Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня многие психологи утверждают, что взаимодействие наследственности (природных дарований) и социокультурной среды является важным элементом степени, качества и характера развития одаренных способностей. Г.В. Бороздина к основным факторам, имеющим значительное влияние, относит биологические, именно они закладывают талант в личность ребенка и его развитие. Биологическими факторами являются в первую очередь наследственность, т.е. генетика, кроме этого, наличие рефлекторных, энергетических, морфологических и других факторов одаренности [6, с. 44]. В отношении среды как фактора развития одаренности исследователи определяет факторы, которые указывают на внешние условия в развитии одаренности. Все факторы делятся на две группы: макрофакторы – факторы макросреды и микрофакторы – факторы микросреды. Первая группа включает в себя уникальные особенности культурной и политической ситуации в стране, ее социально-политическое состояние. Ко второй группе Л.С. Валиуллина относит семейное положение, родственников, школу [8, с. 55].
Деятельность ребенка (игра, обучение, работа) также является важным фактором, определяющим одаренность. Кроме того, большое значение имеют и психологические механизмы деятельности ребенка и развития личности [6, с. 45].
Детские одаренные способности можно рассматривать как потенциал психического развития, соответствующий более поздним этапам жизни человека. Однако важно учитывать характеристики способностей детей по сравнению со способностями взрослых:
1. Одаренность человека в детстве часто служит проявлением возрастных моделей развития. В детстве появляются все новые предпосылки для развития способностей. Например, дети дошкольного возраста в основном имеют предрасположенность к изучению иностранных языков, а также высокий уровень любознательности, чрезмерную яркость фантазии и т. д. Для детей старшего подросткового возраста характерны различные формы поэтического и литературного творчества. Ребенок, который всегда кажется нам одаренным, не такой. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда приводит к ускоренному развитию определенных психических функций, специализации интересов и т. д. В своей форме он создает видимость одаренности (то есть «маски» одаренности, присущей обычному ребенку) [10, с. 55].
2. Изменение возраста, образование, развитие культурных норм поведения, тип семейного воспитания и т. д. Это факторы, из-за которых может произойти так называемое «исчезновение» признаков одаренности детей. Таким образом, чрезвычайно сложно определить меру устойчивости детских способностей, проявляемых конкретным ребенком в течение определенного периода жизни. Существуют также некоторые трудности с прогнозом последующего развития одаренного ребенка у одаренного взрослого [10, с. 57].
3. Формирование детских способностей также имеет некоторые нюансы в развитии. Эта уникальность заключается в нерегулярности психического развития ребенка. Таким образом, у ребенка с некоторыми исключительными способностями к определенным видам деятельности могут возникнуть проблемы с развитием письменной или устной речи. Это может быть связано с недостаточным развитием общего интеллекта ребенка. Можно сделать вывод, что одной из личностных характеристик ребенка можно считать одаренность, а другие - отставание в умственном развитии.
4. Проявление детских способностей легко спутать с обучением ребенка. Причина такой путаницы - результат более благоприятных условий жизни ребенка. Ни для кого не секрет, что ребенок из более благополучной семьи и семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда родители прилагают большие усилия в воспитании и развитии своих детей) будет демонстрировать лучшие результаты и успехи в определенных видах учебной деятельности; по сравнению с ребенком, для которого не созданы аналогичные благоприятные условия для обучения и развития [10], [13].
A. M. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую конструкцию одаренности, в которую он включает:
― доминирующая роль когнитивной мотивации;
― Исследовательская творческая деятельность, выражающаяся в открытии нового, подготовке и решении проблемы;
― возможности для поиска оригинальных решений;
― возможности прогнозирования и прогнозирования;
― способность устанавливать идеальные стандарты, обеспечивающие высокие этические, моральные и интеллектуальные оценки [22, с. 56].
Группа российских ученых (Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева и др.) следует отметить, что он различает одаренность по определенным критериям. Они обеспечивают классификацию одаренности в соответствии с этими критериями и различают ее качественный и количественный аспект [5, с. 75].
При анализе качественных критериев выделяют такие выдающиеся способности, которые связаны с психическими особенностями ребенка и способами их проявления в определенных видах деятельности. А при анализе количественных критериев одаренности выясняется степень проявления этих психических особенностей и способностей ребенка [25, с. 67].
Существуют следующие критерии для определения типов одаренности:
1 Тип деятельности и области психики, которые ее обеспечивают.
2 Степень формирования одаренности.
3 Формы проявления одаренности.
4 Широта проявлений способностей в различных видах деятельности.
5 Особенности возрастного развития [21, с. 55].
Таким образом, под «одаренностью» принято считать любая деятельность ребенка, отличающаяся от норм развития.
1.2 Индивидуально-психологические особенности одаренных школьников
Углубленные исследования, проводимые за последние года, дали почву для дифференцированного исследования понятия «одаренность».
В психологической науке принято выделять несколько разновидностей одаренности школьников (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Классификация видов одаренности
Рассмотрим каждый из них.
Общая умственная одаренность – это способность рассматривать, думать, сравнивать факты. Умственную одаренность связывают с высоким уровнем умственного развития (обычно, идет речь о высочайшем показателе коэффициента интеллекта IQ). Для измерения интеллектуальной одаренности употребляют разные варианты тестов, направленных на измерение интеллекта. Высокоразвитые возможности переработки информации дают возможность школьникам преуспевать в почти во всех областях знаний. Доскональное изложение разных теоретических подходов к исследованию интеллекта изложено в книге М.А. Прохладной [16, с. 45].
Специальная одаренность проявляется в различных аспектах жизни, науки, общества.
Например, академическая одаренность, которая проявляется в удачном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной.
К академически одаренным детям относят детей, имеющих хорошие отметки по всем учебным предметам (что порой отличительно для интеллектуалов). Для таких детей освоение общеобразовательной программки не составляет ни малейшего труда. Они владеют исключительной способностью к глубочайшему проникновению в разные учебные дисциплины и к одинаково удачному и углубленному исследованию абсолютно всех общеобразовательных предметов. Академически одаренные детки имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности. В нраве такого ребенка, обычно, находится собранность, высочайшая самодисциплина и требовательность к своим научным достижениям [25, с. 66].
Школьники с потенциальными признаками одаренности. Эта категория детей самая интересная, поскольку если преуспевающие в учебе дети легко выявляются учителями (по оценкам), то потенциально одаренные школьники скрыты и их возможности в общеобразовательной организации могут так не развиться.
Психомоторная одаренность - это необыкновенные спортивные возможности. Исследуется особо психология спорта. Существует целая сеть учебных заведений, развивающих эти возможности, спортивные образовательные организации и кружки, балетные студии и так далее Психомоторная одаренность получила повсеместное признание [7, с. 61].
Художественная одаренность поддерживается и развивается в специальных общеобразовательных организациях, кружках, студиях. Она предполагает высочайшие достижения по части художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские возможности. Школьники, обладающие художественной одаренностью, уделяют большое количество времени упражнениям, достижению мастерства в собственной области. Там остается не много способностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программках по общеобразовательным предметам, в осознании со стороны учителей и ровесников [7, с. 62].
Одаренными школьники могут демонстрировать высочайшие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения в математике либо иностранном языке, физике либо биологии и время от времени иметь маловажную успеваемость по иным предметам, которые воспринимаются ими не так просто. Выраженная избирательность устремлений в условной области делает свои проблемы в общеобразовательной организации. Родители и учителя посещают сердиты тем, что ребенок не обучается единообразно превосходно по абсолютно всем предметам, отрицаются признавать его одаренность и не пробуют отыскать способности для поддержки и развития специального дарования [18, с. 121].
Творческая одаренность проявляется в нетрадиционном видении мира и в нешаблонном мышлении. До сего времени длятся споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Одни исследователи считают, что творчество, креативность являются неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены раздельно от творческого компонента [7, с. 66].
Социальная одаренность проявляется в наличии коммуникативных качеств, позволяющих осуществлять общение в любой роли и ситуации. Социально одаренные школьники – прирожденные лидеры. Они с легкостью знакомься, никогда не стесняются выступать на публике. Имеют хорошо развитую интуицию, эмпатию. Такие дети способны к сочувствию и сопереживанию. Часто помогают другим.
Иные исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается способностью продуцировать. Выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью искрометно выполнять, использовать то, что уже сотворено.
Одаренный ребенок в классе - это ценный подарок и большая ответственность, он потребует от учителя мобилизации всех своих педагогических и человеческих качеств, четкой организации работы и творческого подхода к ситуации.
Одаренного ребенка ожидает особый педагогический подход, постоянный активный поиск, но в этом случае этот творческий интеллектуал, часто застенчивый и ярко выраженный индивидуализм, сможет успешно раскрыть свой потенциал в изучении иностранных языков.
Одаренные дети обладают следующими характеристиками:
1. Очень развитое чувство справедливости проявляется очень рано. Системы личных ценностей у одаренных детей очень широки.
2. Они остро воспринимают несправедливость народа. Они предъявляют высокие требования к себе и другим и живо реагируют на правду, справедливость, гармонию и природу.
3. Они не могут открыто культивировать реальность и фантазию [18, с. 121].
4. У него хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают диссонанс, игру слов, часто видят юмор там, где его не находят сверстники. Юмор может быть спасительной милостью и здоровым щитом для тонких душ, которым нужна защита от болезненных ударов, которым подвергаются менее чувствительные люди.
5. Одаренные дети постоянно пытаются решить проблемы, которые до сих пор были «им по зубам». С точки зрения их развития такие инициативы полезны.
6. Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, так как они могут вообразить множество опасных последствий.
7. Они чрезвычайно чувствительны к невысказанным проявлениям эмоций в своем окружении и очень чувствительны к тихому напряжению, возникающему вокруг них [4], [7].
Одаренные школьники различны по характеру и поведению: одни очень живы, даже время от времени просто дерзкие, и есть тихони, еле слышно произносящие ответ на трудные задачки. Очень очаровательные, прелестные и неудобные, и застенчивые. Большинство их них проявляют интерес к математике, многие рано начинают увлекаться биологией, химией, астрономией, физикой. Но это то, что объединяет одаренных школьников и дозволяет выделить из всей массы сверстников. Зная данные особенности можно выстроить образовательный процесс и создать благоприятные условия для обучения и многостороннего развития одаренного школьника в общеобразовательной организации [12, с. 77].
Обладание одаренностью современная психолого-педагогическая наука рассматривает в качестве некоего отклонения от нормы (девиации), другими словами, ребенок – носитель одаренности имеет в большинстве случаев ряд характеризующих отклонений, из-за которых возникают различного рода затруднения в процессе обучения.
Проведем небольшое исследование ряда проблем, созданных при наличии одаренности, которые являются в качестве обратной стороны всех положительных свойств интересной, формирующейся личности.
К первой группе реальных и актуальных проблем отнесены те, что возникают при неблагоприятных аспектах в поведении одаренных детей, в число которых Л.Н. Вахрушева относит:
− концентрация на собственных интересах и чувствах;
− не умение (не желание) понять иное мнение, тем более, когда оно не интересно с точки зрения интеллектуала;
− неприязненное отношение к школьной деятельности, когда программы обучения для ребенка неинтересны, слабы, скучны;
− наличие физического отставания и не соответствие развитию сверстников вследствие своих интеллектуальных увлечений;
− недостаточная культура вербального общения (прерывает собеседника и заканчивают за него мысли, поправляет речь собеседника и др.);
− считает себя и свое мнение правым, идет на конфронтацию – компромиссы ему не свойственны;
− в группе ребят он должен быть всегда и во всем только на правах лидера [26, с. 78].
Одаренному ребенку скучно в условиях рутинных тренировок, кропотливая повседневная деятельность вызывает быстрое угасание интереса. Такой ребенок может потеряться в качестве ученика, если не предложить одаренному ребенку задачи повышенной сложности, проблемные и творческие [21, с. 56].
Следовательно, учителю необходимо индивидуализировать подход к таким детям, чтобы мотивация учения строилась на творческом стремлении к новым открытиям. Поэтому важно разработать нетрадиционные программы, которые могут помочь раскрыть потенциал ребенка. Одаренные дети легко усваивают новый материал, они активны, отличаются творческим подходом, проявляют стремление к самостоятельным исследованиям.
1.3 Формы и методы работы педагога с одаренными школьниками
Методы и формы работы педагога с одаренными школьниками могут быть разделены на урочные и внеурочные.
Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. Формы и методы на уроке должны быть разнообразными и ориентированными на дифференциацию и индивидуализацию работы. Должны быть широко распространены формы групповой работы, различные творческие задания, вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
В урочной деятельности используются виды деятельности:
проблемно-развивающее обучение;
работа в малых группах; работа в парах,
разноуровневые задания;
проектно-исследовательская деятельность;
игровые технологии (деловые игры и путешествия);
информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);
модульная технология обучения;
задания творческого и нестандартного характера [1, с 43].
Среди внеурочных форм работы с одаренными школьниками можно выделить:
групповые занятия с одаренными учащимися (элективный курс, факультативный курс, спецкурсы по углубленному изучению предметов школьной программы, организация кружковой работы);
консультирование по возникшей проблеме;
предметные олимпиады;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины; фестивали, спортивные соревнования;
работа по индивидуальным планам;
организация экскурсий, выходов в театр, музеи;
организация погружения в предметы по профилям (в каникулярное время);
организация предметных выставок, вечеров и праздников;
создание школьного театра. Выпуск стенгазет [5, с. 55].
Обучение одаренных школьников в общеобразовательной школе может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (выделение групп учащихся по группе способностей, организация индивидуального учебного плана, обучение по индивидуальным программам).
Работа по индивидуальному плану и создание индивидуальных образовательных программ включает использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получить адресную информационную поддержку, исходя из его потребностей.
Индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей одаренного ребенка. При построении индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, входящих в учебный план [11, с. 56].
Реализация личностно ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития учащегося как субъекта творческой деятельности в условиях введения ФГОС приобретает важное значение.
Рассмотрим методы работы с одаренными учащимися на уроке.
Проблемный метод. Обучение, в основе которого лежит проблемный метод, носит название проблемного обучения. Проблемное обучение – это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения [20, с. 66].
Поисковый метод – один из активных методов обучения, требующий от учащихся самостоятельного разрешения поставленной задачи. Поисковый метод обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.
Выделяются следующие типы поисковой учебной деятельности:
– исследовательская, теоретически-познавательная или учебное исследование;
Фрагмент для ознакомления
3
Алексеева, Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н.В. Алексеева. – Волгоград : Учитель, 2011. – 182 с.
Афанасьева, Т.А. – Нестандартные дети. Воспитание школьников, 2001. – № 8 – с.8–10.
Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. уч. заведений. / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина; под ред. Лейтеса Н.С. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Фолио-Плюс, 2001 – 336 с.
Блинова, В.Л. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие / В.Л. Блинова, Л.Ф. Блинова. – Казань.: Издательство ТГГПУ, 2010. – 56 с.
Богоявленская, Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская — М.: Московский институт открытого образования, 2005 — 176 с.
Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 1997.
Грабовский, А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности / А.И. Грабовский // Педагогика. — М.: Академия 2013. — № 8.
Грушецкая, И.Н. Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития / И.Н. Грушецкая, О.С. Щербинина // ПНиО. - 2018. -№5(35). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-odarennyh-shkolnikov-s-mikrosotsiumom-kak-uslovie-ih-sotsialnogo-razvitiya (дата обращения: 05.01.2023).
Доровской, А.И. В классе – одаренные дети: как с ними работать / А.И. Доровской // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 202– 211.
Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарѐнности. / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012.
Крущельницкая, О.Б. Одаренный школьник в глазах сверстников и педагогов. / О.Б. Крущельницкая // Образование, 2001 – № 4. – С. 66–70.
Курасов, Н. В. Изучение понятия одаренности в рамках психолого-педагогического знания / Н. В. Курасов, И. А. Ледовских, Н. А. Ручкова // Интеграция образования. 2021. - Т. 19. - № 3. - С. 52-58.
Лебедева, Л.Д. Проблемы одаренности. / Л.Д. Лебедева // Образование. – № 1; 2000. – с. 97–118.
Мешкова, Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально-психологический аспект [Электронный ресурс] / Н.В. Мешкова // Современная зарубежная психология. - 2015. - Т.4. - №1. -С.26-44. - URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2015/ n1/76175.shtml (дата обращения: 04.01.2023).
Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 460 с.
Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 115 с.
Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина / Под ред. Н.С. Лейтеса. / 2–е изд. переработ. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Савенков, А.И. Детская одаренность и школьное обучение / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 1999. – № 12. – С. 121–123.
Савенков, А.И. Одаренные дети в обычной школе / А.И. Савенков, Н. Беляева // Народное образование. – № 9. – 1999. – С. 121–131.
Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос»,1999. - 272с.
Степанов, В.Г. Психология одаренности детей и подростков / В.Г. Степанов // Вопросы психологии. — М.: «Академия», 2013. — № 3. – С. 55-59
Щебланова, Е. И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова. - М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008–212 с.
Штерн, В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997. – 128 с. – 3–11 с.
Холодная, М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей / М.А. Холодная // Одаренность: рабочая концепция. – М., 2002. – 163 с.
Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М., 2010.
Щебланова, Е.И. Трудности в учении одаренности школьников / Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. — М.: Владос, 2014. — № 3.