Фрагмент для ознакомления
2
Банковский сектор любой экономической системы мира является крайне важным элементом кредитно-финансовой системы. Причем важен он не только в части обеспечения общедоступности платежных инструментов для физических лиц, но также и в части поддержания бесперебойного финансового оборота, который с каждым годом только растет. При этом, согласно данным Центрального банка РФ (далее – ЦБ) за 2019 год, в первой половине 2019 года специалисты ЦБ обнаружили 13 тысяч объявлений о продаже и покупке баз персональных данных, ранее такую статистику ЦБ не раскрывал, поэтому динамику совершенных преступлений проследить не удается, однако цифра, приведенная специалистами впервые, дает основания для актуализации вопроса ответственности за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну.
В современном обществе устанавливаются особые требования, согласно которым операторы, предоставляющие услуги по проведению платежей должны обеспечивать защиту информации, составляющую банковскую тайну, при этом реализован механизм, в соответствии с которым Банк России осуществляет контроль по защите такой информации. Для защиты сведений, составляющих банковскую тайну, банки обязаны в соответствии с законодательством: ограничивать круг лиц, имеющих доступ к такой информации – данное положение применяется, прежде всего, для того, чтобы минимизировать риски ее утечки; применять различные технические средства, предотвращающие несанкционированный доступ к носителям информации – данное положение, в отличие от первого, которое предоставляет защиту от внутренних угроз, стоит рассматривать как способ защиты от внешних, это могут быть различные кибератаки, «взломы» системы с преступными намерениями. И, наконец, банки должны специально оговаривать в договоре с клиентом, как одно из ключевых условий соглашения, положение о том, что банк обязуется принимать меры для сохранения конфиденциальных данных клиента исключительно в пределах банковского учреждения.
Причем данное положение имеет большое юридическое значение для данного исследования, поскольку исходя из его содержания мы можем сделать вывод, что такая обязанность возникает у банка лишь с того момента, когда был заключен договор и действует на протяжении всего его срока. Исходя из анализа ст. 26 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее ФЗ-395-1) [6] кредитная организация обязуется сообщить корреспонденту перечень сведений, подлежащих охране, а в случае их разглашения клиент вправе предъявить требование о возмещении причиненных данными неправомерными действиями убытков, что позволяет сделать вывод также и о том, что институт охраны банковской тайны носит комплексный межотраслевой характер, потому что наступает, как уголовно-правовая юридическая ответственность, так и гражданско-правовая.
Не менее важным аспектом в рассмотрении вопроса о наступлении ответственности за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, можно считать исключительные случаи, когда банк может предоставить такие сведения в установленном законом порядке государству в лице его уполномоченных органов по их запросу. При условии, что запрос органов был законный, ответственность исключается как в отношении банка, так и в отношении лиц ее получивших, однако, если впоследствии данные будут переданы третьим лицам, то данное обстоятельство будет считаться преступлением, предусмотренным ст. 183 УК РФ [5]. Механизм получения конфиденциальных сведений, причем не только банковским, но также и другим, например, налоговым, по запросам государства нуждается в совершенствовании, на наш взгляд необходимо внести поправки, которые бы обязывали должностных лиц, получивших доступ к указанным сведениям применять те же меры защиты, которые должны соблюдать банки, а в случае нарушения режима конфиденциальности ответственность будет налагаться уже не на банк, а на уполномоченных лиц, запросивших доступ, такое нововведение позволит в значительной степени уменьшить риск совершения преступления.
Исходя из научных источников, можно сделать вывод, что преступление, предусмотренное ст. 183 УК РФ, имеет своим предметом сохранность сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Для целей настоящего исследования мы подробно рассмотрим лишь ответственность лица, нарушившего режим конфиденциальности банковских данных, поскольку именно эти сведения подвержены незаконному сбору и дальнейшему разглашению с целью совершения новых преступлений, на практике, как правило, мошеннических деяний.
Для того, чтобы понять в каких случаях лицо будет привлечено к уголовной ответственности за незаконное получение и разглашение данных, охраняемых законом, необходимо определить особенности объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ, а также разграничить его со смежными составами преступлений. Так, прежде всего, стоит обратить внимание на состав преступления, предусмотренный ст. 137 УК РФ, предусматривающей ответственность также за незаконное собирание или распространение сведений, но только уже составляющих личную или семейную тайну человека. Главным отличием между данными составами будет являться предмет преступления [14, с. 192].
Так, для уяснения смысла ст. 183 УК РФ, а именно её предмета, следует обратиться к ст. 26 ФЗ395-1, согласно которой к сведениям, составляющим банковскую тайну, относятся «тайна об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону», в то время как ст. 137 УК РФ применяется в случаях, если был нарушен режим неприкосновенности частной жизни гражданина, провозглашённый в Конституции РФ.
Различается также и способ совершения преступления, если в ст. 137 УК РФ таковыми выступают публичные выступления, произведения, предназначенные для ознакомления с их содержанием широкого круга людей или в СМИ, то в ст. 183 УК РФ к способу относятся похищение, угрозы, подкуп.
Также немаловажным является то обстоятельство, что в обеих статьях отдельным составом преступления выступает получение и разглашение информации, которое сопряжено с осуществлением служебных или рабочих отношений.
Наконец, последним различием в приведенных составах являются последствия, наступившие в результате совершенных деяний. В качестве квалифицирующего состава в ст. 137 (ч.3) признается совершение преступления в отношении несовершеннолетнего, повлекшее тяжелые психические страдания, тем самым законодатель уделяет особое внимание защите интересов детей и подростков, у которых еще психика подвержена более острому реагированию на подобные действия со стороны третьих лиц. А в ст. 183 УК РФ законодатель делает упор больше на экономическую составляющую в качестве общественной опасности преступления, признавая квалифицирующим составом разглашение информации, повлекшее за собой крупный ущерб, что в очередной раз подтверждает идею о том, что защита банковской тайны является комплексным институтом.
Также немаловажным является то обстоятельство, что получение информации, относящейся к банковской тайне, должно быть сопряжено с осуществлением служебных или рабочих отношений.
В настоящее время в Российской Федерации существуют проблемы, связанные с методикой расследования финансовых преступлений в контексте осуществления банковского контроля. Одной из таких проблем является необходимость соблюдения баланса между правом на банковскую тайну и защитой публичных интересов.
С одной стороны, право на банковскую тайну является важным институтом, и государство должно уважать это право. С другой стороны, в случае финансовых преступлений, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма, конфиденциальность может стать препятствием для эффективного расследования.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [6], кредитная организация обязана соблюдать банковскую тайну и имеет право предоставлять охраняемые сведения только таким субъектам, которые указаны в законодательстве.
Все же, на сегодняшний день существуют многочисленные способы для органов государственной власти и правоохранительных органов получать доступ к банковской информации, что свидетельствует о том, что фактически в Российской Федерации отсутствует полноценная банковская тайны.
Определенно, нельзя с полной уверенностью отрицать риск того, что использование полученной информации может привести к неправомерным действиям со стороны правоохранительных органов.
Необходимо акцентировать внимание на то, что в Российской Федерации не существует эффективных механизмов защиты банковской тайны и отсутствует практика ответственности за ее нарушение.
Таким образом, наличие норм о банковской тайне не означает, что она действительно существует на практике.
Другой проблемой является сложность доказывания финансовых преступлений, так как они могут иметь международный характер, а также могут быть связаны с использованием сложных финансовых инструментов и схем, обусловлены высокой степенью информатизации и цифровизации.
Международная борьба с финансовыми преступлениями – это важный аспект глобальной борьбы с преступностью и терроризмом, которая требует сотрудничества государств по всему миру. Существует ряд международных организаций и механизмов, которые способствуют сотрудничеству государств в сфере борьбы с финансовыми преступлениями.
Одной из таких организаций является Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ), которая была создана в 1989 году для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. ФАТФ разрабатывает рекомендации по борьбе с финансовыми преступлениями и оценивает страны на соответствие этим рекомендациям. В межправительственную организацию ФАТФ входят лидирующие страны, на основе положений этой организации многие государственные и негосударственные организации осуществляют контроль денежных потоков на мировом уровне. Так, например, некоторые юридические лица, банки и даже страны входят в черный список этой организации. Объект из черного списка ФАТФ игнорируется мировыми лидерами и лишается каких-либо контактов с мировым рынком и зоной торговли ВТО или БРИКС. Все опасаются взаимодействовать с таким юридическим лицом или страной, оберегая свою деловую репутацию. Также существует глобальная сеть Подразделений Финансовой Разведки (ПФР), в которую входят отдельные национальные органы, которые занимаются обменом информации и координацией действий в борьбе с финансовыми преступлениями.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 06.02.2025)
2. «Методические рекомендации по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации» (утв. Генпрокуратурой России) // СПС «КонсультантПлюс
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 06.02.2025)
4. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 (ред. от 09.10.2024) "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54870/ (дата обращения 06.02.2025)
5. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2025)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 06.02.2025)
6. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (дата обращения 06.02.2025)
7. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения 06.02.2025)
8. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения 06.02.2025)
9. Ащепкова М. М., Маглинова Т. Г. Что такое цифровая безопасность: обзор, типы и применение//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ МУЛЬТИПОЛЯРНОГО МИРА. Сборник научных статей. Курск, 2023. С. 13-16
10. Бесельман И.В., Евсикова Е.В. Дистанционное хищение средств с банковских карт: особенности публично-правовой ответственности// ОХРАНА И ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ В СОВРЕМЕННОМ ПРАВЕ. Сборник статей по результатам II Международной научно-практической конференции. В 2-х томах . Том 1. Сост. И.В. Хмиль, под редакцией С.А. Трофимова, Е.В. Евсиковой. Симферополь, 2023. С. 103-111
11. Забаренко Ю. А., Мягких А. П. Актуальные проблемы института налоговой тайны и перспективы их решения// Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания: теория и практика: Материалы VII Международной научно-практической конференции 27 апреля 2023 года. – В 3-х т. – Т.2: Секция 2: Теоретические и практические аспекты финансовых механизмов регулирования экономики. – ГБОУ ВО «Донбасский государственный университет юстиции» / Отв. ред.: к.э.н., доц. О.Б. Балакай. Донецк, «Цифровая типография», 2023. С. 20-23
12. Ильин, Д.И. Правовые проблемы института налоговой тайны / Д.И. Ильин, Н.Н. Бойко // М .: Colloquium-journal, 2019. – С.39-41.
13. Калашникова Е. Б., Ермолаева Е. О. Проблема утечки информации, относящейся к налоговой тайне//РОССИЙСКАЯ НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ. Сборник научных статей XIII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 2. Редколлегия: С.И. Ашмарина, В.А. Пискунов (отв. редакторы) [и др.]. Самара, 2022. С. 299-302
14. Рябинина Я. В., Былин В. А. Банковская тайна и ответственность за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну (ст. 183 УК РФ)// СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ, ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 192-194
15. Усенков, И.А. Налоговая тайна: проблемы правого регулирования и вопросы соотношения с иными видами тайны / И.А. Усенков // В.: Достижения вузовской науки, 2015. – С.141-144.
16. Холопова, Е.Н. Современное состояние правового института налоговой тайны /Е.Н. Холопова, А.В. Дегтярев // К. : Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2015. – URL: http://juridcons.com/article/26487 (дата обращения: 06.02.2025).
17. Юсупова О.А., Бесолов А.А. Экономическая безопасность в банковской среде//УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Мах