Фрагмент для ознакомления
2
Распространение правонарушений среди несовершеннолетних в России происходит угрожающими темпами. Об этом свидетельствуют статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов здравоохранения России, других министерств и ведомств. Однако есть все основания полагать, что на самом деле ситуация выглядит еще более тревожно, чем показывает статистика
В настоящее время на государственном уровне закреплена работа по профилактике правонарушений среди обучающихся. А это означает, что образовательное учреждение должно осуществлять комплексную профилактику различных форм девиантного поведения среди подростков, как наиболее уязвимой категории обучающихся.
Научные исследования проблем преступности, изучения и исправления личности подростка проводились в основном криминологами и специалистами в области исправительно - трудового законодательства (Ю.Ю. Бехтерев, Л.Я. Драпкин, С.В. Познышев, И.И. Карпец, И.В. Шмаров и др.).
Большой социальной проблемой является негативная девиация, так как она может проявляться во многих формах и разном возрасте. Одной из самых опасных является подростковая девиация, так как подростковый возраст считается самым трудным из всех детских возрастов. Именно тогда происходят многочисленные изменения на биологическом, психологическом, психическом и других уровнях, меняется близкое окружение подростка, требования со стороны взрослых. Все эти факторы, так или иначе, находятся в сложном взаимодействии друг с другом, влияют на становление подростка, его нравственное развитие.
Сегодня многие подростки нуждаются в срочной профилактической поддержке. Они выделяются среди сверстников из-за своего асоциального поведения и проблем в адаптации. К сожалению, общество не придает должного значения этой проблеме, что ведет к увеличению числа зависимых подростков.
Актуальность исследования связана с проблемой повышения процента правонарушений среди подростков, а правонарушение влияет на все сферы жизни человека и влечет за собой деформацию профессиональных, семейных, личных и социальных отношений.
Цель исследования – рассмотреть особенности профилактики правонарушений подростков 12-14 лет в общеобразовательной организации.
Объект исследования – правонарушения среди подростков.
Предмет исследования - профилактика правонарушений подростков 12-14 лет в общеобразовательной организации.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику подростковому возрасту;
2. Рассмотреть особенности проявления правонарушений среди подростков;
3. Выделить методы профилактики правонарушений;
4.Провести исследования по диагностике склонности к правонарушениям среди подростков;
5. Разработать рекомендации по профилактики правонарушений подростков.
Методы исследования:
- теоретические - сбор, анализ, синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- практические - констатирующий эксперимент, тестирование.
База исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что представленный в настоящей работе материал может быть полезен классным руководителям, педагогам-психологам, социальному педагогу в работе с детьми подросткового возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованных источников.
По классификации Д.Б. Эльконина возрастным диапазоном подростка сейчас принято считать от 10-11 лет до 14-15 лет. А еще существует четко выраженный период от переходного возраста к подростковому возрасту в 14-16 лет, который некоторые авторы называют старшим подростковым возрастом (8-9 классы). Поэтому психологическое развитие подростков и уровень самосознания в этот период отличаются друг от друга [1, с. 41].
На формирование личности в подростковом возрасте оказывает влияние половое созревание.
Зрелость человека зависит как от генетических факторов, так и от условий окружающей среды. Подростковый возраст начинается раньше, имеет более короткий скачок роста и заканчивается быстрее. Во-первых, подростки люди быстро меняются по росту и весу, меняются части тела. Сначала до «взрослых» размеров вырастают голова, руки и ноги, затем руки и ноги – и, наконец, тело. Это приводит к непропорциональности определенной части тела, подростковому углу. Дети в этом возрасте часто чувствуют себя неуклюжими [2, с. 203].
В подростковом возрасте из-за быстрого роста организма становится трудно снабжать кровью сердце, легкие и мозг. Поэтому дети этого возраста отличаются изменениями сосудов и тонуса мозга. Такие изменения приводят к быстрым изменениям физического состояния, в результате чего меняется настроение [3, c. 40]. При этом ребенок может длительное время продолжать физическую активность, связанную с его хобби (например, играть в футбол, безумно танцевать на дискотеке), и при этом «падать от усталости». Особенно это касается интеллектуального стресса.
Эмоциональное развитие подростков связано с уровнем интеллектуальной зрелости, гормональными и физическими изменениями, а также социокультурными факторами:
- необыкновенная интенсивность и яркость эмоций – эмоции часто захлестывают, когда малые события приравниваются к «концу света» и перед лицом объективных, незначительных неудач появляется ощущение бессмысленности жизни, частые суицидальные мысли, даже по незначительным причинам;
- эмоциональная неустойчивость, легкость чувств характеризуется переходом от легкости к отчаянию, от печали к эйфории. Поэтому важно тщательно поддерживать все переживания ребенка, важно руководить его деятельностью, чтобы в плохом настроении он не сделал ничего глупого и не попал в беду. Для подростков характерна также утрата человеком чувства силы и могущества, психологическая слабость, утрата уверенности в своих силах и возможностях;
- беспредметность эмоций – подросток часто не может понять, почему он грустит или радуется, и что его беспокоит. Причиной этого состояния являются сильные гормональные изменения, влияющие на работу нервной системы. Подростковая эмоциональная нестабильность усиливается по мере сексуального пробуждения во взрослом возрасте [5, c. 68]. Важно помнить, что подросток мысленно склонен проводить четкое различие между любовью и сексом. Не стоит дразнить ее по поводу ее чувств или высмеивать их – это может привести к разочарованию в более старшем возрасте и неспособность развивать зрелые отношения с противоположным полом в будущем.
Центральным новообразованием в личности подростка является представление о том, что он уже не ребенок - он начинает чувствовать себя взрослым, пытается стать взрослым [20, c. 41]. Эта характеристика называется чувством взрослости, которое подросток отрицает, но еще не может ощутить себя по-настоящему, подлинно взрослым, даже если другим необходимо признать его взрослым.
Взросление субъективно связаны не только с подражанием, но и с вхождением в мир взрослых. Подросток пытается занять место взрослого в системе реальных взаимоотношений между людьми, поэтому для него важны смелость, отвага и одежда по отношению к этой социальной позиции.
Подростки требуют признания независимости и равенства со взрослыми, даже если для этого нет реальных условий – физических, интеллектуальных, социальных. Только в специально организованной деятельности отношения со взрослыми могут удовлетворить запросы и потребности подростков.
Развитие личности в подростковом возрасте сопровождается возникновением личностных конфликтов. В.А. Сухомлинский отмечал, что подросткам свойственен конфликт между разными желаниями и, с другой стороны, ограниченность сил, опыта и возможностей их реализации. Существование подобных конфликтов, их возникновение, развитие и разрешение оказывают существенное влияние на личность подростка. Наличие неразрешенных внутренних конфликтов приводит к отклонениям в поведении. Процесс разрешения этих споров принимает затяжную, конфликтную форму [1, c. 26].
Рост конфликтности среди школьников-подростков связан с переломным моментом в психологическом развитии многих детей, так называемым «подростковым кризисом». Подростки демонстрируют гендерные различия в уровне нравственного воспитания. Мальчики независимы, потому что им приходится действовать согласно своим собственным идеям. Для них важны такие моральные качества, как мужество, отвага, самозащита, сила воли [5, c. 69].
Девочки-подростки более зависимы, поскольку в основном ориентируются на мнение взрослых (родителей, учителей). Они подчеркивают такие качества, как доброта, ответственность, вежливость, лояльность, толерантность, открытость, обходительность и щедрость [13, c. 66].
Ведущей деятельностью среди подростков является межличностное общение. Но сначала общение со сверстниками, а не со взрослыми. В этот период доминирует становится интимно-личностное общение.
Психология общения в подростковом возрасте включает автономию, изоляцию личного пространства, потребность принадлежать к группе, однако, часто приводит к чрезмерно высокому уровню, поскольку, сохраняя независимость от взрослых, подростки не критикуют поведение сверстников.
Ощущение взрослости, возникающее в подростковом возрасте, приводит к самоидентификации со взрослыми и заставляет подростка вырабатывать новые типы отношений.
Таким образом, основные проблемы подросткового возраста связаны с периодом развития, эмоционально-коммуникативной сферой личности подростка, психофизиологическими и анатомическими изменениями.
Гендерные различия в подростковом возрасте неясны, поскольку существует множество факторов, влияющих на развитие этого поведения, и как мальчики, так и девочки могут начать вести себя способами, необычными для их предыдущего поведения [13, с. 65].
В подростковом возрасте подростки начинают по-другому думать о своем поле. Девочки ищут женские образцы для подражания, мальчики -мужские образцы.
В настоящее время стереотипы женщин и мужчин существенно меняются, и все это оказывает определенное влияние на формирование гендерного поведения. Теперь женщинам положено быть независимыми, сильными и смелыми, а мальчикам – нежными и сострадательными. Под этим влиянием подростки начинают менять свое поведение, в худшем случае даже радикально противоположное [13, c. 66].
Существует предположение, что для подростков, у которых преобладают маскулинные черты, характерно отрицание социальных общепринятых норм и ценностей и как следствие проявление различных форм девиантного поведения [26].
Подростки с фемининными чертами следуют правилам поведения, установленным обществом и государством.
Подростки с андрогинными чертами более успешно адаптируются в социальной среде, при этом явно выраженного агрессивного и доминирующего поведения не наблюдается.
Данные обстоятельства служат причиной для появления у девочек качеств маскулинного плана. Наблюдения за девочками в возрасте 11-15 лет, по мнению А.А. Реана и других ученых, выделили, что появились черты, которые были ранее им не свойственны [23, c. 67].
По мнению И.А. Фурманова, подростковый возраст имеет всю динамику агрессии от подросткового возраста до взрослой жизни. При этом по мере взросления подростков начинают доминировать вербальная агрессия и негативизм [26, c. 112].
Традиционные представления о мужской и женской агрессии продолжают влиять на поведение: и мальчики, и девочки учатся в той или иной степени подавлять свои агрессивные импульсы, но мальчики чаще выражают свою агрессию свободно. Тип агрессивного подростка (мальчика) отличается относительной однородностью поля мотивации, где можно наблюдать две тенденции: к сохранению эмоционального равновесия и социального благополучия (преобладание мотивов удовольствия и достижения социального статуса). В нем проявляется стремление к комфортным условиям жизни, учебы и отдыха, стремление влиять на других, но при этом отсутствуют мотивационные тенденции, связанные со стремлением к самосознанию и личностному развитию. Агрессивный тип подростка (девочки) характеризуется мотивационными тенденциями к поддержанию жизнеобеспечения, комфорта и общения. Это говорит о том, что мотивы служения превосходят мотивы роста. Эту мотивационную структуру можно определить, как пользователь (регрессивный профиль), который в первую очередь выполняет функцию поддержки, а не личностного развития [6, с. 65].
Наблюдалось, что девочки чаще проявляли агрессию, хотели обидеть, критиковали, указывали на недостатки, проявляли нетерпимость по отношению к другим. Девочкам в подростковом возрасте характерна достаточно агрессивная реакция на критику в свой адрес, так же часто применяется физическая сила, для решения конфликтов. Психологи предполагают, что данная реакция является своеобразным «бунтом подготовки для роли их матери и хозяйки».
Девочки, которые обогнали по развитию мальчиков сверстников, начинают проявлять агрессию по отношению к педагогам, родственникам, сверстникам. Они стараются показать свою зрелость окружающим, независимость несвойственную ранее. Со временем желание доминировать уходит, и они признают, что мальчики сильнее [6, c. 76].
Если анализировать труды Э. Эриксона, можно сделать вывод, о том, что начинаются трудности во взаимоотношениях не только с матерью, но и с отцом. Характерной чертой являются проблемы и сопротивления в воспитании [15, c. 66].
Появление правонарушений зависит от множества факторов. Эти факторы могут рассматриваться со стороны социологических, личностных признаков. Также недостаточно изучена информация наследственности. Но большое количество приемных детей, выросших в благополучных семьях достаточно показательны. Оттого как подросток будет реагировать, на трудности, появляющиеся у него в процессе взросления, зависит оттого как общество воздействует на построение его личности. В настоящее время роль СМИ играет важную роль, и является фактором социального воздействия. Ведь зачастую оно пропагандирует агрессивные формы поведения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнян, М. Ю. «Кто я» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков / М. Ю. Арутюнян. - Москва: МЦГИ, 1992. - 175 с. – Текст: непосредственный.
2. Ахметзянова, А. И . Психологические особенности личности подростков, детерминирующих девиантное поведение / А.И. Ахметзяновп, И. А. Кадровая, Е. В. Рудауова. – Текст: непосредственный // Акмеология. - 2019. - № 4. - С. 201 – 209.
3. Ахметова, О. А. Возрастные изменения личностных черт у подростков: обзор литературы / О. А. Ахметова. - Текст: непосредственный. // Культурно-историческая психология. - 2013. - № 4. - С. 36–44.
4. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. - М. : Социальное здоровье России, 1994. - 346 с.
5. Берковиц, Л. Агрессия: причина, последствия и контроль / Л. Берковиц. – Санки-Петербург : Прайм-Еврознак, 2019. - 512 с. – Текст: непосредственный.
6. Бреслав, Г.М. Половые различия и современное школьное образование / Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - 64-69 с.
7. Бурминская, Т. В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций / Т. В. Бурминская. - Ставрополь : СГПИ, 2004. - 199 с. – Текст: непосредственный.
8. Бутузова, Ю. С. Профилактика правонарушений среди подростков в общеобразовательном учреждении / Ю. С. Бутузова, С. П. Акутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 601-604. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26363/ (дата обращения: 04.02.2025).
9. Валуйсков, Н. В. К вопросу о повышении эффективности уголовного законодательства в противодействии преступности / Н.В, Валуйская, Л.В. Бондаренко, А.Д. Арутюнян // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 2(19). - С. 209–213.
10. Гаврилова, Т.П. Организация интеллектуально-игровой деятельности подростков с отклоняющимся поведением с целью предупреждения их девиаций / Т. П. Гаврилова, Е. Н. Грицких. – Текст: непосредственный // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 6. - С. 88-92.
11. Гаврилов, В. И. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних лиц / В. И. Гаврилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 110-111. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53920/ (дата обращения: 04.02.2025).
12. Гурьева, В. А. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / В. А. Гурьева. – Москва : Медицинское информационное агентство, 2007. - 22 с. – Текст: непосредственный.
13. Дворянчиков Н. В. Взаимосвязь некоторых личностных особенностей и характеристик криминального поведения подростков / Н. В. Дворянчиков, О. А. Логунова, Д. В. Решетова. – Текст: непосредственный. // Психология и право. - 2011. - № 1. - С. 65- 71.
14. Джанибекова, Н. А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения / Н. А. Джанибекова // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 357-359.
15. Жмуров, Д. В. Криминальная агрессия несовершеннолетних / Д. В. Жмуров. - Иркутск : Изд-во «Репро-центр», 2009. - 162 с. – Текст: непосредственный.
16. Завражин, С. А. Феноменология девиантного поведения: избранные труды / С. А. Завражин. – Владимир : ВГГУ, 2008. - 348 с. – Текст: непосредственный.
17. Ипатов, А. В. Аутодеструктивное поведение подростков в контексте отклоняющегося развития личности / А. В. Иванов. – Текст: непосредственный // Акмеология. - 2018. - №4 (68). - С. 25–31.
18. Каган, В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ Я у подростков / В. Е. Каган. - Текст: непосредственный // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - 65-69 с.
19. Кириллова, Е. Б. Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению / Е. Б. Кириллова. – Санкт-Петербург : ФГКОУ ВО «АУ МВД РФ», 2019. - 231 с. – Текст: непосредственный.
20. Мельникова, М .Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков / М. Л. Мельников. - Екатеринбург : Нева, 2020. - 193 с. – Текст: непосредственный.
21. Менделевич, В. Д. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов / В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова. - Йошкар-Ола : Марево, 2022. - 239 с. – Текст: непосредственный.
22. Пономарева, Т. А. Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект / Т. А. Пономарева. – Текст: непосредственный // Инновационная наука. - 2020.- № 3. - С. 254-257.
23. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан. – Москва : Академия, 1996. – 378 с. – Текст: непосредственный.
24. Тормосина, Н. Г. Психологическое исследование гендерных и возрастных особенностей аутодеструктивного поведения / Н. Г. Тормосина. – Текст: электронный // Вестник Университета. 2013. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-issledovanie-gendernyhivozrastnyh-osobennostey-autodestruktivnogo-povedeniya/ (дата обращения: 17.05.2024).
25. Шерматова, Н. Т. Профилактика правонарушений подростков и их психологические особенности / Н.Т. Шерматова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-pravonarusheniy-podrostkov-i-ih-psihologicheskie-osobennosti (дата обращения: 04.02.2025).
26. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. – Москва : Владос, 2014. - 351с. – Текст: непосредственный.