Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования психолого-педагогических технологий инклюзивного дошкольного образования не вызывает сомнений в свете современных социальных, образовательных и государственных задач. В последние годы значительное внимание уделяется развитию инклюзивного образования, что обусловлено необходимостью обеспечения равных возможностей для обучения детей с особыми образовательными потребностями. В наше время инклюзивное дошкольное образование служит важнейшим звеном, способствующим социальной интеграции и адаптации детей с различными особенностями развития.
Изучение психолого-педагогических технологий в данной области имеет критически важное значение. Это обусловлено необходимостью разработки эффективных методик и подходов, которые будут учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и способствовать его полноценному развитию. Вопросы инклюзии приобрели значимую актуальность не только в России, но и во всем мире, что подтверждается многочисленными международными исследованиями и инициативами.
Среди известных российских и зарубежных исследователей данного направления можно выделить таких авторов, как Л.С. Выготский, который в своих трудах подчеркивал значимость социальной среды и совместной деятельности в развитии ребенка, и А.В. Запорожец, изучавший психологические аспекты раннего развития и особенности дошкольного возраста. Их работы продолжают оказывать значительное влияние на современные исследования и разработки в области инклюзивного дошкольного образования.
ФГОС ДО подчеркивает важность инклюзивного подхода и дает основу для применения психолого-педагогических технологий, направленных на обеспечение полноценного развития каждого ребенка. В федеральных государственных образовательных стандартах говорится о необходимости создания условий для достижения всеми детьми, независимо от их особенностей, целей индивидуального развития.
Вопросам инклюзивного образования посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Среди известных исследователей можно выделить Т.А. Басилову, Н.Н. Малофеева, Е.Р. Ярскую-Смирнову, Л.С. Выготского, В.В. Рубцова, А.Г. Асмолова, которые внесли значительный вклад в разработку теоретических и практических основ инклюзивного образования [1].
Однако, несмотря на значительное количество исследований в данной области, проблема психолого-педагогических технологий инклюзивного дошкольного образования остается недостаточно изученной. Существует необходимость в проведении дополнительных исследований, направленных на выявление наиболее эффективных технологий и методик работы с детьми с ООП в условиях инклюзивной среды.
Проблему можно сформулировать как противоречие между необходимостью создания условий для развития инклюзивных практик и недостаточной теоретической и методической проработкой вопроса.
Цель исследования —теоретическое обоснование психолого-педагогических технологий, направленных на повышение эффективности инклюзивного дошкольного образования.
Объектом исследования - Инклюзивный образовательный процесс в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования — Психолого-педагогические технологии, используемые в инклюзивном дошкольном образовании
Задачи исследования включают:
1. Изучить возрастной портрет старшего дошкольного возраста
2. Рассмотреть понятие и сущность инклюзивного образования
3. Проанализировать сущность технологий инклюзивного дошкольного образования
4. Проанализировать педагогический опыт по использованию технологий в инклюзивном образовании
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении знаний о психолого-педагогических технологиях инклюзивного дошкольного образования. Исследование позволит систематизировать существующие теоретические подходы к инклюзивному образованию, определить основные компоненты психолого-педагогических технологий и разработать теоретическую модель организации инклюзивного образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Особое значение имеют работы таких отечественных ученых, как Л.С. Выготский, разработавший культурно-историческую теорию развития, которая является фундаментальной для понимания особенностей развития детей с ООП. Его идеи о зоне ближайшего развития и социальной обусловленности психического развития имеют важное значение для разработки психолого-педагогических технологий инклюзивного образования.
Также важными являются работы В.В. Рубцова, посвященные проблемам организации совместной деятельности детей, и Н.Н. Малофеева, занимающегося вопросами специального образования и инклюзии.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для разработки и внедрения эффективных психолого-педагогических технологий в практику инклюзивного дошкольного образования. Разработанная модель организации образовательного процесса в инклюзивных дошкольных учреждениях может быть использована для совершенствования работы дошкольных образовательных организаций. Результаты исследования могут быть также использованы для разработки программ повышения квалификации педагогов, работающих в инклюзивных группах.
Структура исследования: работа исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Возрастной портрет старшего дошкольного возраста
Возрастной портрет старшего дошкольного возраста представляет собой сложную картину, в которой переплетаются физиологические, когнитивные, эмоциональные и социальные изменения, происходящие с ребенком в период от 5 до 7 лет. Этот этап является ключевым в формировании личности, закладывая фундамент для успешной адаптации к школьной жизни и дальнейшему развитию.
Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста характеризуется относительной стабильностью и гармоничностью. Происходит дальнейшее укрепление костно-мышечной системы, увеличивается выносливость и улучшается координация движений. Дети становятся более ловкими, уверенными в своих физических возможностях, что позволяет им осваивать более сложные виды двигательной активности, такие как езда на велосипеде, плавание, катание на коньках. По мнению Н.И. Касаткиной, в этот период происходит значительное совершенствование мелкой моторики, что создает предпосылки для успешного овладения навыками письма и рисования. Важно отметить, что индивидуальные темпы физического развития могут существенно различаться, и необходимо учитывать эти различия при организации образовательного процесса и физического воспитания [9].
Когнитивное развитие старших дошкольников характеризуется качественными изменениями в познавательных процессах. Внимание становится более устойчивым и произвольным, что позволяет детям дольше концентрироваться на выполнении заданий и лучше усваивать новую информацию. Память приобретает произвольный характер, дети начинают использовать различные стратегии запоминания, такие как повторение и классификация материала. По мнению Л.С. Выготского, в этом возрасте происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, дети начинают оперировать абстрактными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения. Развитие речи достигает высокого уровня, дети активно используют развернутые фразы, сложные предложения, их словарный запас значительно расширяется. Они способны не только понимать речь окружающих, но и выражать свои мысли и чувства в устной форме, участвовать в дискуссиях и пересказывать услышанное или прочитанное. Как отмечает А.В. Запорожец, игра продолжает оставаться ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте, однако ее содержание и структура усложняются. Дети предпочитают сюжетно-ролевые игры, в которых они воспроизводят различные жизненные ситуации, принимают на себя определенные роли и взаимодействуют друг с другом в соответствии с этими ролями. Игра способствует развитию воображения, творческого мышления, коммуникативных навыков и умения решать проблемы. Важно также отметить, что в этом возрасте у детей активно формируется познавательная мотивация, они проявляют интерес к окружающему миру, задают много вопросов, стремятся к получению новых знаний и умений.
Эмоциональное развитие старших дошкольников характеризуется возрастающей дифференцированностью и осознанностью чувств. Дети способны не только переживать различные эмоции, такие как радость, грусть, страх, гнев, но и понимать причины их возникновения, а также выражать их социально приемлемыми способами. Как отмечает Д.Б. Эльконин, в этом возрасте формируется произвольность эмоциональных реакций, дети учатся контролировать свои эмоции, сдерживать импульсивные порывы и проявлять эмпатию к другим людям. Развитие самосознания является важной составляющей эмоционального развития старших дошкольников. Дети начинают осознавать себя как личность, отличать себя от других людей, оценивать свои качества и возможности. У них формируется самооценка, которая играет важную роль в формировании уверенности в себе и успешной адаптации к окружающему миру. По мнению М.И. Лисиной, общение со сверстниками становится все более важным для эмоционального благополучия ребенка. В процессе взаимодействия со сверстниками дети учатся устанавливать дружеские отношения, сотрудничать, разрешать конфликты и оказывать поддержку.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М.: Мозаика-Синтез, 2024. — 368 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 2019. — 536 с.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л. С. Выготский. — Москва : Лабиринт, 2020. — 352 с.
4. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона: учебное пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. — М.: ТЦ Сфера, 2021. — 176 с.
5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учебник для студ. дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С.Д. Забрамная. — М.: Владос, 2021. — 112 с.
6. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2025).
7. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. – Москва : Педагогика, 2019. – 320 с.
8. Иванова, М. П. Особенности организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 5. — С. 34-40.
9. Касаткина, Н. И. Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста / Н. И. Касаткина. – Москва : Просвещение, 2021. – 192 с.
10. Колесов, Д. В. Социальная психология : учебное пособие / Д. В. Колесов. — Москва : Московский психолого-социальный институт, 2023. — 272 с.
11. Колосова, Т. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб.-метод. пособие / Т. А. Колосова. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2023. — 111 с.
12. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. – Москва : Педагогика, 2022. – 144 с.
13. Лубовский, В. И. Специальная психология : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский. — Москва : Академия, 2023. — 464 с.
14. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия : учебное пособие для студентов педагогических вузов : в 2 ч. Ч. 1 / Н. Н. Малофеев. — Москва : Просвещение, 2021. — 319 с.
15. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в доме ребенка / М. Монтессори; пер. с итал. С. Займовского. - 3-е изд. - М.: Задруга, 2023. - 168 с.
16. Мухина, А. С. Использование дифференцированного обучения в инклюзивной группе детского сада // Современное дошкольное образование: теория и практика. — 2021. — № 3. — С. 28-33.
17. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
18. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. – Москва : Педагогика, 2020. – 200 с.
19. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2022. — 474 с.
20. Сидорова, Е. И. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2020. — № 9. — С. 112-118.
21. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.А. Стребелева, А.Л. Мишина. - М.: Издательский центр «Академия», 2022. - 312 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155] // Российская газета. – 2023. – 25 нояб.
23. Хухлаева О.В. Психология развития: учебник для студ. вузов, обуч. по направлению подгот. «Психология»/ О.В. Хухлаева. - 9-е изд., испр. - М.: Академия, 2023. - 208 с.
24. Эльконин, Д. Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2022. – 384 с.
25. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – Санкт-Петербург : Ленато, 2022. – 592 с.
26. Ямбург, Е. А. Инклюзивное образование: цели, подходы и технологии / Е. А. Ямбург // Директор школы. — 2021. — № 5. — С. 18–24.