Фрагмент для ознакомления
2
Развитие российского экономического потенциала, а также уникальное геополитическое и географическое положение России – это фундаментальные факторы, обуславливающие необходимость экономического развития предприятий морского транспорта в целом, и стивидорных компаний в частности.
В настоящее время обозначилась необходимость удовлетворения потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования и развития инновационной инфраструктуры морских портов.
На сегодняшний день, можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед морскими портами Российской Федерации:
- увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры;
- обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта;
- создание условий, повышающих конкурентноспособность отечественных морских портов.
В данной работе рассматриваются некоторые пути решения отмеченных задач на примере заданной стивидорной компании.
Проведенный анализ текущего состояния транспортного обслуживания в морских терминалах говорит о перспективности развития и наличия потребности в повышении эффективности портовой хозяйственной деятельности.
Анализ объемов грузовой переработки во многих морских портах РФ говорит о растущей потребности в контейнерных перевозках.
С учетом современных реалий степень проработанности данной тематики явно недостаточна для претворения в жизнь уже запланированной Стратегии развития транспорта до 2030 г.
В этой связи актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.
Цель данной работы заключается в изучении вопроса рационального использования ресурсов стивидорной компании при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Предметом исследования данной работы является условная стивидорная компания.
Объект исследования – транспортное обслуживание в морских портах и пути повышения его экономической эффективности.
В процессе достижения поставленной цели нами были последовательно решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы оценки экономической эффективности транспортного обслуживания в морских портах;
- выполнен анализ основных подходов и методов к оценке экономической эффективности транспортного обслуживания;
- проведены необходимые технико-экономические расчеты в заданных условиях работы стивидорной компании.
При проведении исследования в данной работе были использованы следующие методы:
- анализ литературы;
- анализ источников глобальной сети Интернет;
- теоретический анализ и синтез.
Транспортное обслуживание является одним из основных видов деятельности любого морского терминала.
Для оценки экономической эффективности транспортного обслуживания можно применить следующую систему показателей.
1. Выполнение погрузо-разгрузочных работ. Показатели:
1.1. Интенсивность обработки транспортных средств
1.2. Скорость обработки транспортных средств
1.3. Надежность и регулярность выполнения перегрузочных работ
2. Уровень сохранности груза в порту
3. Оформление документов, касающихся прихода-отхода судов, приема и отправки грузов, таможенных формальностей.
4. Уровень претензий.
5. Эффективность взаимодействия со смежными видами транспорта.
6. Квалификация персонала.
Морской порт (МП) является важнейшим хозяйствующим субъектом транспортной системы страны.
Морские порты являются ключевым звеном транспортной системы РФ и представляют собой крупный транспортный узел с комплексом сооружений и устройств. Основные функции МП заключаются в следующем:
- обеспечение необходимых условий для надлежащей стоянки судов;
- обеспечение быстрой и удобной обработки грузов и их хранение, подготовка и комплектация;
- обслуживание находящихся в порту судов.
Рассмотрим особенности функционирования операторов морских терминалов, как одной из составляющих транспортной системы России.
Современные морские терминалы отличаются наличием сложных перегрузочных комплексов и достаточно развитой инфраструктурой.
Осуществление сложных производственно-технологических процессов с использованием высокомеханизированной или автоматизированной обработки транспортных средств (судов, вагонов, автомобилей) является повседневной деятельностью современных предприятий данного типа.
В настоящее время экономическая деятельность современных портов, настолько диверсифицирована, что зачастую они трансформируются в центры международной торговли.
В современном мире условия хозяйствования меняются очень быстро. Каждый вид транспорта, который проходит грузовую обработку в современных морских терминалах постоянно модернизируется и совершенствуется. Это дает определенный толчок к технологическому развитию и совершенствованию эксплуатационной деятельности морских портов.
Обязательным условием эффективного функционирования порта, как предприятия морского транспорта, является поддержание портовых сооружений в работоспособном состоянии в условиях непрерывной эксплуатации.
Отметим, что грузооборот растет - не только за счет увеличения транспортировки традиционных грузов, таких как нефть, железная руда, зерно, уголь, минеральные удобрения, природный газ и другие, но и за счет появления новых, таких как: сжиженные газы, нефтепродукты, химические и контейнерные грузы.
В настоящее время в мире насчитывается значительное число морских терминалов: Европа – 573 порта, Северная Америка – 302, Южная Америка – 103, Юго-Восточная Азия и Австралия – 322, Ближний Восток – 97, Африка – 131, Страны СНГ и Балтии – 26, Россия – 44 порта.
В Российской Федерации в настоящее время имеется 44 морских грузовых терминалов.
Отметим, что произошедшие экономические перемены вызвали увеличение размеров судов. Данное обстоятельство, в свою очередь, вызвало необходимость ускоренной модернизации и строительства новых глубоководных причалов на морских терминалах нашей страны.
В 2012 на совещании членов Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации была принята «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года», далее «Стратегия».
Целью данной «Стратегии» является удовлетворении потребностей российской экономики, внешней торговли и населения, прежде всего в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним. Отличительной особенностью данной стратегии от всех предыдущих программ развития морской портовой инфраструктуры РФ является комплексный и системный подход, основанный на инновациях и современных технологиях.
Морской терминал обеспечивает и реализует:
- комплекс административных и коммерческих функций, связанных с перемещением товаров внешней и внутренней торговли с сухопутных видов транспорта на морские суда, и обратно;
- обслуживание пассажиров, морских судов и других транспортных средств, обеспечением экономической, экологической и других видов безопасности государства, включая безопасность морского торгового мореплавания.
В свою очередь морской терминал - это сложная система, которая характеризуется следующими особенностями:
1. Многообразие структуры элементов, таких как терминалы, хозяйства, участки, службы и т.д.
2. Многосвязность элементов - производственная и экономическая системы терминала, характеризуются множеством связей между элементами структуры.
3. Динамичность системы – производственно-экономическое состояние системы непрерывно изменяется, под воздействием множества внешних и внутренних воздействий.
4. Многокритериальность – влияние различных критериев, их оценка на характеристику системы в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ветренко Л.Д. Управление работой морского порта, ЗАО «Строка», СПб, 2000г.
2. Ветренко Л.Д., Ананьина В.З., Степанец А.В. Организация и технология перегрузочных процессов в морских портах.М., Транспорт, 1989г.