Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Особенности географического положения России очень существенны. Российская Федерация имеет самую большую по площади территорию среди всех государств мира. С учетом этого фактора в ней находят применение все выше перечисленные виды транспорта.
Воздушный транспорт играет существенную роль в транспортном комплексе Российской Федерации, регулярно обслуживая организации всех форм собственности, а также население страны [1, 4].
Аэропорты как часть транспортной системы являются важнейшим компонентом местной, национальной и региональной инфраструктуры.
Аэропортовые предприятия призваны обеспечить обслуживание воздушных судов на земле, подготовку воздушных судов к выполнению полета и обеспечение выпуска их в рейс. От четкой работы аэропортовых предприятий в большой степени зависят безопасность полетов воздушных судов, своевременное их обслуживание и выпуск в рейс, культура обслуживания авиапассажиров и грузоотправителей, и многие другие специфические задачи, решаемые ими.
В этой связи актуальность выбранной темы данной курсовой работы не вызывает сомнений.
Российская Федерация по сравнению с другими странами в плане воздушных перевозок имеет самые протяженные трассы. Протяженность Российских авиалиний составляет более 800 тысяч километров. Такие центры субъектов федерации как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск, Новосибирск, Хабаровск и Якутск – являются также основными пунктами общего российского авиасообщения.
Воздушные перевозки грузов и пассажиров по сравнению с другими видами транспорта являются самыми дорогими. При этом они обеспечивают наиболее быструю доставку [5]. .
Воздушным транспортом грузоотправители чаще всего пользуются в следующих случаях:
- транспортировка скоропортящихся продуктов;
- перемещение срочных грузов;
- перевозка в удаленные районы страны.
Стоимость грузовых перевозок достаточно высока и доступна далеко не всем. В этой связи правительство постоянно работает над разработкой различных программ развития грузовых и пассажирских авиаперевозок.
Цель данной работы заключается в исследовании особенностей перевозки багажа пассажиров и грузов воздушным транспортом.
Объектом исследования являются существующие подходы к организации грузовых перевозок на воздушном транспорте.
Предметом исследования данной работы являются особенности транспортировки багажа и грузов воздушным транспортом.
В процессе достижения цели в данной работе последовательно решаются следующие задачи:
- исследуются теоретические основы организации перевозок багажа и грузов воздушным транспортом;
- осуществляется выбор типа воздушных судов для транспортировки заданного груза;
- разрабатываются технология и маршрут перевозки багажа и грузов в заданных условиях;
- рассчитываются показатели транспортного процесса;
- определяется стоимость транспортно-экспедиционных услуг;
При проведении исследования в данной работе были использованы следующие методы:
- анализ литературы;
- анализ источников глобальной сети Интернет;
- теоретический анализ и синтез.
1. Исследование особенностей перевозок грузов и багажа пассажиров воздушным транспортом
1.1. Нормативные документы
В качестве примера рассмотрим перевозку моноблоков воздушным транспортом. Моноблок – это устройство, которое представляет из себя нечто среднее между персональным компьютером и ноутбуком.
Общие нормативные требования и правила перевозки моноблоков воздушными судами регулируются рядом нормативных актов и правил.
Это в первую очередь: ГК РФ; Воздушный Кодекс (гл. XV); Федеральные авиационные правила (ст. 102 ВК); Правила международных воздушных перевозок, в соответствии с действующей международной Конвенцией ИКАО.
В общем случае грузовая отправка – это одно или несколько грузовых мест, принятых перевозчиком от одного грузоотправителя одновременно в один адрес по одной авиагрузовой накладной одному грузополучателю в один пункт назначения [3, 6].
Перед предложением перевозки моноблоков воздушным транспортом грузовой отправкой отправитель должен убедиться в следующем:
- груз не содержит изделий и веществ, запрещенных к воздушной перевозке;
- груз скомплектован, упакован и снабжен маркировкой каждого места;
- на каждом грузовом месте есть реквизиты грузоотправителя и грузополучателя;
- документы на перевозку правильно оформлены; е
- если внешняя упаковка используется повторно, все ненужные знаки удалены.
Перевозка грузов воздушным транспортом осуществляется по кратчайшим маршрутам, как правило, прямыми грузовыми рейсами по расписанию или заказными рейсами в пункты по расписанию или в аэропорты, не связанные регулярными рейсами с аэропортом отправки груза.
При отсутствии прямого рейса возможна отправка груза с перевалкой в аэропорту трансфера с согласия грузового комплекса и отметкой в накладной. Право распоряжения грузом остается за отправителем на все время нахождения груза у перевозчика [9].
Нормативно-правовая база организации сервисного обслуживания пассажиров в аэропорту определяется ниже перечисленными нормативно правовыми актами.
При международных авиаперевозках пассажиров применяется Варшавская Конвенция от 18.09.1961г.
Данная Конвенция регулирует международные воздушные перевозки и ответственность воздушного перевозчика, и также взаимоотношения между авиаперевозчиками, с одной стороны, и пассажирами - с другой.
Согласно нормам Гражданского кодекса РФ (от 24.07.2023г.) по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения. Пассажир при этом обязуется уплатить соответствующую плату за данные услуги.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
При этом в случаях, предусмотренных статьей 107.1. Воздушного Кодекса РФ, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка, которых ограничена перевозчиком.
Согласно нормам Воздушного Кодекса РФ, перевозчик обязан организовать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
Также необходимо отметить, что требования к соблюдению прав потребителей услуг воздушного транспорта устанавливаются наряду с Законом о защите прав потребителей правилами воздушных перевозок пассажиров.
Одним из основных нормативно-правовых документов организации сервисного обслуживания пассажиров на предприятиях авиационного транспорта являются ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утверждены Приказом Минтранса РФ от 02.11. 2022.г №441).
Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – Правила) разработаны в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.) и статьями 102 и 106 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее - Воздушный кодекс Российской Федерации – последняя редакция 04.08.2023г).
Правила определяют условия воздушной перевозки пассажиров, вещей пассажира, включая вещи, находящиеся при пассажире, и ручную кладь, перевозимых на борту воздушного судна на основании договора воздушной перевозки пассажира (далее - багаж), имущества, принятого к перевозке на основании грузовой накладной (далее – груз), права и обязанности перевозчика, других лиц, участвующих в организации и обеспечении воздушных перевозок, а также пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей.
Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее – перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее – регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (далее – чартерные рейсы).
Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок (далее - правила перевозчика). Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
Правила перевозчика могут быть изменены им без уведомления пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей при условии, что изменения не применяются к пассажиру, грузоотправителю либо грузополучателю после заключения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.
Перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и/или акустической информацией:
о времени отправления и прибытия воздушных судов;
о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете;
о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно;
о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса;
о способе проезда до ближайшего населенного пункта между аэропортом и между аэропортами;
о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа;
об общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;
о месте нахождения комнат матери и ребенка.
В аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает:
регистрацию пассажиров и оформление багажа к перевозке;
доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна и организацию их посадки в воздушное судно;
доставку багажа к месту стоянки воздушного судна, погрузку, размещение и крепление багажа на борту воздушного судна;
обеспечение выхода пассажиров из воздушного судна, доставку пассажиров в здание аэровокзала;
выгрузку багажа из воздушного судна, транспортировку и выдачу багажа пассажирам.
Система качества обслуживания пассажиров в аэропорту устанавливает основные требования, определяющие предоставление услуг пассажирам в аэропортах. Обязательные требования настоящего стандарта должны учитываться при обслуживании пассажиров воздушного транспорта в аэропортах РФ.
Багаж пассажира принимается к перевозке при его регистрации в аэропорту отправления, аэропорту трансфера, аэропорту остановки или другом пункте регистрации.
Пассажир воздушного судна имеет право провоза своего багажа в пределах установленной нормы без дополнительной платы (далее - норма бесплатного провоза багажа).
Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются перевозчиком в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира.
Пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воздушный кодекс Российской Федерации (от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ, в ред. ФЗ от 08.07.2005 г. - 30.12.2012 г.)
2. "Наставления по организации международных перевозок в гражданской авиации СССР" (НОМП ГА-83).
3. "Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров"/Утв. Приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г.№104
4. Приказ Минтранса России «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов» от 05. 05. 2000 года №121( с изменениями от 07. 09, 2007 года)
5. Приказ Минтранса России «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов» от 23. 06. 2003 года №149( с изменениями от 13. 08, 2007 года)
6. Приказ Минтранса России «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры» от 24. 04. 2000 года №98
7. Приказ Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142."Требования авиационной безопасности к аэропортам".
8. «Руководство по багажным перевозкам на воздушных линиях СССР» (РБП-85).
9.Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». /Утв. Приказом Минтранса России от 27 июня 2007 г. № 82.
10. Федеральные авиационные правила «Правила перевозки опасных грузов ВС гражданской авиации» Приказ Минтранса РФ от 05.09.2008 N 141
11.Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации. Утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.01.98г. №85
12.Федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации. Приказ ФАС России от 30.12.98г. Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.99г. С изменениями и дополнениями, внесенными приказом ФСВТ России от 19.02.99г. №19. Зарегистрировано в Минюсте России 054.08.99г., регистрационный номер №1854.
13.Федеральные авиационные правила “Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники” (ФАП-145). Утверждены и введены в действие приказом ФАС России от 19.02.99г. Зарегистрировано в Минюст России 13.08.99г., регистрационный номер №1871.
14. Федеральные авиационные правила по сертификации организаций, осуществляющих деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов. Приказ ФАС России от 30.10.98г. №342 (зарегистрировано в Минюст России 26.02.99г., регистрационный номер№1720).
15. Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». /Утв. Приказом Минтранса России от 27 июня 2007 г. № 82
16. Афанасьев В.Г. Основы внешнеэкономической и коммерческой деятельности в системе воздушного транспорта. – М.: Воздушный транспорт, 2021.
17. Афанасьев В.Г. Основы международных воздушных сообщений: /Учебное пособие М.«Авиабизнес», 2020.
18. Гаджинский А. М. Логистика: учебник. – 21-е изд. – М.: Дашков и К, 2021г. – с. 235-246.
19. Гайданенко А. А., Гайданенко О. В. Логистика: Учебник для бакалавриата. – М.: КноРус, 2022г. – с. 29-32.
20. Герами В. Д., Колик А.В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для академического бакалавриата – М.: Издательство Юрайт, 2021г. – с. 117-124
21.Е.В. Костромина Управление экономикой авиакомпаний, М «Авиабизнес», 2021.
22. Елисеев Б.П. Воздушные перевозки - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020.
23.Крыжановский А.Г., Кондратьев А.А. “Международный экспедитор” Международная академия транспорта. СПб, “Партнер ВЭД”, 2021г.
24. Манукян Р.Г. Конспект лекции по Организации перевозок на транспорте - Санкт-Петербург: СПАТК ГА, 2022 г.
25. Манукян Р.Г. «Сервис на воздушном транспорте» Учебное пособие, СПб АТК ГУГА, ЗАО «Полиграфическое предприятие №3» 2021.