Фрагмент для ознакомления
2
Л.С. Выготский, отмечал, что сюжетно-ролевая игра предполагает некую имитацию взрослой жизни, в которой дети берут на себя различные роли, будь то врачи, учителя, родители или другие персонажи. Игра основывается на создании и разыгрывании воображаемых ситуаций, что требует от ребенка умения строить внутренние образы и выполнять их. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, включаться в коллективные формы деятельности, сотрудничать и договариваться. Это формирует коммуникативные навыки и развивает эмоциональный интеллект [4].
Д. Эльконин, продолжая исследования Л. Выготского, выделил несколько стадий развития сюжетно-ролевой игры у детей. На раннем этапе ребенок берет на себя роль, однако выполняет ее в весьма условной форме, так как в центре его внимания стоит сам процесс действия. Например, малыш играет в врача, но для него более важно слушать стетоскопом, чем осознавать, что это значит лечить. На более поздних стадиях ребенок начинает понимать смысл социальных ролей и осознанно разыгрывает их, занимаясь моделированием реальных жизненных ситуаций [24].
Кроме того, Д. Эльконин подчеркивал важность символического представления в игре, которое позволяет ребенку отрываться от конкретных объектов и начинать использовать замещающие их символы и знаки. Это ведет к развитию абстрактного мышления, что станет важным навыком в последующей учебной деятельности. Например, деревянный кубик может стать машиной, а палка — штурвалом самолета, что свидетельствует о развитии способности к обобщению и символизации[25].
Один из условий сюжетно-ролевой игры, на который обращал внимание В. Сухомлинский, заключается в ее влиянии на эмоциональное развитие детей. Игра предоставляет ребенку возможность выражать и проживать различные эмоции в безопасной и контролируемой среде. Осваивая разные роли, дети учатся различать и управлять своими эмоциональными состояниями, а также лучше понимать чувства других людей. В. Сухомлинский считал, что именно через игры дети постигают мир человеческих эмоций и межличностного взаимодействия, что чрезвычайно важно для формирования устойчивой положительной самооценки и уверенности в себе[27].
Ещё один отечественный исследователь, А. Леонтьев, отметил, что сюжетно-ролевая игра способствует переходу ребенка от внеплановой деятельности к планированию и осознанному выполнению действий. В игре дети учатся строить планы, ставить цели и достигать их, что формирует навыки саморегуляции и организованности. А. Леонтьев также акцентировал внимание на том, что игра содействует развитию волевых качеств, так как она требует от детей соблюдения определённых правил и контроля над своими импульсами [15].
Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте также тесно связано с совершенствованием коммуникативных навыков детей. Как отмечает Е. Кравцова, игра является мощным средством развития речи, так как в ее ходе дети активно используют устную речь для взаимодействия друг с другом. Разговоры между участниками игры способствуют расширению словарного запаса, усвоению новых языковых конструкций и закреплению навыков грамотного построения высказываний[2].
Для успешной организации сюжетно-ролевой игры педагоги и воспитатели должны создавать специальную обстановку и атмосферу, способствующую креативному самовыражению детей. Важно предоставить детям достаточное количество разнообразных материалов и игрушек, которые они могли бы использовать в своих играх, а также обеспечить возможность для свободного взаимодействия и самовыражения. По мнению Т.В. Антоновой, высказанному в книге "Психолого-педагогические основы сюжетно-ролевой игры", воспитателям необходимо активно участвовать в детских играх на первом этапе, предоставляя помощь и поддержку в освоении новых ролей и правил игры. Однако по мере развития детей воспитателям стоит постепенно отступать на второй план, предоставляя детям всё большую свободу в выборе тематики и сценария игры[1].
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является неотъемлемой частью дошкольного образования и одним из важнейших условий всестороннего развития личности ребенка. В ее процессе дети развивают когнитивные, эмоциональные и социальные навыки, необходимые для успешного вхождения в общество.
Исследования и труды таких отечественных авторов, как Л. Выготский, Д. Эльконин, В. Сухомлинский и А. Леонтьев, подтверждают значимость этой деятельности в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Следовательно, педагогам и родителям важно уделять должное внимание организации и поддержке сюжетно-ролевой игры в жизни своих воспитанников [7].
Сюжетно-ролевая игра – это уникальное явление в жизни дошкольников, которое является не только одним из ведущих видов деятельности, но и важнейшим условием психического развития ребенка. Ее эволюция от младенчества до более зрелого возраста отражает основные этапы социального и когнитивного развития ребенка, обеспечивая его взаимодействие с окружающим миром и подготовку к взрослой жизни. Как отмечает Г.П. Лаврентьева в своей статье "Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте" (2010), понимание этапов развития сюжетно-ролевая игра позволяет педагогам эффективно организовывать образовательный процесс
Согласно исследованиям М.И. Лисиной, опубликованным в книге "Проблемы онтогенеза общения", ранняя имитация взрослых является первым шагом к освоению социальных ролей. В раннем возрасте сюжетно-ролевая игра проявляется весьма ограниченными элементами. Малыши едва начинают имитировать взрослых, использую простые предметные действия [18].
На этом этапе основные герои игр – это родители. Роли, которые выбирает ребенок, достаточно ограничены и зачастую сводятся к действиям «как мама» или «как папа», что в принципе соответствует возрастным особенностям мышления. Л. Выготский, известный отечественный психолог, утверждал, что именно через такие простые ролевые действия ребенок начинает понимать связи между предметами и явлениями, образуя основу для дальнейшего развития [5].
Л.И. Божович в работе "Личность и ее формирование в детском возрасте" подчеркивает, к пяти-шести годам игра становится особенно сложной и глубокой. Дети способны не только строить игровые сюжеты с несколькими уровнями сложности, но и координировать действия множества участников. Все чаще в сюжетах фигурируют герои, характерами которых дети наделяют фантастические черты и особенности. Появляется стремление к кооперации, требующее от детей коммуникативных навыков и способности к компромиссу[10].
К 6 годам сюжетно-ролевая игра достигает своего пика в дошкольный период. По мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, авторов книги "Как играть с ребенком", игра становится сложным социальным процессом, в котором дети активно взаимодействуют друг с другом, развивают навыки коммуникации, решают конфликтные ситуации и учатся договариваться. Ребенок в этом возрасте способен к развёрнутой игре, в которой участвуют множество персонажей и предметов, а сюжеты могут быть заимствованы из окружающего мира или личного опыта ребенка.
К 6 годам сюжетно-ролевая игра достигает своего пика в дошкольный период. По мнению Н. Я. Лепского, игра становится сложным социальным процессом, в котором дети активно взаимодействуют друг с другом, развивают навыки коммуникации, решают конфликтные ситуации и учатся договариваться. Ребенок в этом возрасте способен к развёрнутой игре, в которой участвуют множество персонажей и предметов, а сюжеты могут быть заимствованы из окружающего мира или личного опыта ребенка [16].
Таким образом, сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте представляет собой не просто развлечение, но и мощный инструмент развития личности. Она способствует когнитивному и социальному становлению ребенка, закладывает фундамент для дальнейшего роста и адаптации в более сложной школьной и общественной жизни.
Исследования и теории отечественных ученых подчеркивают значимость данного вида деятельности и необходимость его комплексной поддержки со стороны педагогов и родителей.
1.2. Значение сюжетно-ролевой игры в развитии старшего дошкольника
Сюжетно-ролевая игра, по мнению Л.А. Венгера и других выдающихся исследователей детской психологии, занимает центральное место в жизни детей старшего дошкольного возраста, представляя собой уникальный инструмент всестороннего развития. В этот период активного познания мира, игра становится мощным двигателем развития когнитивных, социальных, эмоциональных и физических навыков ребенка. В работе «Педагогика способностей» Л.А. Венгера представлено отличие от манипулятивных игр, акцентирующих развитие моторики, сюжетно-ролевая игра вовлекает ребенка в более сложный и осмысленный процесс взаимодействия с окружающей реальностью.
Влияние сюжетно-ролевой игры на когнитивное развитие неоспоримо. Старшие дошкольники, участвуя в играх, активно учатся анализировать информацию, решать проблемы и развивать абстрактное мышление. Планирование действий и последовательности событий в игре стимулирует развитие логического мышления. Л.С. Выготский, в работе «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» подчеркивая роль игры в развитии, отмечал, что именно в ней проявляется высшая форма детского развития. Игры моделируют жизненные ситуации, с которыми ребенок еще не сталкивался, что стимулирует его интеллектуальный рост и воображение Имитация реальных сценариев требует от ребенка понимания причинно-следственных связей, анализа мотивов и предвидения последствий, что, несомненно, обогащает его когнитивный опыт.
Фрагмент для ознакомления
3
Антонова, Т.В. Психолого-педагогические основы сюжетно-ролевой игры. Москва: Просвещение. - 2007
Бондаренко, А. К. Развивающая среда в детском саду: учебно-методическое пособие / А. К. Бондаренко. — М.: Издательство «Академия», 2016. — 200 с.
Вайндорф-Сысоева, М. Е. Игровая деятельность в дошкольном образовательном учреждении / М. Е. Вайндорф-Сысоева // Педагогическое мастерство. — 2015. — № 3. — С. 45-56.
Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : Кн. для воспитателей дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - Москва : Просвещение, 1988. - 144 с.
Венгер, Л. А. Развитие познавательной активности в детском возрасте / Л. А. Венгер. — Москва: Академия, 2022. — 320 с.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — Москва: ЁЁ Медиа, 2023. — 264 с.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва: Апрель Пресс, 2023. — 256 с.
Выготский, Л. С. Психология игры / Л. С. Выготский. — Санкт-Петербург: Питер, 2022. — 192 с.
Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов / П. Я. Гальперин. – Изд. 7-е. – Москва : Книжный дом «Университет», 2007. – 336 с.
Грибанов, А. В. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ / А. В. Грибанов // Психолого-педагогические условия дошкольного образования. — 2018. — № 4. — С. 34-41.
Жукова, Н. Н. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития дошкольников / Н. Н. Жукова // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 2. — URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29301
Каменская, В. А. Развитие речи и коммуникативных умений детей в процессе сюжетно-ролевой игры / В. А. Каменская. — СПб.: Издательство «Речь», 2020. — 144 с.
Концепция Федерального Образовательного Проекта (ФОП) для дошкольного образования. — М.: Министерство просвещения Российской Федерации, 2022.
Кравцова, Е. Е. Методика организации сюжетно-ролевой игры / Е. Е. Кравцова. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2023. — 240 с.
Кравцова, Е. Е. Профилактика и коррекция отклонений в развитии дошкольников / Е. Е. Кравцова. — Москва: Владос, 2023. — 256 с.
Лазарева, О. В. Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста: методы и приемы / О. В. Лазарева // Вестник психологии образования. — 2021. — № 5. — С. 50-62.
Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва: Лабиринт, 2024. — 416 с.
Лепский, В. Э. Развитие творческой активности дошкольников / В. Э. Лепский. — Москва: Академия, 2024. — 288 с.
Ломоносов, М. В. Полное собрание сочинений. Т. 6: Труды по физике и химии, 1752-1765 гг. / М. В. Ломоносов ; [отв. ред. А. В. Топчиев]. - Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1952. - 579 с.
Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса : Из опыта работы / А. С. Макаренко. – Москва : Просвещение, 1990. – 190 с.
Михайленко, Н. Я. Организация педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - Москва : Линка-Пресс, 2005. - 96 с.
Павлов, И. П. Избранные труды / И. П. Павлов. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1949. - 542 с.
Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - Москва : Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.
Пирогов, Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов ; [ред. коллегия: И. А. Каиров (пред.) и др.]. - Москва : Педагогика, 1985. - 496 с.
Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддъяков. - Москва : Педагогика, 1977. - 271 с.
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Вестник образования России. — 2013. — № 21.
Сеченов, И. М. Избранные философские и психологические произведения / И. М. Сеченов. - Москва : Госполитиздат, 1947. - 647 с.
Смирнова, Е. О. Развивающая предметно-пространственная среда: подготовка и реализация в ДОУ / Е. О. Смирнова. — М.: Просвещение, 2023. — 220 с.
Спивак, А. Л. Игровое взаимодействие в педагогическом процессе / А. Л. Спивак. — Санкт-Петербург: Литера, 2023. — 248 с.
Спивак, А. Л. Теория игры и ее приложения / А. Л. Спивак. — Москва: Наука, 2023. — 304 с.
Сухомлинский, В. А. Методика воспитания в условиях игровой среды / В. А. Сухомлинский. — Киев: Радянская школа, 2023. — 384 с.
Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Москва: Новая школа, 2023. — 528 с.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования : утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b461731961a695a6ae744b4dfb109b6c/ (дата обращения: 10.11.2024).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 // Российская газета. - 2013. - 25 ноября.
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года // Российская газета. — 2012. — 31 дек. (в ред. на 2023 г.).
Циолковский, К. Э. Грезы о земле и небе : науч.-фантаст. повесть / К. Э. Циолковский. - Москва : Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1959. - 135 с.
Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — Санкт-Петербург: Питер, 2023. — 356 с.
Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — Москва: Просвещение, 2023. — 400 с.
Эльконин, Д. Б. Развитие воображения у детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин. — Москва: Инфра-М, 2023. — 272 с.
Яковлева, Л. И. Психолого-педагогические подходы к организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников / Л. И. Яковлева // Образование и наука. — 2020. — № 3. — С. 78-88.