Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество предъявляет высокие требования к процессу взросления молодежи, в том числе к их способности быть самостоятельными, ответственными и уверенными в себе. В юношеском возрасте происходит формирование ключевых личностных характеристик, таких как уровень ответственности, самоуверенности и готовности к принятию решений. Одним из факторов, влияющих на этот процесс, является среда проживания – остаются ли юноши в родительском доме или начинают самостоятельную жизнь. Вопрос о том, как именно проживание с родителями влияет на личностное развитие работающих юношей, остается малоизученным, что делает актуальным данное исследование.
Актуальность темы обусловлена значимостью изучения личностных особенностей юношей, которые начинают трудовую деятельность. Несмотря на наличие исследований, посвященных юношескому возрасту, детско–родительским отношениям и профессиональному становлению молодежи, влияние семейного окружения на развитие таких характеристик, как ответственность и уверенность, остается недостаточно изученным. В условиях продления периода совместного проживания молодых людей с родителями данное исследование приобретает особую важность.
Проблема личностного развития в юношеском возрасте активно изучалась в отечественной и зарубежной психологии.
Исследования возрастных особенностей юношеского возраста проводились такими авторами, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский, Э. Эриксон. В их трудах подчеркивается, что данный период связан с развитием самосознания, поиском идентичности и формированием социальной зрелости.
Вопросы детско–родительских отношений у совершеннолетних детей рассматривали Г. В. Бурменская, Ю. З. Гильбух. Исследования показывают, что зависимость от родительской семьи может оказывать влияние на уровень самостоятельности молодых людей.
Проблематика уверенности и ответственности в юношеском возрасте изучалась в работах А. И. Крупнова, Е. П. Ильина, В. А. Петровского. Их исследования показали, что данные качества формируются в процессе социальной адаптации, трудовой деятельности и взаимодействия с окружающей средой. Системно–функциональный подход к изучению личности, разработанный Б. Г. Ананьевым и его последователями, рассматривает личностные характеристики как взаимосвязанные элементы целостной системы.
Научная новизна исследования заключается в выявлении личностных особенностей работающих юношей в зависимости от условий их проживания и позволяет расширить представления о взаимосвязи уверенности и ответственности с фактором семейного окружения.
Объект исследования: ответсвенность, уверенность.
Предмет исследования личностные особенности совершеннолетних юношей, проживающих с родителями.
Гипотеза исследования: имеются особенности личностных характеристик работающих юношей, проживающих с родителями и самостоятельно.
Цель исследования: изучить личностные особенности совершеннолетних юношей, проживающих с родителями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– проанализировать особенность юношеского возраста;
– обобщить характеристики ответственностей в русле системно–функционального подхода;
– уточнить характеристики уверенности как системного свойства личности;
– провести эмпирическое исследование личностных особенностей работающих юношей, проживающих с родителями.
Методы и методики исследования:
I. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования.
II. Эмпирические: тестирование с использованием следующих методик: «Бланковый тест – ответственность» А. И. Крупнова, «Блансковый тест – уверенность» А. И. Крупнова.
III. Математико–статистические: непараметрический U–критерий Манна–Уитни.
База и выборка исследования: сеть магазинов ДНС, в исследовании приняли участие 40 работающих юношей 23–25 лет, из них 20 юношей проживает с родителями, 20 – самостоятельно.
Теоретико–методологические основы исследования базируются на системно–функциональном подходе к изучению личности, разработанном Б. Г. Ананьевым, согласно которому личность рассматривается как целостная система, включающая взаимосвязанные психологические характеристики. В рамках данного подхода личностные качества, такие как ответственность и уверенность, трактуются как системные свойства, имеющие многокомпонентную структуру и формирующиеся в процессе взаимодействия с социальной средой.
Исследование ответственности и уверенности как системных свойств личности опирается на труды А. И. Крупнова, который разработал многомерную модель этих характеристик в контексте системно–функционального анализа. Также важный вклад в развитие данного направления внесли М. А. Селиверстова и другие последователи, рассматривавшие уверенность и ответственность через призму мотивационных, когнитивных, регуляторных и оценочных компонентов.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов в области психологического консультирования, семейной психологии и профориентационной работы с молодёжью.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, две главы, список научной литературы, приложение.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения личностных особенностей в юношеском возрасте
1.1. Особенности юношеского возраста
Юношеский возраст, охватывающий период от 15 до 18 лет, является критическим этапом в развитии личности, характеризующимся значительными изменениями в физической, психологической и социальной сферах.
В этот период завершается процесс полового созревания, достигается полная физическая зрелость. Увеличивается мышечная масса, улучшается координация движений, повышается выносливость. Однако, несмотря на физическую зрелость, организм продолжает развиваться, что требует внимательного отношения к здоровью и физической активности.
Юность характеризуется становлением самосознания и формированием устойчивого образа «Я». Молодые люди начинают осознавать свою индивидуальность, стремятся к самостоятельности и независимости от взрослых. Развивается способность к рефлексии, углубляется самоанализ, что способствует формированию личностных ценностей и жизненных целей.
В этот период происходит активная социализация: юноши и девушки осваивают новые социальные роли, устанавливают более глубокие и значимые отношения со сверстниками и взрослыми. Особое значение приобретает профессиональное самоопределение и выбор жизненного пути. Молодые люди начинают строить планы на будущее, определять свои приоритеты и стремятся к реализации своих амбиций.
Юношеский возраст является периодом интенсивного личностного роста и формирования идентичности. Согласно Э. Эриксону, именно в этот период происходит кризис идентичности, когда молодые люди стремятся определить свое место в обществе и сформировать устойчивую систему ценностей. Успешное преодоление этого кризиса способствует развитию зрелой личности, способной к самостоятельному принятию решений и ответственности за свои поступки. В противном случае возможны проблемы с самоидентификацией и социальная дезадаптация.
Юношеский возраст является критическим этапом в развитии личности, характеризующимся интенсивными изменениями в физической, эмоциональной и социальной сферах. В этот период молодые люди сталкиваются с задачами профессионального самоопределения, формирования устойчивой идентичности и установления автономных отношений с окружающими. Особое значение приобретает вопрос проживания с родителями или самостоятельного ведения хозяйства, что непосредственно влияет на личностное развитие и межличностные отношения.
Современные исследования показывают, что совместное проживание с родителями может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личностных качеств у юношей. С одной стороны, поддержка и руководство со стороны родителей способствуют развитию уверенности и ответственности. С другой стороны, чрезмерная опека может препятствовать развитию самостоятельности и автономии. Так, в исследовании О. В. Бондаревой и Н. Е. Масловой было выявлено, что молодые люди, проживающие отдельно от родителей, демонстрируют более высокие показатели личностной зрелости и суверенности психологического пространства по сравнению с теми, кто продолжает жить с родителями.
Другие исследования подчеркивают важность сепарации от родительской семьи для личностного роста. А. Ю. Маленова и Ю. В. Потапова отмечают, что стаж отдельного проживания от родителей является значимым фактором, влияющим на развитие автономии и позитивных отношений с окружающими. Их данные свидетельствуют о том, что юноши и девушки, проживающие самостоятельно, проявляют более высокие уровни автономии и зрелости в межличностных отношениях.
Однако не следует упускать из виду и культурные особенности, которые могут влиять на восприятие совместного проживания с родителями. В некоторых культурах проживание с родителями до вступления в брак считается нормой и не воспринимается как признак незрелости или зависимости. В таких случаях важным становится качество детско–родительских отношений и степень предоставляемой молодому человеку автономии внутри семьи.
Периодизация развития личности в юношеском возрасте является важным аспектом возрастной психологии, поскольку она позволяет понять этапы формирования личности и определить ключевые задачи, стоящие перед молодыми людьми на каждом из них. Существует несколько подходов к периодизации юношеского возраста, предложенных различными исследователями.
И. С. Кон выделяет три этапа перехода от детства к взрослости:
1. Подростковый возраст: охватывает период полового созревания и характеризуется интенсивным физическим и психическим развитием.
2. Юношеский возраст: следующий этап, на котором происходит дальнейшее развитие самосознания и формирование жизненных планов.
3. Поздняя юность: период, предшествующий полной взрослости, связанный с окончательным выбором профессионального пути и интеграцией в общество.
Кон подчеркивает, что «переходной возраст» имеет биологическую основу в виде полового созревания, что обуславливает его психологические особенности.
Л. С. Выготский предлагает периодизацию, основанную на трех параметрах:
1. Социальная ситуация развития: специфическое отношение между ребенком и окружающей его социальной средой.
2. Ведущая деятельность: деятельность, определяющая основные изменения в психике ребенка на данном этапе.
3. Психические новообразования: новые качества и свойства личности, возникающие в процессе развития.
В юношеском возрасте ведущей деятельностью становится учебно–профессиональная деятельность, а ключевыми новообразованиями — формирование самосознания и жизненных планов.
Д. Б. Эльконин разделяет детство на три эпохи, каждая из которых включает два возрастных периода:
1. Эпоха раннего детства (от 0 до 3 лет):
– период новорожденности (0–2 месяца);
– младенчество (2 месяца – 1 год).
2. Эпоха детства (от 1 года до 11 лет):
– дошкольный возраст (1–3 года – ранний дошкольный; 3–7 лет – дошкольный возраст);
– младший школьный возраст (7–11 лет).
3. Эпоха подростничества (от 11 до 17 лет):
– младший подростковый возраст (11–13 лет);
– старший подростковый возраст (14–17 лет).
Юношеский возраст в данной периодизации соответствует старшему подростковому возрасту(уточнить с какого по какое), который характеризуется становлением личностной и профессиональной идентичности.
Э. Эриксон в своей психосоциальной теории развития личности выделяет стадию идентичности против ролевого смешения, соответствующую подростковому и юношескому возрасту. В этот период центральной задачей является формирование целостного и непротиворечивого образа себя, что достигается через экспериментирование с различными ролями и интеграцию их в устойчивую идентичность.
Различные подходы к периодизации юношеского возраста подчеркивают его значимость как критического этапа в развитии личности. Общие черты этих подходов включают акцент на формировании самосознания, профессиональном и личностном самоопределении, а также интеграции в общество. Понимание этих этапов позволяет более эффективно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абаева Т. С., Жанганаева М. Т., Бакытова С. Б., Тойчиева З. Ж., Молдожунусов Э. У. Морфологическая характеристика иммунного статуса у людей юношеского возраста // Life Sciences and Agriculture. – 2022. – № 3 (11). – С. 38–45.
2. Абдиева Г. И. Возрастные особенности юношеского периода // Архивариус. – 2021. – Т. 7, № 3 (57). – С. 31–33.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — М.: Наука, 1968. — 382 с.
4. Андреева А. Д., Лисичкина А. Г., Бримова Л. А. Временная и жизненная перспектива как мотивационный центр самоопределения в ранней юности: сравнительно-историческое исследование // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2021. – Т. 14, № 1. – С. 6–15.
5. Анисимова Д. О. Особенности развития временной перспективы в юношеском возрасте // Мировая наука. – 2022. – № 11 (68). – С. 12–16.
6. Ахьямова И. А., Шаньгина Е. П. Предпосылки формирования коммуникативных навыков обучающихся раннего юношеского возраста через понимание их Я-концепции // Педагогическое образование в России. – 2024. – № 1. – С. 154–160.
7. Баландин А. А., Панкратов М. К., Баландина И. А. Сравнительная морфологическая характеристика твердой мозговой оболочки человека от юношеского до старческого возраста // Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. – 2022. – Т. 12, № 4. – С. 5–10.
8. Баландина Л. Л., Барковская Д. В. Различия характеристик субъективного благополучия и качества жизни в связи с уровнем суверенности психологического пространства в юношеском возрасте // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2024. – № 1. – С. 61–71.
9. Белоус О. В., Вареца Е. С., Горькова С. С. Арт-терапия в коррекции переживания одиночества в юношеском возрасте // Международный научно-исследовательский журнал. – 2023. – № 11 (137). – С. 69.
10. Бондарева О. В., Маслова Н. Е. Личностная зрелость и взаимоотношения с родителями молодых людей, проживающих с ними или отдельно // Современные исследования социальных проблем. — 2017. — № 8 (16). — С. 45–56.
11. Бостанова С. Н., Недвига П. Р. Особенности интернет-зависимости среди лиц юношеского возраста // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-3. – С. 199–201.
12. Бурменская Г. В., Кондратьева М. Ю. Проблемы родительства и детско–родительских отношений. — М.: МГУ, 2012. — 288 с.
13. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Эксмо, 2017. — 512 с.
14. Гильбух Ю. З. Психология детско–родительских отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 192 с.
15. Деревянкина Н. А., Юферова М. А. Психологическая диагностика эмоциональных реакций подростков и юношей из ЛНР, ДНР и вновь освобожденных территорий // Ярославский педагогический вестник. – 2023. – № 3 (132). – С. 137–147.
16. Жукова Е. Д., Гильмиянова Р. А. Социокультурная идентичность: современные теоретические подходы // Педагогический журнал Башкортостана. – 2024. – № 1 (103). – С. 133–145.
17. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2011. — 352 с.
18. Калашникова С. А., Кинаш А. А., Краюшкин А. И., Сивик В. В. Современные представления о соматотипах человека и краниофациальном комплексе // Волгоградский научно-медицинский журнал. – 2021. – № 1. – С. 5–8.
19. Капустина К. О. Динамика эмоциональной устойчивости студентов-психологов на протяжении периода адаптации // Педагогика: история, перспективы. – 2021. – Т. 4, № 3. – С. 124–138.
20. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
21. Круглова Е. А., Корягина К. А. Системно-психологический анализ образа будущего в период юности и молодости // Системная психология и социология. – 2022. – № 1 (41). – С. 19–29.
22. Крупнов А. И. Ответственность личности: структура, динамика, формирование. — М.: Изд–во МГУ, 2001. — 256 с.
23. Кузнецова Е. Н., Хисамова И. И. Внеучебная деятельность как фактор развития личности студентов педагогического вуза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 4-1. – С. 172–175.
24. Кузнецова Е. С. Взаимосвязь ответственности и саморегуляции поведения в юношеском возрасте // Концепт. — 2016. — № 6. — С. 566–570.
25. Кузнецова Н. В. Информационная безопасность студентов в условиях получения среднего профессионального образования // Инновационная наука. – 2024. – № 6-1. – С. 171–173.
26. Лаврентьева О. А. Формирование ответственности у студентов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2016. — № 8. — С. 56–60.
27. Ледовская Т. В., Солынин Н. Э., Ходырев А. М. Выраженность семейных духовно-нравственных ценностей у современных юношей // Проблемы современного педагогического образования. – 2024. – № 85-3. – С. 434–437.
28. Маленова А. Ю., Потапова Ю. В. Стаж отдельного проживания от родителей как фактор взаимоотношений с окружающими в юношеском возрасте // Вестник Омского университета. Серия «Психология». — 2015. — № 2. — С. 14–22.
29. Мерзлякова С. В., Бибарсова Н. В. Ответственность как фактор развития семейного самоопределения в юношеском возрасте // Национальный психологический журнал. – 2022. – № 2 (46). – С. 3–13.
30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2006. — 456 с.
31. Мухина В. С. Юность (окончание. Начало см. в № 4 за 2020 г.) // Развитие личности. – 2021. – № 1–2. – С. 8–131.
32. Ничипоренко Н. П. Взаимосвязь уровня депрессии с характеристиками образовательной среды в подростково-юношеском возрасте // Казанский педагогический журнал. – 2023. – № 2 (157). – С. 192–199.
33. Обиночная Т. В., Ениколопов С. Н. Индивидуально-психологические особенности личности с аутоагрессивным поведением в юношеском и взрослом возрасте // Психология человека в образовании. – 2024. – Т. 6, № 3. – С. 300–313.
34. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Педагогика, 1982. — 302 с.
35. Плотникова Е. С., Тейдер А. Г. Связь личностных характеристик и самореализации студентов вуза // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2024. – № 2 (55). – С. 111–120.
36. Положение подростка в семье и отношения с родителями // Центр психолого–медико–социального сопровождения. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pms–centr.spb.ru/materialy–spetsialistov/502–polozhenie–podrostka–v–seme–i–otnosheniya–s–roditelyami
37. Семчук Л. А., Янчий А. И. Возрастная психология: учебно–методический комплекс. — Гродно: ГрГУ, 2010. — 256 с.
38. Слотина Т. В. Представления о характеристиках ответственности у подростков // Московский университет. Серия 14. Психология. — 2017. — № 1. — С. 110–117.
39. Сорокоумова Е. А., Ферапонтова М. В., Суховершина Ю. В., Игошина А. А. Когнитивные особенности лиц юношеского возраста с разным уровнем психологического благополучия // Педагогика и психология образования. – 2024. – № 1. – С. 224–235.
40. Терехина О. В., Лещинская С. Б. Особенности когнитивных стратегий совладания со стрессовыми ситуациями у представителей юношеского возраста с разным профилем суицидального риска // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2022. – № 12 (214). – С. 674–681.
41. Тихомирова Т. Н., Гайсина Д. А., Малых С. Б. Адаптация русскоязычной версии опросника "Юношеский отчет о родительском отношении" // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 81. – С. 126–142.
42. Трофимова Н. Б. Духовное опустошение в юности как возможный результат кризиса идентичности // Norwegian Journal of Development of the International Science. – 2021. – № 56-3. – С. 68–75.
43. Трошихина Е. Г., Навдушевич Г. В. Ассертивность как копинг-стратегия и личностная характеристика в подростково-юношеском возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 4. – С. 221–227.
44. Фесенко С. Н. Психологические особенности юношеского возраста // Инновационная наука. – 2023. – № 2-1. – С. 129–133.
45. Хузеева Г. Р. Психологический хронотоп и особенности идентичности в условиях смешанной реальности в юношеском возрасте // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2023. – № 4. – С. 87–102.
46. Шилова Н. П. Динамика в формировании образа будущего от подростничества до взрослости // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2024. – Т. 18, № 1–2. – С. 129–149.
47. Шилова Н. П. Половые различия в формировании временной перспективы в юношеском возрасте // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2023. – Т. 17, № 3. – С. 133–147.
48. Шитикова Е. В. Субъективное переживание счастья юношами и девушками с разными смысложизненными ориентациями // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2023. – Т. 9, № 3. – С. 105–118.
49. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детские годы. — М.: Наука, 1997. — 384 с.
50. Эриксон Э. Идентичность