Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В период младшего школьного возраста происходит трансформация в структуре личности ребенка, на которую накладываются новые социально-психологические, физические и интеллекту-альные требования. В этом контексте самооценка выступает как ключевой компонент личностной структуры, играя центральную роль в формировании ядра личности. Самооценка оказывает значительное влияние на процесс со-циальной адаптации, регулируя поведенческие реакции и активность ребен-ка.
Исходя из того, что самооценка оказывает существенное воздействие на успешность социальной интеграции детей, ее анализ и исследование приоб-ретают важное значение. Особо важное внимание необходимо уделять изу-чению проблематики развития самооценки у детей с ограниченными воз-можностями здоровья. Исследования Н.Л. Белопольской, И.Ю. Кулагиной, Е.С. Слепович и других ученых указывают на замедленный и специфический характер данного процесса у детей ОВЗ. Дети с ограниченными возможно-стями здоровья обычно обладают лишь базовыми сведениями о себе, часто не имеют четкого представления ни о физическом, ни о психологическом ас-пекте своего "Я".
Дополнительно, исследования Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, В.И. Селиверстова, Р.Е. Левиной и других ученых показывают, что речевые нарушения оказывают влияние на различные аспекты психической деятель-ности ребенка. Речевое взаимодействие играет ключевую роль в установле-нии социальных связей, что, в свою очередь, способствует уточнению и раз-витию представлений ребенка как о внешнем мире, так и о себе самом.
Речевые нарушения и ограниченные возможности вербального взаимо-действия оказывают негативное воздействие на процессы формирования ин-дивидуальности ребенка. Такие нарушения могут привести к нарушению развития эмоционально-волевой сферы, способствуя формированию черт характера, таких как застенчивость, неуверенность в себе, склонность к соци-альной изоляции, негативистские тенденции и ощущение собственной непол-ноценности.
Разработанность. Исследованием самооценки младших школьников с нарушениями речи занимались О.Н. Усанова, О.А. Слинько, Т.А. Болдыре-ва, Л.С. Волкова, Л.А. Зайцева, В.И. Селиверстов, О.С. Орлова, Л.М. Шипи-цина, И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсупова и другие. Однако на современном этапе развития наук таких исследований крайне мало.
Цель исследования – выявить особенности формирования самооценки младших школьников с ОНР.
Объект исследования – формирование самооценки младших школь-ников.
Предмет исследования – особенности формирования самооценки младших школьников с ОНР.
Гипотеза исследования. Предполагается, что самооценка младших школьников с ОНР значительно ниже, чем у детей без нарушений речи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения самооценки младших школьников с ОНР.
2. Организовать эмпирическое исследование особенностей формирова-ния самооценки младших школьников с ОНР.
3. Выявить различия в показателях самооценки младших школьников с ОНР и детей без нарушений речи.
4. Разработать практические рекомендации по формированию само-оценки младших школьников с ОНР.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, опрос, беседа и математико-статистические методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его ре-зультаты могут использоваться школьными психологами и педагогами для внедрения рекомендаций и разработке коррекционно-развивающих про-грамм по формированию самооценки детей с ОНР.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей само-оценки младших школьников с ОНР
1.1. Понятие самооценки в психолого - педагогической литературе
Самооценка – ключевой элемент в структуре личности, так как она вы-ступает в роли направляющего механизма для действия и поведения, способ-ствуя адаптации индивида к изменяющимся обстоятельствам его жизни. Это важный индикатор социального взаимодействия, отражающий уровень са-мокритичности, целесообразности и отношения к достижениям и неудачам в различных сферах общения с миром [21].
В большинстве случаев под самооценкой подразумевают оценку соб-ственных достоинств и недостатков. Это процесс самоанализа, в ходе кото-рого человек оценивает свои возможности, личные качества, поведение и по-ложение, рассматривая их сквозь призму достоинств и недостатков, что формируется под влиянием социального окружения с самого детства и ока-зывает влияние на саморегуляцию личности [6].
Б.Г. Ананьев описывает самооценку как сложный процесс саморегули-руемого самопознания, который происходит во времени и связан с перехо-дом от отдельных ситуационных образов к формированию целостного обра-за «Я» [2].
И.С. Кон подчеркивает, что самооценка является элементом категори-ального «Я», и прежде чем произойдет изменение в структуре категориаль-ного «Я», происходят сдвиги в частных самовосприятиях и самооценках че-ловека [13].
Л.И. Божович подчеркивает, что освоение чужого опыта происходит заметно быстрее, чем самопознание. Основным методом для самооценки яв-ляется сопоставление себя с окружающими в ходе различных деятельных процессов. В таком контексте индивид выявляет в себе те характеристики, ко-торые он заметил впервые в другом, и таким образом узнает больше о своей индивидуальности. Происходит перенос разнообразных черт характера с другого человека на самого себя. Таким образом, существенным источником для формирования самооценки служит оценка, выраженная другими людьми [5].
В работе Л.И. Божович исследуется, что стабильная самооценка скла-дывается под воздействием как мнений окружающих, так и собственной оценки собственной эффективности, что предполагает структурную и дина-мическую модель самооценки. С одной стороны, оценка со стороны других отражает взаимоотношения человека с социальной средой, влияет на его эмоциональное состояние и отношение к самому себе как к личностному субъекту. С другой стороны, она способствует выявлению особенностей лич-ности, которые могут стать объектом сознательной оценки самого индивида [5].
Г.С. Абрамова подчеркивает, что самооценка представляет собой про-цесс, в ходе которого индивид осмысливает себя, свои способности, действия, мотивы и цели поведения, а также свои отношения с окружающими и с самим собой. Она определяет общую самооценку как всеобъемлющую оценку лич-ности в целом, в то время как частную – как оценку собственных достижений в конкретной сфере деятельности. Кроме того, различаются фактическая и потенциальная самооценки: первая отражает уже достигнутые результаты, а вторая – возможности, которые еще не были реализованы [1].
Г.С. Абрамова также классифицирует самооценку на адекватную и не-адекватную. Адекватная самооценка соответствует реальным достижениям и возможностям человека, в то время как неадекватная не согласуется с дей-ствительными способностями и потенциалом. Существует и дифференциация по уровням самооценки: высокий, средний и низкий [1].
А.В. Захарова рассматривает самооценку как ключевую составляющую личности, которая пронизывает все аспекты психического развития, включая формирование ее самобытности и индивидуальности. Она также предложила структурированную и динамическую модель самооценки, которая функцио-нирует как в общей, так и в частной формах [9].
А.В. Захарова делит самооценку на несколько категорий: прогностиче-скую (определяющую степень стремлений), актуальную (отвечающую за са-моконтроль), ретроспективную (определяющую степень самокритики) [9].
В рамках самооценки традиционно выделяют два ключевых аспекта: эмоциональный и когнитивный. Эмоциональный аспект отражает личностное отношение к себе и к собственным действиям, в то время как когнитивный включает в себя личные знания о себе, о своих способностях и слабостях. В теории эти два компонента отличаются, но в повседневной жизни они взаи-модействуют и дополняют друг друга [28].
При изучении самооценки часто используют следующие характеристи-ки:
1) уровень самооценки – высокий, средний или низкий;
2) адекватность самооценки – адекватная и неадекватная: завышенная и заниженная;
3) структуру самооценки – конфликтную и неконфликтную;
4) временную ориентацию самооценки – прогностическую, актуальную, ретроспективную;
5) стабильность самооценки [4].
Напрямую с самооценкой связан уровень притязаний, характеризуя уровень трудности, достижение которого является общей целью серии бу-дущих действий, выбор субъектом цели очередного действия и желаемый уровень самооценки личности.
Уровень притязаний означает свойство человека, которое играет ре-шающую роль в самооценке имеющихся способностей и достигнутых ре-зультатов. Оценка уровня притязаний осуществляется с точки зрения его адекватности – соответствия реальным возможностям человека [11]. Людей с реалистичным уровнем притязаний отличает уверенность в своих силах, упорство в достижении целей, большая продуктивность и критичность в оценке достигнутого.
Неадекватная самооценка может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе целей, которые слишком сложны или слишком легки, в повышенной тревожности, тенденции избегать конкурентной ситуации, ошибках прогно-зирования и так далее.
Формирование самооценки начинается еще в дошкольном периоде и самое большое воздействие на этот процесс оказывают родители и окружа-ющие взрослые.
Из всей совокупности факторов, определяющих динамику самооценки личности, можно выделить две группы наиболее значимых: достижения субъекта в различных видах деятельности и отношение других людей.
Эти два фактора, определяющие самооценку, работают вместе: чем выше достижения в значимых областях и чем выше социальная поддержка, тем выше самооценка. В то же время важна не объективная оценка успеха или реальная социальная поддержка, а восприятие себя успешным в значи-мых областях и субъективная оценка поддержки со стороны значимых дру-гих. Самая низкая самооценка у тех, кто считает себя неуспешными, некомпе-тентными и кто сообщает об отсутствии одобрения со стороны значимых людей [26].
Адекватность самооценки играет роль в определении личностных осо-бенностей. Люди, уверенные в себе, переживающие успех в делах и общении, отличаются демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, лег-костью в установлении контактов. Они характеризуются повышенной само-оценкой, деловитостью и изобретательностью, выраженным стремлением к самостоятельности, что однако, может служить источником конфликтов с окружающими.
Люди с адекватной низкой самооценкой отличаются низкой потребно-стью в достижении, низким идеальным Я и высокой тревожностью, показы-вающей, что они осознают свою низкую позицию в школе, но не стремятся к ее улучшению, понимая, что могут действовать наилучшим образом, если примут свой низкий статус. Люди с неадекватно низкой самооценкой также отличаются высокой тревожностью, но для них характерны высокая потреб-ность в достижении и высокое идеальное Я [3].
Таким образом, самооценка является ключевым элементом самосозна-ния человека и играет существенную роль в формировании его личности, пронизывая все аспекты жизни. В широком смысле, самооценка – это то, как человек оценивает себя, свои таланты, характерные черты, поведение и взгляды, рассматривая их сквозь призму достоинств и недостатков. Этот процесс имеет фундаментальное значение для развития личности и возникает под воздействием социального окружения с самого раннего детства, оказы-вая влияние на способность индивида к саморегуляции. Самооценка создает комплексную структуру, обеспечивающую защитные и регуляторные функ-ции. Она развивается и изменяется на протяжении всей жизни под воздей-ствием различных социальных факторов, однако проходит значительные трансформации в периоды кризисов нормативного развития.
1.2. Особенности самооценки у детей младшего школьного возраста
В период младшего школьного возраста процесс формирования само-оценки ребенка подвержен воздействию различных факторов, среди которых ключевое место занимают учебная деятельность и межличностные взаимо-действия с педагогами и сверстниками.
Академическая успеваемость выступает значимым индикатором для взрослых и одноклассников при оценке личности ребенка, что, в свою оче-редь, оказывает влияние на его самооценку, самоуважение и самопринятие. Оценочные суждения, предоставляемые в ходе образовательного процесса, представляют собой объективные показатели уровня знаний учащегося и степени его выполнения учебных задач. Негативные оценки не могут быть компенсированы хорошим поведением или достижениями в иных сферах де-ятельности. Учебная активность способствует развитию у детей стремления к достижению успеха в образовательной сфере, что, в свою очередь, обуслав-ливает получение ими социального признания [22].
Академическая успешность, осознание собственных способностей и умение качественно исполнять разнообразные задания способствуют форми-рованию чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который, в сочетании с развитием теоретического рефлексивного мышления, может быть охарактеризован как центральное новообразование данного возрастного пе-риода.
Если чувство компетентности в учебной деятельности не сформирова-но, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности [15].
Дети с адекватной самооценкой обычно проявляют активность, наход-чивость, обладают юмором и охотно общаются. Они любят играть в разно-образные игры и редко расстраиваются из-за проигрыша.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Москва : Юрайт, 2014. – 490 с.
2. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Г. Ананьев. – Москва : Директ-Медиа, 2008. – 134 с.
3. Арустамян, К. К. Самооценка и уровень тревожности: анализ взаимо-влияний на разных этапах юности / К. К. Арустамян. В сборнике: Пси-хологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под редакцией И. В. Белашевой, Н. В. Козловской, А. С. Лукьянова, Э. В. Терещенко. – 2020. – С. 138–142.
4. Афанасенко, В. С. Теоретические аспекты проблемы самооценки в со-временной психологии / В. С. Афанасенко // Студенческий. – 2023. – № 20-6 (232). – С. 30–33.
5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 256 с.
6. Бороздина, Л. В. Характер. Личность. Индивидуальность / Л. В. Бо-роздина. В сборнике: От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: в 5 томах. Ответственный редак-тор: Д.Б. Богоявленская. – Москва, 2015. – С. 21–23.
7. Веретенникова, Ю. Д. Влияние стилей семейного воспитания на само-оценку ребенка / Ю. Д. Веретенникова // Международный журнал гу-манитарных и естественных наук. – 2021. – № 12 – (63). – С. 35–40.
8. Волчегорская, Е. Ю. Родительская позиция как фактор развития когни-тивных компонентов саморегуляции ребенка / Е. Ю. Волчегорская, Ю. В. Гольцева, Н. Н. Руссу // Вестник Южно-Уральского государственно-го гуманитарно-педагогического университета. – 2022. – № 2 (168). – С. 243–256.
9. Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки / А. В. Захарова // Вестник практической психологии образования. – 2012. – Том. 9. – № 4. – С. 113–120
10. Зинько, Е. В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притя-заний / Е. В. Зенько // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 3. – С. 18–30.
11. Идобаева, О. А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты / О. А. Идобаева // Вестник Томского государ-ственного университета. – 2011. – № 351. – С. 128–134.
12. Ковригина, Л. В. Психофизиологические механизмы онтогенеза слого-вой структуры слова / Л. В. Ковригина // Успехи современного есте-ствознания. – 2007. – № 1. – С. 3–5.
13. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – Москва : Прогресс, 1984. – 367 с.
14. Корнев, А. Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у де-тей (нейропсихологические аспекты) / А. Н. Корнев // Онтогенез рече-вой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – Москва : МПГУ, 2005. – С.43–47.
15. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники особенности развития / И. Ю. Кулагина. – Москва : Эксмо, 2009. – 176 с.
16. Леханова, О. Л. Особенности невербального кодирования информации детьми с общим недоразвитием речи / О. Л. Леханова // Вестник Чере-повецкого государственного университета: научный журнал. – 2007. – № 1. – С. 166–169.
17. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Ли-сина. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 318 с.
18. Литовкина, В. В. Влияние стиля воспитания на самооценку ребенка / В. В. Литовкина // Молодой ученый. – 2024. – № 4 (503). – С. 413–416.
19. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – Москва : Владос, 2006. – 703 с.
20. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва : Арт ЛТД, 1999. – 320 с.
21. Молчанова, О. Н. Психология самооценки: учебное пособие / О. Н. Молчанова. – Москва : Юрайт, 2023. – 308с.
22. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва : Книга по Требованию, 2013. – 272 с.
23. Основы логопатологии детского возраста / Под ред. А. Н. Корнева. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 378 с.
24. Румянцева, Ю. Н. Характеристика детей с ОНР и их психологические особенности / Ю. Н. Румянцева // Глобус. – 2019. – № 1. – С. 36–40.
25. Руссу, Е. В. Связь типов воспитания в семье и самооценки у юношей. В сборнике: Научная инициатива в психологии / Е. В. Руссу. Межвузов-ский сборник научных трудов студентов и молодых ученых. – Курск, 2021. – С. 141–144.
26. Смирнова, М. А. Проблема становления самооценки / М. А. Смирнова // Научно-исследовательский центр "Technical Innovations". – 2021. – № 8. – С. 96–104.
27. Татаринова, Е. А. Влияние стиля семейного воспитания на самооценку ребенка / Е. А. Татаринова. В сборнике: Психологическое содружество: возможности и перспективы: материалы Всероссийской конференции с международным участием. – Тамбов, 2024. – С. 292–298.
28. Ульябаева, Г. Ш. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г. Ш. Ульябаева, Д. М. Шакирова // Скиф. – 2019. – №5-1 (33) – С. 389–392.
29. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей до-школьного возраста, практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чир-кина. – Москва : Айрис-пресс, 2008. – 212 с.