с детьми. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2020. – 195 с.
15. Ломов, Б. Ф. Психология личности / Б. Ф. Ломов. – М.: Наука, 2019. – 312 с.
16. Мясищев, В. Н. Значение самооценки в жизни и деятельности человека / В. Н. Мясищев. – М.: Наука, 2020. – 380 с.
17. Никитина, Т. А. Развитие личности детей: диагностика и коррекция. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2023. – 230 с.
18. Обухова, Л. Ф. Психология общего и особенного в детском возрасте / Л. Ф. Обухова. – СПб.: Речь, 2021. – 256 с.
19. Петрова, С. Р. Психология детей: самооценка и развитие. – Тула: Изд-во ТГПУ, 2021. – 160 с.
20. Постовалова, Л. А. Самосознане и самооценка детей/ Л. А. Постовалова. – Казань: Казанский университет, 2015. – 204 с.
21. Романова, А. Н. Психологическая поддержка детей. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2022. – 190 с.
22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2019. – 720 с.
23. Самсонова, Л. И. Особенности эмоционального развития детей. – Новосибирск: Сибирское Издательство, 2020. – 150 с.
24. Сергеева, В. А. Воспитание детей. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2021. – 220 с.
25. Сидорова, Е. А. Самооценка и её влияние на развитие детей с ОВЗ. – Омск: ОмГПУ, 2023. – 140 с.
26. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. пособие / Е. О. Смирнова. – М.: Владос, 2017. – 320 с.
27. Фридман, Л. М. Психология развития ребенка: Введение в проблему / Л. М. Фридман. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2023. – 384 с.
28. Хара, В. В. Социально-психологическая адаптация детей / В. В. Хара. – Н. Новгород: ИСУБ, 2022. – 292 с.
29. Хомякова, М. В. Социальная интеграция детей: практика и методология. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2022. – 175 с.
30. Яковлева, О. Е. Психология детей с недостатками развития: система работы. – М.: Изд-во РГУ, 2019. – 190 с.