Фрагмент для ознакомления
2
Развитие речи - большая и сложная область в методике родного языка. Оно сложное, потому что связано со сложными явлениями человеческой речи, и сложное, потому что не имеет прямого отношения ни к языковым курсам, ни к школьным курсам по русскому языку и русской литературе. Существует богатая методическая литература по развитию речи. В ней есть и страстные речи, отстаивающие важность живого языка и языка в жизни человека, и рассуждения о необходимости развития языковых способностей детей, и рекомендации чисто практического характера, и исследования, посвященные изучению особенностей детской речи. В истории методики ни один выдающийся педагог не оставался равнодушным к вопросам развития речи.
Однако развитие речи как область методики только зарождается. Об этом свидетельствует тот факт, что основные категории и понятия методики, такие как отделы по изучению развития речи, содержание, средства обучения и критерии оценки уровня речевого развития учащихся, разработаны не до конца. С другой стороны, современная методика развития речи располагает собственными исследовательскими данными и имеет необходимые дидактические, психологические и лингвистические основания для выделения системы основных понятий, их определения и формулирования необходимых выводов, на основе накопленных наукой эмпирических данных.
Проблема речевой деятельности представляет большой интерес для ученых. Об этом свидетельствует поток научных исследований: Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Б.Ф. Ломов, В.В. Богословский, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев. Богословский, Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др. позволили создать научно обоснованные предпосылки для определения условий индивидуализации деятельности по развитию речевой деятельности детей.
Однако, несмотря на растущий интерес к этой проблеме, практика показывает, что уровень языкового развития детей младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение имеет современная и методически грамотная организационная работа по развитию речи. Одним из таких организационных приемов является работа по развитию связной речи при обучении литературному чтению. Отечественная педагогика всегда придавала большое значение методически грамотной организации уроков литературного чтения. Это обусловлено значением литературных произведений как фактора нравственного, эстетического, социального и языкового развития и воспитания детей.
Для того чтобы познакомить детей с литературными произведениями, учителю необходимо организовать процесс обучения в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также дать им возможность систематически организовывать восприятие литературных произведений. Вышеизложенное позволяет определить актуальность данной темы. Актуальность данного исследования определяется тем, что изучение механизмов развития связной речи является важной задачей для системы образования. Как организовать изучение формирования навыков и умений связной речи; как научить детей полно, грамотно и правильно выражать свои мысли; каковы направления и этапы изучения развития связной речи; какой вид изучения наиболее эффективен? Эти вопросы легли в основу выбора тем.
Объект исследования - речь младших школьников.
Предмет исследования - методы и приемы развития речи младших школьников.
Цель работы – изучить методы и приемы развития речи младших школьников на уроках русского языка.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты развития речи младших школьников.
2. Провести диагностику развития речи учащихся;
3. Систематизировать методы и приемы развития речи младшего школьника на уроках русского языка.
Гипотеза – уровень развития речи младшего школьника будет достаточно высоким, если учитывать следующее:
- возрастные особенности младшего школьника;
- направления работы по развитию речи;
- разнообразие методов и приемов развития речи.
Речь - это вид человеческой деятельности, реализация мысли через язык. Речь выполняет функции общения и сообщения. Методическим условием развития речи учащихся является создание целостной системы речевой деятельности. Это означает, с одной стороны, обучение хорошим речевым образцам с достаточно разнообразным и необычным языковым материалом, а с другой - создание необходимых условий для собственного речевого высказывания учащихся, позволяющих им использовать все языковые средства, необходимые для обучения. Существует три системы развития речи. Это усвоение слов (усвоение лексики), усвоение словосочетаний и предложений (усвоение синтаксиса) и усвоение связной речи (усвоение текста). Лингвистическими основами первой и второй линий обучения являются лексикография, словообразование, идиоматика, морфология, морфемика и синтаксис, а основами связной речи - теория текста (лингвистика текста), логика и теория литературы. Три вышеперечисленные области изучения взаимозависимы и развиваются параллельно. В то время как изучение слов дает материал для предложений, 1 и 2 готовят связную речь. Связные рассказы и эссе также служат средством обогащения словарного запаса.
Существуют уникальные методики и практики развития навыков говорения у учащихся. Наиболее важной из них является практика связной речи (повествование, пересказ и сочинение). Это связано с тем, что она объединяет все речевые навыки, включая словарный и синтаксический уровень, умение накапливать материал, логические и композиционные навыки. Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями: последовательностью практики, перспективностью практики, разнообразием практики (и пониманием конкретной и узкой цели каждого вида практики) и умением подчинять разные виды практики общей цели. Каждая новая практика связывается с предыдущей, подготавливает следующую, подчиняет ее общей далекой цели и вносит что-то новое (или хотя бы новый элемент), чтобы обеспечить прогресс.
Аннотированный словарь С.И. Ожегова определяет «речь» следующим образом. 1. способность говорить; речь; 2. разновидность или стиль языка; 3. речь; разговор.4. беседа; диалог.5. публичное выступление. Также в словаре русского языка Ожегова С.И. дается следующее определение «развития»: 'Развитие - это процесс перехода от одного состояния к другому, к более полному состоянию, от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему' [15, с.835]. Львов М.Р. в словаре-справочнике по преподаванию русского языка вводит понятие «развитие речи учащихся»: «Развитие речи учащихся - это процесс овладения средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой и стилем речи) и речевыми механизмами (выражением восприятия и мышления). Процесс развития речи происходит в дошкольном, школьном и взрослом возрасте» [12, с. 190].
Речь является одним из видов общения и необходима для совместной деятельности людей, социальной жизни, обмена информацией, познания, образования, духовного обогащения и как объект искусства. Язык - это отточенная веками система знаков, способная передавать самые сложные нюансы мышления. К дополнительным невербальным средствам общения относятся жесты, мимика, прикосновения (тактильная коммуникация) и умолчания. Речь имеет три значения: - речь как процесс, речь как деятельность (например, механизмы речи, дети начинают говорить, овладение речью, свободная речь) - речь как результат, речь как продукт речевой деятельности (синонимы - текст, например, анализ детской речи, примеры речи из высокой культуры) речь как вид устного, ораторского выступления (полный текст речи вице-президента Н.Н. в газете, блестящая речь адвоката в суде).
Внутренняя речь и внешняя речь сравниваются по следующим критериям: - внутренняя речь не только выполняет эту роль, но и надежно защищена от внешнего вмешательства, осуществляется исключительно самим субъектом и подлежит только его контролю (внутренняя речь, конечно, по своему содержанию связана с социальной жизнью). Одна из главных ролей внутренней речи - подготовка внешней речи, устной и письменной. В этой роли внутренняя речь является первым этапом речи, которая должна быть произнесена, и представляет собой внутреннее программирование [10, с.3].
В то время как в общей литературе детская речь рассматривается с точки зрения таких аспектов, как словарный запас и грамматическая структура, здесь мы рассматриваем связную речь детей с точки зрения таких внутренних характеристик, как функция, форма, жанр, функциональное значение, функциональный стиль и построение речи. Функции речи изначально детская речь выполняет две социальные функции: как средство контакта с другими людьми (общение) и как средство познания мира. Все функции речи развиваются в процессе учебной деятельности в школе, но особое значение в этот период приобретают речь как средство получения и передачи информации, речь как средство самосознания и самовыражения, речь как средство воздействия на сверстников и взрослых.
В этот период интенсивно развивается межличностное, а также групповое общение [18, с. 195]. До трех лет дети впервые овладевают разговорной речью, которая, как правило, является ситуативной, то есть связанной с конкретной жизненной ситуацией и понятной только в этой ситуации. Однако наряду с этим видом речи появляется и ситуативная разговорная речь, и дети учатся использовать оба вида речи в зависимости от коммуникативной ситуации.
Однако контекстуализированная устная речь детей менее развита. Когда они рассказывают взрослым об увиденном или услышанном, содержащем ситуативный элемент («Я пошел туда и увидел этот маленький цветок. Он там рос...» и т. д.), слушатель не может понять все или часть сказанного. В школе ученики изучают письменный язык (а также письменную речь) и используют устную речь. К сожалению, в начальной школе основное внимание уделяется формированию устной речи, и на этом этапе связная устная речь учеников развита не полностью. Это, конечно же, негативно сказывается на развитии письменной речи.