Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы патриотического воспитания нашли своё отражение в трудах отечественных педагогов А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского. В настоящее время данным вопросам воспитания подрастающего поколения уделяют большое внимание И.С. Огоновская, И.А. Мурзина и др. Значимость патриотического воспитания младших школьников подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, в котором одна из задач направлена на решение «объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Для становления подлинно демократического государства необходимо наличия гражданского общества, одним из критериев которого является высокий уровень правовой культуры. В настоящее время необходимо организовывать эффективное взаимодействие общества и государства, в том числе по вопросам образования. Единственный инструмент, который позволяет обществу участвовать в государственных делах, является закон. Для существования правового просвещения недостаточно только наличия хороших законов, их должны уважать и соблюдать, иначе закон будет фикцией. Для этого необходимо наличие высокого правосознания личности и общества, высокой правовой культуры.
Правовую культуру и грамотность необходимо воспитывать, начиная с самого раннего возраста, сразу после усвоения базовых норм морали. Правовое воспитание выражается в системе мер, направленных на интеграцию политико-правовых идей, норм, принципов национальной и мировой правовой культуры в сознание людей.
Именно в этом возрасте закладываются нормы социального поведения человека в обществе. От того насколько эффективно будет организовано в образовательном процессе гражданско-патриотическое воспитание семьи в целом, а также взаимодействие при организации данного процесса с семьей, зависит сформированность у личности по данному направлению комплекса навыков по социализации и самоорганизации в обществе. Недостаточная разработанность программы правового просвещения в образовательных организациях, побудила нас к проведению данного курсового исследования.
Цель: Выявить и теоретически обосновать роль ученического самоуправления в формировании гражданских качеств у младших школьников.
Объект исследования: формирование гражданских качеств у младших школьников.
Предмет: организация ученического самоуправления как условие формирования гражданских качеств у младших школьников.
Гипотеза: организация ученического самоуправления будет способствовать формированию гражданских качеств у младших школьников, если учитель:
- учитывает данные уровней сформированности гражданских качеств у младших школьников;
- организует работу органов ученического самоуправления в классе;
- формирует положительное отношение детей к участию в организации ученического самоуправления;
- привлекает детей к участию в воспитательных мероприятиях гражданской направленности с участием органов ученического самоуправления.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу о проблеме формирования гражданских качеств у младших школьников.
2. Охарактеризовать особенности формирования гражданских качеств у детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть роль ученического самоуправления в формировании гражданских качеств у младших школьников.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию гражданских качеств у младших школьников с использованием возможностей самоуправления и проанализировать результат.
Методы исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования гражданских качеств у младших школьников;
- эмпирические методы: педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы), педагогическая диагностика Фредман и Шиловой;
- интерпритационные методы: количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в создании и предложении для использования собственной программы гражданско-патриотического воспитания, а также построения предположений, необходимых для реализации в школьном образовании. Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработок программы в младших классах школьного обучения для организации правового просвещения.
Опытно-экспериментальная база: МБОУ СОШ №9 г. Черногорск, 1А класс, 18 человек
Структурные компоненты работы: введение, две главы, заключение, библиографический список.
Глава 1 Теоретические основы формирования гражданских качеств у младших школьников
1.1 Формирование гражданских качеств у младших школьников в научных теоретических исследованиях
Педагог В. М. Обухов под понятием «гражданин» понимает человека, далеко не безразличного к делам общества и государства, творца всех материальных благ, хозяина страны.
По - своему раскрывает содержание этого термина А.Ф. Островская, утверждая, что быть гражданином означает сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям [31].
Воспитание гражданина, по мнению Г.Н. Филонова, предполагает полноценное разностороннее развитие личности ребёнка. Гражданин – это прежде всего активный борец за перестройку всех сфер общественной жизни, а гражданственность, по сути, в самой свое основе гуманистична и объединяет всех борцов за свободу, достоинство и счастье человечества [40].
В этой связи Г.Н. Филонов считает, что гражданственность правомерно рассматривать как комплекс субъективных качеств личности, которые проявляются в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций таких, как осознанная законопослушность, патриотическая преданность в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений [40].
В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена и других. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.
Эти и другие сопутствующие дефиниции понятия «гражданство» дополняют и усиливают друг друга, в связи с чем, оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая деятельность», под чем понимается активное выражение интересов личности, группы, партии, общественного движения в сфере властных отношений, « политическое участие», что подразумевает меры, принимаемые в социально-политической общности на индивидуальной или групповой основе с целью оказать влияние на процесс формулировки или принятия политических решений, осуществление государственной политики или выбор политических деятелей на любом уровне власти – местном, региональном, национальном [11].
Исторически гражданство ассоциировалось с различными формами демократии. Политическая демократия дает достаточно развитые формы гражданства, которое считается одной из важнейших добродетелей свободных и образованных эллинов, отличающей Варвара от раба. В результате гражданство тесно связано с патриотизмом, но это как бы высшая форма [28].
Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и поведения: любовь к Родине, лояльность к политической системе; следование и умножение традиций своего народа; уважительное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.; Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624 с.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. М., Айрис пресс, 2002. 224 с.
3. Антонян Ю.М. Личность преступника как объект предупредительного воздействия // Личность преступника и предупреждение преступлений: Сб. науч. трудов. — М., 1997. — 127с.
4. Афтаева, Е. Подходы к направлениям социально-педагогической работы по профилактике девиантного поведения подростков [Текст] / Е. Афтаева // Теоретические и практические аспекты деятельности специалистов социальной сферы : материалы Всерос. студен. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – С. 26-30.
5. Баева Р.Р. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в России // Семейное и жилищное право. 2012. N 3. С. 4 - 7. Доступ из СПС «Консультант Плюс»
6. Баранов П.П. Правосознание и правовая культура./Общая теория права. Под ред. В.К. Бабаева. -Нижний Новгород, 1993.
7. Беликова, С. Б. Правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Беликова Светлана Борисовна ; Ставроп. гос. ун-т. – Ставрополь, 2006. – 22 с.
8. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. Том второй. Объективное изучение личности. СПб.: Издательство «Алетейя», 1999. 282 с.
9. Боброва Л.В. Письмо с войны. Театрализованное представление // Воспитание школьников 2004. №8.С. 103.
10. Богданова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако». 2006.
11. Бородина Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности: монография / Е.Н. Бородина, ФГБОУ ВПО «Ур ГПУ». Екатеринбург, 2015. 192с.
12. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб.: КАРО, 2004. 224 с.
13. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. М.: Педагогика, 1990.152с.
14. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование. 2005. № 6. С. 59.
15. Ефремова Г.А. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. 2005. № 8. С 17. 21. Жуковская Р.И. Родной край / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. М.: Просвещение. 1990. 176 с.
16. Здерева Г.В. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьника // Педагогика. 2004. № 7. С. 40;
17. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. 1998. № 5. с. 112.
18. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. 80с.
19. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников. – // Научно- -методический журнал «Начальная школа». -2009.- №4.- С. 11-12
20. Мичеева Н. Патриотическое воспитание через изучение истории региона // Воспитание школьников. - №5.- 2008. – С. 28-30
21. Мурзина И.Я. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников в детских садах и школах с (казачьим) компонентом: научно-методическое пособие / И.Я. Мурзина. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016.
22. Насырова М.Б. Воспитание культуры межнационального общения: Учебное пособие. – М.: Компания Спутник +, 2007. – С.97-113
23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.
24. Николаев Г.Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях: автореф. дис.…канд.пед. наук. - Екатеринбург, 2002. - 23 с.
25. Обухов В.М. Как воспитать гражданскую активность // Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
26. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 160 с.
27. Патриотическое воспитание молодёжи в процессе гражданских инициатив и проектов глобального политического значения. Вербицкая Н.О., Осипчукова Е.В., Пономарев А.В., Сильчук Е.В., Трынов Д.В. Екатеринбург, 2013. 113с.
28. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России. 2005. 608 с.
29. Петрованова Н. Орловский вектор // Патриот Отечества. – 2011. - №8. –С. 18-21
30. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб пособие для студентов педагогических училищ и колледжей, обучающихся по группе специальностей 0300 «Образование» / И.П. Подласый. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 350 с.