Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, рост числа административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность, что обусловливает необходимость комплексного и полного анализа составов правонарушений с целью законного привлечения виновных лиц к административной ответственности; во-вторых, влияние на криминогенную обстановку, в России усугубляется криминогенная обстановка, увеличивается число аварий техногенного характера, пожаров, несчастных случаев, связанных с незаконным применением оружия и употреблением алкогольной продукции, наркотических средств или психотропных веществ; в-третьих, затрагивание вопросов национальной безопасности, защиты и реализации конституционных прав человека и гражданина. Обеспечение общественного порядка и общественной безопасности касается каждого отдельного человека, живущего в обществе; в-четвертых, необходимость в детальной и тщательной регламентации процедур реализации административной ответственности, что может потребовать дальнейшего реформирования административного законодательства и продолжения научных исследований в данной области.
Объект исследования составляют общественные отношения в сфере правовых аспектов административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность.
Целью исследования является анализ административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие, определить признаки и виды административных правонарушений посягающих на общественную безопасность;
2.провести юридический анализ составов административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность;
3.исследовать меры административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающие на общественную безопасность: виды и содержание;
4.рассмотреть порядок производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественную безопасность;
5.определить особенности правоприменительной деятельности по рассмотрению дел об административных правонарушениях, посягающих на общественную безопасность.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая степень разработанности темы исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Воронов А.М., Королев В.С., Кострова О.В., Приходько В.Е., Щеглов Р.П., Ярославский М.А. и другие авторы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1 Общая правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность
1.1 Понятие, признаки, виды административных правонарушений посягающих на общественную безопасность
Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, регулируются главой 20 КоАП РФ .
Общественный порядок - это система урегулированных социальными нормами отношений, складывающихся в общественных местах в процессе общения людей. Её цель - обеспечение обстановки спокойствия общественной жизни, нормальных условий для труда и отдыха людей, деятельности государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций .
Общественная безопасность - это система общественных отношений, возникновение, изменение, прекращение которых обусловлено источниками повышенной опасности. Она урегулирована специальными организационно-техническими правилами и направлена на предотвращение и устранение угрозы для жизни и здоровья людей, материальных ценностей, окружающей среды и других объектов правовой охраны.
К административным правонарушениям, угрожающим общественной безопасности, относятся нарушения правил приобретения, производства, передачи, продажи, ношения, хранения, экспонирования, коллекционирования, учёта или уничтожения оружия и патронов, взрывных устройств, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий.
Выделим признаки административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность:
Объект - охраняемый законом общественный порядок и общественная безопасность.
Объективная сторона может характеризоваться как действиями (например, распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах), так и бездействием (например, нарушение требований пожарной безопасности).
Состав правонарушения формальный, не требующий наличия ущерба для наказуемости деяния.
Субъектами могут быть граждане, юридические лица и должностные лица.
С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Каждому такому правонарушению свойственны наличие общественного места и общественная опасность .
Виды административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность: нарушение требований режима чрезвычайного положения; нарушение требований пожарной безопасности (продажа продукции или оказание услуг без сертификата соответствия, несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники); незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия без разрешения органов внутренних дел; нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учёт; пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему; стрельба из оружия в не отведённых для этого местах; незаконная частная детективная или охранная деятельность; производство и распространение экстремистских материалов; невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе её возникновения; невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны; нарушение пропускного режима охраняемого объекта; нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований; нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований; нарушение требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий) и объектов (территорий) религиозных организаций и другие.
1.2 Юридический анализ составов административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность
Юридический анализ составов административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность, включает рассмотрение совокупности обязательных элементов :
Объект административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность, - общественные отношения в сфере общественного порядка и общественной безопасности, которые регулируются законами и иными нормативными правовыми актами. Эти отношения связаны с охраной общественного порядка и обеспечением безопасности личности, общества и государства
Объективная сторона административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность, - это действие (бездействие), причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства. Она выражается в форме действия (например, появление в общественных местах в состоянии опьянения) либо в форме бездействия (нарушение требований пожарной безопасности, режима чрезвычайного положения и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2018 № 27-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области" // Собрание законодательства РФ", 16.07.2018, № 29, ст. 4527
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2023 № 15-П "По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина" // Собрание законодательства РФ, 17.04.2023, № 16, ст. 2989
5. Определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2023 № 2113-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Музыки Ирины Евгеньевны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СПС Гарант. Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://www.garant.ru. Дата обращения: 07.02.2025.
6. Весельский, С. В. Административные наказания, применяемые за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность / С. В. Весельский // Студенческий форум. – 2023. – № 25-1(248). – С. 61-64.
7. Воронов, А. М. Роль правоохранительных органов в обеспечении общественной безопасности при сопровождении массовых мероприятий / А. М. Воронов // Вестник экономической безопасности. – 2021. – № 6. – С. 36-39.
8. Королев, В. С. Проблематика определения вида административного наказания за административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность, связанные с нарушением требований пожарной безопасности / В. С. Королев // Юридическая наука и практика. – 2024. – № 3. – С. 105-109.
9. Кострова О.В. Административно-правовой механизм применения полицией мер принуждения к лицам, находящимся в состоянии опьянения в общественных местах / О.В. Кострова // Административное право и процесс. 2023. № 9. С. 61 - 64.
10. Левченко, В. Д. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность / В. Д. Левченко // Молодой ученый. – 2023. – № 52(499). – С. 277-279.
11. Магомедханова, К. Ф. Механизмы защиты внутрисемейных отношений в области предупреждения, пресечения и профилактики правонарушений / К. Ф. Магомедханова // Юристъ-Правоведъ. – 2024. – № 2(109). – С. 30-36.
12. Пашкова, Е. Н. К вопросу определения понятия "общественное место" по административному законодательству Российской Федерации / Е. Н. Пашкова // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2022. – № 3(48). – С. 25-32.
13. Приходько В.Е. Применение сотрудниками полиции предусмотренных законом мер принуждения в случае отказа водителя выполнить законные требования: обеспечить доступ в транспортное средство, выйти из него, предъявить документы: методические указания / В.Е. Приходько, К.П. Абакумов, Д.А. Тарасенков. М.: НЦ БДД МВД России, 2020. 24 с.
14. Щеглов Р.П. Презумпция виновности и объективное вменение по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок, на современном этапе развития административно-процессуальных отношений / Р.П. Щеглов // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2023. № 2 (66). С. 1 - 7.
15. Ярославский, М. А. Профессиональная готовность сотрудников полиции к правомерному применению физической силы в процессе охраны общественного порядка / М. А. Ярославский // Пробелы в российском законодательстве. – 2021. – Т. 14, № 3. – С. 94-97.