Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятия «произносительная сторона речи» или «произношение» охватывают фонетическое оформление речи и комплекс речевых моторных навыков, которые оно описывает. Это включает в себя речевое дыхание, формирование голоса, воспроизведение звуков и их комбинаций, навыки словесного ударения и идиоматической интонации, а также средства соблюдения всех норм орфоэпии.
Нарушения в произношении негативно влияют на весь ход психического развития ребенка, что отражается как на действиях, поведении, так и на межличностных отношениях, как со сверстниками, так и со взрослыми. Возникающие недостатки приводят ребенка к застенчивости, заниженной самооценке, замкнутости, агрессивному поведению.
По данным Е.Ф. Архиповой, в группах для детей недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием – до 35% детей имеют стертую дизартрию.
Стертая дизартрия является одной из наиболее распространенных форм в детском возрасте, когда нарушение произносительной речи представляет собой стойкие нарушения, сходные по структуре с другими ведущими нарушениями артикуляции, и представляет значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.
При стертой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Этой проблеме посвящены работы Е. Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, И.Б. Карелиной, Е.М. Мастюковой.
В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Существует значительная тенденция к увеличению числа детей с этим расстройством. Потребность в работе с детьми с нарушениями речи определяет актуальность данного исследования.
Объект исследования: процесс развития у старших дошкольников со стертой дизартрией произносительной стороны речи.
Предмет исследования: особенности развития у старших дошкольников со стертой дизартрией произносительной стороны речи.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей развития у старших дошкольников со стертой дизартрией произносительной стороны речи.
В процессе исследования решались следующие задачи:
– изучить закономерности развития произносительной стороны речи в онтогенезе;
– выявить особенности произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией;
– подвергнуть анализу методы и приемы развития произносительной стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией;
– установить особенности и уровень развития у старших дошкольников со стертой дизартрией произносительной стороны речи.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на…………. Экспериментальная выборка составила человек из числа со стертой дизартрией.
Глава I. Теоретические аспекты изучения развития произносительной стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией
1.1 Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе
Онтогенетическое развитие произносительной стороны речи является одним из первых в ходе роста и развития ребенка. Именно первый крик становится первым жизненным навыков ребенка.
Исследование произносительной стороны речи занимались многочисленные физиологи, логопеды, педагогами, нейропсихологи.
Одними из первых и основополагающих исследователей произношения в детском возрасте являлись В. И. Бельтюков, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия [3].
Дальнейшие исследования в области особенностей произносительной речи у нормотипичных дошкольников и дошкольников, имеющих различные речевые патологии рассмотрены в работах Е. Ф. Архиповой, Е. Н. Винарской, А. Н. Гвоздева, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичева и др. [1], [6], [8], [25, [26].
Понятие «произносительная сторона речи» охватывает процесс фонетического оформления речи и задействованных в нем речевых навыков.
Произносительная сторона речи включает в себя три аспекта:
– звукопроизношение;
– речевое дыхание;
– голосовые функции и просодика [3].
Все перечисленные нами зверь произносительной стороны речи взаимодополняют друг друга и совершенствуются в течение всего дошкольного и школьного возраста.
Ребёнок в процессе речи способен усваивать правильное и неправильное произношение и тем самым контролировать его.
Звукоизоляционная сторона речи больше всего формируется в дошкольном возрасте. Авторы, затронувшие эту проблему, Е.Н. Российская и Л.А. Гаранина считают, что звукопроизводящая сторона речи делится на две составляющие: фонематическую систему, включающую звуко-буквенную систему русского языка и просодическую сторону речи. В то же время – включает интонацию, темп, интонацию речи. Кроме того, просодика также включает сложный комплекс элементов, охватывающий ритм, логический акцент, который служит на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, выражения и эмоций, в которых слышится настроение, состояние человека и его действительное эмоциональное сообщение [23].
Онтогенетические особенности развития фонетических процессов. Фонематический слух у детей начинает формироваться очень рано. В первые недели жизни, услышав звук человеческого голоса, малыш перестает сосать грудь матери, перестает плакать, когда начинаешь с ним разговаривать.
Речевой слух – это общая деятельность фонематического и фонетического слуха, которая не только осуществляет прием и оценку речи других людей, но и контролирует собственную речь. Слушание речи – это толчок к формированию произношения.
С момента рождения и в первые месяца жизни младенец способен воспроизводить лишь гласноподобные звуки с характерным носовые оттенком (э, ай) [3].
Важное значение про произношении отводится дыханию. У детей наблюдается поверхностное дыхание, так как трахеи и бронхи ещё не достаточно созрели.
Дети раннего возраста имеют приглушенный голос, связанный с тем, что размер гортани у них в два раза меньше гортани взрослого. Голос ребёнка отличается звонкостью, но имеет небольшой диапазон и силу.
Детям раннего возраста характерно три вида крика: болевой, голодный и крик на лишение. В момент крика, произносимые ребёнком низкие звуки, становятся плотнее и громче, в высокие- сжимаются. Напряжение передается и на артикуляционный аппарат, в частности, определяется напряжение нижней челюсти [8].
В более поздний период, примерно с 6 месяцев, ребенок начинает воспринимать речь на уровне слогов.
Уже в 1 год ребенок способен произносить первые слова. В этот момент у него формируется фонематический слух. Это способность воспринимать звуки из поступающей звуки и соотносить его с определенным звуком.
Фонематический слуг позволяет ребенку выделять нужный звук в слове, различать слова, имеющие сходство по звучанию [10].
После двух лет фонематическая система совершенствуется, так как ребенок уже способен говорить достаточно большое число слов. При этом дети могут не только воспринимать звуки в словах, произносимых взрослыми, но и отличать слова, имеющие различия в одной фонеме, например, мишка- миска [10].
В этом возрасте у дошкольников начинает формироваться фонематическое восприятие – способность различать звук в потоке речи и осуществлять звуковой анализ.
В трёхлетней возрасте у большинства детей можно заметить близкую к совершенству речь. Дошкольники уже говорят предложениями, способны различать и воспроизводить интонацию.
При этом у детей в 3 года все ещё слабое поверхностное дыхание. Наблюдается недостаточная сила голоса ввиду того, что голосовой аппарат у детей ещё не развит полностью и произносимые ими звуки краткие [8].
Овладение речевыми звуками происходит в определенном порядке: сначала губные, затем взрывные, щелевые за ними, а затем аффрикаты. Самые последние формируются соноры [4]. Большинство звуков формируются не сразу в правильной форме, а постепенно, через промежуточные [8].
Главным недостатком большинства детей 3-5 лет является неспособность к правильному произношению шипящих и сонорных звуков. Зачастую данная проблема определяется недостатками артикуляционного аппарата. Многие дети в 3 года не способны к быстрому переключению со звука -р- к звуку-л-. Также наблюдается сложность с шипящими – ж, ш, щ, часто дети заменяют их на более простой – звук -с-. Наблюдается также проблема с оглашение звуком, так как детям в этом возрасте сложно воспроизводить заднеязычные звуки -к-, -д-. Эти результаты были получены в исследованиях А. Н. Гвоздева, который показал, что звукопроизношение зависит от простоты-сложности артикуляционной структуры звука. У дошкольников зачастую наблюдается слабая подвижность языка, тремор губ, что является серьезной предпосылкой к неправильному звукопроизношению [8].
Недостатки фонематического восприятия выражаются в неправильном произношении слов со сложной слоговой структурой, имеющих стечение согласных звуков. Например, в слове «портрет» дети часто пропускают второй звук -р, даже в случае если ребенок изолированно произносит его правильно [3], [19].
К 5 годам дошкольники должны овладеть всей фонематической системой родного языка. Недостатки произношения могут выражаться в недостаточной автоматизации звуков в разных слогах. Однако такие недостатки не требуют дополнительной работы и преодолеваются самостоятельно.
Уже в 5-6 лет речевое дыхание ребёнка достаточно активно. Ребёнок способен осуществлять короткий вдох и длинный выдох. Такая работа речевого дыхания позволяет детям говорить предложение из 5-6 слов в один вдохе.
В этом возрасте дети максимально способны к овладению навыками фонематического восприятия – они могут сказать слово на данный взрослым звук. При этом дети хорошо различают темп речи, могут сказать быстрее и медленнее, различают интонацию и силу голоса – тише, громче.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М.: ACT : Астрель, 2008. – 254 с.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007. – 250 с.
3. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
4. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
5. Бородич, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2014. – 189 с.
6. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1987. – 425с.
7. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников Методическое пособие / Г. Г. Голубева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. – 147 с.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М. : Просвещение, 1973. – 320 с.
9. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии / И.Б. Карелина // Дефектология. – 1996. – №5. – С.10-13.
10. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше. – М. : Просвещение, 1991. – 230с.
11. Ланина, Е.М. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей: учебное пособие / Е.М. Ланина, М.Л. Симкин / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013. – 164 с.
12. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М. : Учпедгиз, 1978. –180 с.
13. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
14. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л.В. Лопатина. – СПб : Союз, 2008. – 346 с.
15. Лопатина, Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб. методических рекомендаций / Л.В. Лопатина. – СПб. М.: САГА : ФОРУМ, 2006. – 272 с
16. Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л.В. Лопатина // Материалы конференции "Реабилитация пациентов с расстройствами речи. – Спб., 2000. – С 177-182.
17. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. – М. : Классик Стиль, 2003. – 320 с.
18. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М. : Просвещение, 1991. – 254 с.
19. Нейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.И. Селиверстова. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 233 с.
20. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н. В. Нищева. – СПб : Детство–пресс, 2007. – 342 с.
21. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: "Просвещение", 1973. - с. 272 с ил.
22. Рау, Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studopedia.nstu.xyz/8- 22879.html. – Дата обращения 02.11.2024.
23. Российская, Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс. / Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.
24. Токарева, О.А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: 1969. С. 144 - 155.
25. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1275481/. – Дата обращения 23.01.2025.
26. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Профессиональное образование, 1993. – 232с.