Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 5
1.1 Сущность понятия право социального обеспечения 5
1.2 Цели и задачи права социального обеспечения в РФ 8
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВА ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ПРАВУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 12
2.1. Характеристика субъективного состава правоотношений по праву социального обеспечения 12
2.2. Концепция объективного состава правоотношений по праву социального обеспечения 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24
Фрагмент для ознакомления
2
Понятия, на которых основана система социального обеспечения, включают социальную политику, социальную защиту, социальное обеспечение и социальное страхование . Большинство из этих понятий не имеет четкого правового определения, что замедляет развитие науки права социального обеспечения и создает неопределенности в правовом регулировании этой системы. Социальная политика представляет собой направленное воздействие государства, местных органов власти, общественных объединений и организаций на существующие общественные отношения для улучшения условий жизни и труда населения.
Хотя Конституция Российской Федерации 1993 года определяет основные направления социальной защиты населения, в ней отсутствует само понятие «социальная защита». Нет иного нормативного акта, который бы содержал данное понятие, так же как и закодифицированного закона в этой области, что могло бы разрешить проблему легального определения этого понятия.
Согласно статье 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, что гарантирует каждому гражданину страны доступ к социальному обеспечению, направленному на поддержку всего населения . Государственная геополитика здесь сводится к созданию условий для жизни общества, способствующих достойному существованию и свободному развитию индивидуумов.
Цель права социального обеспечения – использование правового механизма для достижения благополучного существования нуждающихся в пределах стандартов, определяемых государством от имени общества, которые обеспечивают достойный человека жизненный уровень .
К числу задач права социального обеспечения отрасли относятся:
эффективная защита прав и законных интересов субъектов социально беспечительных отношений;
профилактика и предотвращение состояний нуждаемости, развитие и стимулирование способностей граждан к самообеспечению;
типизация состояний нуждаемости;
стандартизация алиментарных потребностей нуждающихся с учетом характера состояния нуждаемости;
установление адекватных мер государственного реагирования на состояние нуждаемости, необходимых и достаточных для их преодоления;
повышение покупательной способности денежных предоставлений в связи с инфляционными процессами;
обеспечение равных возможностей для доступа к социально-обеспечительным предоставлениям;
правовое регулирование отношений по аккумулированию и расходованию средств фондов социального обеспечения;
правовое регулирование отношений, возникающих между государственными органами по организации функционирования системы социального обеспечения.
Общественное обеспечение играет ключевую роль в политике государства, защищая труд и здоровье, устанавливая гарантированный минимум оплаты труда, оказывая поддержку семьям, инвалидам и пожилым гражданам. Государство также оказывает поддержку лицам, имеющим право на определенные виды помощи по юридическим основаниям, предоставляя государственные пенсии, пособия и гарантии общественной защиты .
В результате можно сделать вывод о том, что общественное обеспечение является значимой областью национального права, объединяющей нормы и институты для обеспечения материальных потребностей через национальные фонды и государственный бюджет для нуждающихся в государственной поддержке и социальном обслуживании.
Право на социальное обеспечение является особым явлением в правовой системе, охватывающим уникальные категории общественных отношений, которые не подпадают под нормы других правовых областей. Основные области, занимающиеся этим, включают в себя трудовое и специфическое право. В Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют не только граждане России, но и постоянно проживающие на ее территории лица без гражданства и иностранные граждане.
Временно находящиеся иностранные граждане также имеют право на социальное обеспечение в соответствии с международными договорами РФ. Беженцам предоставляются определенные виды поддержки. Однако принцип всеобщности не предполагает безусловного права на социальные выплаты и услуги, так как условия их предоставления законодательно регулированы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с внесенными в нее поправками от 4 октября 2022 года № 8–ФКЗ // Российская газета. – 2022. – 04 июля. – № 144 (8198).
2. Федеральный Закон от 15 декабря 2001г. (ред. от 27.12.2018) №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
3. Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. – 2023. – 18 декабря. – №286(9231).
4. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 29.10.2024) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. – 1995. –№ 21. – Ст. 1929.
Научная и учебная литература
1. Аверьянова О.В. Право социального обеспечения. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. – 100 с.
2. Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения : учебное пособие. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета. 2018. – 160 с.
3. Право социального обеспечения: учебник / Т. Л. Адриановская, Н. И. Сапожникова; под общ. ред. проф. А. А. Сапфировой. Краснодар: КубГАУ, – 2020. – 142 с.
Периодические издания
4. Агеева А.С. Нормативно - правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе развития // Мировая наука. – 2019. – № 5(26). – С. 119-125.
5. Беляева А.И. Принципы права социального обеспечения // Аллея науки. – 2018. – Т. 2, № 2(18). – С. 541-547.
6. Борщева А.В., Ильченко С.В. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области социальной поддержки населения // Вестник экспериментального образования. – 2018. – № 1(14). – С. 1-9.
7. Бушуева А.В. Основные категории права социального обеспечения // Вестник Пензенского государственного университета. – 2021. – № 3(35). – С. 63-68.
8. Китко М.С. О понятии права социального обеспечения // Эпомен. – 2021. – № 56. – С. 217-223.
9. Минарипова З.М. Понятие права социального обеспечения как отрасли права и его место в правовой системе Российской // Крымский Академический вестник. – 2021. – № 18. – С. 127-134.
10. Мирзалиева М.М. Общая характеристика и виды правоотношения по социальному обеспечению // Проблемы совершенствования законодательства. – 2019. – С. 203-205.
11. Непомнящая Е.В. Семья как субъект правоотношений по социальному обеспечениею в связи с материнством и детством // Modern Science. – 2019. – № 4-2. – С. 285-288.
12. Полушин С.В. Сущность и значение социального обеспечения // Современные проблемы правоприменения. – 2022. – С. 175-177.
13. Чебодаева Ю.П. Система органов социальной защиты населения в Российской Федерации: организационно-правовой аспект // Эволюция государственно-правовых систем. – 2021. – С. 72-74.