Фрагмент для ознакомления
2
По мнению Г. М. Дульнев, А. Р. Лурия и С. Я. Рубинштейна, под умственной отсталостью понимается стойкое и выраженное нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы [3].
В настоящее время выделяют несколько форм умственной отсталости, которые могут различаться по этиологии, патогенезу, клинико-психиатрическим симптомам, времени возникновения и течению заболевания. Тем не менее, по мнению В.В. Лебединского, имеются и общие черты. Из-за необратимого повреждения центральной нервной системы этот нерв объясняет общее и иерархическое нейроразвитие нервной системы. Разработка заняла два года, а затем была остановлена. В будущем проявятся дефекты физического и психического развития. Таким образом, умственная отсталость понимается как гетерогенное состояние с повторяющимися проявлениями, обусловленными врожденными и приобретенными причинами, а дефицит может усиливаться из-за отсутствия стимулирования роста [4].
По словам А.А. Ереминой, дети с легкой степенью умственной отсталости составляют 70–80% от общего числа. Они отстают в развитии от своих нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить и осваивают навыки самообслуживания. Эти дети могут быть неуклюжими, слабыми и часто больными. Более того, они не проявляют особого интереса к окружающему миру, им становится скучно исследовать вещи, они безразличны к процессам и явлениям, происходящим в природе и обществе. Дети дошкольного возраста имеют ограниченный активный словарный запас, используют односложные фразы и испытывают трудности с составлением связных предложений. Пассивный словарный запас также весьма ограничен. Отрицательные предложения, представляющие собой директивы, состоящие из нескольких слов, трудны для понимания [5].
По данным В. А. Лапшина, Б. П. Пузанова, дети с задержкой психического развития, уже достигшие школьного возраста, не способны поддерживать беседу, так как им трудно понимать вопросы, задаваемые собеседником. Если коррекционную работу не начать как можно раньше, то дети дошкольного возраста смогут только манипулировать предметами. Как отмечает А. А. Еремина, у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития может происходить бесцельное взаимодействие с игрушками, а к дошкольному возрасту у них начинают появляться игровые действия с предметами (например, трясти куклу, катать машинку). Однако эти действия не сопровождаются эмоциями или языком. У таких детей не развиваются ролевые игры, если не начать специальные коррекционные вмешательства [9].
Когда дети с задержкой психического развития начинают обучение в общеобразовательной школе, у них возникают трудности с изучением математики, русского языка и чтения, поэтому большинство из них учатся два года, но даже за это время не могут освоить учебную программу. Только после прохождения медицинского, психолого-педагогического обследования они переводятся в специальные образовательные учреждения. Дети с нарушениями интеллекта поступают в школу в возрасте 7–8 лет и обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе, учитывающей все недостатки развития. В этой школе он получил начальное образование в течение девяти лет [2].
Младшими школьниками считаются дети в возрасте от 6 до 10 лет, поскольку их физическое и психологическое состояние в этот период существенно меняется. Физическое развитие в возрасте от 6 до 10 лет можно разделить на определенные этапы, в течение которых наблюдаются различные характеристики и изменения. Например, начиная с 7 и заканчивая 9 годами, ребенок активно растет, завершается формирование костей таза, а также начинает активнее происходить процесс выработки коллагена [3].
У маленьких детей можно также наблюдать одну важную особенность: в возрасте 8–9 лет ходьба уже почти идеально отточена, но скорость и длина шага не связаны. Поэтому в этом возрасте необходимо совершенствовать двигательные навыки детей. У учащихся начальной школы наблюдается заметное увеличение мышечной массы. Сравнивая индексы мышечной массы у детей младшего школьного возраста и новорожденных, было отмечено увеличение на 30% [10].
Учащиеся начальной школы уже развили мелкие мышцы верхней части тела, поэтому их моторика рук становится гораздо более точной и совершенной. К 7–8 годам мышцы тела ребенка претерпевают заметную перестройку. Поэтому в этот период конечности ребенка двигаются более координированно. Функциональное созревание мышц можно наблюдать по повышению их возбудимости. Скорость, с которой стимуляция передается от нервных окончаний к мышцам, намного выше, что приводит к заметному и значительному увеличению частоты сокращений [8].
По мере физического развития детей к 8 годам у них начинают наблюдаться улучшения в рецепторном аппарате суставов. Его походка координирована, как у взрослого, и у него больше нет «дополнительных движений тела», наблюдаемых у детей 5–6 лет. Мелкая моторика рук и координация движений начинают совершенствоваться по достижении ребенком 6–7 лет. Поэтому в этот период у детей младшего школьного возраста совершенствуются навыки письма, игры на музыкальных инструментах, им легче работать ручками и выполнять небольшие задания с подручными предметами [9].
У детей с задержкой психического развития, обусловленной умственной отсталостью, сопутствующими заболеваниями, вторичными нарушениями, особенностями психической и эмоционально-волевой сферы, можно наблюдать, как все это сказывается на физическом развитии, двигательных навыках, обучаемости и приспособляемости к физическим нагрузкам. Дети с легкой степенью умственной отсталости, обусловленной недоразвитием психомоторики, отличаются замедленным моторным развитием, непродуктивными движениями, беспокойны и трудны в общении. Двигательная активность этих детей слабая, угловатая и не очень плавная. Ребенок не может выполнять тонкие движения руками, манипулировать предметами, жестикулировать, у него также нарушена мимика [9].
Далее мы сравним развитие детей с нарушениями интеллекта и детей, которые развиваются нормально. Нарушения физического развития, наблюдаемые у детей с задержкой психического развития: может наблюдаться задержка набора веса; задержка роста всего тела; нарушена осанка; стопы развиваются с определенными нарушениями; грудная клетка развивается с нарушениями, ее окружность уменьшается; может возникнуть паралич верхних конечностей; может возникнуть паралич ног; жизнеспособность легких отстает от нормальных показателей; имеются различные деформации черепа; дисплазия; возможно наличие аномалии в лицевой кости [6].
Нарушение развития двигательных навыков: координация; точность движений в пространстве; координация при двигательной активности; ритм двигательной активности; дифференциация мышечных усилий; чувство направления в пространстве; точное движение во времени; баланс; развитие физических характеристик отстает от таковых у нормально развивающихся сверстников; снижение силы основных групп мышц рук, ног, спины и живота на 15–30 %; скорость реакции, частота движений рук и ног, скорость одиночных движений снижаются на 10-15%; выносливость развивается путем повторения быстрых динамических действий [7].
Нарушения, наблюдаемые в основных двигательных действиях: неточные пространственные и временные движения; серьёзные ошибки возникают при дифференцировке мышц; отсутствие ловкости и плавности движений; чрезмерно ограниченные и напряженные движения; ограниченный диапазон движений, таких как ходьба, бег, прыжки и метания. Более высокие уровни адаптации могут иметь недостатки, требующие определенных характеристик в спортивной деятельности [8].
В результате снижается эффективность трудовых процессов во всех видах деятельности, отсутствует четкость выраженности действий, нарушается координация при выполнении сложных действий, отсутствует целесообразность построенных действий, возникают трудности в выполнении двигательных действий и их обоснованность возникает. Описание было пересмотрено. Физическое развитие детей с умственной отсталостью задерживается, поэтому при адаптации к физической нагрузке наблюдается как ее недостаток, так и поражение центральной нервной системы. Если физическая активность или физическая активность ограничено, естественное развитие детей с ограниченными интеллектуальными возможностями тормозится. Организм реагирует отрицательно. В результате сердце становится слабым, неспособным противостоять болезни. Из-за гипокинезии наблюдается избыточный вес и ожирение, что отрицательно влияет на активность двигательной сферы [9].
Для того чтобы дети с задержкой психического развития могли улучшить свое здоровье, подготовиться к общественной жизни, скорректировать нарушения двигательного и физического развития, регулярно заниматься физическими упражнениями, а также развить необходимые двигательные навыки и умения, необходимо комплексное воздействие на учащихся, что может быть достигнуто с помощью помощь физического воспитания в системе коррекционного образования и воспитания. Этим детям требуется значительная поддержка со стороны взрослых, и такой подход необходим [5].
В современных школах специального образования в каждом классе учатся совершенно разные дети. То есть группа неоднородна и имеются существенные различия в психофизических характеристиках студентов. В школах для детей с нарушениями интеллекта обучаются дети с умственной отсталостью различной степени тяжести. Сравнение детей с умственной отсталостью, имеющих схожие клинические признаки, выявляет различия в двигательных нарушениях и физическом развитии. Из-за повреждения коры головного мозга эти дети, как правило, не способны выполнять простые движения. В более сложных случаях двигательных нарушений может поражаться двигательный анализатор, а также могут поражаться и другие системы, а также может повреждаться речедвигательный анализатор [10].
По данным Д. Забрамной, Е. М. Мастюковой и М. С. Певзнер, дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития характеризуются быстрой истощаемостью нервной системы, повышенной утомляемостью, снижением работоспособности и уменьшением выносливости, особенно при монотонной работе [3].
По мнению С. Черника, степень умственной отсталости – это степень развития физических качеств. Например, если рассматривать развитие выносливости, то дети с легкой умственной отсталостью показывают результаты на 11% ниже, чем их 20-летние дети. старшие сверстники, которые развиваются нормально. Умеренная умственная отсталость У лиц с тяжелой умственной отсталостью результаты были на 27% ниже, а у лиц с тяжелой умственной отсталостью результаты были примерно на 40% ниже. При сравнении развития силы были получены примерно схожие данные, однако следует отметить, что лица с более высоким уровнем физического развития по силе достоверно не отличались от здоровых подростков того же возраста. Показатели развития скоростных качеств существенно различались, но наиболее выраженными были во времени двигательной реакции [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатова А.А. Врачебный контроль в лечебной физической культуре и адаптивной физической культуре: учебное пособие / А.А. Акатова, Т.В. Абызова. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. - 102 c.
2. Горская И.Ю. Координационная подготовка спортсменов: монография / И.Ю. Горская, И.В. Аверьянов, А.М. Кондаков. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2015. - 220 c.
3. Горская И.Ю. Развитие и совершенствование координационных способностей спортсменов с учетом уровня квалификации и индивидуальнотипологических особенностей: методические рекомендации / И.Ю. Горская, И.В. Аверьянов, А.М. Кондаков. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014. - 79 c.
4. Евсеева О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев. - М.: Издательство «Спорт», 2016. - 384 c.
5. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С.П. Евсеев. - М.: Издательство «Спорт», 2016. - 616 c.
6. Здоровьесберегающие технологии в системе профессионального образования: практикум. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. - 95 c.
7. Исаев, Д.Н., Колосова, Т.А. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков: Учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов. – СПб.: КАРО, 2012. – 176 с. – (Серия «Специальная педагогика»
8. Лях В.И. Развитие координационных способностей у дошкольников / В.И. Лях. - М.: Издательство «Спорт», 2016. - 128 c.
9. Московкина А.Г. Клиника интеллектуальных нарушений: учебное пособие / А.Г. Московкина, Т.М. Уманская. - М.: Прометей, 2013. - 246 c.
10. Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: Моногр. / В.Г. Никитушкин. - М.: физ. культура, 2010. - 230 с.
11. Николаенко Я.Н. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов / Я.Н. Николаенко, Колосова Т.А. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2013. - 88 c.
12. Парыгина О.В. Координационные способности студентов при выполнении физических упражнений: методические рекомендации / О.В. Парыгина. - М. Московская государственная академия водного транспорта, 2017. - 38 c.
13. Ростомашвили Л.Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учебное пособие / Л.Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2015. - 164 c.
14. Сапожникова О.В. Фитнес: учебное пособие / О.В. Сапожникова. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 144 c.
15. Токарская Л.В. Особенности преподавания физической культуры детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: учебное пособие / Л.В. Токарская, Н.А. Дубровина, Н.Н. Бабийчук. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 192 c.
16. Харченко Л.В. Теория и методика адаптивной физической культуры для лиц с сенсорными нарушениями: учебное пособие / Л.В. Харченко, Т.В. Синельникова, В.Г. Турманидзе. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016. - 112 c.
17. Цикото Г.В. Проблемные дети. Развитие и коррекция в предметнопрактической деятельности / Г.В. Цикото. - М.: ПАРАДИГМА, 2014. - 193 c.
18. Попова Н.П. Анатомия центральной нервной системы: учебное пособие для вузов / Н.П. Попова, О.О. Якименко. – М.: Академический Проект, 2015. – 112 c.
19. Ошанина А.С. Функциональная анатомия центральной нервной системы, желез внутренней секреции и сенсорной системы: учебное пособие для вузов / А.С. Ошанина. – М.: Академический Проект, 2015. – 597 c.
20. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учебник для институтов физической культуры / М.Ф. Иваницкий. – М. : Издательство «Спорт», Человек, 2016. – 624 c.