Фрагмент для ознакомления
2
Каждый ребёнок уникален, имеет свои индивидуальные особенности и способности. Педагогам очень важно рассмотреть и развить эти ростки детской творческой одаренности. Большинство школьников испытывают большую потребность в активной деятельности, хотят участвовать в объ-единениях по интересам, овладевать основами будущей профессии, стре-мятся к самостоятельности.
Данная задача не может быть решена усилиями одной только уроч-ной системы. Огромную роль наряду с семьёй, СМИ, играет дополнитель-ное образование детей.
Термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в од-ной из статей закона об образовании. Система дополнительного образова-ния в России перешла на качественно новую ступень развития.
Немаловажную роль в формировании, становлении и продвижении дополнительного образования занимают работы психолога А.Г. Асмоло-ва. «Дополнительное образование, – считает А.Г. Асмолов, – поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее лич-ности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» [1, c. 83].
Дополнительное образование детей предполагает самостоятельный выбор ребёнка. Обучающиеся получают возможность попробовать себя в абсолютно разных направлениях и ролях, почувствовать свою значимость и ощутить ситуацию успеха. Алексей Константинович Бруднов считал, что «мы самоценны, ибо наше образование не то, что самодостаточное, нет, оно самоценно, потому что у него особое содержание, у него и особенная технология, у него особенная методика, прежде всего, оно практико-ориентированно» [2, c. 147]. «Этот вид образования изначально ориенти-рован на свободный выбор различных видов и форм деятельности, фор-мирования собственных представлений о мире, развития познавательной мотивации и способностей» [12].
Обратившись к работам Бориса Викторовича Куприянова, собрав-шего более двадцати определений этого понятия из разных языков, под дополнительным образованием детей можно понимать образование, обес-печивающее:
– удовлетворение образовательных запросов детей, обусловленных определённой ситуацией, значимых для них потребностей в оценке достиг-нутых ими успехов;
– создание условий для насыщения детей необходимой им информа-цией, использования свободное время в позитивных для развития лично-сти целях, прибавления (добавления, присоединения) новых достижений к уже имеющимся;
– заполнение имеющихся у детей дефицитов (информации, знаний, способов деятельности, условий, ресурсов, внимания референтных взрос-лых, дружественной среды, помощи в разрешении возникших затруднений и т.д.) за счёт наполнения его жизни новыми возможностями, компенсиру-ющими недостающих;
– увеличение, расширение представлений детей о себе и окружаю-щем мире;
– параллельное освоение разных учебных материалов, учебных кур-сов, образовательных программ [Цит. по: 4].
Дополнительное образование способствует изучению различных областей научного знания, представленных в недостаточной мере в обяза-тельных программах. Дополнительное образование может дополнять обу-чение, воспитание и развитие детей по-разному:
– углублять предметные знания;
– расширять эрудированность обучающихся;
– усиливать мотивацию к изучению нового, вызывая необходимость личности активизировать свои ресурсы [8, c. 67].
Система дополнительного образования детей – подсистема системы общего образования, включающая в себя:
– дополнительные образовательные программы;
– образовательные учреждения дополнительного образования и ор-ганизации, осуществляющие деятельность в области дополнительного об-разования;
– органы управления образованием и подведомственными им орга-низациями;
– организации, деятельность которых направлена на обеспечение образовательного процесса в образовательных учреждениях дополни-тельного образования и организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования [9].
Дополнительное образование школьников XXI века формально можно разделить на две взаимосвязанных части: образовательная и куль-турно-досуговая. Основная работа педагогов дополнительного образова-ния, деятельность детей, творческая работа осуществляется в рамках дан-ных областей дополнительного образования.
В настоящее время в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на первый план выведена образовательная деятельность, основной целью которой является удовлетворение постоянно меняющихся интересов, по-знавательных потребностей детей в областях, которые имеют дефициты в реализации и не могут быть в полной мере раскрыты одним только основ-ным образованием [6].
Современное образовательное учреждение должно отвечать реалиям общества. Исходя из этого, необходимо моделировать новую систему, ос-новываясь на принципе полноты и непрерывности образования. Это воз-можно благодаря интеграции основного и дополнительного образования.
Дополнительное образование можно описать как особую образова-тельную категорию, нацеленную на удовлетворение потребностей лично-сти в интеллектуальном, физическом и духовно-нравственном развитии. Как подчеркивает Б.А. Дейч, это образование основывается на личном вы-боре учебных направлений, соответствующих индивидуальным интересам и наклонностям, стремлению к самовыражению и личностному развитию, что отличает его от обязательных форм образования [9].
Существует различие между дополнительным образованием для де-тей и для взрослых. Взрослые обращаются к дополнительному образова-нию для всестороннего развития, которое не обязательно повышает общий уровень их образования. Часто это образование включает в себя повыше-ние квалификации или переподготовку, давая возможность взрослым, уже обладающим определенной специальностью, полученной через основные учебные программы, обрести дополнительные навыки и компетенции.
В отношении детей дополнительное образование представлено как форма неформального обучения, ориентированная на индивидуальное развитие ребёнка, выбор которой осуществляется самим ребёнком или при поддержке родителей или других значимых людей, исходя из его потреб-ностей и интересов. Одновременно с этим в системе дополнительного об-разования осуществляется полноценное развитие личности ребенка.
Особенность дополнительного образования детей заключается в его способности интегрироваться в любую деятельность ребенка, помогая ему переходить из одной образовательной системы в другую. Помимо этого, оно может выступать в роли развлекательной активности, объединяя обра-зовательные и досуговые аспекты жизни детей.
Стоит подчеркнуть, что в отличие от основного, дополнительное об-разование характеризуется тем, что его направления выбираются ребен-ком добровольно, в соответствии с его интересами и способностями.
Выбор дополнительных образовательных направлений расширяет кругозор ребенка, формирует его представление о самом себе и окружа-ющем мире. Дополнительное образование положительно влияет на моти-вацию к обучению, развивает стремление к самосовершенствованию, по-могает выявлять и развивать таланты и интересы.
Значимая черта дополнительного образования детей — его незави-симость от государственных образовательных стандартов, что позволяет осваивать области знаний, отсутствующие в общем образовании, но вызы-вающие интерес у детей. Благодаря этому, такое образование удовлетво-ряет познавательные потребности, которые не покрываются основными образовательными программами [5, c. 46].
В обсуждении структуры дополнительного образования следует от-метить, что она является частью общей образовательной системы и вклю-чает в себя разнообразные учреждения, стандарты и программы, а также организации, осуществляющие контроль и координацию деятельности об-разовательных структур.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Голованов, В.П. Современное дополнительное образование – пространство счастливого и успешного детства // Педагогическое искусство. – 2021. – № 2. – С. 83-89.
2. Голованов, В.П. Дополнительное образование детей как поиск смыслов современного детства // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований: материалы II междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2020. – С. 147-152.
3. Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для вузов / ответственный редактор А. В. Золотарева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 277 с. — (Высшее образование).
4. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей / Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. – Москва : Владос, 2019. – 349 с.
5. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей в аспекте формальных и неформальных характеристик / Ярославский педагогический вестник. – 2019. – №4. С. 46 – 53.
6. Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей : учебник и практикум для вузов / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 315 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06274-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452107 (дата обращения 03.02.2025)
7. Иванова, И.В. Воспитание и социализация детей и молодежи в системе дополнительного образования / Иванова И.В., Макарова В.А. // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 8 (161). – С. 14-20.
8. Инновационные образовательные технологии: учебник / М. М. Кашапов, Ю. В. Пошехонова, А. С. Кашапов. – Москва: Директ-Медиа, 2022. – 264 с.: табл.
9. История и теория дополнительного образования : учебное пособие для вузов / Б. А. Дейч [и др.] ; под редакцией Б. А. Дейча. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 239 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08752-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454129 (дата обращения 03.02.2025)
10. Моногарова, И.И. Развитие творческой индивидуальности в пространстве дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Моногарова И.И.; Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования. – Санкт-Петербург, 2006. – 19 с.
11. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06557-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452319 (дата обращения 03.02.2025)
12. Свиридова, Н.В. Дополнительное образование детей: история и современность / Н.В. Свиридова. – Москва : Юрайт, 2017. – 253 с.
13. Хотякова, С.С. Педагогические условия и критерии эффективности построения воспитательного пространства в учреждениях дополнительного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2018. – № 5 (86). – С. 179-185.