Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы социального эксперимента как
метода исследования ……………………………………………………………..5
1.1.Социальный эксперимент: понятие, нормативные требования…...5
1.2.Виды и структура социального эксперимента……………………..10
Глава 2. Особенности применения метода социального
эксперимента на практике ……………………………………………………..16
2.1. Организация и этапы проведения социального эксперимента……..16
2.2. Использование социального эксперимента в исследованиях детей и молодёжи ………………………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы………………………………………………………30
Приложения
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Любая наука, включая социологию, без использования эксперимента и точных математических вычислений рискует остаться лишь на уровне описания явлений, теряя способность их объяснять и утрачивая статус науки как таковой.
Метод эксперимента пришел в социологию из естественно-научных дисциплин как способ анализа и различения каких-либо процессов. Эксперимент в литературе часто трактуется широко: это изменение условий для изучения закономерностей в различных сферах действительности. Экспериментирование подразумевает создание или модификацию этих условий.
Каждая сфера исследований накладывает свой отпечаток на специфику использования метода. Актуальность данной работы заключается в освещении особенностей применения метода социального эксперимента в социологических исследованиях.
Разработанность темы в научной литературе. Джон Стюарт Милль предложил логический подход к экспериментальному анализу в социологии ещё в XIX веке. Согласно так называемому принципу согласия Милля, устанавливается связь между двумя или более событиями, рассматриваемыми как возможные причины, и событием, которое рассматривается как потенциальный результат этих причинных факторов.
Роль социального эксперимента рассматривалась в работах Ю. П. Андреева, Г. А. Антипова, А. В. Гайды, А. Ф. Еремеева, О. Н. Жеманова, В. Б. Житенева, В. Е. Кемерова, А. М. Корщунова, А. М. Кочергина, В. А. Кутырева, Л. Б. Логуновой, К. М. Любутина, В. В. Мантатова.
Однако проблема социального эксперимента заслуживает дальнейшего изучения, в том числе особенности его применения для исследования молодежной проблематики, поскольку молодежная среда быстро меняется под влиянием новых технологий, культурных трендов и глобализации. Социальный эксперимент позволяет отслеживать эти изменения в реальном времени и анализировать их влияние на поведение и мировоззрение молодежи.
Объект – социальный эксперимент как метод исследования.
Предмет – методология и практика проведения социального эксперимента в исследованиях детей и молодежи.
Цель работы – Характеристика специфики метода социального эксперимента и возможности его применения в социальных исследованиях детей и молодежи.
Задачи:
1.Проанализировать понятие и нормативные требования социального эксперимента;
2.Рассмотреть виды и структуру социального эксперимента;
3.Охарактеризовать особенности применения метода социального эксперимента на практике;
4.Выявить возможности использования социального эксперимента в исследованиях детей и молодёжи
5.Методы: анализ научной литературы, кейс метод (причинно-следственный анализ кейсов).
Глава 1. Теоретические основы социального эксперимента как метода исследования
1.1.Социальный эксперимент: понятие и нормативные требования
Социальный эксперимент занимает особое место в методологическом арсенале социологии, выступая инструментом эмпирической верификации гипотез. В отличие от пассивного наблюдения, он позволяет не только фиксировать данные, но и активно моделировать условия для выявления скрытых механизмов взаимодействий. Ключевая функция этого метода — трансформация абстрактных теоретических конструктов в проверяемые модели, где гипотетические причинно-следственные цепочки подвергаются контролируемому воздействию.
Одно из самых полных определений эксперимента приводится в «Рабочей книге социолога»: «Эксперимент в социологии - это способ получения информации о количественных и качественных изменениях в деятельности и поведении объекта под влиянием определенных управляемых и контролируемых факторов»[ Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 5-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 411.].
Истоки термина «социальный эксперимент» уходят в эпоху становления социологии как науки. Впервые понятие «социальное экспериментирование» было введено в научный оборот в 1830-х гг., однако его трактовка радикально отличалась от современной. Огюст Конт, основоположник позитивизма, применял этот термин не к целенаправленным исследованиям, а к стихийным катаклизмам — эпидемиям, войнам или техногенным катастрофам, которые, по его мнению, «взламывали» социальные структуры, обнажая их скрытые механизмы. Как писал Льюис, преднамеренное экспериментирование на людях неприемлемо, потому что оно означало бы «разрушение их жизни, удар по их чувствам или, по крайней мере, причинение им беспокойства и наложение ограничений»[Аугамбаев М. Основы планирования научно-исследовательского эксперимента. М.: Укитувчи, 2020. 212 c.].
Термин «социальный эксперимент» изначально функционировал как концептуальная аналогия, перенесённая из методологии естественных наук в область изучения общества. В XIX веке он описывал спонтанные кризисы — революции, экономические коллапсы или стихийные бедствия, — которые, подобно лабораторным условиям, «встряхивали» устоявшиеся социальные структуры. Учёные той эпохи видели в таких событиях уникальную возможность: дестабилизация привычного порядка позволяла выявить скрытые механизмы общественной самоорганизации, словно снимая слои культурных наслоений. Таким образом, термин «социальное экспериментирование» в тот период не включал в себя какие-либо специальные методологические правила[Дзюбенко С. Ю. Социальный эксперимент. Наука и шоу //Современные научные исследования и инновации. 2017. №. 3. С. 720-722.].
Эксперимент в строгом методологическом смысле представляет собой стандартизированный алгоритм научного поиска, предполагающий жёсткий регламент контроля над данными. В рамках данной работы предпринята попытка многомерного анализа феномена, включая деконструкцию его сущности как инструмента социальных наук.
Методологическую основу экспериментального подхода формирует доктрина социального детерминизма, восходящая к идеям позитивизма. Центральной эпистемологической проблемой здесь выступает идентификация ключевых каузальных драйверов — тех переменных, которые предопределяют динамику изучаемого явления. Суть эксперимента заключается в искусственном моделировании условий, где исследователь, манипулируя независимыми факторами, фиксирует их влияние на целевые параметры (зависимые переменные). Этот процесс опирается на принципы индуктивной логики, позволяющей выводить причинно-следственные законы через систематизацию эмпирических корреляций.
Критерии валидности экспериментальной конструкции включают:
1.Временну́ю асимметрию — наблюдаемый «отклик» системы возникает строго после управляемого воздействия;
2.Изоляцию переменных — использование рандомизации, двойного слепого метода и контрольных групп для элиминации альтернативных интерпретаций (эффект плацебо, сторонние шумы).
Подобный подход обеспечивает максимальное приближение к идеализированной статистической модели, где корреляция трактуется как каузация. Его применение становится критически важным при изучении реакций социума на экзогенные или эндогенные стимулы, особенно в условиях невозможности применения наблюдательных методик (например, анализ поведения в экстремальных сценариях).
Структурная логика эксперимента предполагает:
1.Формирование репрезентативной выборки (экспериментальная/контрольная группы);
2.Иммерсию участников в смоделированную среду с заданными параметрами воздействия;
3.Квантитативный мониторинг изменений целевых индикаторов (уровень доверия, когнитивные паттерны, поведенческие реакции).
Крайне важно отметить, что социальный эксперимент, как уникальный метод исследования, оказывает значительное влияние на жизнь отдельных людей, способен изменять как субъективные, так и объективные характеристики личности. В понятии социального эксперимента содержится вся история развития этого явления – от простых коммуникативных экспериментов до сложнейших реалистичных исследований в разных областях социальной жизни.
Эксперимент как метод исследования, учитывая свою специфику, более других облагается нормативными требованиями.
Научный эксперимент естественным образом зависит от уровня общей человеческой общественной практики и, соответственно, от уровня научно-теоретической мысли.
В современной практике эксперимента существенно возрастает роль научной теории. Это касается не только мысленных экспериментов и моделей, но и материальных экспериментов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Аугамбаев, М., Основы планирования научно-исследовательского эксперимента / М. Аугамбаев, А. З. Иванов, Ю. И. Терехов. – Ташкент: Укитувчи. – 1993. –336 с.
2.Базина, А. В.Ассоциативный эксперимент как метод исследования этнических стереотипов (на примере стереотипов о немцах в русской культуре) / А. В. Базина, Ю. Н. Зинцова//Язык, культура, ментальность: Германия и Франция в европейском языковом пространстве. – 2023. – С. 10-14.
3.Батурина, Н. В. Влияние социальнй сети Instagram на восприятие образа тела у молодых женщин / Н. В.,Батурина, О. А. Зацепина //Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – №. 7 (87). – С. 57-61.
4.Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов// Г.С. Батыгин. [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/ batigin_lection (датаобращения 11.02.2025)
5.Брижанева, М. А., Шаповалов С. Н. Методология социального эксперимента в применении категории управления /М.А. Брижанева, С.Н. Шаповалов //Образование. Наука. Производство. – 2022. – С. 101-103.
6.Вихалемм, П. Эксперимент в социологическом исследовании/ П. Вихалемм //Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. Кн. 2.– М., 1990.
7.Городилин, С. К. Прикладные социологические исследования в сфере физической культуры и спорта[Электронный ресурс]Тексты лекций– Режим доступа:https://ebooks.grsu.by/gorodilin/eksperiment-v-sotsiologicheskikh-issledovaniyakh.htm (дата обращения 30.01.2025).
8.Григорьев, Ю. Д. Методы оптимального планирования эксперимента. Линейные модели. Учебное пособие: моногр. / Ю. Д. Григорьев. - М.: Лань, 2018. – 929 c.
9.Дзюбенко, С. Ю. Социальный эксперимент. Наука и шоу / С.Ю. Дзюбенко //Современные научные исследования и инновации. – 2017. – №. 3. – С. 720-722.
10.Древаль, Л. В. Этапы проведения социального эксперимента / Л. В. Древаль //Научное знание современности. – 2017. – №. 1. – С. 96-99.
11.Дробышева, Т. В., Специфика естественного формирующего эксперимента в социально-психологическом исследовании/ Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев //Вестник практической психологии образования. – 2008. – Т. 5. – №. 3. – С. 18-24.
12.Дубовик, А. К. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» для студентов всех специальностей БНТУ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/323161813.pdf (дата обращения 11.02.2025)
13.Зажигаев, Л. С. Методы планирования и обработки результатов физического эксперимента / Л.С. Зажигаев, А.А. Кишьян, Ю.И. Романиков // - М.: Атомиздат, - 2018. - 232 c.
14.Иванов, А. И. Основы научных исследований. Организация и планирование эксперимента / А.И. Иванов. - М.: Бибком, 2018. - 713 c.
15.Кузнецова, Ю. А. Поддержка социальных инноваций в европейском союзе: социальные инвестиции и социальный эксперимент / Ю.А. Кузнецова//Российский экономический интернет-журнал. – 2020. – №. 2. – С. 28-28.
16.Куприян, А. П. Методологические проблемы социального эксперимента / А. П. Куприян. – М.: Наука, 1971. – 157 с.
17.Курбанмурадова, А. Ч., Дизайн исследование с элементами эксперимента как метод решения социальных проблем / А.Ч. Курбанмурадова, М.А. Зырина, С.Ю. //Эксперимент в промышленном дизайне. Теория и метод. – 2020. – С. 52-59.
18.Лазурский, А. Ф. Об естественном эксперименте / А.Ф. Лазурский //Экспериментальная психология. – 2010. – Т. 3. – №. 2. – С. 87-98.
19.Логиновских, Т. А.Социальный эксперимент: сущность, виды, функции [Электронный ресурс] / Т. А. Логиновских. - Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/20929.(дата обращения 30.01.2025)
20.Макаренкова, Е. М. Методология экспериментальной педагогики А.Ф Лазурского (Россия, начало XX века)/ Е.М. Макаренкова //Модернизация образования: проблемы и перспективы. – 2015. – С. 77-81.
21.Макаров, А. И. Массовое дистанционное обучение как глобальный социальный эксперимент по разобщению людей / А.И. Макаров //LogosetPraxis. – 2021. – Т. 20. – №. 1. – С. 31-35.
22.Осипова, Г. В. Эксперимент в социологии. Российская социологическая энциклопедия [Электронный ресурс] / Г.В. Осипова. -Режим доступа: http://voluntary.ru/dictionary/619/word/ yeksperiment-v-sociologi (датаобращения 11.02.2025)
23.Панарина, Д. В. Система непрерывного высшего образования в вузе как социальный эксперимент / Д.В. Панарина //Инновациялықеуразияуниверситетініңхабаршысы. – 2013. – С. 170.
24.Пономарев, А.Б. Методология научных исследований: учеб.пособие / А.Б. Пономарев, Э.А. Пикулева. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 186 с.
25.Путренко, Е. В. Содержание и структура социально-политического эксперимента / Е.В. Путренко //К новому технологическому укладу: человек и его работа (юридические, социально-политические, философские науки). – 2020. – С. 269-276.
26.Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г. В. Осипова. Изд. 5-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 480 с.
27.Рузавин, Г.И. Методология научного познания :учеб.пособие для вузов / Г. И. Рузавин //– М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2012. – 287 с.
28.Терехова, В. В. и др. Социальный эксперимент: просьба о помощи /В.В. Трехова и др. //Молодежь и наука: результаты и перспективы. – 2022. – С. 157-159.
29.Финни, Д. Введение в теорию планирования экспериментов / Д. Финни. - М.: Главная редакция физико-математической литературы издательства "Наука", 2019. - 300 c.
30.Хагуров, А. А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы / А. А. Хагуров. – Ростов-на-Дону : Изд-во Рост.гос. ун-та, 1989. – 151 с.
31.Шмаков А. В. Влияние социальных сетей на качество жизни молодежи. Экспериментальная проверка/ А.В. Шмаков //TerraEconomicus. – 2020. – Т. 18. – №. 4. – С. 126-148.
32.Эсенов О. А., Непесов Ш. Т. Влияние цифровых технологий на показатели успеваемости студентов /О.А. Эсенов, Ш.Т. Непсов//– 2024. – С. 57.
33.Ядов, В. А Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – М.: «Добросвет», 1999. – 596 с.