Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное общество сталкивается с множеством экологических проблем, которые требуют не только научного подхода, но и активного участия каждого человека в их решении. В условиях глобальных изменений климата, загрязнения окружающей среды и утраты биоразнообразия, формирование экологических представлений у подрастающего поколения становится одной из важнейших задач образовательной системы. В этом контексте экскурсии в природу представляют собой уникальный инструмент, способствующий развитию экологического сознания у младших школьников. Они не только предоставляют возможность для непосредственного взаимодействия с природой, но и формируют у детей чувство ответственности за её сохранение и защиту.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью интеграции экологического образования в школьную программу, что становится особенно важным в свете современных вызовов. Экскурсии в природу, как форма активного обучения, позволяют детям не только получать знания о природных явлениях и экосистемах, но и развивать навыки наблюдения, анализа и критического мышления. Важно отметить, что такие мероприятия способствуют формированию у детей эмоциональной связи с окружающим миром, что, в свою очередь, влияет на их отношение к экологии и окружающей среде.
Основные причины актуальности экологического воспитания младших школьников:
Экологическое воспитание формирует у детей понимание взаимосвязи всех компонентов природы и их зависимости друг от друга. Это помогает им осознать, что все живые существа имеют право на существование и благополучие, и что люди должны заботиться о них.
Воспитание экологической культуры с детства способствует формированию бережного отношения к природе, чувства ответственности за свои действия и поступки, а также развитию навыков правильного обращения с природными ресурсами.
В современном мире экологические проблемы становятся все более актуальными и глобальными. Экологическое образование помогает детям понять, как их действия и решения влияют на окружающую среду и как они могут внести свой вклад в решение этих проблем.
Формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста способствует их общему развитию и образованию, так как экологическое воспитание включает в себя изучение природных явлений, развитие наблюдательности, любознательности, мышления и воображения.
Экологическая грамотность является необходимой составляющей для успешного участия в жизни общества и профессиональной деятельности в будущем.
Теоретическая основа исследования. Эта тема разрабатывалась такими исследователями, как Е.С. Дронова, В.П. Костенков, Г.В. Буковская, Н.В. Морозова, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина и т.д.
Объект исследования: экологическое воспитание и образование в начальной школе.
Предмет исследования: методические, практические средства применения экскурсий в природу как средства развития экологических представлений младших школьников.
Цель исследования: исследование методов и практики средства применения экскурсий в природу как средства развития экологических представлений младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие экологического воспитания, его задачи в начальной школе.
2. Изучить систему методической деятельности по формированию экологических представлений у младших школьников.
3. Исследовать практические аспекты применения экскурсий в природу как средства развития экологических представлений у младших школьников.
Методы исследования: методы синтеза, анализа и систематизации.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений в начальной школе
1.1 Актуальность экологического воспитания
Актуальность экологического воспитания согласно ФГОС НОО обусловлена тем фактом, что именно в процессе экологического воспитания формируется как осознанное отношение к природе, так и происходит становление комплекса экологических знаний.
В рамках современного образования экологические знания - важный аспект в формировании экологического сознания, а значит, все образование должно быть экологическим. Вместе с тем экологические знания являются сущностной основой экологического воспитания, которая предусматривает усвоение систематизированных экологических знаний и способствует формированию экологического сознания, то есть осознанию единства человека и природы. Экологические знания должны быть основополагающими в технических, экономических, гуманитарных знаниях, раскрывать понимание связей человека с природой. С целью выяснения содержательного аспекта экологического знания рассматриваем его в историко-философском плане .
Современное общество все больше внимания уделяет философскому осмыслению новых взглядов на экологические проблемы. Изучению экологического знания посвящено большое количество научных исследований как отечественных, так и зарубежных авторов, среди которых можно выделить определенные научные концепции. Единого согласованного мнения по решению экологического вопроса нет. Это объясняется, с одной стороны, сложностью экологической проблемы, а с другой - недостаточной разработанностью теоретических основ экологического знания.
Природа и общество находятся в постоянной взаимосвязи, а экологическое знание является продуктом повседневной деятельности и результатом познания человеком окружающего мира. Итак, экологические знания составляют сущностные характеристики образования, которая призвана формировать экологическое мировоззрение человека, что определяется особенностями современного глобального общества и практическими потребностями его устойчивого развития. Основная идея этого направления - это образование, направляющее устоявшееся развитие общества .
Прогрессирующее влияние человека на окружающую среду, неуклонный рост зависимости человечества от природной среды сделали экологическую тематику чрезвычайно актуальной, которая должна была решать новые задачи. А значит, большее значение приобретает то, какими экологическими знаниями и принципами будет руководствоваться каждый человек и общество в целом. Очень важно, чтобы экологические знания содержали представление о потребности, с одной стороны, социального и научно - технического прогресса, всестороннего и гармоничного развития человека, а с другой - нормального функционирования биосферы и улучшения ее состояния.
Соотношение глобальных проблем человечества и способов их решения трансформируются в проблему гуманизации личности и мира. Построение гуманистического будущего возможно лишь при условии четкого знания глобальных проблем и прогресса, который был бы направлен на человеческие ценности. Поэтому ответственность за будущее, а значит, вопрос гуманистического прогресса, будет иметь место только тогда, когда центральное место занимает становление прогресса, учитывая экологические знания и комплексное экологическое воспитание, начиная с раннего возраста.
1.2 Сущность экологического воспитания
Педагогами во все времена уделялось особое внимание природе как средству, которое способствует развитию и воспитанию школьников.
С позиции польского педагога Я. А. Каменского, живой мир выступает как подлинный источник знаний, способ развития ума ребенка, средство воздействия на все органы чувств. Как полагал русский педагог К. Д. Ушинский, нужно обязательно ввести ребенка в мир природы, показать, какими важными и полезными свойствами обладает живой мир, это будет способствовать формированию коммуникативных навыков.
Школьное экологическое образование стало обладать особым значением с середины прошлого века. Именно в это время методистами и педагогами стал выделяться основной метод, а именно, речь идет о формировании знаний у младших школьников об окружающем мире .
Также нужно сказать о процессе активного развития экологического образования детей в дошкольных и школьных учреждениях в 70-80 годы 20 века. Конец 20 века ознаменовался появлением новых методик обучения, и на экологическое образование детей снова обратили пристальное внимание методисты и педагоги. Тут важно акцентировать внимание на усложнении содержательной части начального школьного образования, внесении в него новых теоретических знаний, выработке новых стандартов образования, которые бы способствовали эффективному умственному развитию детей .
Психологами А. Венгером, Н. Поддъяковым, А. Запорожцем теоретически обосновалась важность экологического воспитания детей, важность доступности наглядно-образного образования .
Теория экологического образования стала более активно развиваться в конце прошлого века. Новое образовательное пространство стало невозможным без реализации постоянного экологического воспитания. В РФ состоялась разработка специальной Концепции постоянного экологического образования, причем важнейшее звено в данной системе было представлено сферой дошкольного и начального школьного воспитания.
И действительно, младший школьный возраст характеризуется получением эмоционального восприятия детьми природы, накоплением представлений о разнообразных видах жизни. Именно в этом возрасте формируется первичная основа экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Также проблема экологического воспитания в начальной школе на современном этапе связана с проблемой осуществления поликультурного воспитания и патриотического воспитания .
Рассмотрим определения понятия экологического воспитания.
Экологическое воспитание является формированием правильной системы мировоззрения относительно окружающего мира, природы, когда реализуется цель формирования четкой жизненной позиции. Важно сказать о связи экологического воспитания школьников с воспитанием других положительных черт характера, в частности, это доброта, ответственность, умение сопереживать, трудолюбие, наблюдательность, неравнодушие. Одна из задач экологического воспитания заключается в том, что необходимо обязательно научить детей любви к природе, восхищению ее красотой .
Приведем также и такое определение понятия экологического воспитания: экологическое воспитание является систематической педагогической деятельностью, направленной на то, чтобы развивать у детей экологическую культуру .
Специалисты отмечают, что задачи школьного экологического воспитания состоят в том, чтобы сформировать начальных экологические знания, воспитать любовь к природе, стремление беречь, приумножать ее, сформировать умения и навыков деятельности в природе. Все это составляет суть экологического воспитания .
Нельзя не согласиться с определением, что экологическое воспитание предполагает раскрытие сущности природного мира ребенку, то есть, процесс экологического воспитания предполагает формирование умения осмысливать экологические явления, делать выводы о состоянии природы, вступать в разумное взаимодействие с ней .
Существует также и определение экологического воспитания как процесса формирования ценностного отношения к эстетической красоте природы. И действительно, экологическое воспитание должно способствовать становлению нравственных чувств долга и ответственности за ее сохранение, побуждать у детей желание впоследствии заниматься природоохранной деятельностью.
Интеграция экологии в учебный процесс – это комплексный подход, ориентированный на включение экологических знаний и умений в различные предметные области, что может значительно улучшить понимание учащимися взаимосвязей в природе. Эффективное использование экскурсионных программ позволяет формировать у младших школьников целостное представление о природе, экосистемах и роли человека в них. Экскурсии, проводимые на свежем воздухе, активизируют сенсорные восприятия и способствуют более глубокому усвоению учебного материала.
В первую очередь, экология в учебном процессе призвана создать основу для формирования у детей экологического мышления и ответственности. Это достигается через изучение местной флоры и фауны, особенностей различных природных зон, а также через наблюдение за взаимодействием живых организмов и их средой обитания. Важно, чтобы учащиеся не ограничивались теоретическими знаниями, а могли видеть и понимать элементы, о которых идет речь на уроках, в реальной обстановке. Например, изучая водоемы, дети не только изучают водных обитателей, но и учатся оценивать качество воды, понимать, как его загрязнение влияет на экосистему.
При интеграции экологии в учебный процесс также возникает необходимость формировать у учащихся навыки экологического поведения. Это включает в себя умение проводить наблюдения, делать выводы на основе полученных данных, а также развивать критическое мышление в отношении экологических проблем. Экскурсии могут быть организованы таким образом, чтобы дети не только учились, но и применяли свои знания на практике. Например, это могут быть выездные занятия по сбору и анализу естественных образцов, изучение методов сохранения природных ресурсов или участие в акциях по очистке территории.
Еще один аспект интеграции экологии – это формирование у детей чувственного отношения к природе. Эмоциональная составляющая играет важную роль в восприятии экологических знаний. Во время экскурсий дети не просто учатся фактам, но и становятся свидетелями уникальных природных явлений, что может вызвать интерес и стремление сохранить эту красоту. Опыт, полученный вне класса, создает для детей возможность опустошить негативные стереотипы о природе и формирует более уважительное отношение к окружающему миру.