Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Взаимооценивание при обучении монологической речи на иностранном языке…………………………………………………………
6
1.1. Взаимооценивание как метод обучения и его сущность…………….. 6
1.2. Монологическая речь как вид речевой деятельности………………. 11
1.3. Особенности обучения монологической речи на иностранном языке студентов вуза……………………………………………………….
14
ГЛАВА 2. Практические аспекты применения взаимооценивания на занятиях по английскому языку …………………………………………..
19
2.1. Роль и специфика взаимооценивания как элемента формирующего оценивания …………………………………………………………………
19
2.2. Приемы взаимооценивания и рекомендации по их применению при обучении студентов монологической речи на английском языке………
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Применение техник формирующего оценивания в последнее время стало неотъемлемой частью учебного процесса по иностранному языку на всех этапах и уровнях обучения. Данное обстоятельство вызвано не только потребностью разрабатывать новые методы оценивания, позволяющие уйти от традиционных форм контроля, вызывающих у учащихся негативные эмоциональные состояния и, вследствие этого, снижающих мотивацию к изучению иностранного языка [1; 24; 25; 26 и др.]., но и необходимостью дополнительных средств развития у обучающихся так называемых soft skills (гибких навыков), а также способности к рефлексии и самооценке [3; 22; 28; 31 и др.].
Интерес к формирующему оцениванию как особому методическому приему возник в 90-х годах ХХ века после того, как были опубликованы результаты исследования «Inside the Black Box: Raising standards through classroom assessment» [29], представившие потенциал данного вида оценивания с точки зрения повышения качества обучения. В настоящее время одной из наиболее перспективных техник формирующего оценивания, привлекающих внимание современных исследователей [3; 8 и др.]., считается взаимооценивание, которое наряду с самооцениванием помогает студентам объективно воспринимать свои достижения и достижения своих сверстников, анализировать свои и чужие ошибки и находить оптимальные способы для решения учебных задач, а также влияет на «самооценивание, саморазвитие, рефлексию, качество образования и жизни обучающихся.» [3].
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью изучения эффективности использования техники взаимооценивания для развития сложных коммуникативных навыков, в частности, навыков монологической речи, требующей выражения мыслей средствами иностранного языка, соответствия языковым нормам изучаемого языка, а также умения выражать свои мысли последовательно и логично. Несмотря на растущий интерес к технике взаимооценивания, ее применение в процессе обучения монологической речи на иностранном (английском) языке представляется недостаточно изученным, в частности в рамках обучения монологической речи студентов высшего учебного заведения, коммуникативные задачи которых как правило профессионально ориентированы и основаны на полученных ранее базовых знаниях, способствующих эффективному использованию иностранного языка для решения коммуникативных задач в профессиональной и бытовой сферах.
Степень теоретической разработанности проблемы. Обучение монологической речи рассматривается в работах Багровой А.Я., Дроздовой Т.Н., Миролюбова А.А., Солововой Е.М., Филатова В.М. и др. Взаимооценивание и его применение при обучении иностранному языку описывается в работах Стогниевой О.Н., Вилковой Л.В., Кохаевой Е.Н., Пинской М.А., Чернышевой С.А. и др.
Таким образом, целью данного исследования является изучить особенности и оценить эффективность применения техники взаимооценивания в процессе формирования навыков монологической речи у студентов высшего учебного заведения.
Для достижения данной цели в ходе исследования ставились следующие задачи:
1.Изучить научную литературу и методические материалы по теме исследования.
2.Раскрыть сущность техники взаимооценивания;
3.Рассмотреть особенности монологической речи как вида речевой деятельности и механизм формирования соответствующих навыков с учетом специфики обучения иностранному языку в вузе;
4.Определить формы взаимооценивания и рассмотреть способы применения при обучении монологической речи на занятиях иностранного (английского) языка в вузе;
5.Проанализировать эффективность практического применения взаимооценивания при обучении иностранному (английскому) языку студентов вуза.
Объектом нашего исследования является техника взаимооценивания и ее применение при обучении иностранному (английскому) языку
Предмет исследования: эффективность использования техники взаимооценивания при обучении монологической речи на иностранном (английском) языке студентов вуза.
Гипотеза исследования – использование техники взаимооценивания в ходе обучения монологической речи на английском языке не только позволяет улучшить языковые компетенции студентов, но может также способствовать общему развитию и сформировать у учащихся такие важные навыки, как критическое мышление, рефлексия и самооценка. Результатом положительного влияния данных факторов может стать успешное формирование коммуникативной компетенции, выражающееся в повышении уверенности и логичности высказываний на английском языке.
Методы исследования: теоретико-аналитический (анализ методической литературы), общедидактический (анализ учебной литературы), экспериментальный (практические занятия с применением взаимооценивания), описание, обобщение.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введении отображена актуальность темы, цель и задачи работы, определены объект, предмет, а также обозначена гипотеза исследования. В первой главе раскрываются основные теоретические положения, касающиеся техники взаимооценивания как элемента формирующего оценивания и ее применения при обучении монологической речи на иностранном языке. Во второй главе проводится анализ эффективности применения существующих приемов взаимооценивания на занятиях по английскому языку в высшем учебном заведении. В заключении подводятся итоги и формулируются выводы исследования.
ГЛАВА 1. Взаимооценивание при обучении монологической речи на иностранном языке
1.1.Взаимооценивание как метод обучения и его сущность
Оценивание результатов обучения является одним из обязательных аспектов учебного процесса, позволяющих соотнести реальные достижения учащихся с планируемыми целями или требованиями, обозначенными как необходимые для достижения на определенном этапе. Независимо от выбранной формы и способов контроля, оценивание призвано выполнять констатирующую (информационную), контролирующую и регулирующую функции [24, с. 8], что в результате не только позволяет проследить степень успешности обучения, но и формирует потребность к расширению знаний по предмету и совершенствованию сформированных компетенций.
Традиционные способы оценки, такие как тестовая оценочная и балльно-рейтинговая системы, в настоящее время не выполняют обозначенных задач в полной мере, поскольку учащиеся склонны удовлетворяться материальным выражением оценивания (отметкой) и не соотносят свои результаты с поставленными задачами, параметрами и требованиями. Вследствие этого оценивание воспринимается как однонаправленный процесс, который подвержен «авторитарности роли преподавателя» [8] и «преподавательскому субъективизму», в результате чего наблюдается «несоответствие способа оценки задачам личностно-ориентированного обучения и развития личности студента в целом», а также «подмена процесса оценивания результатом (оценкой)» [25]. Вместе с тем, активная позиция обучающихся необходима как для повышения уровня обученности, так и для развития умения критически мыслить, принимать обоснованные решения и нести за них ответственность, адекватно оценивать сильные и слабые стороны (свои и окружающих), поэтому в последнее время большое значение приобретают различные формы формирующего (формативного) оценивания, в большей степени ориентированного на осознанное участие учащихся в процессе обучения [1; 3; 5; 9; 10; 15; 18; 19; 28; 29; 31; 33; 37; 39; 42].
Одной из наиболее часто применяемых в последнее время техник формирующего оценивания является взаимооценивание (в английской терминологии – peer assessment или peer review), которое рассматривается и как метод обучения, и как средство текущего или промежуточного контроля и определяется в методике как «оценивание равными» [8; 31; 33; 40 и др.], т.е. «подразумевает оценивание в паре «обучающийся-обучающийся» по заданным критериям» [3] и включает в себя как собственно оценивание, так и наличие обоснования оценки в виде комментариев к ней [22]. Структура оценивания в данном случае включает в себя два компонента – кoгнитивный, отражающий знания о себе и окружающем мире, и эмоциональный, выражающий отношение учащегося к себе и к окружающим «как меру удовлетворенности или неудовлетворенности собой (другими)» [11].
Как отмечает О.Н.Стогниева, применение техники взаимооценивания позволяет улучшить процесс обучения в следующих аспектах:
1.Повышение уровня ответственности студентов – стремление к объективному справедливому оцениванию и необходимость аргументации при высказывании суждений о работах своих сверстников обуславливает необходимость внимательного изучения параметров оценивания и тщательной проработки изучаемого материала.
Развитие таких системных компетенций как системное мышление (способность видеть и понимать взаимосвязи между компонентами внутри системы, а также прослеживать влияние отдельных компонентов на целостность и эффективность работы всей системы), аналитические навыки (умение формулировать цели и задачи, анализировать и решать сложные проблемные ситуации, выявлять причины и следствия и т.д.), коммуникативные навыки и навыки сотрудничества (умение эффективно взаимодействовать с другими участниками коммуникации,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аксенова Т.Н. Технологии и методики формирующего оценивания, учебных действий //Актуальные задачи педагогики: материалы международная научная конференция, Чита, декабрь 2011 г./ Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 94-100.
2.Багрова А.Я. Формирование навыков и умений монологического высказывания в средней школе – основа обучения коммуникативной компетенции на иностранном языке // Вестник Московской международной академии. 2017. №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-i-umeniy-monologicheskogo-vyskazyvaniya-v-sredney-shkole-osnova-obucheniya-kommunikativnoy-kompetentsii-na (дата обращения: 31.01.2025).
3.Вилкова Л.В. Взаимооценивание как фактор повышения качества учебных достижений обучающихся // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. №2. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/32PDMN219.pdf (дата обращения: 31.01.2025).
4.Дроздова Т.В. Особенности обучения студентов монологическому высказыванию на иностранном языке в вузе // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-studentov-monologicheskomu-vyskazyvaniyu-na-inostrannom-yazyke-v-vuze (дата обращения: 31.01.2025).
5.Землянская Е. Н. Формирующее оценивание (оценка для обучения) образовательных достижений обучающихся // Современная зарубежная психология. – 2016. – № 3. – С. 50–58.
6.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе "...— М.: Просвещение, 1991. — 222 с. – URL: https://psychlib.ru/mgppu/ZPo-1991/ZPo-223.htm (дата обращения: 31.01.2025).
7.Кифа Л.Л., Тихонова Л.П., Мироненко С.Н. Диагностика учебной мотивации школьников в процессе обучения технологии // Вестник Череповецкого государственного университета 2019 №3 С. 152 – 158. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-uchebnoy-motivatsii-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya-tehnologii (дата обращения: 31.01.2025).
8.Коровина И.В., Константинова Д.В., Сафонкина О.С. Использование метода "peer review" для контроля и оценки языковых знаний // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2019. №3 (43). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-peer-review-dlya-kontrolya-i-otsenki-yazykovyh-znaniy (дата обращения: 30.01.2025).
9.Кохаева Е.Н. Формативное (формирующее) оценивание: методическое пособие /Е.Н. Кохаева. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014. – 66 с.
10.Логвина И. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника: пособие для учителя / И. Логвина, Л. Рождественская. – NarvaKolledz, 2012. – 48 с.
11.Малакуцкая С. М., Яковлева Л. В. Самооценка как ключевой компонент самосознания личности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. №21-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-kak-klyuchevoy-komponent-samosoznaniya-lichnosti (дата обращения: 03.02.2025).
12.Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе : учеб. пособие для студентов пед. колледжей / Рос. акад. образования. Юж. отд-ние, Образоват. центр "Анион. Филатов-центр" ; [В. М. Филатов и др.] ; Под ред. В. М. Филатова; Ростов н/Д. : АНИОН, 2004. - 414 с.
13.Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А. А. Миролюбова. — Обнинск: Титул, 2010.— 464 с.
14.Никулина Л.М. Устная речь монологического типа как один из основных аспектов при обучении иностранному языку в вузе – URL: https://sgugit.ru/upload/science-and-innovations/conference-ssga/international-scientific-methodical-conference-actual-problems-of-education/collections-of-materials-nmk-2022/part2/023-025.pdf (дата обращения: 03.02.2025).
15.Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: Учеб.пособие. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
16.Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [сайт] – URL: https://fgosvo.ru/ /fgosvo/index/24 (дата обращения: 03.02.2025).
17.Рогова Г.В,. Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе - М.: Просвещение, 1991. — 287 с. – URL: https://sheba.spb.ru/shkola/metodika-english-1991.htm (дата обращения: 03.02.2025).
18.Сизых Н.В. Технология формирующего оценивания в современном уроке английского языка // Реализация компетентностного подхода в образовании: материалы ХIII региональной научно-практической конференции. – Братск: БЦБК ФГБОУ ВО «БрГУ», 2023. С. 29-34 – URL: http://brcbk.ru/docs/metodich-ukazaniya/conf/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8%2010.01.2023.pdf (дата обращения: 03.02.2025).
19.Суслова О.В., Белокаменцева А.П. Формирующее оценивание: ключевые особенности и опыт применения в обучении английскому языку // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2019. №4 (35). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-klyuchevye-osobennosti-i-opyt-primeneniya-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku. (дата обращения: 03.02.2025).
20.Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. М.: АСТ: Астрель, 2010. 238 с.
21.Стандарты // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [сайт] – URL: https://www.hse.ru/standards/standard (дата обращения: 03.02.2025).
22.Стогниева Ольга Николаевна Использование практик взаимооценивания в курсе «Академическое письмо» на английском языке // Педагогика и психология образования. 2024. №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-praktik-vzaimootsenivaniya-v-kurse-akademicheskoe-pismo-na-angliyskom-yazyke (дата обращения: 03.02.2025).
23.Тарасенко В. В. Обучение иноязычной профессионально ориентированной монологической речи студентов исторического факультета. Автореферат дисс. канд. пед. наук, 2008 – URL: http://pp-obr.ru/wp-content/uploads/2024/07/2024-2-48.pdf (дата обращения: 03.02.2025).
24.Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие/ И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. – Самара, 2007.
25.Чернышева, С. А. Возможности самооценки и взаимооценки знаний студентов на уроках технологии в педагогическом колледже / С. А. Чернышева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 247-250. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6512/ (дата обращения: 03.02.2025).
26.Шакиров, Р. Х., Буркитова, А.А., Дудкина, О.И. Оценивание учебных достижений учащихся: Методическое руководство / Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.
27.Шепетовский, Д. В. Обучение студентов начального уровня монологической презентационной речи на английском языке // Молодой ученый. — 2010. — № 3 (14). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/14/1318/ (дата обращения: 31.01.2025).
28.Benjamin Zoe Easy To Use Formative Assessment Examples To Develop Your Approach To Teaching and Learning // Third Space Learning [электронный ресурс] — URL: https://thirdspacelearning.com/blog/formative-assessment-examples/(дата обращения: 31.01.2025).
29.Black, P. and Wiliam, D. Inside the black box: Raising standards through classroom assessment. 1998. P. 139-148.
30.Chekol, A. D. (2020). Investigating the influence of using peer feedback on EFL students’ speaking achievement and their perceptions towards peer feedback. Arabic Language, Literature & Culture, 5(3), 23-34. – URL: https://doi.org/10.11648/j.allc.20200503.11 (дата обращения: 31.01.2025).
31.De Grez, L., Valcke, M., & Roozen, I. (2012). How effective are self- and peer assessment of oral presentation skills compared with teachers’ assessments? Active Learning in Higher Education, 13(2), 129–142. – URL: https://doi.org/10.1177/1469787412441284 - (дата обращения: 31.01.2025).
32.Hasnani, & Mubarak, M. H. (2020). The use of peer-assessment in enhancing ESP students' speaking ability. Ethical Linguistics, 7(1), 74-85. ISSN 2355-3448.
33.Formative & Summative Assessment Strategies // Teachmint [электронный ресурс] — URL: https://blog.teachmint.com/formative-and-summative-assessment-strategies (дата обращения: 31.01.2025).
34.Friedrich A., Pucker B. Peer-review as a teaching method — URL: https://www.researchgate.net/publication/324561868_Peer-review_as_a_teaching_method (дата обращения: 31.01.2025).
35.Li, H., Xiong, Y., Hunter, C. V., Guo, X., & Tywoniw, R. (2019). Does peer assessment promote student learning? A meta-analysis. Assessment & Evaluation in Higher Education, 44(7), 1091–1103. – URL: https://doi.org/10.1080/02602938.2019.1620679 (дата обращения: 31.01.2025).
36.McConlogue, T. (2013). Making judgments: Investigating the process of composing and receiving peer feedback. Assessment & Evaluation in Higher Education, 38(5), 629–642. – URL: https://doi.org/10.1080/03075079.2013.868878 (дата обращения: 31.01.2025).
37.McMillan James H. Quantitative Research and Educational Measurement // International Encyclopedia of Education (Fourth Edition), 2023 — URL: https://www.sciencedirect.com/topics/social-sciences/formative-assessment (дата обращения: 31.01.2025).
38.Smyth, K. (2010). The benefits of students learning about critical evaluation rather than being summatively judged. Assessment & Evaluation in Higher Education, 29(3), 370-378. – URL: https://doi.org/10.1080/0260293042000197609 (дата обращения: 31.01.2025).
39.The ultimate guide to formative assessment // Otus [электронный ресурс] — URL: https://otus.com/guides/formative-assessments/ (дата обращения: 31.01.2025).
40.Topping, K.J. Peer Assessment: Learning by Judging and Discussing the Work of Other Learners. [Электронный ресурс] // Interdisciplinary Education and Psychology. -2017. - Vol. 1(1). - P. 1 -17. – URL: https://discovery.dundee.ac.uk/ws/portalfiles/ portal/ 19454487 /peer_ assessment _learning_by_judging_and_discussing_the_work_of_other_learners.pdf (дата обращения: 03.02.2025).
41.Types of Assessments – Formative, Summative, Diagnostic & More // TAG VAULT.Inspiration & Information for Self-Improvement [электронный ресурс] — URL: https://tagvault.org/blog/types-of-assessments/ (дата обращения: 31.01.2025).
42.Wenny, S., & Fajar, R. (2019). The effect of peer assessment towards students' speaking skill at semester II of University of Muhammadiyah Jambi 2018-2019. Celta: A Journal of Culture, English Language Teaching, Literature & Linguistics, 6(2), 26-35.
43.What are Formative Assessments? // Gradecam [электронный ресурс] — URL: https://gradecam.com/formative-assessment/overview/ (дата обращения: 31.01.2025).