Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дома культуры занимают важное место в культурной жизни любого населенного пункта, выполняя функцию организации досуга для различных слоев населения. Эти учреждения играют ключевую роль в формировании культурного пространства, обеспечивая доступ к культурным ценностям, создавая условия для творческой самореализации и развития личности. Культурно-досуговая деятельность домов культуры направлена на удовлетворение потребностей людей в отдыхе, развлечении, а также на повышение их образовательного уровня и культурного воспитания.
В современных условиях, когда ритм жизни становится все быстрее, а информационные потоки становятся всё интенсивнее, культурно-досуговые мероприятия приобретают особую значимость. Они способствуют формированию здорового образа жизни, укреплению социальных связей, развитию коммуникативных навыков и повышению качества жизни граждан. Кроме того, дома культуры являются важным элементом социальной инфраструктуры, поддерживая культурную идентичность и традиции местного сообщества.
Целью данной работы является исследование роли культурно-досуговой деятельности домов культуры в организации досуга населения, выявление её основных направлений и форм, а также анализ эффективности проводимых мероприятий. В ходе исследования будут рассмотрены теоретические аспекты культурно-досуговой деятельности, изучены современные тенденции и проблемы в этой области, а также предложены рекомендации по улучшению работы домов культуры.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью изучения и анализа существующих подходов к организации культурно-досуговой деятельности в домах культуры, выявления их сильных и слабых сторон, а также поиска новых эффективных методов взаимодействия с населением. В условиях современного общества, где возрастает потребность в качественном и разнообразном досуге, особенно важно исследовать возможности домов культуры как площадок для реализации культурных инициатив и поддержки местных сообществ. Мы попытаемся проанализировать деятельность городского Дома культуры в поселке Абан.
Объект исследования: Культурно-досуговая деятельность домов культуры.
Предмет исследования: Способы и формы организации досуга населения в рамках культурно-досуговой деятельности домов культуры.
Цель исследования: Изучение роли культурно-досуговой деятельности домов культуры в организации досуга населения и разработка предложений по ее совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Анализировать теоретические основы культурно-досуговой деятельности и ее значения для организации досуга населения.
2. Рассмотреть современные формы и методы организации досуга в домах культуры.
3. Оценить эффективность существующей системы культурно-досуговой деятельности в домах культуры.
4. Выявить проблемы и недостатки в организации досуга населения через дома культуры.
5. Рассмотреть и проанализировать культурно-досуговую деятельность на примере городского Дома культуры в поселке Абан.
6. Разработать практические рекомендации по улучшению культурно-досуговой деятельности домов культуры для повышения их привлекательности среди населения.
В данной работе использовались следующие методы:
Изучение и анализ научной литературы; сравнение; анализ; синтез; терминологический анализ; наблюдение; мониторинг.
Изучением данной темы занимались такие деятели как П.И. Фолянку, А.Д. Жарков, И.Д. Рудинский, Ю.Д. Красильников, Н.Ф. Максютин и др,
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы при реализации социально-культурной деятельности в домах культуры.
База исследования – городской Дом культуры в поселке Абан.
Структура работы Курсовая работа состоит из двух глав, списка литературы и приложения. Глава 1 «Общая характеристика культурно-досуговой деятельности» раскрывает исторический аспект культурно-досуговой деятельности в домах культуры и дает определение функциям и видам культурно-досуговой деятельности как способа организации досуга населения. Глава 2 «Культурно-досуговая деятельность районного дома культуры при работе с населением в поселке Абан» характеризует базу исследования - Абанский районный дом культуры, а так же дает описание культурно-досуговой деятельности Абанского РДК.
Глава 1. Теоретические аспекты Культурно-досуговая деятельность Домов культуры при работе с населением
1.1 Терминологический анализ понятий культурно-досуговой деятельности
Культурно-досуговая деятельность развивается в многообразной и динамичной природной и социальной среде, воплощая в себе ценности, нормы и признанные модели поведения, которые закрепляются в обществе и передаются из поколения в поколение. Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Культура, больше чем любая другая сфера, отражает изменения в жизни общества, раскрывает понимание людьми определенной исторической эпохи, их место в социуме и связь с важными событиями. Исследование корней культуры не только способствует более полному пониманию истории человечества, но и помогает глубже осмыслить современные вызовы, связанные с организацией досуга.
Фолянку П.И. анализируя исторический контекст понимания культурно-досуговая деятельности в своей статье говорит о том, что «культурно-досуговая деятельность зародилась много веков назад, ещё в эпоху древней языческой Руси, когда все празднества посвящались богам, которым поклонялось население. Люди верили, что божественные силы смогут спасти их урожаи от засухи или предотвратить войны. Поэтому ритуалы, проводившиеся во время праздников, приобретали магический и религиозный смысл» [22].
Понятие "культура" является сложным и многогранным, оно изучается различными научными дисциплинами, такими как философия, культурология, история, социология, психология, педагогика и социально-культурная деятельность.
А.Д. Жарков определяет культуру как "специфический способ создания, поддержания и развития жизнедеятельности людей, выражающийся в материальных и духовных продуктах труда, системах социальных норм и духовных ценностей, а также в совокупности общественных отношений" [10, с.17].
И.Д. Рудинский утверждает, что "культура – это мощный инструмент управления процессом аккультурации (или, если угодно, социализации, и в конечном итоге формирования личности), приобщения к своим ценностям" [22, с. 86]. Так же автор обращался к этническим видам организации культурно-досуговой деятельности, считая, что таким образом, в подрастающем поколении будет воспитываться толерантность и доброжелательность. Исходя из определения, культура включает в себя все, что создано человеком, весь спектр материальных благ и духовных ценностей. Духовные ценности человека неразрывно связаны с культурой — одно невозможно без другого. Соответственно, духовные ценности составляют основу культурно-досуговой деятельности.
Таким образом, культура является многогранным феноменом, изучение которого охватывает множество дисциплин. Определения авторов подчеркивает важность культуры как способа организации и поддержания человеческой жизнедеятельности, отражающегося в материальных и духовных аспектах, нормах и ценностях общества. Акцентируя внимание на культуре как инструменте управления процессом социализации и формирования личности, подчеркивается её роль в приобщении к ценностям.
Для полного понимания сущности культурно-досуговой деятельности, нам необходимо определить само понятие «досуг». Согласно А.Д. Жаркову, «досуг — это часть свободного времени, которая используется для общения, ознакомления с ценностями духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности. Культурная деятельность представляет собой активную форму взаимодействия с окружающим миром и обществом, предполагающую целенаправленное изменение и преобразование среды с помощью различных действий, поступков и форм, обеспечивающих создание, передачу и восприятие культурных ценностей» [10, с.17].
Культурно-досуговая деятельность представляет собой процесс вовлечения в культуру, знакомство с её материальными и духовными ценностями. Содержанием культурно-досуговой деятельности являются:
1. «Прямые эмоции, впечатления и состояния, которые человек испытывает, участвуя в определённых видах досуговой деятельности и таким образом удовлетворяя свои потребности.
2. Осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов и общего культурного контекста, находящегося в центре его внимания.
3. Его оценки качества отдыха и предоставляемых услуг в ходе этого процесса» [14, с. 480]
Среди множества учреждений, занимающихся организацией досуга, лидирующие позиции занимают учреждения культуры.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность имеет глубокие исторические корни, уходящие в древние эпохи, где она была связана с религиозными обрядами и магическими практиками. Современное понимание культуры и досуга рассматривает их как сложные и многогранные явления, охватывающие различные аспекты человеческой жизни, включая материальное производство, духовные ценности, социальные нормы и процессы социализации. Досуг понимается как важная составляющая свободного времени, направленная на удовлетворение эмоциональных и интеллектуальных потребностей через участие в культурных мероприятиях. Учреждения культуры играют ведущую роль в организации досуга, обеспечивая доступ к культурным ценностям и создавая условия для активного взаимодействия с ними.
1.2. Функции и виды культурно-досуговой деятельности как способ организации досуга населения
В социально-культурной сфере культурно-досуговая деятельность представляет собой педагогический процесс, обусловленный особенностями
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абанский районный дом культуры [Электронный ресурс] /«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России URL: https://www.culture.ru/institutes/42415/abanskii-raionnyi-dom-kultury (дата обращения 20.01.2025)
2. Абанский районный Дом культурыт [Электронный ресурс] / Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Абанская межпоселенческая клубная система». URL : https://mks-aban.krn.muzkult.ru/rdk (дата обращения: 21.01.2025)
3. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
4. Башмакова С. Н. Патриотическое воспитание младшего школьника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2024. — С. 66–68. — URL https://moluch.ru/conf/ped/аrchive/152/8369/ (дата обращения: 17.12.2019).
5. Васильева Л. П., Качковская Е. А., Котова В. С. Культурно-досуговая деятельность как средство социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста //БЕЛГОРОД (РОССИЯ). – 2018. – С. 76.
6. Виноград А. О. Текстовой отчет о работе Несвижского городского молодежного центра [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. и прогр. (130 Мб). - Несвиж, 2018. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
7. Вихарева М. Ю., Ческидова И. Б., Татаринова М. А. Культурно-досуговая деятельность как фактор патриотического воспитания детей младшего школьного возраста //Воспитание наследников Великой Победы в условиях дополнительного образования. – 2020. – С. 287-291.
8. Глубоченко В. М., Степанцов А. И. Теория и технологии культурно-досуговой деятельности. – 2024.
9. Дмитриева А. В., Ганьшина Г. В. Технология проектирования культурно-досуговой деятельности в процессе развития творческой активности детей //Среднее профессиональное образование. – 2021. – №. 1. – С. 53-58.
10. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
11. Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: Учебник. M.: МГУК, 1998. 5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
12. Исакова М. М. Культурно-досуговая деятельность как средство развития социальной активности современных подростков //Вестник магистратуры. – 2019. – №. 7-2 (94). – С. 80-82.
13. Калинин А. С. Роль культурно-досуговой деятельности в социально-культурной сфере //Культура: теория и практика. – 2018. – №. 5 (26). – С. 13-17.
14. Калинин А.С. Роль культурно-досуговой деятельности в социально- культурной сфере 2020. [Электронный ресурс] URL: http://theoryofculture.ru/issues/98/1158/ (дата обращения 30.01.2025)
15. Красильников Ю. Д., Максютин Н. Ф., Ярошенко Н. Н. Особенности организации рекламной деятельности в учреждениях культуры: теоретический аспект //М 34 Материалы международного научного форума «Образование. Наука. – 2023. – С. 17.
16. Лихачев Д. С. Досуговая деятельность, как эффективное средство формирования нравственно–патриотических чувств детей дошкольного возраста //Научно-образовательное сетевое издание «Высшая Школа Делового Администрирования»–s-ba. Ru свидетельство сми эл № ФС77-70095 от 07.06. 2017 года. – 2024.
17. Мотульский Р. С. Библиотека как социальный институт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.nlb.by/director/images/stories/docs/CDROM/soc_inst/soc_inst.htm (дата обращения 28.01.2025)
18. Опарина Н. А., Мальцева О. В. Культурно-досуговая деятельность как фактор повышения творческого потенциала личности ребёнка //Современные тенденции развития системы образования. – 2018. – С. 230-233.
19. Отдел культуры, по делам молодежи и спорта администрации Абанского района [Электронный ресурс] / Официальный сайт муниципальное образование Абанский район URL: https://abannet.ru/vlast/administraciya/upravleniya-otdely/otdel-kultury-po-delam-molodezhi-i-sporta-administracii (дата обращения 18.01.2025)
20. Платонова М. Н. Культурно-досуговая деятельность в системе социализации личности //Проблемы современной науки и образования. – 2019. – №. 8 (141). – С. 78-81.
21. Путинцева Н. П., Гринкевич Т. А. Красноярское образование: вектор развития //Красноярское образование: вектор развития Учредители: Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. –2020- №. 1. – С. 85-96.
22. Рудинский И. Д., Ахмедова Э. И. Культурно-досуговая деятельность как элемент этнокультурного воспитания младших школьников в учреждении дополнительного образования //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2024. – №. 3. – С. 82-94.
23. Сологуб В. А., Мурашева Л. Е. Механизмы влияния местного самоуправления на культурные процессы //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2009. – №. 4. – С. 20-34.
24. Флянку П. И. Культурно-досуговая деятельность: история, проблемы и перспективы //Университетский спорт: здоровье и процветание нации. – 2015. – С. 473-476.
25. Харисова Л.А. Доклад на тему: «Работа учреждений культуры Абанского района в условиях новых вызовов времени» [Электронный ресурс] / Официальный сайт муниципальное образование Абанский район URL: https://abannet.ru/deyatelnost/socialno-kulturnaya/kultura/doklady/doklad-kharisovoy-la-na-temu-rabota-uchrezhdeniy (дата обращения 18.01.2025)
26. Хромова А. Роль культурно-досуговой деятельности при работе с молодыми семьями //Мир науки, культуры, образования. – 2021. – №. 1 (86). – С. 138-140.