Фрагмент для ознакомления
2
Предметом экономики социального страхования являются двусторонние экономические отношения, складывающиеся в результате уплаты страхователем обязательных страховых взносов на обеспечение страховой выплаты в случае наступления разнообразных социальных рисков.
Социальное страхование – это часть политической стабильности в части эффективного функционирования государства в социальной сфере, выражающееся в форме социальной защиты населения от ряда рисков, связанных с потерей работы, физической трудоспособностью, возмещением ущерба по различным причинам в виде оказания материальной помощи .
Социально-экономическая сущность социального страхования заключается в том, что аккумулирует и распределяет собранные взносы участникам страхования, что определяет ее основную распределительную функцию необходимую при обеспечении материальной стабильности нуждающимся слоям населения, которые являются застрахованными. Кроме того, можно выделить следующие функции страхования:
предупредительная – это функция связана с перераспределением и направленные на предупредительные мероприятия до наступления возможных неблагоприятных событий с целью исключения или уменьшения степени и последствий страхового риска, которые станут основанием для выплаты материальной поддержки, к примеру, часть средств, собранных для страхования от пожара, направляют на противопожарные мероприятия;
защитная – это функция оказывает материальную помощь людям, которые столкнулись с такими жизненными трудностями, как потеря работы, болезнь, инвалидность, а также людям пенсионного возраста и женщинам, находящимся в декретном отпуске или уходу за маленькими детьми;
сберегательная – цель этой функции сохранение денежных средств и является альтернативой банковскому накопительному вкладу;
контрольная функция направлена на выполнение финансового контроля неправомерного использования средств, что гарантирует целевое формирование и использование денежных средств.
инвестиционная функция направлена на реализацию свободных денежных средств, в различные финансовые инструменты инвестирования: депозит в банк, приобретение ценных бумаг, недвижимости и т.п., до момента наступления страхового случая;
резервная функция направлена на распределение поступивших средств (доходы) на текущие расходы и создания резерва для последующего периода или покрытия убытков;
социальная функция направлена на компенсацию затрат на медицинское лечение и восстановление здоровья, в результате утраты трудоспособности или несчастных случаев.
Согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление функций социального страхования населению возложена на государственные внебюджетные фонды, направленные на эффективное социально-экономическое развитие и предоставления конституционных прав человека – в части пенсионного обеспечения, социального страхования и охрану здоровья, являясь частью государственной бюджетной системы.
Система социального страхования изменялась и усовершенствовалась. Пенсионный фонд предоставляет большое количество мер поддержки: пенсионерам, семьям с детьми, федеральным льготникам, а также военнослужащим выплачивая пенсии, социальные выплаты, материнский капитал, пособия и выплаты на детей. Фонд социального страхования осуществляет выплаты больничных и пособий, родовых сертификатов, технические средства реабилитации, предоставляет путевки в санатории.
В результате процесс конвергенции и цифровизации находит свое значение, характеризующее эффективностью и универсальностью для доступности предоставления социальных услуг.
Объединение произошло в целях оптимизации структуры и централизации социальных выплат и расширения охвата социального страхования населения, повышения качества обслуживания путём доступа к порталу предоставления государственных услуг, что снижает административную нагрузку на работодателя. В результате объединения изменился расчет и сроки уплаты страховых взносов, а также состав отчетности, в связи с этим внесены соответствующие правки.
Принимаемые в рамках данного закона действия помогут: сэкономить бюджетные средства на расходы, упростить взаимодействие служб и сделать его более оперативным; усовершенствовать социальную систему; организовать единые офисы клиентского обслуживания на базе существующей системы социального обеспечения, предоставления мер социальной поддержки нуждающимся категориям граждан.
Социальное страхование осуществляется как вид социальной защиты населения и является механизмом реализации социальной политики государства. Деятельность социального страхования осуществляет, с одной стороны, защиту и финансовую поддержку людей, а с другой стороны является видом деятельности, приносящим доход, а развитая и стабильная система социального страхования предоставляет эффективные механизмы защиты населению и тем самым создает атмосферу социальной сплоченности и обеспечивает экономическую стабильность в обществе .
Структура социального страхования до 1 января 2023 года: пенсионное страхование осуществлял Пенсионный фонд России, страхование временной нетрудоспособности осуществлял Фонд социального страхования. СФР — это Социальный фонд России, образованный 1 января 2023 г. в результате слияния Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). Решение утверждено Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 236-ФЗ .
В структуру СФР вошли:
1. Наблюдательный совет — отвечает за бюджетирование, формирование резервов, установление и изменение тарифов страховых взносов.
2. Председатель и правление — координируют деятельность.
3. Центральный аппарат — осуществляет организационно-техническое и документационное обеспечение.
4. Территориальные отделения и подведомственные учреждения — оказывают услуги населению и бизнесу.
5. Контрольно-ревизионная комиссия — контролирует финансово-хозяйственную деятельность структурных единиц Фонда.
СФР делегировали функции и полномочия, которые ранее выполняли ПФР и ФСС. Деятельность Фонда ориентирована на население, юрлиц и индивидуальных предпринимателей.
Социальное страхование в Российской Федерации представляет систему распределительных отношений, в процессе которых формирование дохода происходит за счет обязательных и добровольных платежей, специальных займов, предоставления межбюджетных трансфертов для дальнейшего материального обеспечения граждан, которые по различным причинам в виде потери работы, доходов и трудоспособности не могут быть занятыми в экономическом производстве.
Правовые основы образования фондов социального страхования заложены в Конституции и Бюджетном Кодексе Российской Федерации, определен состав бюджетов, а также порядок составления и утверждения .Основаны на внебюджетных автономных страховых фондах функции и полномочия осуществляет Правительство Российской Федерации, и функционируют на основании утвержденных бюджетов на каждый финансовый год. Основная часть доходов – складывается из обязательных платежей страхователей, при этом расход фонда определяются его целевым назначением определенные нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а в случае дефицита государство оказывает помощь из средств федерального бюджета и выступает гарантом финансовой устойчивости .
Таким образом, социальное страхование занимает особое место, в социальной политике государства предоставляя населению гарантийную социальную защиту, где эффективность социального обеспечения зависит от социального покоя в обществе, что обеспечивает экономическую стабильность и создает атмосферу социальной сплоченности.
1.2. Системы и функции социального страхования
СФР – государственный фонд. Это значит, что он работает согласно федеральным законам, а его бюджет и имущество принадлежат государству. У фонда социального страхования есть региональные отделения. Они самостоятельно решают хозяйственные вопросы на местах, взаимодействуют с людьми и организациями. Социальное страхование — система всеобщая и обязательная. Организации должны делать взносы за своих сотрудников, а те имеют право воспользоваться поддержкой государства в случае необходимости. Даже если человек официально не работает, бывают ситуации, когда ему положены пособия: в случае инвалидности или ухода за ребёнком, если доход на члена семьи ниже прожиточного минимума.
Социальное страхование реализуется по форме:
добровольное страхование – обеспечивается гражданами и строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи или при отсутствии поддержки государственного бюджета.
обязательное страхование - обеспечивается государством и строится на принципах социальной защиты в случае утраты трудоспособности в результате заболеваний или несчастных случаев.
Основные виды социального страхования :
пенсионное страхование – материальные выплаты на пенсионное обеспечение населения определенной категории (пенсионеры по старости, инвалидности, оказание поддержки по случаю потери кормильца);
социальное страхование – материальные выплаты на обеспечение нуждающимся гражданам в случае утраты трудоспособности в результате заболеваний или несчастных случаев;
медицинское страхование - оказание медицинской помощи.
Задачи для выполнения условий социального страхования:
формирование затрат на содержание нетрудоспособных лиц;
обеспечение структуры воспроизводства трудовых ресурсов;
уменьшение различия в материальном плане между работающими членами общества и неработающими;
повышение уровня жизни нуждающихся социальных групп.
Функции права предоставления социального обеспечения :
демографическая реализуется с помощью воздействия системы социального обеспечения на различные демографические процессы, что способствует стимулирование роста численности и воспроизводства здорового поколения, а социально-экономическое состояние государства непосредственно зависит от народонаселения и его благосостояния, а социальное обеспечение – это обязанность государства;
социально-политическая функция направлена на обеспечение достойной жизни в сфере социальной защиты;
защитная функция ориентирована на осуществление охраны здоровья и оказание помощи семьям с детьми, людям пожилого возраста и инвалидам в решении различных проблем (материальных, физических, психологических), в результате исключает бедность населения, а социально-экономическая стабильность определен статус социального государства .
Социальное страхование – это обеспечение населения пособиями за счет средств бюджета в периоды наибольшей социальной незащищенности. Функциональная классификация социального страхования направлена:
медицинское страхование – материальное обеспечение в период временной нетрудоспособности;
пенсионное страхование – материальное обеспечение в период нетрудоспособности, потери кормильца семьи, пенсии по старости, инвалидности;
страхование на период временной нетрудоспособности – материальное обеспечение на период временной нетрудоспособности;
страхование по долгосрочному уходу – материальное обеспечение при серьёзных критических нарушениях здоровья, требующих посторонней помощи и дополнительных расходов в жизнеобеспечении;
страхование по безработице - материальное обеспечение в период потери трудоустройства застрахованного лица.
В системе социального страхования применены принципы формирования и управления страховыми фондами:
полное или частичное участие государства;
государственные внебюджетные фонды социального страхования, контролируемые государством соблюдения законодательных правовых нормативов.
Государственное обеспечение на материальные выплаты социального страхования предусматривает защиту застрахованных лиц, от возможных последствий социальных и/или профессиональных рисков с целью оказания материальной, социальной, медицинской и реабилитационной помощи, финансовая система формируется из обязательных страховых взносов .
В соответствии с требованиями предусмотренными статьями 969, 927 Гражданского Кодекса Российской Федерации государственное страхование является обязательным, согласно требованиям материальное обеспечение осуществляется за счет страховых взносов.
Правовой основой деятельности является Конституции Российской Федерации, социальное страхование осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ (последняя редакция), Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса, иных нормативных правовых актов.
Социальное страхование в Российской Федерации реализуется в качестве материального обеспечения или компенсации в результате потери работы, доходов и трудоспособности. Социальное страхование реализуется в форме добровольного и обязательного страхования, по видам социального страхования: обязательное социальное, медицинское; пенсионное, страхование пассажиров и автогражданской ответственности .
Фонд социального страхования является государственным внебюджетным фондом, цель которого заключается в обеспечении обязательного социального страхования населения.
Метод отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения, между участниками страховых выплат осуществляя функции и воздействуя на общественные отношения с помощью экономических, политических и юридических средств, наиболее распространенными являются: государственное социальное обеспечение в части осуществления социального страхования за счет средств страховых взносов, в случае дефицита, за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы. Социальное страхование представляет систему экономических отношений в виде государственной поддержки как механизм реализации социальной политики направленной на обеспечение управления социальными рисками общества путём перераспределения денежных средств фондов на обеспечение и защиту нетрудоспособных и престарелых граждан.
Социальные потребности граждан в Российской Федерации обеспечиваются за счет денежных средств, аккумулированных в фонде из разных источников: ассигнований бюджетов разных уровней бюджетной системы, страховых взносов государственного социального страхования, добровольных взносов работодателей и работников .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" от 08.08.2024 N 259-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_482529/ (дата обращения: 30.01.2025)
2. Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 12.07.2024 N 176-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_480697/ (дата обращения: 30.01.2025)
3. Федеральный закон "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" от 14.07.2022 N 236-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/404991633/ (дата обращения: 30.01.2025)
4. Федеральный закон "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 216-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/71732778/ (дата обращения: 30.01.2025)
5. Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12151284/ (дата обращения: 30.01.2025)
6. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/404991775/ (дата обращения: 30.01.2025)
7. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12116344/ (дата обращения: 30.01.2025)
8. Федеральный закон от 27.11.2023 № 548-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311270020 (дата обращения: 30.01.2025)
9. Федеральный закон от 29.10.2024 № 365-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/410629654/ (дата обращения: 30.01.2025)
10. Андреева, М. А. Социальное страхование в России: проблемы и перспективы развития / М. А. Андреева // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. – 2022. – С. 20-22.
11. Ахмедова, М. Р. Система обязательного страхования в России. Использование зарубежного опыта / М. Р. Ахмедова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 9-1(79). – С. 19-22.
12. Бесстремянная, Г. Е. Развитие системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации / Г. Е. Бесстремянная // Федерализм. – 2013. – № 3(71). – С. 201-212.
13. Иванова, Л. С. Проблемы развития системы медицинского страхования в Российской Федерации / Л. С. Иванова // Проблемы и пути социально- экономического развития: город, регион, страна, мир: Сборник статей IХ всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов с международным участием (Санкт-Петербург, 11 июня 2020 года). – Санкт-Петербург, 2020. – С. 32-39.
14. Катунина, Э. А. История становления системы медицинского страхования в России / Э. А. Катунина // Проблемы эффективности государственной власти. – 2017. – С. 104-110.
15. Клишина, Ю. Е. Обязательное медицинское страхование: возможности и перспективы / Ю. Е. Клишина, О. Н. Углицких, В. В. Быкова // Научная статья года 2022: Сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса (Пенза, 30 мая 2022 года). – Пенза, 2022. – С. 61-64.
16. Кравченко, А. А. Обязательное медицинское страхование: законодательные и правовые проблемы / А. А. Кравченко, К. А. Хоруженко // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2020. – Т. 4, № 12-1. – С. 259-266.
17. Петренко, А. С. Картина мира: социальное страхование в РФ / А. С. Петренко, Е. В. Милейко, А. А. Поперовник // Сборник статей XXII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 477-481.
18. Рафикова, В. С. Обязательное социальное страхование: проблемы и преимущества в РФ / В. С. Рафикова // Актуальные проблемы современного законодательства. – 2022. – С. 389-392.
19. Рузаева, Е. М. Некоторые правовые аспекты обязательного социального страхования в трудовых отношениях / Е. М. Рузаева // Вопросы российского и международного права. – 2015. – № 1-2. – С. 45-57.
20. Свиридов, А. С. Медицинское страхование и его роль в здравоохранении / А. С. Свиридов, Н. В. Вильховенко // Актуальные проблемы экономики, менеджмента, права и информационных технологий. – 2021. – С. 189-194.
21. Фатеев, С. И. Понятие и принципы обязательного социального страхования / С. И. Фатеев // Право и законность: вопросы теории и практики. – 2021. – С. 197-198.